Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дезурбанистические теории






ления от транспорта, влияние которого, однако, в большинстве случаев носит стихийный характер. В особенности это относится к автомобиль­ному транспорту, который содействует нежелательному росту жилья вдоль дорог. Довольно часто транспортная магистраль, вынесенная из пределов населенного пункта, в течение нескольких лет вновь обрастает жилыми домами. На это явление обратил внимание американский ин­женер Эдгар Чемблесс. Еще в 1910 г. он разработал концепцию так называемых шоссейных городов — жилых поясов, располагаемых над коммуникациями 3.

В настоящее время, особенно в США, автомагистрали становятся настоящими магнитами для самых различных заведений, окружающих дороги непрерывными рядами. Вместе с бензоколонками и станциями технической помощи здесь появились мотели, магазины, рестораны, ки­нотеатры и другие элементы общественного обслуживания.

Линейный город относится к наиболее явным дезурбанистическим концепциям, особенно в некоторых своих более поздних вариантах. С этой точки зрения он стоит довольно близко к тем проектам, которые полностью отрицают даже малые города и предусматривают рассре­доточение расселения при помощи небольших поселков.

Зародыши таких идей можно найти в далеком прошлом. Так, еще утописты лишь в исключительных случаях допускали возможность со­хранения городов, а идеал видели в небольших поселениях, о чем сви­детельствуют теории Фурье и Оуэна. В конце XIX в. идея полного от­рицания городов нашла поддержку в анархистском движении. Один из его теоретиков, П. А. Кропоткин в заключении к своей наиболее из­вестной теоретической работе призвал рабочих: «Устраивайте фабри­ки и заводы возле ваших полей и работайте в них»4.

Некоторые теоретики дезурбанизации ссылаются также на взгляды некогда популярного французского экономиста и активного пропаган­диста кооперативного движения Шарля Жида, который сам испытал влияние Фурье и был приверженцем идей городов-садов и линейных городов. Свои взгляды он пропагандировал в многочисленных лекциях, изображая в них будущий мир «наполненным тысячами различных ассоциаций — сельскохозяйственных, промышленных, потребительских и т. д. «Я вижу, — говорил он, — как право на все — на землю, про­дукцию, заводы — принадлежит ассоциации»5.

Наиболее сильно идеи дезурбанизации повлияли на отдельных не­мецких архитекторов начала 20-х годов— периода, когда для архитек­туры Германии были характерны черты экспрессионизма. Творчество прогрессивных архитекторов того времени, объединенных в Рабочий совет по искусству, отразило разочарование, связанное с поражением революции в Германии. По этому поводу в 1919 г. высказался скульп­тор и архитектор Герман Обрист: «Да здравствует утопия. В действи­тельности это то единственное, что нам остается. Давайте жить в Уто­пии, придумывать планы и воздушные замки, делать все «как-будто» и подготавливать время, которое наступит через 30 лет»6.

Урбанистические — или скорее дезурбанистические — представления Рабочего совета по искусству, распавшегося в 1921 г., наиболее четко сформулировал Бруно Таут, которого по праву можно считать одним из вдохновителей этой группы. В утопическом письме к своим друзьям от 24 ноября 1919 г. он пишет: «...мы верим, что только полный пере­ворот может привести нас к труду. Мещанин, включая наших коллег, справедливо чует в нас революцию. Все привычные понятия и принци­пы рассеиваются и распадаются»7.

В другом письме 1920 г. Бруно Таут высказывает свое мнение о го­роде: «Может ли стать распад городов препятствием па пути к даль­нейшему объединению? Сегодня город — это каменная пустыня. Он должен совершенно исчезнуть и он исчезнет... Как это произойдет? Это­го, очевидно, не знает даже земля...»8.


Таутовский «распад городов»

56. Элиз ль Сааринен.

Большие Хельсинки: 1918 г. Генеральный план Хельсинки являет­ся самым известным гра­достроительным проек­том автора, в котором он применил принцип де­централизации. В дан­ном конкретном случае разгрузка плана достиг­нута за счет водной по­верхности, расчленяю­щей городскую терри­торию


В 1920 г. Бруно Таут выпустил книгу «Распад городов или Земля — хорошее жилище»9, ставшую лозунгом дезурбанистических теорий. Су­щественную часть книги составляет тридцать частично цветных изобра­жений различных поселений, кристаллообразных сооружений и абст­рактных архитектурных композиций, сопровождаемых надписями. В заключении приведены отрывки из произведений различных авторов, которые должны якобы подтвердить правильность идеи «распада го­родов».


Рисунки Таута и сопровождающий их текст достаточно образно пе­редают ощущение разочарованности и поисков выдуманного рая без городов.

5 км

На первом же рисунке под изображением развалин современного города мы читаем: «Пусть рухнут воздвигнутые безобразия. Каменные дома рождают каменные сердца». На нижней половине страницы дан вид идиллической местности с равномерно расположенными неболь­шими домами поселков, планы которых имеют форму цветов. В орна­мент рисунка вписаны слова: «Теперь наша земля расцветает...»10. По­добного рода изречения сопровождают рисунки, изображающие рабо­чие поселки на 500—600 жителей, системы нового расселения с ком­муникациями и каналами, сельскохозяйственные колонии, обществен­ные здания и т. п. Существом всей крайне дезурбанистической концеп­ции является замена всего существующего расселения системой ма­леньких колоний, которые как бы разбредаются по земле, образуя рав-



Органическая

Децентрализация

Сааринена


номерную сеть отдельных домов без ярко выраженных поселенческих центров.

Интересно, что почти в то же время Бруно Таут вместе с другими авторами выпустил намного более консервативную книгу «Корона го­рода»11. В отличие от предыдущей работы здесь преимущественную часть иллюстративного материала представляют фотографии истори­ческих зданий и городов, а также таутовские рисунки городских цент­ров и их доминирующих сооружений. Таут исходит из того, что церкви и церковные здания не могут образовывать основных элементов силуэ­та современного города. Новые возможности он увязывает с больши­ми залами собраний, театрами. Домами культуры и т. п.

Кроме дезурбанистических теорий немецких архитекторов 20-х го­дов были разработаны и другие концепции, в основе которых тоже ле­жали идеи рассредоточения компактных городов. Известный финский архитектор Элиэль Сааринен примерно в те же годы ищет намного бо­лее реалистические пути преобразования современных крупных горо­дов. Свои представления о структуре города, состоящего из отдельных полуавтономных образований, он продемонстрировал на ряде генераль­ных планов отдельных городов еще в период первой мировой войны. Элементы типичных для него решений можно распознать на плане Тал­лина 1913 г., а наиболее отчетливое их воплощение — на известном пла­не Хельсинки 1918 г. Именно этот проект по праву считают одним из важных этапов развития представлений о структуре большого города, а иногда его не совсем верно называют предшественником разработок городов-спутников.

Комплексно свои взгляды на город Сааринен высказал в 1943 г. в книге «Город — его рост, упадок и будущее». Ведущая мысль книги — «органическая децентрализация» больших городов, аналогию которой он ищет в устройстве организмов и клеточной структуре живой мате­рии. В отличие от большинства рассмотренных в этой главе теорий Сааринен не приходит к отрицанию больших городов, а высказывает предположение о том, что их можно постепенно перестроить по прин­ципам органической децентрализации. Из предшествующих этапов гра­достроительства выше всего он оценивает средневековый город, кото­рый идеализирует, имея в виду его живописную композицию и неболь­шие размеры.


Свои представления о дальнейшем развитии городов Сааринен со­провождает диаграммами, показывающими постепенное преобразова­ние современного компактного города в некую систему малых городов. причем «конечной целью этого преобразования будет создание вокруг центральной части первоначального компактного города, органических группировок новых или реконструированных районов, устроенных в со­ответствии с лучшими принципами современного градостроительства»12. В этой группировке каждый «отдельный район децентрализованного большого города станет маленьким городом, окруженным природой. — какими были средневековые города»13. При этом он предполагает, что территория города в результате органической децентрализации увели­чится вдвое, благодаря чему ее половина будет застроена, а полови­на отведена для насаждений.

Это, бесспорно, интересная и вполне реальная концепция, осущест­вление которой наверняка принесло бы пользу большинству крупных городов.


 


Советские концепции


Важной составной частью развития новых теорий расселения яви­лись предложения советских специалистов периода 20-х — начала 30-х годов. В Советском Союзе были высказаны не только крайние точ­ки зрения, связанные с дезурбанизацией. Именно здесь были разрабо­таны многочисленные проекты и различные варианты линейных горо-



 




а»

Г


■20


 


Г.

*


■■■• ■■■I ■

■ в •


 


57. Элиэль Сааринен. Схема органической де­централизации города; 1943 г. Проект базирует­ся на той предпосылке, что почти половина тер­ритории города нужда­ется в реконструкции. Схема показывает ха­рактер планов города в чериоды различных де­сятилетий







Date: 2016-05-16; view: 1335; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию