Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дезурбанистические теории
ления от транспорта, влияние которого, однако, в большинстве случаев носит стихийный характер. В особенности это относится к автомобильному транспорту, который содействует нежелательному росту жилья вдоль дорог. Довольно часто транспортная магистраль, вынесенная из пределов населенного пункта, в течение нескольких лет вновь обрастает жилыми домами. На это явление обратил внимание американский инженер Эдгар Чемблесс. Еще в 1910 г. он разработал концепцию так называемых шоссейных городов — жилых поясов, располагаемых над коммуникациями 3. В настоящее время, особенно в США, автомагистрали становятся настоящими магнитами для самых различных заведений, окружающих дороги непрерывными рядами. Вместе с бензоколонками и станциями технической помощи здесь появились мотели, магазины, рестораны, кинотеатры и другие элементы общественного обслуживания. Линейный город относится к наиболее явным дезурбанистическим концепциям, особенно в некоторых своих более поздних вариантах. С этой точки зрения он стоит довольно близко к тем проектам, которые полностью отрицают даже малые города и предусматривают рассредоточение расселения при помощи небольших поселков. Зародыши таких идей можно найти в далеком прошлом. Так, еще утописты лишь в исключительных случаях допускали возможность сохранения городов, а идеал видели в небольших поселениях, о чем свидетельствуют теории Фурье и Оуэна. В конце XIX в. идея полного отрицания городов нашла поддержку в анархистском движении. Один из его теоретиков, П. А. Кропоткин в заключении к своей наиболее известной теоретической работе призвал рабочих: «Устраивайте фабрики и заводы возле ваших полей и работайте в них»4. Некоторые теоретики дезурбанизации ссылаются также на взгляды некогда популярного французского экономиста и активного пропагандиста кооперативного движения Шарля Жида, который сам испытал влияние Фурье и был приверженцем идей городов-садов и линейных городов. Свои взгляды он пропагандировал в многочисленных лекциях, изображая в них будущий мир «наполненным тысячами различных ассоциаций — сельскохозяйственных, промышленных, потребительских и т. д. «Я вижу, — говорил он, — как право на все — на землю, продукцию, заводы — принадлежит ассоциации»5. Наиболее сильно идеи дезурбанизации повлияли на отдельных немецких архитекторов начала 20-х годов— периода, когда для архитектуры Германии были характерны черты экспрессионизма. Творчество прогрессивных архитекторов того времени, объединенных в Рабочий совет по искусству, отразило разочарование, связанное с поражением революции в Германии. По этому поводу в 1919 г. высказался скульптор и архитектор Герман Обрист: «Да здравствует утопия. В действительности это то единственное, что нам остается. Давайте жить в Утопии, придумывать планы и воздушные замки, делать все «как-будто» и подготавливать время, которое наступит через 30 лет»6. Урбанистические — или скорее дезурбанистические — представления Рабочего совета по искусству, распавшегося в 1921 г., наиболее четко сформулировал Бруно Таут, которого по праву можно считать одним из вдохновителей этой группы. В утопическом письме к своим друзьям от 24 ноября 1919 г. он пишет: «...мы верим, что только полный переворот может привести нас к труду. Мещанин, включая наших коллег, справедливо чует в нас революцию. Все привычные понятия и принципы рассеиваются и распадаются»7. В другом письме 1920 г. Бруно Таут высказывает свое мнение о городе: «Может ли стать распад городов препятствием па пути к дальнейшему объединению? Сегодня город — это каменная пустыня. Он должен совершенно исчезнуть и он исчезнет... Как это произойдет? Этого, очевидно, не знает даже земля...»8. Таутовский «распад городов» 56. Элиз ль Сааринен. Большие Хельсинки: 1918 г. Генеральный план Хельсинки является самым известным градостроительным проектом автора, в котором он применил принцип децентрализации. В данном конкретном случае разгрузка плана достигнута за счет водной поверхности, расчленяющей городскую территорию В 1920 г. Бруно Таут выпустил книгу «Распад городов или Земля — хорошее жилище»9, ставшую лозунгом дезурбанистических теорий. Существенную часть книги составляет тридцать частично цветных изображений различных поселений, кристаллообразных сооружений и абстрактных архитектурных композиций, сопровождаемых надписями. В заключении приведены отрывки из произведений различных авторов, которые должны якобы подтвердить правильность идеи «распада городов». Рисунки Таута и сопровождающий их текст достаточно образно передают ощущение разочарованности и поисков выдуманного рая без городов.
На первом же рисунке под изображением развалин современного города мы читаем: «Пусть рухнут воздвигнутые безобразия. Каменные дома рождают каменные сердца». На нижней половине страницы дан вид идиллической местности с равномерно расположенными небольшими домами поселков, планы которых имеют форму цветов. В орнамент рисунка вписаны слова: «Теперь наша земля расцветает...»10. Подобного рода изречения сопровождают рисунки, изображающие рабочие поселки на 500—600 жителей, системы нового расселения с коммуникациями и каналами, сельскохозяйственные колонии, общественные здания и т. п. Существом всей крайне дезурбанистической концепции является замена всего существующего расселения системой маленьких колоний, которые как бы разбредаются по земле, образуя рав- Органическая Децентрализация Сааринена номерную сеть отдельных домов без ярко выраженных поселенческих центров. Интересно, что почти в то же время Бруно Таут вместе с другими авторами выпустил намного более консервативную книгу «Корона города»11. В отличие от предыдущей работы здесь преимущественную часть иллюстративного материала представляют фотографии исторических зданий и городов, а также таутовские рисунки городских центров и их доминирующих сооружений. Таут исходит из того, что церкви и церковные здания не могут образовывать основных элементов силуэта современного города. Новые возможности он увязывает с большими залами собраний, театрами. Домами культуры и т. п. Кроме дезурбанистических теорий немецких архитекторов 20-х годов были разработаны и другие концепции, в основе которых тоже лежали идеи рассредоточения компактных городов. Известный финский архитектор Элиэль Сааринен примерно в те же годы ищет намного более реалистические пути преобразования современных крупных городов. Свои представления о структуре города, состоящего из отдельных полуавтономных образований, он продемонстрировал на ряде генеральных планов отдельных городов еще в период первой мировой войны. Элементы типичных для него решений можно распознать на плане Таллина 1913 г., а наиболее отчетливое их воплощение — на известном плане Хельсинки 1918 г. Именно этот проект по праву считают одним из важных этапов развития представлений о структуре большого города, а иногда его не совсем верно называют предшественником разработок городов-спутников. Комплексно свои взгляды на город Сааринен высказал в 1943 г. в книге «Город — его рост, упадок и будущее». Ведущая мысль книги — «органическая децентрализация» больших городов, аналогию которой он ищет в устройстве организмов и клеточной структуре живой материи. В отличие от большинства рассмотренных в этой главе теорий Сааринен не приходит к отрицанию больших городов, а высказывает предположение о том, что их можно постепенно перестроить по принципам органической децентрализации. Из предшествующих этапов градостроительства выше всего он оценивает средневековый город, который идеализирует, имея в виду его живописную композицию и небольшие размеры. Свои представления о дальнейшем развитии городов Сааринен сопровождает диаграммами, показывающими постепенное преобразование современного компактного города в некую систему малых городов. причем «конечной целью этого преобразования будет создание вокруг центральной части первоначального компактного города, органических группировок новых или реконструированных районов, устроенных в соответствии с лучшими принципами современного градостроительства»12. В этой группировке каждый «отдельный район децентрализованного большого города станет маленьким городом, окруженным природой. — какими были средневековые города»13. При этом он предполагает, что территория города в результате органической децентрализации увеличится вдвое, благодаря чему ее половина будет застроена, а половина отведена для насаждений. Это, бесспорно, интересная и вполне реальная концепция, осуществление которой наверняка принесло бы пользу большинству крупных городов.
Советские концепции Важной составной частью развития новых теорий расселения явились предложения советских специалистов периода 20-х — начала 30-х годов. В Советском Союзе были высказаны не только крайние точки зрения, связанные с дезурбанизацией. Именно здесь были разработаны многочисленные проекты и различные варианты линейных горо-
а» Г ■20
Г. * ■■■• ■■■I ■ ■ в •
57. Элиэль Сааринен. Схема органической децентрализации города; 1943 г. Проект базируется на той предпосылке, что почти половина территории города нуждается в реконструкции. Схема показывает характер планов города в чериоды различных десятилетий Date: 2016-05-16; view: 1335; Нарушение авторских прав |