Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Среда, в которой человек воспитывается, привычность и обычаи





 

Безусловно, то, что было заложено в юношестве, оказывает огромное влияние на формирование личности человека, на его воззрения, на его нравственность. Человек, как правило, принимает воззрения, нравственные устои и обычаи, распространенные в местности его проживания. Он оказывается под влиянием того, чего придерживается его народ, ведь люди подобны стае птиц: следуют друг за другом. Некоторые люди, считают несоответствие своим соплеменникам заблуждением и отклонением, и возможно они никогда не думают о том, чтобы рассмотреть, исследовать нечто иное, не то, чего принято придерживаться в их народе. Посмотри же на царицу Савскую, ведь она была умна и мудра для того, чтобы отличить истину ото лжи, так почему же тогда она поклонялась Солнцу? Сподвигло ее на это великое заблуждение, порочность и безобразие которого не скрыто для человека со здравым рассудком и чистой природой, то, что она выросла среди народа, который исповедовал язычество, о чем сообщил Всевышний Аллах в Своих словах (смысловой перевод): «Ей мешало то, чему она поклонялась вместо Аллаха, ведь она принадлежала к неверующему народу» (27:43)
'Абд ар-Рахман ас-Са'ади (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ [Ей мешали ложные] убеждения, на которых она взросла, а ведь ложные вероучения затмевают сознательность разумного, а проницательного лишают глубокомыслия. Если только Аллах не облегчает человеку благодатные причины, посредством которых истина для него становится очевидной, и ему оказывается милость следовать ей ”. См. «Тайсир аль-Латиф аль-Маннан фи хулясати тафсир аль-Куран» стр. 194.
Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ [Из препятствий принятия истины] – привычность, обычаи, место и среда, в которых рос человек. Поистине, сила обычаев преобладает иногда до такой степени, что они становятся вторым нутром человека. Бывает так, что человек воспитывается в соответствии с определенным религиозным толком, и он с детства взращивается на этой идеологии. Поэтому его сердце и душа также взращиваются на этом подобно тому, как его плоть взращивается на привычной для него пище. И вот, когда этот человек не мыслит себя без этих воззрений, до него доходят знания, после чего у него появляется желание избавиться от своих прежних воззрений, извлечь их из своего сердца, и поместить вместо них эти знания. Однако для него тяжко смена воззрений и их искоренение. Хоть эта причина не самая действенная, но она наиболее распространенная среди людей, предводителей различных вероучений и религиозных течений. Большинство людей исповедуют религию традиционно, поэтому переход на нечто иное, не согласующееся с традиционно исповедуемым, можно сравнить с переходом от своего естества к чужому. Да пребудет мир и благословения Аллаха Его пророкам и посланникам, в особенности последнему из пророков и посланников Мухаммаду, которые изменили ложные традиции и привели людей к вере, и сделали ее для них новым естеством. Подобный переход тяжек для людей, и знает это лишь тот, кто кому удалось привести к истине хоть одного человека, убедив его оставить свою ложную религию и свою доктрину ”. См. «Мифтах дар ас-Са'ада» 1/98.
Чтобы подлинно представить себе степень влияния, которую оказывает среда на формирование личности человека, на его характер, на его воззрения, на его нравственность, достаточно призадуматься над словами посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Каждый человек рождается с врожденной наклонностью [поклоняться одному Аллаху], а его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника» аль-Бухари №1385.
Шейх аль-Ислам ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Если человека, сохранившего свои врождённые свойства в неприкосновенности, предоставить самому себе, то он станет принимать всякое знание, в котором нет неясности, видеть истину, в котором нет сомнений, уверует в своего Господа и будет каяться перед Ним. Ведь поистине, каждый человек рождается с врожденной наклонностью [поклоняться одному Аллаху], а его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника. Подобно тому, как животные рождают детенышей целыми [а не изувеченными]: и найдёшь среди них кого-нибудь с отрезанным ухом. «Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера» (30:30)” См. «Маджму' аль-Фатауа» 9/313-314.
Аш-Шаукани (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Вырастая, человек взращивается на том, чего придерживаются его соплеменники и перенимает то, что находит из того, на чем были его предки. Он полагает, что это и есть истинная религия и прямой путь. Затем он не находит того, кто бы указал ему на противоположное, если в религию его соплеменников примешалось нечто из нововведения и они стали совершать то, что противоречит истине. Ведь люди в общей своей массе простолюдины и посему они убеждены, что эти нововведения, которые они нашли в среде своих соплеменников и на которых они выросли, и есть истинная религия, настоящая Сунна и подлинная вера ” См. «Адаб ат-Таляб уа Мунтаха аль-Араб» стр. 41.
Аль-Му'аллими (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Поэтому было сказано: нет сомнения в том, что человек растет на религии, убеждениях, религиозном толке и воззрениях, которые перенимает от своих воспитателей и наставников. Он следует по стопам своих предков и шейхов, восхваление которых переполняли его слух. Он впитал в себя убеждения, что истиной является то, чего придерживались его предки, а противоречащие им заслуживают осуждения и позора, поскольку являются заблудшими. Его сердце наполнено почтением к своим предкам и ненавистью к тем, кто противоречит им. Его личные суждения и желания – два союзника, которые неуклонно следуют по стопам предков и противодействуют тому, что не соответствует и противоречит пути его предков. Посему у него сложились убеждения, что если он пойдет в противоречие тому, в соответствии с чем он был взращен, то будет подвергнут своими родственниками и друзьями обвинениям в неверии, в заблуждении. Они его покинут, станут притеснять и сделают его жизнь тяжкой ”. См. 2/203. «ат-Танкиль» стр.41.
Окружение, в котором развивается и воспитывается человек, становится более действенной причиной в отклонении от истины, когда промежуток времени, проведенный в этом окружении велик. На этот факт указал Законотворец, как это сообщается в хадисе от Самуры (да будет доволен им Аллах): «Убивайте старцев из числа язычников и оставляйте в живых их подростков»53
Имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Старец едва ли примет Ислам, а вот подросток ближе к Исламу ”. См. «аль-Мугни» 8/477.
'Абд ар-Рахман ас-Са'ади (да смилуется над ним Аллах) обращаясь к одному из своих современников, ошибавшегося в определенном вопросе, сказал: “ [Причина тому] то, что ты взрос на этом мнении, и твое убеждение в это стало прочным. А сложившееся прочное убеждение, даже если оно представляет собой ошибочное мнение, может быть искоренено только посредством сильных знаний и ясных доводов, при условии отсутствия фанатичной приверженности к своим воззрениям, и наличием беспристрастия и справедливости, иначе никак ”. См. «аль-Муназарат аль-Фикхия» стр. 37.
Выдающийся ученый 'Абд ар-Рахман аль-Му'аллими (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Кто исповедовал определенный религиозный толк в течение даже короткого промежутка времени и вырос на этом, тот начинает верить в то, что именно этот толк является правильным и утверждает, что все противоречащее этому толку является ложным ”. См. «ат-Танкиль» 2/232.
Необходимо отметить, что не все люди одинаково подвластны факторам: среда, в которой человек воспитывается, привычность и обычаи. Примером тому служит славный сподвижник Сальман аль-Фариси (да будет доволен им Аллах). Среда и условия, в которых он вырос, не помешали ему уехать из своей страны и услышать то, что противоречит воззрениям и религии его народа54. Аль-Му'аллими (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Люди весьма разнятся в подверженности факторам, побуждающих к чему-либо или удерживающих от чего-либо. [К слову], я знаю знатного, богатого человека, [положение которого должно было бы его удерживать] от того, чтобы спорить о цене мелочевки. Продавец говорит ему: “Цена этого товара три пиастра” – а он ложно заявляет: “Но, хозяин такой-то лавки продает его за два пиастра”. Он лжет, чтобы обмануть продавца и купить у него этот товар за два пиастра, хотя знает, что скоро его ложь откроется. Более того, если ему удастся обмануть его и купить за два пиастра, то он сам станет ходить и рассказывать эту историю, хвалясь своей ложью. И напротив, знаю бедного человека, [чье затруднительное положение должно было бы подтолкнуть его ко лжи] но который себе не позволит подобную ложь, даже если будет полагать, что достигнет этим нечто значительное в материальном плане ”. См. «аль-Ануар аль-Кашифа» стр. 284.
Особое внимание следует обратить на то, что среда, привычность и обычаи являются причиной, но они не могут служить оправданием. Поэтому следование по стопам своих родителей и нежелание нарушать их обычаи не может служить кому-либо основанием для того, чтобы отвергать истину. А если кто-то поступает таким образом, то он становится подобен язычникам времен невежества. Шейх аль-Ислам ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “ Многие люди пошли по определенному религиозному толку, и даже стали исповедовать иные конфессии, потому что они обнаружили это в своем окружении. Ведь человек взрастает на религии предков, или своего хозяина, или своих соплеменников, подобно тому, как ребенок перенимает религию своих родителей и своего народа. Однако повзрослев, он обязан проявлять полное повиновение велениям Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), и не быть из числа тех, которым говорят: “Следуйте за тем, что ниспослал Аллах!” – они отвечают: “О нет! Мы будем следовать тому, чему следовали наши отцы”. Каждый, кто отказывается от следования Корану и Сунне, от повиновения Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха) в пользу обычаев своих предков и соплеменников, тот из числа людей времен невежества, которые достойны, того чем Аллах угрожает виновным в совершении подобного ”. См. «аль-Фатауа аль-Кубра» 5/97-98.

Date: 2016-05-17; view: 336; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию