Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неумеренное использование разрешенных вещей





 

Нет сомнения, что любовь к удовольствиям изначально заложена в человеке. Всевышний сказал (смысловой перевод): «Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кинтарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения» (3:14)
Поэтому душе необходимо получать свой удел из дозволенных видов удовольствия, будь это еда, одежда, женщина и т.д., но при этом он должен соблюдать умеренность.
На необходимость отдавать должное своему телу, указывают слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), обращенные к ‘Абдуллаху бин ‘Амру: «Поистине у твоего тела есть на тебя право» аль-Бухари №6134, Муслим №1159.
Шейх аль-Ислам (да смилуется над ним Аллах) комментируя эти слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказал: “ Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил ему, что совершение этих дел с усердным постоянством влечет за собой изменение души и тела, а также мешает совершению дел, которые превосходят по награде, то чем он занят, ибо они связанны с правами собственного тела, родных и его жены ”. См. «аль-Фатауа аль-Кубра» 2/138.
Аш-Шатыби (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ В этих словах указание на то, что жена обладает правом на удовлетворение ее плотских желаний. А также то, что гость имеет право на радушный прием, на учтивое обращение и на совместную трапезу. Равным образом и у детей право на заботливое отношений к ним, на их обеспечение и удовлетворения их нужд. Правом обладает и собственное тело человека, и заключено оно в отказе от всего, что обременяет и тяготит тело. У человека также долг перед своим Господом (Пречист Он и Возвышен), в который входят упомянутые в хадисе виды поклонения, а также иные обязательные и добровольные виды поклонения, превосходящие по степени те поклонения, которыми он был занят.
Итак, человеку предписано соблюдать права всех тех, перед кем у него есть те или иные обязанности. Но если он полностью отдается одному, или сразу нескольким рекомендуемым делам, то это либо начинает полностью удерживать его от выполнения иных дел, либо мешает выполнять другие дела в надлежащем, полноценном виде, и тем самым он оказывается достойным порицания
”. См. «аль-И'тисам» 1/302.
Когда душа получает свою долю из того, что ей любимо и привычно, из дозволенных шариатом вещей, это способствует ясности мысли и сохранности сердца. Именно поэтому Абу Бакр аль-Уаррак (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Поистине, половая близость сохраняет сердце в чистоте от пороков ”. См. «аль-И'лям би фауаид 'умда аль-Ахкам» 9/269.
Если же душа не получает необходимого удовлетворения из дозволенных вещей, то начинает разрываться от исполнения религиозных обязанностей, а сердце томясь по упущенному, начинает требовать лишенного удовольствия. Чрезмерное лишение себя дозволенных вещей, как это делают некоторые невежественные суфии, может привести к болезням, ослабить человека настолько, что он потеряет способность выполнять обязательные предписания.
Имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Мне не нравится то, что люди ограничивают себя малым количеством еды. Поистине, те, которые поступали так, потеряли способность выполнять обязательные предписания ”. См. «Сайд аль-Хатыр» стр.21
Ибн аль-Джаузи (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ И это правильное осуждение. Ведь тот, кто все время ограничивает себя приходит к тому, что в итоге становится бессилен на половую близость с женой, и не оберегает свою жену от прелюбодеяния. У него не остается сил для заработка и содержания семьи, и более он не в состоянии совершать иные полезные, благие дела, которые совершал ранее ”. См. «Сайд аль-Хатыр» стр.22.
Но также следует остерегаться излишества в использовании дозволенного. Так, в осуждение подобного излишества пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сын Адама не наполнял сосуда хуже, чем желудок. Если ему необходимо наполнить его, то пусть наполнит одну треть едой, одну треть питьем, и одну треть воздухом» ат-Тирмизи №2380, имам аль-Альбани оценил хадис как достоверный. См. «Сахих аль-Джами'» №5674.
Также он сказал: «Верующий наполняет едой одну кишку, а неверный — семь» аль-Бухари №5393.
В комментарии к этому хадису хафиз Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Имеется в виду, что верующий принимает пищу в соответствии с правилами установленными шариатом, и поэтому заполняет только одну кишку. Что же касается неверующего, то он лишь руководствуется требованиями своих страстей, удовлетворяет свою прожорливость и ненасытность, поэтому и ест пока не наполнит все семь ”. См. «Джами' аль-'Улюм уа аль-Хикам» 2/475.
Аш-Шафи'и (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Сытость отягощает тело, делает сердце черствым, лишает проницательности, навлекает сон и у человека остается меньше сил для поклонения ”. См. «Манакыб аш-Шафи'и» стр.106.
Шейх аль-Ислам ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Если неумеренное использование дозволенных благ не способствует совершению богоугодных дел, то отказ от этого лучше, чем неумеренное их использование. Если отказ от этого способствует совершению дел угодных Аллаху, то это значит, что неумеренное использование отвлекает от совершения дел угодных Аллаху. А если же сложилось так, что неумеренное использование дозволенных благ удерживает человека от совершения нежелательных действий, то для него лучше неумеренно использовать дозволенные вещи, чем совершать нежелательное. Если же неумеренное использование дозволенных вещей удерживает человека от совершения греховного, то это неумеренное использование дозволенных вещей является для него милостью, хоть занятие поклонением Аллаху лучше всего этого ”. См. «Джами' ар-Расаиль» 2/80. Тахкык док. Мухаммад Рашад Салим.
Он также сказал: “ В большинстве случаев человека от истины отделяет его занятость искушениями и соблазнами этого мира, и удовлетворение телесных и душевных удовольствий. Человек в этом случае подобен глазу, который смотрит на землю и не может при этом увидеть луну. А когда человек склоняется к мирским утехам, это начинает удерживать его от следования истине, и становится подобен глазу, на котором бельмо, препятствующее видению вещей ”. См. «Маджму' аль-Фатауа» 9/314.
Вышеизложенное не означает, что человек должен полностью отказаться от использования дозволенных благ, или же отказаться от большей их части. Речь идет о том, что необходимо проявляться умеренность в использовании этих благ, и оставлять то, что может привести к запретным поступкам. Имам аш-Шаукани (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Избегание сомнительного не в том, чтобы полностью отказываться от разрешенных поступков, ибо пользование ими абсолютно дозволено. Но в том, чтобы оставлять из разрешенного то, что может быть дорогой к запретному и лестницей к греху ”. См. «Кашф аш-Шубухат 'ан аль-Муштабихат» стр. 24.
Иначе говоря, в основе использования разрешенного лежит дозволенность, а осуждается неумеренное использование, и именно этот вопрос является предметом нашего рассмотрения.
Что же касается случая, когда отказом от разрешенных поступков желают приблизиться к Аллаху, и превращают данный отказ в обряд поклонения, то это уже уподобление людям, жившим в доисламские времена невежества. Шейх аль-Ислам ибн Теймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Известно, что началом данного запрета – оставление разрешенных вещей как средство приближения к Аллаху, и последующее его превращение в обряд поклонения, стало уподобление неверным, даже если поступающий подобным образом не был намерен уподобляться им ”. См. «Иктида ас-Сырат аль-Мустакым» 1/352.
Многословие также удерживает от истины и отклоняет от нее. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллаху ненавистно, чтобы вы занимались пустословием57, задавали много вопросов и попусту расточали своё имущество» аль-Бухари №1477, Муслим №593.
'Абд ар-Рахман ас-Са'ади (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Множество пустых разговоров из причин, побуждающих ко лжи, передачи непроверенной информации, и вере в то, что не соответствует истине. Кроме того, подобные речи становятся причиной распространения зла и смуты, приводят к взаимной ненависти сердец и заставляют заниматься вредным вместо занятости полезными вещами. Редко кому удаётся полностью уберечься от этого, особенно если человеку нравится предаваться пересудами ”. См. «Бахджату Кулюб аль-Абрар» стр.171.
Если мы возьмемся подсчитать произносимые нами лишние слова, в соответствии с тем, что считалось лишними словами у наших предшественников, то мы сможем увидеть наше реальное положение и познать то, какими мы должны быть. Абу Я'ля бин 'Убайд (да смилуется над ним Аллах) рассказывал: “ Однажды мы зашли к Ибн Сукату, и он сказал: “О, мои племянники, я поведяю вам рассказ, возможно он вам принесет пользу, лично мне он принес пользу. Однажды 'Ата бин Аби Рабах сказал нам: “Ваши предшественники лишними словами считали любую речь, кроме Писания Аллаха, слов призывающих к одобряемому и удерживающих от предосудительного, и того, без чего человеку не обойтись в обустройстве своей жизни”.
Разве станете вы отрицать, что, над вами есть хранители – благородные писцы, сидящие справа и слева, и не проронит человек ни единого слова, чтобы его не записал наблюдатель, приставленный к нему?!
Разве никто из вас не стыдится того, что если раскроют запись его деяний, совершенных им в начале дня, и в ней не окажется ничего, чтобы было приготовлено для последней жизни?
” См. «Сияр А'лям ан-Нубаля» 5/86.
Необходимо придерживаться умеренности в использовании разрешенного, ограничиваясь тем, что позволит поддерживать ясность ума и сохранять душевное равновесие. Ибн аль-Джаузи (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Желание есть можно обуздать; прием достаточного количества еды удовлетворяет желание. Поэтому желание может быть подвластным, а может и самовластвовать, но а наилучшим мотивом есть является желание поддержать и сохранить здоровье своего тела. Однако если проявлять неумеренность в сдерживании желаний, то это обернется вредом. Сдерживание своих желаний абсолютно во всем, даже тогда, когда в их удовлетворении нет ничего вредоносного, приводит к душевному расстройству и истощению организма и к различным болезням, которыми грозит подобное сдерживание. К слову, чувствуя сильную жажду удерживать себя от воды, при голоде не есть, испытывая страстное влечение к женщине не вступать в половую близость с ней, лишать себя сна, когда он одолевает. Да даже охваченный печалью, если не изольет душу кому-либо, она убьет его ”. См. «Сайд аль-Хатыр» стр.45-46.

Date: 2016-05-17; view: 392; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию