Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когда ложное заключает в себе нечто истинное





 

Нет сомнения, что чистейшее заблуждение не принимается здоровой человеческой природой, ибо она чуждится его. Однако заблуждение облеченное частью истины принимается многими, особенно когда при его рассмотрении взору кидается истина, а ложное под оболочкой истины остается скрытым. Именно поэтому широкое распространение получают те нововведения, которые добавлены к тому, что имеет основу в шариате. Шейх аль-Ислям ибн Теймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Заблуждение многими людьми не распознается, когда в ней присутствует путаница65, но когда заблуждение чистейшее, то ее каждый способен распознать и поэтому оно не становится мнением или воззрением какой-либо группы, правильность чего они отстаивали бы. Обычно люди исповедуют такое заблуждение, которое смешано с частью истины, в осуждении чего и было сказано Всевышним (смысловой перевод): «Почему вы облекаете истину ложью и скрываете истину, хотя сами знаете об этом?» (3:71)” См. «Дар Та'аруд аль-'Акль уа ан-Накль» 7/170-171.
Поэтому распространители заблуждения преподносят истину, которой облекли ложь, а само заблуждение под этим покровом истины скрывают. Делают они это либо по собственному невежеству, либо в угоду своим страстям, да упасет нас Аллах от этого!
Шейх аль-Ислям ибн Теймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Всякое еретическое течение помимо заблуждения имеет и нечто, что является истиной ”. См. «аль-Истикама» 2/178.
Он также сказал: “ Заблуждение не существовало бы и не получало бы распространения, если бы в нем не присутствовала доля истины. Ведь так христиане и иудеи облекли ложью ту малую истину, которая осталась у них, и стали сбивать с истины огромное количество людей, призывая их к многочисленным заблуждениям, которые они сами исповедовали ” См. «Маджму' аль-Фатауа» 35/190.
Аш-Шатыби (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Чтобы кто-то вносил новшество в религию не имея на это хотя бы сомнительный довод, является исключительно редким явлением. Напротив, преобладающее количество нововведений обязательно имеет некую шариатскую аргументацию ”. См. «аль-И'тисам» 2/136.
Заблуждение, облеченное истиной называется «шубха» - путаница, неясность, и когда такое заблуждение овладевает разумом и видением человека, оно затмевает те проблески, которые указывают на то, что это является заблуждением, облеченным истиной.
Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Путаница (шубха) – это то, что охватывает сердце, становясь завесой между сердцем и видением истины ” См. «Мифтах Дар ас-Са'ада» 1/140.
Поэтому ученые предостерегают от того, чтобы обольщаться вещами, которыми украшаются заблуждения.
Суфьян ас-Саури (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Нет такого заблуждения, чтобы оно не было приукрашено, посему не подвергай свою религию под влияние того, кто доведет тебя до отвращения к ней ”. См. «аль-Худжа фи байан аль-Махаджа» 2/484.
Посему остерегайся путаницу и не оставляй истину каждый раз, как до тебя будет доходить какая-либо путаница, от сеющих сомнения или мало знающих людей. 'Абд ар-Рахман аль-Му'аллими (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Едва ли существует истина, на которой приверженцы заблуждения не попытались бы выстроить путаницу, а кто пожелает отказаться от всего, что может быть облечено неясностью, тот на грани того, чтобы полностью отказаться от истины ” См. «аль-Ануар аль-Кашифа» стр. 299.
Поэтому необходимо тщательно рассматривать сущность всего, и быть внимательным к тому, что на самом деле кроится за словами, выявлять то, чем лживо украшено заблуждение и придает ему облик истины. 'Абд ар-Рахман аль-Му'аллими разъяснил, что для этого требуется. Он сказал: “ Необходимо стремиться отделить источник доводов от источника путаниц. Если человеку удастся это сделать, то дело его облегчится, ибо из источника истины ничего не будет исходить, кроме истины. И если человек действительно желает познать истину и готов ей подчиниться, то будет принимать все из этого источника, ибо нет необходимости отказываться от чего-либо из-за опасения, что это может оказаться ложным. Вместе с этим также отпадет необходимость сталкиваться с тем, что исходит из источника путаниц. Но отличить эти источники друг от друга нелегко, ибо приверженцы своих страстей пытаются замаскировать ложь и придают ей облик истины. Посему стремящийся к истине должен остерегаться смотреть на истину через их призму, а должен рассматривать так, как это делают приверженцы истины. И лишь Аллах приводит к успеху ” См. «ат-Танкиль» 2/217.
Всевышний Аллах ниспослал великое Писание. Среди аятов этого Писания есть такие, которые обладают ясным смыслом и которые невозможно истолковать вопреки этому смыслу, и такие, которые являются иносказательными и могут иметь сразу несколько толкований. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы все аяты этого Писания ясными. Однако в соответствии со Своей наивысшей мудростью, Он пожелал посредством иносказательных аятов отличить скверного человека от благого, а человека следующего по прямому пути истины от того, кто отворачивается от прямого руководства Аллаха, измышляя религиозные новшества и исповедуя их. Приверженец прямого руководства для толкования иносказательных аятов всегда сопоставляет их с ясно изложенными аятами. Он твердо верит в то, что Священный Коран целиком ниспослан от Аллаха и что все ясные и иносказательные аяты являются истинными и не могут противоречить друг другу. Как же иначе, если Коран – речь Господа миров, Чьи повествования самые правдивые, а повеления и запреты самые справедливые. «Слово твоего Господа исполнилось правдиво и справедливо!» (6:115)
В этом благородном аяте, Аллах разъяснил, что Его слова содержат правдивые повествования и справедливые повеления и запреты.
Аллах повелел обращаться за толкованием иносказательных аятов к ясно изложенным аятам, или обращаться к тому, кто обладает знанием о них. Поэтому когда человек, следующий по прямому пути, выполняет это веление, то для него исчезают любые неясности и сомнения. Иначе и быть не может, «Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий» (4:82)
А что же касается приверженцев нововведений, то они из-за своей скверной натуры гнушаются следовать истине. Как сказал Всевышний (смысловой перевод): «Те, чьи сердца уклонились в сторону» и последовали за своими страстями без верного руководства от Аллаха, следуют за иносказательными аятами. Они впадают в заблуждение не из-за того, что спутали истину с ложью, а потому что пошли по пути, который не устраняет путаницу и неясность. Такие люди заслужили того, чтобы Аллах увеличил их заблуждение; «Когда же они уклонились [от истины], Аллах отклонил их сердца [от принятия прямого пути]» (61:5)
Аш-Шатыби (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Человек с отклоненным сердцем, следующий за сомнительными аргументами, не прекращает пребывать в сомнении и беспокойстве. Это потому что сомнительное и неясное никогда не дадут исчерпывающего разъяснения, а человек, следующий за ними, никогда не достигает сущности вещей. Держаться за эти сомнительные доводы его заставляет потакание своим страстям, а избавиться от потакания своим страстям он не может, и поэтому он вечно пребывает в сомнении ”. См. «аль-И'тисам» 2/236.
Аллах подвергает испытанию Своих рабов посредством иносказательных текстов, дабы отличить скверного человека от благого, а также Он испытывает и правоверных, подадутся ли они наущениям шайтана, который пытается заронить в их сердцах сомнение. 'Абд ар-Рахман аль-Му'аллими (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ В Писании и Сунне наличествуют тексты, очевидный смысл которых вызывает у некоторых затруднение и это не случайно. Таково установление Аллаха, и оно имеет определенную цель – Всевышний Аллах испытывает ими души, а также облегчает для ученых ведение научного джихада, и возвышает их по степеням [в соответствии с величиной их познаний и приложенных стараний] ” См. «аль-Ануар аль-Кашифа» стр. 223.
Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Между всякой истиной и ложным существует связь в некоторых вещах. Однако каждое из них имеет свои характерные признаки, которыми они отличаются друг от друга. И наиболее ближе к истине будет тот, кто станет опираться на характерные признаки истины, а существующую связь между ними опустит и вынесет решение на основании характерных отличий истины. Дальше всех от истины и прямого руководства оказывается тот, кто поступает противоположно: опускает характерные признаки истины, отличающие ее от ложного, берет существующую общность и на основании ее выносит решение. Но самым заблудшим оказывается тот, кто заменяет характерные признаки каждого на противоположные. Последние два метода являются особенностью заблудших, к которым сводятся все остальные виды заблуждения и ереси ” См. «ас-Сауа'ик аль-Мурсаля» 4/1216-1217.


На данное время переведено 20 причин из 35 упоминаемых автором в своей книге.

 

__________________________________________________________

1 - Речь идёт об угощении гостей и утолении голода неимущих.
2 - Если Всевышний Аллах вводит людей в заблуждение, то руководствуется божественной мудростью и поступает справедливо. Он вводит в заблуждение только нечестивцев, которые уклоняются от повиновения Ему и упорно сопротивляются Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха). Нечестие и неповиновение стали неотъемлемым качеством этих грешников, и они даже не пытались изменить это положение. Они не заслуживали верного руководства, и мудрость Всевышнего Аллаха требовала ввести их в заблуждение. В отличие от них, праведники обрели правую веру и украсили себя праведными деяниями, и поэтому мудрость и милость Всевышнего Аллаха требовали наставить их на прямой путь. См. «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» стр.47.
3 - Здесь и далее имеется в виду путаница и неясность, возникающие когда заблуждение обосновывается порочными доводами, и она принимает облик истины. То есть, та путаница - что препятствует видению вещей в их реальной сущности, в результате чего возникает сомнение и неясность, а тот, кто подвергается этому, оказывается неспособным отличить истину ото лжи.
4 - Речь идет о гуриях: «Черноокие [и большеглазые гурии], сокрытые в шатрах» (55:72)
5 - «Музаммам» – порицаемый, противоположное по значению слову «Мухаммад» - похвальный, заслуживай похвалу; обладающий похвальными и благородными качествами.
Язычники называли пророка (мир ему и благословение Аллаха) музаммамом пытаясь задеть его и оскорбить. Но посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в свойственной ему кротости не стал переживать за это. Напротив, с присущей ему мудростью и искусством речи, он сказал своим сподвижникам: «Разве не удивляет вас то, как Аллах отводит от меня поношения и проклятия курайшитов? Они подвергают поношению “музаммама” и проклинают “музаммама”, а я – Мухаммад». То есть: их ругань, и проклятия не постигнут меня, поскольку они ругают и проклинают не меня, а того, которого зовут музаммам, а меня зовут Мухаммад. Фактически результат усилий язычников оказался противопо-ложным тому, чего они желали добиться, и Аллах обращал их козни против них же самих, дабы они умерли от своей злобы!
Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Язычники курайшиты из-за сильной ненависти, которую они питали к пророку (мир ему и благословение Аллаха) не называли его по имени, содержащий в себе похвалу. Они стали называть его противоположным по смыслу словом – музаммам. И каждый раз, желая воззвать против него, они говорили: “Да сотворит Аллах с музаммамом то-то и то-то”. Но имя его не музаммам, и не был он никогда известен под этим прозвищем, и поэтому все, что исходило от них из проклятий и ругательств не касалось его (мир ему и благословение Аллаха) ”. См. «Фатх аль-Бари» 6/645.
“«… а я – Мухаммад» - обладающий многочисленными благородными качествами. Аллах внушил его родным, чтобы они нарекли его этим именем, ибо знал о том, что он будет обладать этими прекрасными качествами ”. См. «'Умда аль-Кари» 16/136.
Нужно отметить, что курайшиты стали называть пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) музаммамом после того как он, по велению Аллаха, объявил о своей пророческой миссии. До этого же курайшиты признавали его самым лучшим, самым справедливым, добродетельным, самым нравственным, самым достойным, самым правдивым, самым верным и самым далеким от распутства и дурных нравов. Аллах собрал в нем все благородные качества, за что курайшиты прозвали его «аль-Амин» (верный; честный; надёжный).
6 - «Иудеи сказали: “Христиане не следуют прямым путем”» с сначала исповедания своей религии. «А христиане сказали: “Иудеи не следуют прямым путем”» с сначала исповедания своей религии. Передается, что Катада относительно слов Всевышнего (смысловой перевод): «Иудеи сказали: “Христиане не следуют прямым путем» сказал: “Первое поколение христиан следовало прямым путем, но затем стали вносить новшества в религию и разобщаться. «А христиане сказали: “Иудеи не следуют прямым путем”». [В начале, они также следовали прямым путем] но затем стали вносить новшества в религию и разобщаться”. Также Ибн Джурайдж прочитав слова Всевышнего (смысловой перевод): «Иудеи сказали: “Христиане не следуют прямым путем. А христиане сказали: “Иудеи не следуют прямым путем”» сказал: “Муджахид сказал: Первое поколение иудеев и христиан следовали прямым путем ”. См. «Тафсир ат-Табари» 2/515. (С незначительным сокращением)
7 - “ Под словами Всевышнего (смысловой перевод): «и [это в то время, когда] они читают Писание» подразумевается Писание Аллаха - Тора и Евангелие. Эти Писания свидетельствуют о неверии иудеев и христиан, и что они не повиновались тому к чему Аллах призывал их в этих Писаниях. Передается, что Ибн 'Аббас в отношении слов Всевышнего (смысловой перевод): «и [это в то время, когда] они читают Писание. Таким же образом повторяют их слова те, которые не знают [истины]» сказал: “Каждый из них читает в своем Писании то, что подтверждает истинность того во что они отказываются уверовать”. То есть: иудеи не веруют в 'Ису, хотя у них Тора, в которой содержится завет взятый Аллахом с них через Мусу, о том, что когда к ним явится 'Иса (мир ему), они уверуют в него. Также Евангелие, с которым был послан 'Иса, свидетельствует о правдивости Мусы и принесенного им Писания, но все же никто из них не верует в Писание другого ” См. «Тафсир ат-Табари» 2/515-516. (С незначительным сокращением)
Евангелие, в достоверность и подлинность, которую веруют христиане, подтверждает истинность Торы и пророческую миссию Мусы (мир ему) и содержащиеся в ней предписания, которые Аллах возложил на сынов Исраиля. Также Тора, в достоверность и подлинность, которой веруют иудеи, подтверждает истинность пророчества 'Исы (мир ему) и те законоположения и предписания с которыми он пришел от Аллаха. Но, не смотря на это, они сказали друг другу то, о чем Аллах поведал в своих словах (смысловой перевод): «Иудеи сказали: “Христиане не следуют прямым путем”. А христиане сказали: “Иудеи не следуют прямым путем”». Но ведь каждый из них читает свое Писание, свидетельствующее о ложности того, что они говорят. [Именно поэтому Всевышний далее говорит (смысловой перевод): «и [это в то время, когда] они читают Писание»]. Аллах, да возвысится хвала Его, поведал [в этом откровении] о том, что каждая сторона обвиняла другую сторону, зная о лживости и порочности своих слов, и они совершали деяния, зная, что этим они впадают в неверие ” См. «Тафсир ат-Табари» 2/514
8 - Мнения, о ком именно идет речь в словах Всевышнего (смысловой перевод): «Таким же образом повторяют их слова те, которые не знают [истины]» разделились. Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) в толковании к этому аяту писал: “ Ибн Джурайдж сказал: «Я спросил 'Ата: кто те, которые не знают [истины]? – Он ответил: “Общины, предшествовавшие иудеям и христианам, до ниспослания Торы и Евангелии”». Ас-Судди сказал: “ «Таким же образом повторяют их слова те, которые не знают [истины]» - это арабы [язычники], говорившие: Мухаммад не следует прямым путем”. Но Абу Джа'фар бин Джарир избрал мнение, что это откровение имеет широкий смысл, и может быть применено ко всем, ибо нет однозначного довода, который подтверждал бы что-либо из этих мнений, а в этом случае предпочтительней толковать это откровение как откровение с широким смыслом. А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху! ” См. «Тафсир Ибн Касир» 1/386-387.
9 - Речь идёт о количестве от трёх до десяти человек.
10 - Подобные слова передаются от халифа ‘Усмана ибн ‘Аффана (да будет доволен им Аллах), который говорил: “ Воистину, правитель может удерживать сильнее, чем Коран! ” Ибн Шабба в “Тарих аль-Мадина” 3/988, Ибн ‘Абдуль-Барр в “ат-Тамхид” 1/118. Шейх Ибн Баз подтвердил достоверность. См. “Фатауа Ибн Баз” 3/367, 5/67, 10/70.
Имам Ибн Манзур (да смилуется над ним Аллах) об этих словах ‘Усмана сказал: “ Смысл этих слов в том, что тех, кто удерживается от совершения великих грехов по причине боязни правителя больше, чем тех, кто удерживается от этого по причине страха перед Кораном и Всевышним Аллахом! И правитель больше сдерживает от греховного, чем Коран своими повелениями, запрещениями и предостережениями ”. См. “Лисан аль-‘араб” 8/390.
Хафиз Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Поистине, Всевышний Аллах удерживает посредством правителя от совершения грехов и скверного так, как многих людей от подобного не удерживает Коран, несмотря на увещевания и строгие предостережения, которые есть в нем. И это является действительностью ”. См. “Тафсир Ибн Касир” 5/120.
11 - Любое воззрение и любое начинание, которое не подкрепляется ниспосланными Аллахом доказательствами, является ошибочным и порочным и не может иметь отношения к религии. См. «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» стр. 819.
12 - Абу Джахль являлся Мисуару дядей по материнской линии.
13 - После смерти Кусая бин Килябы, его потомки стали соперничать друг с другом из-за обязанностей, связанных с поением и кормлением паломников. Племя, обладающее привилегией исполнять все эти по-чётные обязанности, занимало более высокое положение. Вследствие этого курайшиты разделились на два лагеря, что чуть было не привело к сражениям между ними. Однако, в конце концов они призвали друг друга к примирению и поделили эти обязанности между собой.
14 - Хашим бин 'Абд Манаф – прадед посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
15 - Кормление паломников: имеется в виду еда, приготовлявшаяся для паломников в знак гостеприимства.
16 - Поение паломников. Суть этой обязанности состояла в том, что курайшиты наполняли водой специальные резервуары, подслащивая её финиками и изюмом, а люди, которые приезжали в Мекку, использовали воду, хранившуюся в этих резервуарах, для питья.
17 - То есть: сели для самовосхваления и хвастовства. См. «ан-Нихая» 2/222.
18 - Имеется в виду, что племя Махзум имело такой же почет и высокое положение, что и племя Хашима. См. «ан-Нихая» 2/222.
19 - То есть: эти люди не вступают с ним ни в малейшее противоречие.
20 - Таковым считается, достигший совершеннолетия разумный человек. См. «ат-Тахбир шарх ат-Тахрир» 2/797.
21 - Это веление Самого Всевышнего Аллаха: «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику» (4:59).
Маймун ибн Михран в отношении этого аята говорил: “ Обратиться к Аллаху – это значит вернуться к Корану, а обратиться к посланнику (мир ему и благословение Аллаха) – значит вернуться к Сунне ”. См. “аль-Ибана” 1/74.
Имам Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Если бы в Книге Аллаха и в Сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) не было бы разъяснения любого разногласия, то Аллах не повелел бы обратиться при разногласиях к Корану и Сунне! ” См. “И’лямуль-муакъи’ин” 1/49.
23 - “ Посланники Аллаха (мир им) показали им Небесные Писания и удивительные чудеса, принесли им полезные знания и открыли глаза на истину и заблуждение. Однако неверные довольствовались тем знанием, что было у них, и отвергли религию Его посланников. Они кичились этим знанием, а это значит, что они были довольны своими убеждениями, питали ненависть к проповедям посланников и даже провозглашали свои убеждения неоспоримой истиной. Под этими убеждениями подразумевается любые науки, которое противоречат Небесному Откровению. Одной из таких наук является древнегреческая философия, которая несовместима со многими кораническими аятами. Эта философия вымывает из человеческих сердец любовь к вере и уважение к священным писаниям. Философы безосновательно заявляют о том, что убедительные Божественные доводы являются всего лишь голословными утверждениями, и пытаются своими короткими умами оценить истинность священных писаний. Философия – это величайшее проявление неверия в знамения Аллаха и сопротивления истине. Упаси нас Аллах от этого! [И тогда то, над чем они насмехались, окружило их со всех сторон], т.е. суровое наказание подступило к ним со всех сторон ”. См. «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» стр. 743.
24 - То есть, осознавая свои недостатки и слабость, отбросил бы гордыню и покорился Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха).
25 - То есть самодовольный человек, убежденный в своих достоинствах и обольщенный ими, полагается только на самого себя, он считает, что ни в ком не нуждается. Такой человек уверен, что все, чем он обладает - исключительно его заслуга. Посему не обращается к Всевышнему за помощью.
26 - Как сказано об этом в Коране (смысловой перевод): «Вот Мы сказали ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал одним из неверующих» (2:34).
Такой вид высокомерия называется «Куфр аль-'инад или куфр аль-истикбар» - неверие по причине высокомерия. В этом случае неверующий признает истину в сердце и на устах, но не следует ей из-за своей ненависти к ней и высокомерия. Это подобно неверию тех, кто понял, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) правдив в своём призыве, но их высокомерие, надменность или нежелание отказываться от своих принципов, как это было с дядей пророка (мир ему и благословение Аллаха) Абу Талибом, не позволили им уверовать в него.
27 - То есть, их убежденность в пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) была настолько велика, что они не испытывали в ней ни малейшего сомнения.
28 - Стихи сами по себе не являются запретными. Имам Ибн Кудама (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Относительно дозволенности стихов нет разногласия. Стихи декламировали сподвижники и ученые ”. См. «аль-Мугни»14/164.
Более того, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, в некоторых стихах заключена мудрость» аль-Бухари №6145.
Поэтому правовое суждение определяет содержание стиха, в соответствии хадису: «Стихи как речь, благие стихи как благая речь, а скверные стихи, как скверная речь». Хадис достоверный см. «Маджма' аз-Зауаид» 8/125, «Сахих аль-Джами'» №3733.
И если стихи не содержат запретного или порицаемого, как слова причиняющие мусульманину обиду, или восхваление кого-либо не по праву, восхваление неверных и нечестивых, или призыв к распутству и прелюбодеянию, распиванию спиртного, к низменным нравственным качествам и т.п. то они дозволены. В противном случае, такие стихи нельзя ни сочинять, ни декламировать, ни слушать! См. «аль-Джами' ли-Ахкам аль-Куран» 13/134, «ас-Сунан аль-Кубра» 10/237, «аль-Мугни»14/164, «Фатх аль-Бари» 10/539.
29 - / А'узу биЛляхи мин аш-шайтан ар-раджим: мин хамзихи, уа нафхихи, уа нафсихи / - «Я прибегаю к защите Аллаха от шайтана, побиваемого камнями: от его наущений, дуновений и поплевываний» То есть: Я прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана: от его наущений приводящих к безумию, от высокомерия которое он внушает и пустых, порочных стихов. Хадис достоверный. См. «аль-Ируа» №342.
30 - Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Говори истину, даже если она горька». Хадис передал Ахмад в своем «Муснаде» №21415. Имам аль-Альбани оценил хадис как достоверный в силу существования других подтверждающих хадисов. См. «Сахих ат-Таргиб уа ат-Тархиб» №2233, №2868.
Также: «Говори истину, даже если она будет свидетельствовать против тебя самого» Имам аль-Альбани оценил хадис как достоверный в силу существования других подтверждающих хадисов. См. «Сахих ат-Таргиб уа ат-Тархиб» №2467.
31 - Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами'» № 3098.
32 - Об этом говорится в хадисе: «Установите между вами и запретным преграду из дозволенного». Достоверность хадиса подтвердил имам Альбани в «Сахих аль-Джами'» №152, «ас-Сильсиля ас-Сахиха» № 896.
Ибн Раджаб аль-Ханбали (да смилуется над ним Аллах) в «Джами'аль-'Улюм уа аль-Хикам» 1/209: приводит: “ Суфйан ас-Саури сказал: "Поистине, их стали называть богобоязненными (муттакун) по той причине, что они боялись (иттакау) того, чего [люди обычно] не опасаются". Передается также, что Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: “Поистине, я желаю оставить между мной и запретным преграду из дозволенного, которую мне не преодолеть”. Суфйан бин Уйайна сказал: "Не постичь рабу истинной сути веры до тех пор, пока он не отделит себя от запретного преградой из дозволенного и пока не откажется он и от греховного, и от того, что с ним сходно ”.
‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз (да будет доволен им Аллах) написал аль-Джарраху ибн ‘Абдуллаху аль-Хаками: “ Если сможешь оставить некоторое из того, что разрешил тебе Аллах, чтобы это стало преградой между тобой и запретным, то так и поступи, ибо, поистине, душа того, кто позволяет себе все дозволенное, в конце концов, начинает тянуться к запретному ”. См. «аль-Байан уа ат-табйин» стр. 471.
33 - То есть, с людьми равными ему по каким-нибудь признакам по происхождению, по социальному положению, по культурности, знаниям и т.д.
34 - См. сноску № 33.
35 - Речь идет о том, кто имел придворное почетное звание.
36 - «Так обрадуй же Моих рабов, которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них» (39:17-18). То есть: они слушают различные речи, но следуют только самым лучшим из них. Это свидетельствует об их способности определять, чему надлежит отдавать предпочтение, а чего следует избегать. Благоразумие и здравый смысл помогают им следовать самым лучшим словам, и этими словами, вне всякого сомнения, являются Откровения Всевышнего Аллаха и изречения Его посланника (мир ему и бла-гословение Аллаха). См. «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» стр. 721-722.
37 - Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Души подобны воинам, те из них, которые познают друг друга, объединяются, а те из них, которые не узнают друг друга, расходятся. И не может быть такого, чтобы приверженец Сунны содействовал приверженцу нововведений, кроме как это будет проявлением лицемерия ”. См. “Шарх усуль и’тикад” 1/138.
Шейх Ахмад ан-Наджми (да смилуется над ним Аллах) говорил: “ Тот, кто призывает мусульман к единению рядов, а не единению убеждений, тот желает разрушить призыв к одобряемому и запрещение порицаемого! Не дозволено мусульманину принимать участие в заблуждении другого мусульманина… Единением рядов с различными убеждениями никогда не будет доволен наш Господь. Нельзя объединять ряды [с заблудшими], и это призыв шайтана! ” См. “аль-Фатауа аль-джалия” 70.
38 - Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Помогай брату своему [независимо от того], притеснителем он является или притесняемым» [Услышав это, один] человек сказал: “ О посланник Аллаха, я могу помочь ему, если он подвергается притеснению, но скажи мне, как мне помочь ему, если он является притеснителем?! ” [На это пророк (мир ему и благословение Аллаха)] сказал: «Удержи его от притеснения и, поистине, это станет помощью ему». аль-Бухари №6952.
39 - Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшие люди в моей общине — это мое поколение, а затем следующие за ним, а затем следующие за ним» аль-Бухари №3650.
То есть, наилучшими поколениями являются: 1- сподвижники, 2- их последователи и 3- поколение, следующее за последователями.
40 - Иудеи, оправдывая свой отказ принять то, с чем пришел посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказали: «Сердца наши покрыты завесой [и поэтому истина не доходит до нас]». Но нет, это Аллах лишил их верного руководства, за их неверие являющееся самым большим грехом. См. «Тафсир аль-Куртуби» 2/25, «Тафсир ат-Табари» 2/328-329, «Тафсир ас-Са'ади» стр. 58.
41 - Имеется в виду битва у Рва.
42 - Муслим №2577. Данный хадис является «священным хадисом» (хадис кудси). Это такой хадис, который заключает в себе слова Всемогущего и Великого Аллаха, передаваемые посланником (мир ему и благословение Аллаха) иногда от ангела Джибриля (мир ему), а иногда через откровение; внушение или сновидение, с предоставлением ему права выражать их любыми словами, какими он пожелает.
43 - Муслим №770, Абу Дауд №767, ат-Тирмизи №3420, Ибн Маджах №1124.
44 - Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Когда шейх (Ибн Теймии) затруднялся в некоторых вопросах, он говорил: “О тот, кто научил Ибрахима, научи меня!” Он часто обращался к Аллаху с этими словами, следуя завету Му'аза бин Джабаля (да будет доволен им Аллах). Когда Му'аз бин Джабаль (да будет доволен им Аллах) находился при смерти, с ним рядом был Малик бин Яхамир ас-Саксаки. Му'аз бин Джабаль увидел, что он плачет, и тогда Малик бин Яхамир сказал: “Клянусь Аллахом, я не плачу из-за того, что потеряю нечто мирское, которое я получал бы от тебя. Плачу же я из-за того, что лишусь возможности перенимать у тебя знания и веру” Тогда Му'аз бин Джабаль (да будет доволен им Аллах) сказал: «Знание и вера остаются, и кто стремится к ним, тот найдет их. Бери же знание у четверых: 'Уеймира Абу Дарда, 'Абдуллаха бин Мас'уда, Абу Мусы аль-Аш'ари – он упомянул четвертого – а если они не справятся с этим, то остальные обитатели Земли тем более не справятся. Тогда тебе стоит обращаться к Тому, Кто обучил Ибрахима (да пребудет с ним благословения Аллаха)» ” См. «И'лям аль-Муакки'ин» 4/172.
45 - Этот хадис передали ат-Тирмизи и другие в несколько иной форме без слов «укрась нас верой». ат-Тирмизи назвал хадис редким, сказав, что он известен только от Ибн Абу Лейлы. Шейх аль-Мубаракфури сказал об Ибн Абу Лейле: “ Это – Мухаммад ибн Абд ар-Рахман ибн Абу Лейла аль-Ансари аль-Куфи аль-Кади. Он правдив, но имел очень слабую память ”. См. «Тухфа аль-Ахуази» (9/367). Также имам аль-Альбани оценил этот хадис как слабый. См. «Да'иф ат-Тирмизи» №3419 и «Да'иф аль-Джами'» №1194.
Однако слова: «О Аллах! Укрась нас верой, сделай нас одними из тех, кто идет по прямому пути и ведет им других людей» достоверны как часть другого хадиса. См. «Сахих ан-Насаи» №1304, «Сахих аль-Джами'» №1301.
46 - Из изречений Абу Са'ида ас-Сирафи. См. «Тухфа аль-Ариб» 2/905.
47 - Только Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) понял, что жить посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) осталось уже недолго, и стал плакать охваченный печалью расставанием с ним (мир ему и благословение Аллаха). См. «аль-Минхадж фи шарх Сахих Муслим» 15/531. ан-Науауи (631– 676 г.х.)
Сообщается, что 'Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: “ Я часто слышала от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), что ни один пророк не умирал, пока ему не предлагалось сделать выбор между миром этим и миром вечным ”. аль-Бухари №4435.
48 - Одно из распространенных выражений среди арабов. Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Под этими словами не подразумевается искупление в буквальном его смысле, а произносятся для выражения доброты, любви и уважения к тому, к кому эти слова обращены ” См. «аль-Минхадж фи шарх Сахих Муслим» 15/184.
49 - Существует разногласие, относительно того, является ли пророк (мир ему и благословение Аллаха) также законотворцем, или нет.
Некоторые ученые сказали, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) лишь доносит шариат, аргументировав свое мнение словами Всевышнего (смысловой перевод): «О, Посланник! Передай [людям] то, что ниспослано тебе от своего Господа» (5:67)
Другие же сказали, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъясняет установления шариата, также опираясь на слова Всевышнего (смысловой перевод): «Мы ниспослали тебе Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались» (16:44)
А группа других ученых считает, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) также является законотворцем, и в качестве доказательства приводят хадис, переданный Абу Хурейрой (да будет доволен им Аллах): “ [Однажды] посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нам с проповедью и сказал: «О люди, Хадж был вменён вам в обязанность, так совершайте же его». Один человек спросил: "Каждый год, о посланник Аллаха?" - однако [пророк хранил молчание до тех пор, пока тот не задал свой вопрос] трижды. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если я скажу: "Да" это непременно станет вашей обязанностью, но вы ведь не сможете [выполнять её]!»” Муслим №1337.
А также хадис: «О, [люди]! Уже близко то время, когда до человека будет доходить от меня хадис, а он, возлегая на ложе, прислонившись, станет говорить: “Между нами и вами Писание Аллаха! И то, что мы находим в ней дозволенным, мы считаем дозволенным, а что находим запретным, считаем запретным!” Однако, поистине, то, что запретил посланник Аллаха подобно тому, что запретил Аллах» Имам аль-Альбани оценил этот хадис как достоверный. См. «Сахих аль-Джами'» №2657.
Стоит отметить, что эти слова представляют собой одно из чудес пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которое свидетельствует о том, что он действительно был божьим посланником. В этом хадисе было предсказано событие, которому еще предстояло произойти, и оно действительно произошло так, как это было предсказано. Сегодня мы можем наблюдать, как некоторые из этой общины, отвергают Сунну, и призывают возвратиться только к Корану, ложно называя себя «коранитами», которые на самом деле своими действиями объявляют Коран ложным.
50 - См. Шейх аль-Ислам ибн Таймия «Дар та'аруд ан-Накль уа аль-'Акль» 1/73.
51 - Аллах Всевышний говорит в Коране (смысловой перевод): «Он не сделал для вас никакого затруднения в религии» (22:78)
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, эта религия легка, но если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его» аль-Бухари №39.
52 - Это уже было разъяснено в теме «Влияние грехов на разум»
53 - Относительно достоверности этого хадиса существует разногласие. Имам аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) оценил этот хадис слабым. См. «Д'иф Аби Дауд» №2670. Допуская то, что этот хадис достоверный, ниже приведены толкования ученых к этому хадису:
Выдающийся знаток и комментатор хадисов шейх 'Абд ар-Рахман аль-Мубаракфури (1353г.х.) сказал: “«Убивайте старцев из числа многобожников» - имеются в виду сильные мужчины из тех, кто может служить подкреплением [воюющим] и обладают мощью, а не те старцы, которые не в состоянии помочь ни силой, ни советом ”. См. «Тухфа аль-Ахуази» 5/207.
Шейх Ибн 'Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Имеются в виду те, кто достиг совершеннолетия и пригодны для сражения ”. Сл. «Шарх Булюг аль-Марам» Китаб аль-Джихад №3
Шейх 'Абд аль-Мухсин аль-'Аббад (да хранит его Аллах) сказал: “«Убивайте старцев из числа язычников » - то есть: пожилых, которые участвуют в сражении. Здесь не имеются в виду дряхлые, немощные от возраста старики. Не они имеется в виду. Но если же они оказывают помощь своими советами, идеями, опытом, то и их убивают для того, чтобы лишить врага поддержки их советами и опытом, и в этом нет ничего неправильного.
«и оставляйте в живых их подростков» - то есть: молодых, которые не достигли возраста, при котором они бы были пригодны для сражения. Однако если такие молодые выступают в качестве воинов, то с ними сражаются, по причине того, что они оказались в числе тех, кто ведет сражение
”. Сл. «Шарх Сунан Аби Дауд» Китаб аль-Джихад №196.
Шейх Салих аль-Фаузан (да хранит его Аллах) сказал: “«Убивайте старцев из числа язычников» - то есть: взрослых, сильных людей в годах, которые сражаются.
«и оставляйте в живых их подростков» - то есть: молодых, которые не достигли совершеннолетия. Здесь не имеются в виду старцы из числа язычников, как таковые. Ибо убивать таких запрещено. Однако под старцами здесь имеются в виду взрослые, сильные вооруженные люди, пригодные к сражению; таких убивают ” Сл. «Шарх Булюг аль-Марам» Китаб аль-Джихад №3
55 - Хакика (араб. حقيقة‎‎ от хакк — истина) - конечный этап духовного самосовершенствования в суфизме. По убеждению суфиев на этом окончательном этапе человек достигает полной истины, т.е. "соединяется" с божеством, находится в непосредственном общении с ним, созерцает Его и полностью растворяется в нем (фана). Растворившись в бытии Бога, суфий, наконец, познает самого себя и божественную истину.
Несомненно, все эти суждения являются ересью и неверием!
56 - Существует несколько мнений относительно того, о ком идет речь в данном яате, об Аллахе или пророке (мир ему и благословение Аллаха). Имамы ат-Табари (310 г.х.) и Ибн Касир (774 г.х.) посчитали, что в аяте речь идет о велении посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). См. «Джами' аль-Байан фи Тауиль аль-Куран» 19/231, «Тафсир аль-Куран аль-'Азым» 6/89. Другие же комментаторы передали, что допустимы оба варианта толкования. См. «аль-Джами'ли Ахкам аль-Куран» 12/232. аль-Куртуби (671 г.х), «Адуа аль-Байан фи Идах аль-Куран биль-Куран» 5/558. Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити (1393г.х.)
57 - Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Смысл этих слов в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил бесполезное многословие ” См. «Фатх аль-Бари» 11/313.
58 - В оригинале использован арабский глагол «أصلح» /аслаха/, имеющий несколько значений: делать пригодным, исправлять, приводить в порядок и т.д.
Салих Али аш-Шейх (да хранит его Аллах) сказал: “ Ученые разошлись во мнениях относительно того, как следует понимать эти слова. Означает ли это, что Аллах сделает его праведным в религии, в то время как он не был таковым? Или же Аллах сделает его пригодным к руководству людьми и предводительству? Очевидным представляется правильность второго мнения - Аллах за одну ночь сделает его пригодным для предводительства и управления людьми ” См. «Шарх аль-'Акыда ат-Тахауия» 1/692.
Имам аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Слова «[i]Юслихуху-Ллаху» означают, что он душевно не будет готовым [к предводительству]. Аллах за одну ночь сделает его пригодным к тому, чтобы стать предводителем исламской общины. Эти слова не означают, что Махди будет нечестивцем, а затем станет праведным, также как не значит, что он будет невежественным и станет ученым за одну ночь[/i]” Сл. «Сильсиля аль-Худа уа ан-Нур» №219 (С сокращением).
59 - В преданиях и хадисах встречается выражение: “ Да лишится тебя твоя мать ”. Эти слова не следует понимать в буквальном смысле. Относительно этого выражения 'Али бин Султан Мухаммад аль-Кари (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Очевидный смысл этих слов – мольба о смерти человека, однако гово-рящий не желает, чтобы это сбылось. Произносятся они для воздействия на того, кто совершил проступок, как предостережение от беспечности, как возглас удивления и в случае чего-то значительного ”. См. «Миркату аль-Мафатих Шарх Мишкати аль-Масабих» 1/184.
60 - Шейх Ибн 'Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Благочестивый - противоположенный нечестивцу. То есть, правильный человек, как со стороны религии, так и стороны порядочности. Что касается религиозной стороны, то это такой человек, который не совершает больших грехов, а если же и случается такое, то он тут же приносит покаяние, и не усердствует в совершении малых грехов, и выпол-няющий все обязательные предписания. Так как нет гарантии, что человек проявляющий пренебрежение в своей религии (того что касается прав Аллаха), не проявит её в остальном. А что же касается порядочности, то это неспособность к совершению поступков, противоречащих нормам поведения того общества, в котором он живет. Совершающий же такие поступки, не является благочестивым ”. См. «аш-Шарх аль-Мумти'» 11/186.
61 - Шейх Ибн 'Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Если уважаемый благородный человек ошибся, то сохрани его достоинство, прояви снисхождение к его ошибке. Ведь для благородного человека твое снисхождение будет большим назиданием, нежели тысячу ударов плетью. Как говорят: “Поступи благородно с благородным и завоюешь ты его” Но если дело касается бесстыдного нечестивца, то его наказание должно быть жестким ” Официальный сайт шейха
62 - Рафидиты (араб. رافضة، روافض‎‎ от глагола «рафада» - отвергать, оставлять) - обобщенное название шиитов, причисляющих себя к Исламу. Рафидиты делятся на группы, крайние из них не имеют никакого отношения к Исламу, а более умеренные исповедуют еретические и нововведенческие взгляды.
63 - Речь идет о «намиме» (условно: сплетня) – передача слов от одних людей другим, для того чтобы привнести раздор между ними. Эти слова могут представлять собой: обнародование тайны человека, будь то его слова или дела, или его изобличение, или сообщение о его пороке и недостатке. И не имеет значения, каким образом это делается; произносится вслух, передается письмом, жестом или намеком.
Намима запрещена в Исламе строжайшим образом! Всевышний Аллах сказал (смысловой перевод): «И не повинуйся всякому клянущемуся часто, презренному, злословящему и разносящему сплетни» (68: 10-11)
Ибн аль-Джауза рассказывал: “ Однажды я спросил Ибн ‘Аббаса: “Сообщи мне о том, кому Аллах пригрозил горем, сказав (смысловой перевод): «Горе всякому хулителю и обидчику» (104:1) Ибн ‘Аббас сказал: “ Это человек, который передает слова от одних людей другим, внося ссору между братьями и сея смуту среди людей ”. Ибн Абу ад-Дунья в «ас-Самт» стр. 264.
Со слов Хузайфы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сплетник (наммам) в Рай не войдет». аль-Бухари 7/86, Муслим №105.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не сообщить ли вам о тех, кто относится к наихудшим из вас? Это - распространяющие сплетни, сеющие раздоры между теми, кто любит друг друга, и стремящиеся опорочить тех, кто этого не заслуживает». Шейх аль-Албани оценил хадис как «хороший» см. «Сахих аль-Адаб аль-муфрад» №246.
Яхья ибн Абу Касир (да смилуется над ним Аллах) говорил: “ Сплетник и лжец за час могут нанести такой вред, какой колдун не сможет нанести за целый год ”. См. «Афату-Ллисан» стр. 42.
64 - Имеется в виду, что такой человек не исповедует религию надлежащим образом.
65 - См. сноску №3

Date: 2016-05-17; view: 358; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию