Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В 2- мерном пространстве
Испытуемому предъявляют эталон — «мальчик с забинто- ванной ногой». Требуется, совершив мысленный переворот в горизонтальной плоскости, найти аналог среди 6 изображений (рис. 29). Опыт повторяют 6 раз, меняя эталоны. Здоровые испытуемые правильно выполняют 5—6 заданий. Больные с поражением левой гемисферы (при правильно понятой инст- рукций) делают не более 1—2 ошибок. Наибольшие трудности испытывают больные с поражением правого полушария (пре- имущественно теменных отделов), допуская 4—5 ошибочных ответов.
Проба 5. «3-й лишний»
Испытуемому одновременно предъявляют 3 изображения (рис. 30). Каждая триада содержит 2 изображения, сходных в перцептивном отношений (лампочка-груша; ложка-ракетка; ав- торучка-ракета) и 2 изображения, сходных в категориальном отношений (лампочка-свеча; ложка-тарелка; воздушный шар- ракета). Испытуемому предлагается указать, какой объект яв- ляется, с его точки зрения, лишним в каждой триаде. Здоро- вые испытуемые и больные с поражением правого полушария (работает стратегия левого полушария) объединяют объекты на основе их категориальных свойств, выделяя существенные признаки. Больные с поражением среднезападных отделов ле- вого полушария (работает преимущественно стратегия правого полушария) объединяют объекты, сходные в перцептивном плане.
К представленным выше приемам исследования для уточ- нения преимущественной латерализации очагов поражения це- лесообразно добавить пробы № 102—105 основного набора субтестов.
Следует отметить, что приведенные варианты проб могут быть дополнены многими другими, разработанными на основе отмеченных выше принципов: классификации предметных изображений на основе рис. 1 основного набора, классифика- ции и идентификации углов, предметов, отличающихся рядом индивидуализированных (но вербализуемых) признаков и др. (см. раздел «аппаратурные методы...»).
Оценка успешности выполнения всех этих проб и заданий условна, она не отвечает тем признакам относительной стро- гости, которые отличают основной набор нейропсихологиче-
ских методик. Здесь речь идет скорее о критериях, основанных на частоте встречаемости тех или иных выборов. Повторяем, что пробы на латерализацию очагов полушарного поражения только дополняют основной набор нейропсихологических за- даний, отдельные блоки и субтесты которого при профессио- нальном их использовании несомненно позволяют проводить топическую диагностику очагов поражения не только в преде- лах левого или правого полушария, но и уточнить межполу- шарную локализацию с учетом функционального состояния глубоких структур мозга и наличия признаков диффузной (общемозговой) патологии при динамическом наблюдении за больными.
2.5. Аппаратурные методы исследования в нейропсихологии
Для решения задач топической диагностики локально-ор- ганических поражений мозга, как известно, широко использу- ются методы исследования, связанные со сложными техниче- скими системами и современной компьютерной техникой: электрофизиологические, рентгено-радиологические, ультра- звуковые и др.
Вместе с тем, представления о мозге как о системе, восп- ринимающей, перерабатывающей и хранящей информацию, об операциях, реализующих отдельные компоненты в сложных функциональных системах узнавания, памяти, мышления спо- собствовали разработке и внедрению в нейропсихологическую диагностику принципиально новых методов исследования. Эти исследования стали широко проводиться с конца 60-х годов в Институте им. В. М. Бехтерева, их результаты хорошо извест- ны по специальной литературе—сборникам трудов института и монографиям. Следует отметить, что разработка новых ап- паратурных методов исследования в нейропсихологии оказа- лась возможной благодаря многолетнему сотрудничеству лабо- ратории клинической психологии Психоневрологичсского ин- ститута им. В. М. Бехтерева с Институтом физиологии им И. П. Павлова РАН, Институтом эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова РАН, со специалистами по нейрокибернетике, теории информации и распознавания об- разов (Тонконогий И. М., 1973; Вассерман Л. И., 1983; Ме- ерсон Я. А., 1986 и др.). Вместе с тем в нейропсихологиче- ской литературе эти методы приводятся относительно редко, по-видимому, из-за их кажущейся сложности. Мы намеренно не описываем детально ставшие уже «классическими» методи-
ческие приемы топической диагностики локально-органиче- ских поражений мозга, реализуемые с помощью акустической или тахистоскопической аппаратуры, однако, считаем весьма целесообразным упомянуть об их высокой эффективности, а подчас и незаменимости прежде всего в связи с тем, что в настоящее время технические возможности применения аппа- ратурных нейропсихологических методик (можно считать это название условным) неизмеримо выше. Доступность создания дополнительных приборов, приставок к существующим стаци- онарным или переносным аппаратам (например, аудиометрам, что уже делается за рубежом), возможности современных пер- сональных компьютеров и т. п. позволяют рекомендовать ряд принципиально новых для нейропсихологии методов исследо- вания в качестве необходимого дополнения к традиционным диагнастическим приемам (некоторые из которых, как уже го- ворилось, разработаны также в сотрудничестве со специалиста- ми в области теории информации и распознавания образов), особенно в случаях необходимости использования сенсибили- зированных методик, в частности, у лиц с трудностями в ре- чевых контактах.
Так, например, известно, что традиционные отоневрологи- ческие методы исследования в неврологии и нейрохирургии малоэффективны, когда речь идет о топической диагностике поражений центральных отделов слуховой системы в височных долях мозга. Поиск новых психоакустических методов иссле- дования для диагностики центральных слуховых расстройств (а следовательно и для диагностики поражения височных структур левого или правого полушария) привел к разработке таких диагностических приемов, как выделение полезного сиг- нала из шума (фильтрация сообщений в слуховой системе), обнаружение коротких звуковых сигналов, различение интен- сивности и частоты коротких звуковых сигналов. Фундамен- тальные клинико-психоакустические исследования показали, что новые методики позволяют при монауральной подаче сти- мулов не только выявлять слуховые расстройства центрального происхождения (височные поражения), но и локализовать их относительно левой или правой гемисферы. Новые психоаку- стические методики оказались весьма надежными в топиче- ской диагностике кортикальных височных структур и в случа- ях тонкой, неврологически скрытой патологии, например, при височной эпилепсии, слуховых галлюцинаторных синдромах, начальных проявлениях деменции у пожилых людей, в детской психоневрологической практике. Они независимы от речевого и этно-культурального статуса и интеллекта больных, дают
возможность неоднократного воспроизведения эффектов и пол- ноценной статистической обработки результатов исследования в соотношений с другими данными.
Однако для корректной реализации психоакустических то- пикодиагностических методик требуются специальные условия и аппаратура, что несомненно суживает их практическое ис- пользование. Тем не менее мы приводим краткие описания методических приемов для более четкого представления о тех диагностических (психоакустических) феноменах, которые мо- гут быть легко воспроизведены в настоящее время.
Одной из первых клинико-диагностически апробированных психоакустических методик является исследование особенно- стей фильтрации сообщений в слуховой системе (Тонконогий И. М., 1973). Исследование порогов обнаружения тональных сигналов на фоне шума может быть легко реализовано на со- временных стационарных клинических аудитометрах, где име- ются для этого технические возможности в виде специальных коммутационных устройств, позволяющих подавать на одно и то же ухо фоновый широкополосный шум и тональный сиг- нал. Измерения проводятся монаурально, попеременно на обо- их ушах общепринятым методом нарастания интенсивности сигнала (способ минимальных изменений) на 5 фиксирован- ных частотах речевого диапазона: 250, 500, 1000, 2000 и 4000 Гц на фоне постоянного ипсилатерального широкополос- ного шума интенсивностью 50 дБ над порогом его обнаруже- ния (при экспресс диагностике возможно проводить экспери- мент и на одной частоте, например, 1000 Гц). Длительность сигналов 1—2 с., интервал между ними в пределах 5—10 с и, как правило, должны варьироваться для устранения фиксиро- ванной реакции на время его появления. Измерения прово- дятся не менее 3-х раз с последующей статистической об- работкой результатов для определения среднего значения по- рогов на правом и левом ухе. У больных с поражением корковых отделов слуховой системы (височных долей мозга) обнаруживается асимметрия в порогах за счет их увеличения на ухе, противоположном пораженному полушарию. Эти ре- зультаты получены при экспериментальном психоакустиче- ском исследований клинически хорошо верифицированных больных с сосудистой патологией мозга.
Более сенсибилизированным вариантом является определе- ние дифференциальных порогов по интенсивности на фоне ма-
1 Результаты этих исследований составили обширную главу докторской диссертации одного из авторов книги (Вассерман Л. И., 1989).
скирующего шума1, которое осуществлялось на частоте 1000 Гц монаурально, принятым в физиологии слуха методом границ. Длительность звуковых сигналов 1240 с, интервал между ними — 540 мс (обе эти величины обусловлены технологически и не являются принципиальными). Интенсивность широкополосно- го (белого) шума —50 дБ над порогом обнаружения тона. За величину дифференциального порога принималась минималь- ная разница в интенсивности, при которой испытуемый давал 75% правильных ответов. Топико-диагностический феномен тот же, что и в предыдущих исследованиях.
Следующая серия психоакустических экспериментов связа- на с использованием в пороговых и надпороговых исследова- ниях звуковых сигналов различной длительности, впервые проведенные также в Институте им. В. М. Бехтерева (Вассер- ман Л. И., 1969, 1989; Бару А. В., Вассерман Л. И. и др., 1976).
Исследование порогов обнаружения звуковых сигналов раз- личной длителъности (см. схемы 1 и 2) проводилось при мона- уральной подаче чистого тона 1000 Гц или белого шума дли- тельностью 1000, 100, 10 и 1 мс. Сигналы формировались путем подачи их от звукового генератора на специальный электронный ключ, с выхода которого через аттенюаторы, отградуированные в дБ—на электродинамические телефоны (современные техни- ческие возможности позволяют существенно усовершенствовать технические возможности комплектующих приборов и приставок для аудиометров, но принципиально схема остается неизмен- ной). Измерение порогов проводилось методом границ не менее 3-х раз. Процедура вычисления пороговых величин традиционна для такого рода исследований (рис. 1, 2).
Измерение дифференциальных порогов по интенсивности сигналов различной длителыюсти проводилось монаурально, попеременно на правом и левом ухе на частоте 1000 Гц и длительностью — 1000, 100, 10 и 1 мс. Использовался надпо- роговый уровень —40 дБ над порогом обнаружения тона дли- тельностью 1000 мс. Интенсивность коротких звуков прирав- нивалась к этому уровню на оснований известной в физиоло- гии слуха кривой, равной громкости. Пороги измерялись методом границ с интервалом между эталонным и тестирую- щим сигналами —540 мс. Вычисление порогов проводилось по критерию 75% правильных ответов при многократных изме- рениях.
1 Большую топико-диагностическую эффективность этого приема ис- следования, в частности при фокальнои эпилепсии, показала наша co- трудница А. С Тархан (1973).
И, наконец, третьим оригинальным приемом исследования слу- хового восприятия является измерение дифференциальных порогов по частоте на сигналы различной длительности. Использовались те же длительности сигналов и интервал между парами. Предъявля-
лись тестирующий и эталонный (частотой 1000 Гц) сигналы при надпороговом уровне последнего - 40 дБ. Процедура исследования и измерения дифференциальных порогов (см. схемы 1, 2) по ин- тенсивности и частоте описаны в приводимой выше литературе.
Результатом исследования порогов обнаружения и различе- ния интенсивности и частоты звуковых сигналов различной длительности у больных с очаговыми поражениями височных долей мозга (сосудистого генеза и при фокальной эпилепсии) является асимметрия порогов только на короткие сигналы - 10 и 1 мс за счет их выраженного повышения на ухе, проти- воположном пораженному полушарию. Различие в порогах, в известной мере, зависит и от массивности поражения мозга. В то же время у больных с поражением лобно-центральной, теменной и затылочной области, с подкорковыми очагами асимметрии в порогах обнаружения и различения только ко- ротких сигналов не наблюдается. Именно в силу этих обсто- ятельств описанные психоакустичсские тесты пригодны для индивидуальной диагностики больных в стационарных и ам- булаторных условиях, а также для проведения экспертных из- мерений, связанных с оценкой функциональной асимметрии полушарий, в частности височных долей мозга. Следует доба- вить, что все описанные методики применимы и у детей, на- чиная с 4-5-летнего возраста, при использовании методиче- ских приемов поведенческого (обучающего) эксперимента, а также у лиц с дефектами речи и низким интеллектом.
Специальный класс задач был решен в экспериментальной нейропсихологии с помощью электронно-оптических тахисто- скопов1 (которые в последние годы с высокой эффективностью могут заменить и заменяют персональные ЭВМ с соответст- вующими приставками, и такие работы уже известны). Ис- следование операций, связанных с узнаванием сообщений в зрительных каналах связи, использование при этом маскиру- ющего шума, короткой и сверхкороткой (до 100 мкс) экспо- зиции стимулов, подачи сигналов одновременно по несколь- ким каналам с возможностью тонкой регулировки паузы меж- ду стимулами и «стирающим» изображением, вариантов с подачей стимулов (вербализуемых или невербализуемых) в правое и левое поле зрения (соответственно в левую или пра- вую гемисферу), синхронной регистрацией времени двигатель- ных реакций испытуемых или регистрацией вызванных потен- циалов в различных «заинтересованных» областях мозга позво- лили резко расширить возможности экспсриментального изучения зрительной перцепций. Упомянутые выше приемы исследования дают возможность, в частности, диагностиронать слабоструктурированные дефекты затылочных, теменно-заты- лочных, височных областей доминантной и субдоминантной
1 Обзор этих работ и результаты ряда собственных исследований при- водятся в книге Я. А. Меерсона (1986)
по речи гемисферы. Особенно четкую топико-диагностическую направленность имеют специально разработанные тахистоско- пические методики исследования зрительной оперативной па- мяти, механизмов функционального взаимодействия и асим- метрии полушарий мозга в норме, при различных функцио- нальных и патологических состояниях.
В качестве примеров конкретного использования тахисто- скопических (топикодиагностических) методик приводим ре- зультаты ряда исследований, выполненных по 5 программам:
1. Опознание зрительных стимулов в условиях дефицита вре- мени.
2. Опознание в условиях неполного набора признаков изо- бражений.
3. Опознание в условиях разобщения деталей изображений — «разорванное изображение» и в условиях пространственно ис- каженного расположения их деталей.
4. Опознание изображений в условиях помех — «зрительного шума».
5. Идентификация индивидуализированных изображений.
Date: 2016-05-13; view: 387; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|