Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Индустриальный город Гарнье
48. Тони Гарнье. Индустриальный город на 35 тыс. человек, 1904 г. 1 — городской центр; 2 —медицинские учреждения; 3 — гидроэлектростанция; 4 — старый город; 5—метал городов, усилила значение санитарных требований и подчеркнула роль зелени в жилой среде. Живой интерес, вызванный идеей города-сада, был вполне закономерен. Ее актуальность признается и сегодня, при решении сугубо современных проблем. Жизненность идеи города-сада оправдана, очевидно, тем, что она не связана ни с какой конкретной планировкой. Первоначальные наброски Хоуарда носили символический характер, а проекты его последователей, как правило, обусловливались требованиями своего времени. Хоуард понимал город-сад как комплексный населенный пункт, обязательно включающий места приложения труда. Те же архитекторы, которые считали себя его последователями, в большинстве случаев ограничивались лишь разработкой жилых поселков или пригородов. Поэтому первое комплексное градостроительное решение современного малого города мы находим не у них, а у создателя подробного проекта «Индустриального города» — Тони Гарнье (1904 г.). В то же время этот город можно с полным правом назвать садом. При этом его проект от замысла Хоуарда выгодно отличается тем, что зелень здесь не сосредоточена на участках отдельных частных домов, а одинаково доступна всем гражданам. Работа Тони Гарнье до сих пор поражает нас не только своим размахом, но и неожиданной современностью. Гярнье подходит к своему замыслу, учитывая объективные факторы. Он считает, что «именно индустриальное производство является в настоящее время импульсом для
закладки городов»23. В развитие этой мысли он полагает, что «решение города отражает роль труда как основного закона жизни людей, а также значение красоты и взаимной любви для счастливой жизни»24. Для своего города, с населением в 35 тыс. человек, он выбирает характерную, хотя и вымышленную ситуацию на холмистом берегу одной из рек где-то на юго-востоке Франции. Жилая часть города располагается на террасе над рекой. Ее составная часть — крытая пешеходная прогулочная аллея. Рационально решается вся система общественного обслуживания и вспомогательных учреждений. В центре — Дом культуры с клубными помещениями и большой универсальный зал на 3 тыс. человек. Школы в правильном порядке размещены в жилой зоне, медицинские учреждения выдвинуты в зеленую зону на склоне холма, на берегу реки расположились сооружения для спорта и отдыха. Подробно разработан и проект промышленного района, в который входят унифицированные здания, плотина с электростанцией, вокзал, порт, аэродром, скотобойня и станция очистки сточных вод. Если деятельность Хоуарда частично переоценивается, то роль его современника — Гарнье — совершенно, очевидно, недооценивается. Значение его работы часто снижают потому, что видят в ней лишь особняком стоящий замысел, хотя и тщательно проработанный, но лишенный необходимой широты. Думается, что Гарнье сознательно избрал такой метод, который позволил ему в графической форме конкретно продемонстрировать свои представления. Проект сопровожден коротким пояснительным текстом, из которого видно, что Гарнье думал не только о технических проблемах строительства, но и об их общественных условиях: «В поисках решения, которое бы наилучшим образом удовлетворило материальные и духовные потребности человека, мы были вынуждены формулировать определенные принципы, касающиеся планировочного решения, инженерных сетей, гигиены и т. д. Мы должны были также учитывать определенный прогресс общества, который бы способствовал такому осуществлению этих принципов, которое современные законы вообще не гарантируют. Мы, следовательно, предполагали, что у общества будет возможность свободно распоряжаться земельными участками и что оно сможет организовать снабжение водой, хлебом, мясом, молоком и лекарствами, чему необходимо уделять особое внимание» 25. Нет сомнения в том, что проект индустриального города Гарнье явился важной вехой развития современного градостроительства. Четкой структурой отдельных компонентов города он предвосхитил концепции функционализма, заявившие о себе спустя 30 лет. Здания города задуманы из железобетона, они стоят на сваях, имеют сплошные ленточные окна и целые остекленные стены, на плоских крышах без карнизов — сады. Известно, что внедрение этих архитектурных элементов приписывается Ле Корбюзье. Известно также, что последний посетил Гарнье в 1907 г. и затем говорил о нем, как о своем предшественнике. Подобно идее города-сада извращалась и деформировалась также и идея индустриального города. Практика показала, сколь негуманистичными могут оказаться малые промышленные города, воздвигаемые предпринимателем для рабочих одной фабрики. Промышленники довольно быстро уяснили себе выгоду от того, что рабочий получит жилье от своего работодателя. Особенно много различных проектов пригородных колоний для рабочих было составлено в период предвоенных кризисов. Имелось в виду, что в период безработицы люди смогут кормиться за счет своих приусадебных участков, переживут кризис в условиях разбросанности, в результате чего будет затруднена забастовочная борьба. Помимо вышеупоминавшихся и ставших уже классическими примеров Англии XIX в. в начале XX в. много «Company Towns» было построено в Соединенных Штатах. Очевидно, идеями такого типа поселений руководствовался при строительстве города Злин восприимчивы!! к новинкам чехословацкий фабрикант Томаш Батя. Градостроительный идеал Бати 49. Ян Котера. Проект рабочей колонии в З.ш-не; 1918 г. Злин, ставший центром преуспевающих фабрик Бати, в период между двумя мировыми войнами рос быстрее других чехословацких городов. В этом небольшом моравском городке в 1921 г. проживало 7,5 тыс. человек, в 1930 г. эта цифра выросла до 26 тыс., а в 1940 г. — уже до 42 тыс. человек. Столь бурному росту города и широким планам Бати не могли отвечать ни проект планировки Яна Котеры, созданный им в 1918 г. для идиллического жилого района с 8 тыс. человек, ни разработанная Ле Корбюзье перспектива зонального города, состоящего из высотных домов. Об урбанистических представлениях Бати лучше всего свидетельствуют различные проекты «идеальных промышленных городов», которые по его заказу разрабатывали известные архитекторы того времени. Несмотря на большое число конкретных решений, проекты объединены некоторыми общими чертами, нашедшими отражение в концепции Злина. Если в столичных городах периода барокко и классицизма главные лучевые улицы сбегались к резиденции феодала как к основному ядру композиции, то в новейших «идеальных городах» таким центром стали ворота фабрики. Пространство перед ними представляло собой единственную большую территорию, где рабочие собирались под надзором своих шефов. Значительный участок этой территории занимали магазины, принадлежавшие, разумеется, фабриканту. Рабочему тем самым создавались все условия для беспрепятственного возврата его нанимателю части заработной платы. Основная часть городской территории сплошь была покрыта коттеджами, также принадлежавшими фабриканту, но способными при этом рождать в голове рабочего целый ряд иллюзий, выгодных капиталисту. Семья Бати выработала даже довольно стройную теоретическую систему— распорядок «идеального промышленного города для 10—12 тыс. жителей»; размеры такого города, его расположение в сельскохозяйственных областях на значительном удалении от старых промышленных центров нашли в этой системе свое конкретное обоснование: «1. Изолировать служащих предприятия от политически сознательного и революционно настроенного пролетариата. Начальство много путешествует, и у него должна быть уверенность в том, что на предприятии не возникнет общественных беспорядков. 2. Получить дешевую рабочую силу, поскольку в местах бывших пашен, лугов и лесов у населения был низкий уровень жизни и минимальные запросы.
о. Иозеф Гочар. Иде- „•-.ьп город на 10 тыс.:ителей; 1937 г. Тради-..онная градостроитель- -.; композиция транс-оршрована здесь в со-твгтствии с потребно--?.:,'Л1 функционального ^.-положения промыш-i-.ного города -;гвод; 2 — аэродром; - выставочная территория; — огороды; 5 — торговый и —:^;нлые комплексы на > — клпдбчще; 10 — ка-
3. Получить дешевые земельные участки (от 0,2 до 2 крон за\м2), 4. Обеспечить экономичность и организационную управляемость не Этим принципам никак нельзя отказать в целенаправленности и продуманности. Мало в какой градостроительной концепции можно встретиться со столь недвусмысленным выражением определенных интересов, ставящих, однако, под сомнение поэтический лозунг Корбюзье о том, что планы — это не политика, но рациональные и лирические памятники, воздвигнутые посреди случайности. Злин перерос предполагавшиеся оптимальные размеры, но его з; стройка вполне отвечала батевским принципам. Здесь было и главена Современные малые города вующее положение фабричных ворот, окруженных магазинами, и композиционно выделенные административные здания руководства предприятия, и жилые колонии. Застройка, привлекающая наибольшее внимание в современном Готвальдове, — район им. Юлиуса Фучика, дом-коммуна, башенные и продольные дома — не имеет ничего общего с наследством Бати. Все они были построены уже после войны, в условиях нового общественного строя, на новом этапе развития города. Что же касается общей оценки строительства довоенного Злина, то дать ее вовсе не так просто, поскольку это строительство представляло собой конгломерат сложных, часто взаимоисключающих сторон развития архитектуры и градостроительства в условиях капиталистического общества. С одной стороны, город развивался в соответствии с потребностями Бати и ярко воплотил эти потребности в своей структуре. С другой стороны, город был новым и уже этим своим качеством выгодно отличался от ряда других промышленных городов. Здесь не было отвратительных кварталов доходных домов XIX в. с их неудобными квартирами, недостатком инсоляции и несоблюдением элементарных требований гигиены. Современная градостроительная концепция включила в себя и простор и зелень. Нельзя забывать, что Батя умел хорошо считать и знал, что его фабрики, магазины, целые поселки и города должны своей архитектурой производить впечатление на его служащих и быть особенно хорошей рекламой как его изделий, так и экономических и политических идеалов. Умел Батя подбирать и способных архитекторов. Среди них оказались люди, придерживавшиеся прогрессивных политических взглядов. Их менее всего интересовали градостроительные представления Бати. Свое основное внимание они направили на изучение теоретических принципов передовой, в том числе советской, архитектуры, что, разумеется, не могло не отразиться на их творчестве. Концепция малых городов как самостоятельных частей структуры расселения развивается по сегодняшний день. Еще во время второй мировой войны Вальтер Гропиус, его коллеги и ученики создали в США ряд проектов поселков, в которых стремились к максимально целесообразной организации жилых комплексов. В этих теоретических работах были учтены новые условия работы транспорта, отделение транспортных коммуникаций от пешеходных путей. Вместе с Мартином Вагнером Гропиус пришел к выводам, которые можно было бы использовать при дальнейшей реконструкции и строительстве, новых городов. Гропиус считает необходимым прежде всего снизить чрезмерную плотность 'л концентрацию жителей1. «Прежде всего мы должны тех жителей, которые не связаны с городом своей постоянной работой, вместе с мелкой промышленностью переместить за город, в поселки... Освободившиеся городские территории можно использовать для необходимого благоустройства, для разбивки парков и создания коммуникаций, соединяющих жилые кварталы с общественными центрами. На начальном этапе реконструкции, т. е. при проектировании на свободных участках новых микрорайонов, необходимо приобрести тот опыт, который понадобится на значительно более сложном этапе последующего строительства новых жилых массивов в старых городах»27. Идеальным он считает жилой массив на 5—6 тыс. жителей, спроектированный таким образом, чтобы все общественные учреждения нахо дились в 10—15 мин ходьбы и чтобы пешеходные пути нигде не перекрещивались с транспортными коммуникациями. Имея в виду конкретное общественное устройство. Гропиус рекомендует построить вокруг городов небольшие поселки с сельскохозяйственными участками, которые могли бы «вобрать в себя в периоды кризисов хотя бы часть безработных» 28. Голландские архитекторы разрабатывают новые концепции малых городов и поселков на полдерах, занимаясь при этом поисками таких 51. Школа В. Гропиуса и М. Вагнера. Оптимальный жилой массив на 5 тыс. жителей; 1943 г. В решении жилого комплекса особое внимание уделено отделению автомобильного транспорта от пешеходных путей. Переулки, обеспечивающие возможность подъезда к отдельным домам и одновременно препятствующие сквозному проезду транспорта, являются типичным признаком, в частности, американских «автомобильных» поселков планировочных решений, которые бы обеспечивали возможность органичного роста поселков на длительную перспективу. В Чехословакии разработкой небольших жилых комплексов занимался Карел Гонзик. Он пришел к интересной концепции «пешеходного поселкам, для которого характерно минимальное использование транспорта внутри жилого массива. На организации систем общественного обслуживания жилых районов большое внимание в своих разработках сосредоточил Иржи Штур-са, а на взаимосвязи и организации отдельных функций населенного места — Иржи Воженилек. Много идей содержится также в тех конкретных проектах новых поселков и городов, которые сопровождают развитие промышленного производства в ряде стран. Большие возможности предоставляют также те новые города и пригороды, при помощи которых в Англии, Швеции, Финляндии и других странах пытаются снизить чрезмерную концентрацию населения в больших городах. с юо Большой и малый город При разработке проектов строительства и реконструкции больших и малых городов приходится решать проблемы, специфичные для каждого из городов этого типа. Если большой город стремятся рассредоточить, ограничить его дальнейший рост, то в малом городе, наоборот, думают о стимулировании его планомерного развития. Из больших городов производство стремятся вывести, в то зремя как размещение промышленности в малых городах является условием их развития. Центры больших городов перенасыщены и страдают от чрезмерной концентрации людей и транспорта. Центру малого города, наоборот, необходимо значительно большее оживление и несколько усиленная концентрация. Большие города страдают гипертонией, малые — анемией. Малые города не страдают транспортными проблемами. Значительную роль здесь играет транзитный транспорт, и поэтому вопрос обычно решается простым созданием обходных коммуникаций. Если в большом городе очень трудно обеспечить контакт его жителей с природой и улучшить чистоту атмосферы, то в малом городе трудно создать желательный объем общественного обслуживания и построить такие инженерные сети, которые в большом городе — очевидная необходимость. В малом городе все учреждения и в;е его отдельные части находятся в пределах пешеходной досягаемости. Большой город без транспорта был бы совершенно немыслим, а жизнь супергородов парализует и сам транспорт, который в то же время является условием их существования. В больших городах исследуют верхние границы величин, превышение которых нежелательно и ведет к чрезмерным расходам на организацию жизни города, содержание его транспорта и технических сетей. В малых городах и поселках, наоборот, изучают нижние границы величин, выход за пределы которых создает неблагоприятные предпосылки для экономичного развития основной системы общего, школьного, культурного, медицинского и технического обслуживания. Существенно различаются и эстетические проблемы большого и малого города. В малом городе очень важно использовать достоинства ландшафта и природных условий. Здесь фальшиво прозвучат элементы чрезмерной монументальности и геометрических систем, в то время как в больших городах в отдельных случаях они могут оказаться достаточно впечатляющими. Основные структурные и композиционные элементы большого города — это целые жилые и промышленные районы, большие парки и сложные транспортные системы. В малом городе урбанист имеет дело со зданиями и их группами, отдельными деревьями и небольшими пространствами. Теоретические проекты и отдельные реализации принципов малых городов и городов-садов оказали свое воздействие и на решение проблем больших городов. Они подняли значение природного фактора, в особенности рельефа местности и зелени, напомнили о роли градостроительных деталей и свободной композиционной структуры. Они оказали свое влияние и на разработку структуры больших городов, которые видоизменяются, переходя от состояния первоначального нерасчлененного сплава к органичной системе отдельных функциональных и композиционных звеньев. Они содействовали углублению интереса к проблемам жилой среды человека и особенно к его микросреде, которая в масштабах больших городов часто уходит из поля зрения. В связи с проблемой города-сада начали исследовать влияние городской среды на состояние здоровья ее жителей, и не случайно приверженцами и пропагандистами этого движения часто оказывались гигиенисты и врачи. Нельзя переоценить и той важной роли, которую в городах играет зелень во всех ее формах — от больших парковых систем и защитных поясов вплоть до мелких деталей в виде одного дерева или клумбы. Развитие теоретических концепций малых городов и гододов-садок вызывалось различными мотивами, составившими довольно сложную картину. Большую роль в этом развитии сыграла критика больших го- родов и убежденность в том, что их проблемы неразрешимы. Немалое влияние оказали взгляды утопистов, полагавших, что именно малый город явится тем типом расселения, который постепенно заменит современные, стихийно выросшие агломерации. В формировании концепций малых городов нашли отражение и нереалистичные представления о том, что процессы концентрации населения, вызываемые экономическими причинами и развитием промышленного производства, можно преодолеть лишь простым убеждением в преимуществах городов-садов. Свое слово сказало и стремление к бегству из больших городов в идиллическую и далеко не всем одинаково доступную среду города-сада. Разумеется, на возникновении теории малых городов сказалось и просто стремление создать благоприятную среду для жизни человека, для его работы и отдыха. Понятно, что малый город со своими преимуществами и недостатками и в дальнейшем останется одним из довольно распространенных элементов системы расселения. При этом ясно и то, что он не может стать единственным и универсальным компонентом этой системы. К такому же выводу пришли и участники юбилейного заседания, посвященного 50-летию основания Международной федерации жилья и генерального планирования, проходившего в 1963 г. Темы обсуждения формулировались в виде вопросов: «Какой была идея городов-садов? Что с ней стало? Имеет ли она значение еще и сегодня?» Основной доклад сделал один из наиболее упорных и активных пропагандистов идеи городов-садов английский урбанист Ф. Д. Ос-борн, который следил за развитием идеи Хоуарда почти с момента ее зарождения. Симптоматичным было название заключительного доклада конференции — «Большие города или больше городов?» В нем констатировалось, что условия изменились и «огромный диапазон проблем решительно превзошел все то, что имело место в дни движения за города-сады» 29. Развитие теории малого города и города-сада отразило объективный процесс постепенного осознания того факта, что современное сложное и многоликое расселение нельзя заменить сетью малых городов-садов, окруженных парковыми поясами и сельскохозяйственной землей, сколь привлекательной и идиллической не была бы такая картина. Малый город не стал и не станет единственно возможным компонентом расселения не потому, что мы не поняли аргументов его глашатаев или не захотели ими руководствоваться. Этого не произойдет потому, что такой характер расселения противоречит условиям размещения и развития производительных сил и не соответствует объективным потребностям и возможностям человеческого общества. Сноски к главе VI Самая большая литература по теме малого города относится к началу нашего века, когда движение за города-сады прошло по всему миру и ряд урбанистов ожидал, что с их помощью можно разрешить проблемы больших городов. Наиболее систематически сведения о начальных этапах развития городов-садов, особенно в Англии, изложены в книге: С. В. Р u r d о m. The Garden City. A Study in the Development of a Modern Town. London, 1913. 1. C. N. L e d о и x. L'Architecture 2. Это интересное творчество фран Интересен разработанный Ж- Н. Собрэ проект Храма бессмертия в виде плавающего по озеру шара с залом заседаний внутри. 3. J. S. Buckingham. National 4. Там же, стр. 183. 5. R. Pemberton. The Happy Co 6. B. W. Richardson H у g e i a. 7. Это, в частности, книги Coningsby 8. Название первого издания книги
измененное издание Cities of To-Morrow -ние всего движения, 1899 г. с основания ciation.
9. Э. Говард. 10. R. U n w i п. Town Planning in 11. Первоначальное название — In 12. С. В. Purdom. The Building of 13. E. H о w a r d. How far Have the 14. A. R. Sennett. Garden Cities 15. В. Л. Ружже. Города-сады. тей и в других журналах, а также свою кандидатскую диссертацию.
16. Э. Говард. Города будущего. 17. Th. F r i t s с h. Die Neue Gemein- 18. E. Howard. 19. E. Howard. Zahradne mista 20. Clarenc S. Stein. Toward New 21. Там же, стр. 42—44. Градострои 22. W. Hegemann. Citv Planning 23. T. G a r n i с r. Une Cite Indust-
24. Там же, стр. 5. 25. Там же, стр. 1. 26. J. Hubacek,.!. Stasa. О stareho 27. Walter Grcpius. Rebuilding 28. Там же, стр. 52. 29. J. V i n k. Bigger cities or more
Date: 2016-05-16; view: 790; Нарушение авторских прав |