Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование моторики





В нашей стране и за рубежом широкое применение при
определений моторной зрелости получила «шкала моторной
одаренности«Н. И. Озерецкого (1928) и ее модификации. Она
позволяет дать комплексную, хотя и не очень диффсренциро-
ванную характеристику двигательного анализатора в целом.
Некоторые задания из этой методики нашли применение в
нейропсихологической практике (Лурия А. Р., 1969).

7. Тест Н. И. Озерецкого на реципрокную коордннацшо рук.
Ребенку предлагается (после демонстрации) одновременно уда-
рять по столу двумя руками- правой, сжатой в кулак, и левой —
раскрытой ладонью. Затем наоборот: левой, сжатой в кулак, а
правой — раскрытой ладонью. Так повторить 3—4 раза. Оцс-

1 Кабинет для экспериментально-пспхологического и в том числе ней-
ропсихологического обследования должен быть оборудован кроме выше-
указанных пособий и игровым материалом, в качестве которого могут
быть использованы такие игрушки, как пирамидки, кубики для конст-
руирования, калейдоскоп, игра «Чудесный мешочек» и др


нивается ритмичность движений и способность синхронно
сменять положение обеих рук одновременно. По данным ав-
тора, задание может быть адекватный для детей 12 лет и
старше. При резидуальных поражениях двигательных систем
мозга выполнение данной пробы обычно затруднено: отмеча-
ются синкинезии, переключение на следующее движение обе-
ими руками происходит разновременно. Данное задание, как
и следующее оценивается качественно по степени выражешю-
сти затруднений. Возможна и количественная оценка успеш-
ности выполнения этой и других подобных проб с помощью
подсчета количества правильно выполненных движений в се-
рии из 6 или 12 заданий.

8. Тест на реципрокную координацию в виде ритмичного
постукивания ладонью одной руки два раза, а другой —один
раз. Во второй половине теста производится смена рук. Воз-
растная доступность та же, что и в предыдущей пробе.

*9. Проба на динамический праксис «кулак-ребро-ладонь»
(Лурия A. P., 1969)1.

В нашей версии данного задания ребенку предлагается вос-
произвести по образцу серию из 9 движений, состоящую из
трижды повторяющегося ряда 3-х вышеназванных движений.
Если ребенок не справился с заданием, образец демонстриру-
ется повторно до 5 раз. Оценивается по количеству предъяв-
лений, необходимых для правильного воспроизведения. По на-
шим данным, задание доступно болынинству здоровых детей
6 лет и старше. Данный тест чувствителен не только к пора-
жению двигательных систем, но и к модально неспецифиче-
скому дефициту сукцессивных функций. Первый и второй ва-
рианты расстройств порождают разные виды ошибок. R пер-
вом случае чаще страдает переключение с одного движения на
следующее в автоматизированном режиме: ребенок персевери-
рует или делает большие паузы между движениями. Во втором
случае дети путают последовательность движений или пропу-
скают некоторые из них. По нашим наблюдениям и данным
литературы, избирательные трудности в этом задании харак-
терны для детей со специфическими трудиостями в овладении
школьными навыками (дислексией, дисграфией, дискальку-
лией). Предположительно затруднения в данном задании мож-
но связать с левополушарной недостаточностью.

10. «Пересчет пальцев». Ребенку предлагается поочередно
коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого
пальца той же руки, а затем сделать то же самое, но начиная

1 Пробы, обозначенные звездочкой, представлены в главе 2


с мизинца. Оценивается точность, диффсренцированность дви-
жений пальцев и способность к переключению с одного дви-
жения на другое (отсутствие застреваний). Выполнение без
ошибок оценивается в 0 баллов, каждая синкинезия штрафуется

1 баллом, пропуск пальца и нарушения порядка движений — 2
баллами, наличие множественных синкинезий — 4 баллами. По
нашим наблюдениям, данные задания доступны и выполняются,
в основном, верно детьми с 6 лет, а с 8 лет выполняются прак-
тически безошибочно (см. табл. 8), что согласуется с данными
Н. И. Озерецкого и М. О. Гуревича (1930).

*11. Проба на пальцевой гнозис и (в меньшей степени)
праксис.

Ребенку предлагается, не глядя на свою руку (которую при
необходимости можно экранировать), вслед за эксперимента-
тором воспроизводить различные позы пальцев: а) все пальцы
выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед, б) 1 палец
поднят вверх, остальные собраны в кулак, в) указательный па-
лец выпрямлен, остальные собраны в кулак, г) 2 и 3 пальцы
расположены в виде буквы Y, д) 2 и 5 пальцы выпрямлены,
остальные собраны в кулак, е) 2 и 3 пальцы скрещены, ос-
тальные собраны в кулак, ж) 2 и 3 пальцы выпрямлены и
расположены в виде буквы Y, а 1, 4 и 5 пальцы собраны в
щепоть («зайчик»), з) 1 и 2 пальцы соединены кольцом, ос-
тальные—выпрямлены. Оценивается выполнение каждой позы
в штрафных баллах: поза не выполнена — 4 балла (для а — г)
или 3 балла (для д —з), поза воспроизведена неточно —0.5
балла, замедленное воспроизведение позы (поиск нужных дви-
жений) — 1 балл, если поиск продолжался от 10 до 30 сек., и

2 балла. если больше 30 сек. Выполнение этого задания в зна-
чительной степени зависит от состояния кинестетического ана-
лизатора и «схемы тела» (Лурия А. Р., 1969). Зарубежные
исследователи рассматривают нарушения данных операций
как одно из проявлений синдрома Герстманна (Тонконо-
гий И. М., 1973), возникающего при поражений теменных
зон коры доминантного по речи полушария. (см. рис. при-
ложения).

*12. Исследование орального праксиса.

По подражанию ребенку предлагается выполнить 11 дейст-
вий: 1. улыбнуться, 2. надуть щеки, 3. сделать губы трубочкой
(как при звуке «у»), 4. сделать губы как при звуке «о», 5. «по-
катать орептки за щеками» (кончиком языка), 6. высунуть
язык лопаткой (широким), 7. поднять кончик языка вверх и
подложить его на верхнюю губу, 8. впустить кончик языка
вниз и положить его на нижнюю губу, 9. поместить кончик


языка в правый угол рта, 10. то же—в левый угол рта,
11. высунуть язык и сделать кончик узким.

Оцениваются точность движений и способность к переклю-
чению в случае воспроизведения серии 3-х движений. Оценки:
невозможность выполнить движение штрафуется оценкой в 1
балл, движение, выполненное неточно —0,25 балла, наличие
синкинезий (сопутствующих движений губами, челюстью) —
0,5 балла за каждую пробу, асимметричное выполнение дви-
жения — 0,5 балла.

По нашим данным, здоровые дети 6 лет и старше ошибок
в этом задании практически не допускают. Симптомы ораль-
ной диспраксии по-видимому свидетельствуют о дисфункции
или незрелости теменно-центральных отделов коры (Тонконо-
гий И. М., 1973).

Нарушения орального праксиса обычно встречаются у де-
тей с артикуляционной диспраксией, дизартрией и, нередко,
при моторной алалии. В первых двух случаях, по нашим дан-
ным, тяжесть оральной апраксий коррелирует с выраженно-
стью нарушений звукопроизношения. При сопоставлении ре-
зультатов исследования детей со спастическими гемипарезами
мы убедились, что симптомы оральной апраксий примерно
одинаково часто встречаются как при право-, так и при лево-
полушарном раннем повреждении мозга.

*13. Пробы Хеда на пространственную организацию дви-
жений1.

а) Наглядный вариант. Ребенку предлагается воспроизвести
движения, выполняемые сидящим напротив обследующим:
коснуться левой рукой правого (левого) уха, правой рукой —
левого глаза и т. п. Для диагностических целей, по нашим
данным, задание может быть использовано у детей 9 лет и
старше. Его выполнение требует мысленной пространственной
переориентации для преодоления тенденции к зеркалыюму
воспроизведению. Ошибки возникают не только при наруше-
ний пространственного праксиса, но и при снижении психи-
ческой активности (инактивности) по «лобному» типу.

б) Речевой вариант. Те же движения выполняются по ре-
чевой инструкций. Несмотря на кажущееся сходсгво с преды-
дущим, этот тест адресован к иным психическим функциям:
он оценивает владение понятиями «право-лево» и речевую ре-
гуляцию двигательных актов. Его выполнение затруднено у де-
тей с левополушарной недостаточностыо и большинства детей,

1 Ряд проб для исследования детей можно с полным основанием
заимствовать из набора методик для взрослых, в том числе и пробы
Хеда


страдающих дислексией. В комплексе с рядом других заданий
он может использовался для paннего выявления предрасполо-
женности к этому расстройству (Корнев А. Н., 1995). Данное
задание легко выполнимо большинством здоровых детей с 8
лет и не представляет трудности в этом возрасте даже для де-
тей с задержкой психического развития того же возраста, не
страдающих дислексией.

Date: 2016-05-13; view: 651; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию