Исследование моторики
В нашей стране и за рубежом широкое применение при определений моторной зрелости получила «шкала моторной одаренности«Н. И. Озерецкого (1928) и ее модификации. Она позволяет дать комплексную, хотя и не очень диффсренциро- ванную характеристику двигательного анализатора в целом. Некоторые задания из этой методики нашли применение в нейропсихологической практике (Лурия А. Р., 1969).
7. Тест Н. И. Озерецкого на реципрокную коордннацшо рук. Ребенку предлагается (после демонстрации) одновременно уда- рять по столу двумя руками- правой, сжатой в кулак, и левой — раскрытой ладонью. Затем наоборот: левой, сжатой в кулак, а правой — раскрытой ладонью. Так повторить 3—4 раза. Оцс-
1 Кабинет для экспериментально-пспхологического и в том числе ней- ропсихологического обследования должен быть оборудован кроме выше- указанных пособий и игровым материалом, в качестве которого могут быть использованы такие игрушки, как пирамидки, кубики для конст- руирования, калейдоскоп, игра «Чудесный мешочек» и др
нивается ритмичность движений и способность синхронно сменять положение обеих рук одновременно. По данным ав- тора, задание может быть адекватный для детей 12 лет и старше. При резидуальных поражениях двигательных систем мозга выполнение данной пробы обычно затруднено: отмеча- ются синкинезии, переключение на следующее движение обе- ими руками происходит разновременно. Данное задание, как и следующее оценивается качественно по степени выражешю- сти затруднений. Возможна и количественная оценка успеш- ности выполнения этой и других подобных проб с помощью подсчета количества правильно выполненных движений в се- рии из 6 или 12 заданий.
8. Тест на реципрокную координацию в виде ритмичного постукивания ладонью одной руки два раза, а другой —один раз. Во второй половине теста производится смена рук. Воз- растная доступность та же, что и в предыдущей пробе.
*9. Проба на динамический праксис «кулак-ребро-ладонь» (Лурия A. P., 1969)1.
В нашей версии данного задания ребенку предлагается вос- произвести по образцу серию из 9 движений, состоящую из трижды повторяющегося ряда 3-х вышеназванных движений. Если ребенок не справился с заданием, образец демонстриру- ется повторно до 5 раз. Оценивается по количеству предъяв- лений, необходимых для правильного воспроизведения. По на- шим данным, задание доступно болынинству здоровых детей 6 лет и старше. Данный тест чувствителен не только к пора- жению двигательных систем, но и к модально неспецифиче- скому дефициту сукцессивных функций. Первый и второй ва- рианты расстройств порождают разные виды ошибок. R пер- вом случае чаще страдает переключение с одного движения на следующее в автоматизированном режиме: ребенок персевери- рует или делает большие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропу- скают некоторые из них. По нашим наблюдениям и данным литературы, избирательные трудности в этом задании харак- терны для детей со специфическими трудиостями в овладении школьными навыками (дислексией, дисграфией, дискальку- лией). Предположительно затруднения в данном задании мож- но связать с левополушарной недостаточностью.
10. «Пересчет пальцев». Ребенку предлагается поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого пальца той же руки, а затем сделать то же самое, но начиная
1 Пробы, обозначенные звездочкой, представлены в главе 2
с мизинца. Оценивается точность, диффсренцированность дви- жений пальцев и способность к переключению с одного дви- жения на другое (отсутствие застреваний). Выполнение без ошибок оценивается в 0 баллов, каждая синкинезия штрафуется
1 баллом, пропуск пальца и нарушения порядка движений — 2 баллами, наличие множественных синкинезий — 4 баллами. По нашим наблюдениям, данные задания доступны и выполняются, в основном, верно детьми с 6 лет, а с 8 лет выполняются прак- тически безошибочно (см. табл. 8), что согласуется с данными Н. И. Озерецкого и М. О. Гуревича (1930).
*11. Проба на пальцевой гнозис и (в меньшей степени) праксис.
Ребенку предлагается, не глядя на свою руку (которую при необходимости можно экранировать), вслед за эксперимента- тором воспроизводить различные позы пальцев: а) все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед, б) 1 палец поднят вверх, остальные собраны в кулак, в) указательный па- лец выпрямлен, остальные собраны в кулак, г) 2 и 3 пальцы расположены в виде буквы Y, д) 2 и 5 пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак, е) 2 и 3 пальцы скрещены, ос- тальные собраны в кулак, ж) 2 и 3 пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1, 4 и 5 пальцы собраны в щепоть («зайчик»), з) 1 и 2 пальцы соединены кольцом, ос- тальные—выпрямлены. Оценивается выполнение каждой позы в штрафных баллах: поза не выполнена — 4 балла (для а — г) или 3 балла (для д —з), поза воспроизведена неточно —0.5 балла, замедленное воспроизведение позы (поиск нужных дви- жений) — 1 балл, если поиск продолжался от 10 до 30 сек., и
2 балла. если больше 30 сек. Выполнение этого задания в зна- чительной степени зависит от состояния кинестетического ана- лизатора и «схемы тела» (Лурия А. Р., 1969). Зарубежные исследователи рассматривают нарушения данных операций как одно из проявлений синдрома Герстманна (Тонконо- гий И. М., 1973), возникающего при поражений теменных зон коры доминантного по речи полушария. (см. рис. при- ложения).
*12. Исследование орального праксиса.
По подражанию ребенку предлагается выполнить 11 дейст- вий: 1. улыбнуться, 2. надуть щеки, 3. сделать губы трубочкой (как при звуке «у»), 4. сделать губы как при звуке «о», 5. «по- катать орептки за щеками» (кончиком языка), 6. высунуть язык лопаткой (широким), 7. поднять кончик языка вверх и подложить его на верхнюю губу, 8. впустить кончик языка вниз и положить его на нижнюю губу, 9. поместить кончик
языка в правый угол рта, 10. то же—в левый угол рта, 11. высунуть язык и сделать кончик узким.
Оцениваются точность движений и способность к переклю- чению в случае воспроизведения серии 3-х движений. Оценки: невозможность выполнить движение штрафуется оценкой в 1 балл, движение, выполненное неточно —0,25 балла, наличие синкинезий (сопутствующих движений губами, челюстью) — 0,5 балла за каждую пробу, асимметричное выполнение дви- жения — 0,5 балла.
По нашим данным, здоровые дети 6 лет и старше ошибок в этом задании практически не допускают. Симптомы ораль- ной диспраксии по-видимому свидетельствуют о дисфункции или незрелости теменно-центральных отделов коры (Тонконо- гий И. М., 1973).
Нарушения орального праксиса обычно встречаются у де- тей с артикуляционной диспраксией, дизартрией и, нередко, при моторной алалии. В первых двух случаях, по нашим дан- ным, тяжесть оральной апраксий коррелирует с выраженно- стью нарушений звукопроизношения. При сопоставлении ре- зультатов исследования детей со спастическими гемипарезами мы убедились, что симптомы оральной апраксий примерно одинаково часто встречаются как при право-, так и при лево- полушарном раннем повреждении мозга.
*13. Пробы Хеда на пространственную организацию дви- жений1.
а) Наглядный вариант. Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив обследующим: коснуться левой рукой правого (левого) уха, правой рукой — левого глаза и т. п. Для диагностических целей, по нашим данным, задание может быть использовано у детей 9 лет и старше. Его выполнение требует мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркалыюму воспроизведению. Ошибки возникают не только при наруше- ний пространственного праксиса, но и при снижении психи- ческой активности (инактивности) по «лобному» типу.
б) Речевой вариант. Те же движения выполняются по ре- чевой инструкций. Несмотря на кажущееся сходсгво с преды- дущим, этот тест адресован к иным психическим функциям: он оценивает владение понятиями «право-лево» и речевую ре- гуляцию двигательных актов. Его выполнение затруднено у де- тей с левополушарной недостаточностыо и большинства детей,
1 Ряд проб для исследования детей можно с полным основанием заимствовать из набора методик для взрослых, в том числе и пробы Хеда
страдающих дислексией. В комплексе с рядом других заданий он может использовался для paннего выявления предрасполо- женности к этому расстройству (Корнев А. Н., 1995). Данное задание легко выполнимо большинством здоровых детей с 8 лет и не представляет трудности в этом возрасте даже для де- тей с задержкой психического развития того же возраста, не страдающих дислексией.
Date: 2016-05-13; view: 703; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|