Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эфферентная (вербальная) моторная афазия
В механизмах нарушения речи при эфферентной (вербаль- ной) моторной афазий можно выделить два взаимодействую- щих фактора.
1. Дефект речи, обусловленный нарушением кинетической мелодии, при которой нарушается организация речевой мото- рики, плавная смена артикуляторных движений, дефект разво- рачивания действия, т. е. использование так называемого те- кущего сукцессивного синтеза. Нарушение текущего сукцессив- ного синтеза выражается в речи грубой персеверацией, затруднениями координации одновременно совершаемых дей- ствий, например, сочетанного осуществления ответа жестом и словом, неспособностью проанализировать услышанные, при- поминаемые или произносимые слова, ослаблением следовых процессов, неудержанием рече-слухового ряда, отчуждением смысла слов. Часто эти нарушения сопровождаются грубыми произносительными нарушениями речи: дезавтоматизацией (потерей плавности речи) с затруднениями в приступе к слову, напряжением, запинаниями, смазаниостью произношения. В меньшей степени нарушается автоматизированная речь, по- вторение слов и коротких простых фраз, договаривание не- законченных предложений в хорошо автоматизированном кон- тексте.
Самостоятельная и диалогическая речь либо отсутствует (эмболофазия), либо очень бедная, односложная. Затруднен подбор слов, паузы заполняются вводными и стереотипными словами, междометиями. Частые литеральные парафазии, гру- бо нарушается чтение вслух и про себя, недоступны все виды письма. В итоге нарушения текущего сукцессивного синтеза приводят к нарушениям как устпой, так и письменной речи, вследствие чего снижается речевая активность, способность к коммуникации, т. е. использование речи в текущей деятельно- сти.
Нарушения мелодии двигательного акта могут быть обна- ружены и вне речевой деятельности в виде дефектов динами- ческого»праксиса.
2. Вторым фактором в синдроме эфферентной моторпой афазий является заторможенность или распад ранее образован- ных условно-рефлекторных связей, составляющих семантиче- ское поле речевых единиц, нарушается использование речевого кода, страдает и сам код. Угнетение прошлого опыта, ранее затверженных стереотипов, выражается клинически в том, что на всех уровнях устной самостоятельной речи, чтения и пись- ма — от букв до слов, словосочетаний, речевых оборотов — вы- ступают дефекты амнестического типа. Не случайно, эфферен- тную форму афазий в терминологической классификации, тра- диционно употребляемой в ленинградской нейропсихологи- ческой школе, называют «вербальной»1 (Тонконогий И. М., 1968). Забытыми оказываются названия объектов, букв, зако- ны языка, в том числе и правила орфографии. Самостоятель- ная и диалогическая речь обеднена, выявляются симптомы моторного аграмматизма, «телеграфный стиль». В речи отсут- ствуют предлоги, связки, наречия, прилагательные. Использу- ются преимущественно существительные в именительпом па- деже и реже —глаголы в инфинитиве. Теряется собственное чувство грамматических стереотипов при сохранной способно- сти различать грамматические несообразности в предложенных на слух предложениях. Поэтому актуализация стереотипов способствует улучшению речевой функции. Больные легко перечисляют автоматизированные речевые ряды, догова- ривают незаконченные пословицы, поговорки, стихотвор- ную строку. Отраженная речь также нарушается не грубо, за исключением повторения сложных слов и многослож- ных фраз.
1 Далее в скобках указываются названия форм афазий по этой клас- сификации.
Второй фактор имеет большое значение в механизмах нарушения чтения, особенно чтения про себя и понимания читаемого. Чтение нарушается не только из-за произноси- тельных затруднений, но и за счет амнезии названия букв, затруднений в слиянии звуков, нарушения фонологического анализа, трудной актуализации ассоциативных связей, зыб- кости значения слова. Чем выше семантическая насыщен- ность читаемого, чем шире задсйствованы упроченные сте- реотипы, тем легче осуществляется чтение и понимание, по- этому слова читаются легче, чем буквы, а предложения легче, чем слова. Эффективность чтения зависит от возмож- ности проговаривания вслух читаемого, от частотности сло- ва, от ситуационной подсказки. Удельный вес перечисленных механизмов нарушения чтения при эфферентной моторной афазий индивидуально различен, вследствие чего при одина- ковой тяжести афазий характеристика чтения нередко оказы- вается неодинаковой. Грубые нарушения чтения, вплоть до полного распада, типичны для грубой и выраженной афа- зий, но встречаются при умерениой и, как исключение, при легкой1. Чтение больше зависит от сохранности устной речи и оказывается более полноценным, чем письмо.
Письмо в значительно большей степени опирается на фонологический анализ, который у всех больных, как пра- вило, дефектен. Анализ слова затруднеп, а результаты ана- лиза не удерживаются в памяти. Ошибки в написании очень разнообразны: пропуски букв, особенно гласных, труд- ности в подыскании нужной графемы, реже — перестановки букв, орфографические ошибки, выражающиеся в том, что слова пишутся так, как они слышагся, а не пишутся (опора опять на дефектный фонологический анализ, а не на затвер- женный двигательный стереотип). Телеграфный стиль в письменных изложениях выражен сильнее, чем в устных. Выше перечисленные особенности письма характерны для больных с умеренно выраженной афазией. Восстановление письма, как правило, сильно отстает от восстановления ре- чи, вследствие чего у больных с легкой афазией в клини- ческой картине часто выступает аграфия, а у больных с грубой и выраженной степенью речевого дефекта наблюда- ется грубый распад письма.
Учет двух основных взаимодействующих факторов в меха- низме нарушения устной и письменной речи при эффереит-
1 Исследования письменной речи у бопьных с разным» формами афазий проводились совместно Н Н Трауготг и С А Дорофеевой (1991, 1992, 1994)
ной афазий помогает объяснить различие между этой формой и динамической афазией.
К сказанному следует добавить, что при эфферентиой афа- зий не наблюдается нарушений зрительного и слухового гно- зиса. Не выявляется амузии.
Исследование способности ориентироваться в пространстве, право-левой ориентировки, пальцевого гнозиса, сохранности счетных операций, праксиса позы показывает, что у больных с грубой афазией могут быть определенные затруднения, так как больные не всегда легко усваивают и сохраняют инструк- ций, однако избирательных нарушений этих функций не от- мечается. Нарушения речи и парафазии затрудняют суждеиие о сохранности географических знаний, но и здесь обычно уда- ется тем или иным способом убедиться в отсутствии избира- тельности этих нарушений. Рисунки больных очень несовер- шенны по выполнению (обычно из-за плегии или пареза пра- вой руки они осуществляются лсвой), но по ним видно, что конструктивной апраксий нет: ни расположение деталей в от- ношений друг друга, ни их пропорции не нарушаются. Не об- наруживается затруднений и при выполнении заданий скопи- ровать геометрические фигуры, ломаные линии, сложить фи- гуры из спичек по заданному образцу. Таким образом, у больных с эфферентной моторной афазией признаки теменно- го синдрома отсутствуют.
Динамический праксис страдает у всех больных, но выра- женность нарушений и их характер неодинаков. Чаще всего наблюдагатся персеверации, которые могут быть грубыми или легко преодолеваемыми, иногда наблюдается нарушение эадан- ной последовательности или появление синкенезий. У некото- рых больных возникает двигательная расторможенность — не- способность затормозить движение или, наоборот, двигатель- ная скованность. Наблюдается в отдельных случаях недоста- точность координации движений, которая в быту проявляется трудностями самообслуживапия (одевание, причесывание, ри- сование и т. п.).
Многих больных затрудняет одновременное осуществление жеста и словесного ответа («да» — утвердительный кивок). Обычно выполняется одно из этих действий, причем чаще же- стом. Больные, потерявшие речь, вынуждены прибегать к же- стам, но они обычно бедны, однообразны, как и невыраэитель- ная мимика.
Состояние орального праксиса оценивается отдельно по трем его видам: элементарному, артикуляторному и символи- ческому. Нарушения артикуляторного праксиса при этой фор-
ме афазий не обнаруживаются. Резко выраженные нарушения элементарного орального праксиса встречаются при тяжелой афазий: грубой или выраженной. У всех больных в той или иной степени наблюдаются нарушения символического ораль- ного праксиса.
Локализация очага при эфферентной моторной афазий пре- имущественно в задне-нижних отделах премоторной области левого, доминантного по речи, полушария головного мозга («зона Брока»).
Динамическая афазия
Между синдромами умеренной эфферентной моторной и динамической афазий много сходного и часто бывает трудно провести четкую границу. Не случайно динамическую афазию некоторые исследователи рассматривают как стадию восста- новления эфферентной.
А. Р. Лурия впервые описал динамическую афазию как си- стемное расстройство, в основе которого лежит нарушение ор- ганизации, программирования речевого высказывания, нару- шения «формирования смысловой схемы» (Лурия А. Р., 1975, с. 70)1.
Продолжая исследования А. Р. Лурия, Т. В. Ахутина не только проанализировала механизмы нарушения речевой дея- тельности при этой афазий, но и описала разные ее проявле- ния в зависимости от уровня поражения2. В основе синдрома динамической афазий лежат не только нарушения внутренней речи, как внутренней программы высказывания (согласно Л. С. Выготскому), но и расстройства процесса реализации этой программы во внешней речи. Такой подход согласу- ется, как нам кажется, с нейрофизиологическими пред- ставлениями о деятельности двигательного анализатора, при поражений которого распад двигательных стереотипов и воз- можность плавного осуществления двигательных актов может произойти на разных по сложности уровнях.
Наш опыт подтвердил заключение Т. В. Ахутиной о том, что при динамической афазий могут преимущественно по- страдать различные уровни построения речевого высказыва- ния:
1 Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингпистики.—- М., 1975.
2 Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазий М., 1975.
1) Исходный уровень — замысел или мотив, направляющий развертывание мысли в поле будущего действия, где «пред- ставлены образ ситуации, образ действия и образ результата действия» (Выготский Л. С.).
2) Развертывание мысли в смысловую программу речевого высказывания, так называемый психологический синтаксис.
3) Уровень грамматического структурирования или грам- матического оформления в системе данного языка.
Каждый уровень может пострадать изолирование, но у не- которых больных можно констатировать нарушение обоих уровней структурирования предложений.
Общим для всех больных с динамической афазией являет- ся наличие скудной, свернутой, стереотипной речи в болыпин- стве случаев без произносительных затруднений. Речевая ини- циатива резко снижена, выражена тенденция к использовании) речевых штампов. Поведение больных как дома, так и в усло- виях клиники, часто характеризуется бездеятельностью, сни- жением любой инициативы. Общая и речевая аспонтанность бывает иногда выражена так резко, что ее можно квалифици- ровать как апатоабулию. Критика к своему состояний) снижена, а стремление к общению ограничено. Подобные особенности поведения выявляются не у всех больных с динамической афа- зией. Наличие их дает основание предполагать, что очаг по- ражения локализуется ближе к лобному полюсу. Автоматизи- рованная речь нарушается незначителыю или чаще не нару- шается. Перечисление автоматизированных речевых рядов иногда требует активного побуждения. Нарушения номинатив- ной функции речи выражены слабо, но в отсутствии объекта отчетливо выявляются в диалогической и спонтанной речи в виде поиска нужного слова. Отраженная речь обычно сохраня- ется, но может пострадать воспроизведение многосложных предложений.
Понимание речи и сложных грамматических конструкций не страдает или нарушается незначительно. Из этого следует, что сенсорные и моторные компоненты речевого акта при ди- намической афазий обычно относительно сохранны.
Неполноценность связного речевого высказывания в зави- симости от уровня поражения проявляется по-разному. На уровне замысла (1 уровень) спонтанная речь может отсутст- вовать («мыслей нет»,— обычно жалуется больной), диалогиче- ская речь осуществляется только с опорой на вопрос. Наруше- ния 2-го уровня отчетливо проявляются в монологической ре- чи, составлении предложений к сюжетным картинкам, пересказе текста, составлении рассказа на заданную тему, не-
возможностью трактовки пословиц, идеоматических выраже- ний. Ошибки обусловлены дефектами синтаксиса, вербальны- ми заменами и даже персеверацией, причем у каждого боль- ного ошибочные выражения чередуются с правильными. На 1-м и 2-м уровнях динамической афазий грубо нарушается коммуникативная функция речи. Больные обычно не задают вопросов, не стремятся рассказывать о себе. 3-й уровень ха- рактеризуется экспрессивным аграмматизмом: ошибками в со- гласовании слов в роде и падеже, глагольной слабостью и не- правильным употреблением глагольных форм, отсутствием предлогов, общей бедностью речевого высказывания.
Чтение вслух и про себя у всех больных относительно сохранено, но запоминание прочитанного неполноценно. На- рушения письма неоднородны. При относительной сохран- ности письма под диктовку у всех больных с нарушением замысла и развертывания речевого высказывания часто на- блюдается упорный негативизм, отказ от самостоятельного письма в период, когда оно возможно. Больные с преиму- щественным нарушением грамматического структурирова- ния в большей степени способны к письменному формиро- ванию, но аграмматизм в письме выражен более отчетливо.
Степень нарушения динамического праксиса негрубая.
Динамическая афазия, как самостоятельно форма речевой патологии, возникает при очагах поражения мозга кпереди от «зоны Брока» (задние отделы 1-й лобной извилины и меди- альной поверхности левого полушария).
Date: 2016-05-13; view: 365; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|