Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Линейные дома Ле Корбюзье
дов, а в ожесточенных дискуссиях отшлифованы взгляды на все современные градостроительные концепции. Концепции линейных городов в СССР наиболее отчетливо были воплощены в 1929 г. Они нашли отражение в вариантах решения Зеленого города под Москвой. Наибольший интерес тогда вызвал проект известного архитектора М. Я. Гинзбурга, который предлагал построить двухэтажный протяженный объем вдоль дороги. Ему же принадлежит другой, сходный по замыслу проект, по которому трехэтажный линейный дом должен был состоять из сложных планировочных образований. Эти, очевидно, нереальные, но интересные проекты исходили из идей Сория и Мата и Э. Чемблесса. Их основное значение следует усматривать в четкой трактовке новой концепции расселения и внедрении «непрерывного» линейного дома, позже встречаемого во многих проектах. Совершенно оригинальным по замыслу является поясной город Милютина, который лишь по недоразумению смешивают с линейным городом Сория. Различие их решений носит принципиальный характер. Сория формирует узкую жилую полосу вдоль линии массового транспорта и главное движение в этой системе направляет по этой коммуникации. Основная идея Милютина — наоборот, в достижении тесной связи между жильем, общественным обслуживанием, транспортом и производством, которые именно поэтому располагаются в параллельных зонах, одна рядом с другой. Здесь цель — не узко понимавшееся Сория и собственно даже вовсе им не понятое значение преимуществ рельсового транспорта или коммуникаций, а новое рациональное взаиморасположение отдельных функциональных компонентов городского организма, и прежде всего жилья и работы. Движение здесь предполагается не вдоль пояса, а перпендикулярно по отношению к нему, среди отдельных функциональных зон. Милютину важно не образование каких-то бесконечных поясных массивов, а целесообразное членение отдельных функций. Мы уже говорили о влиянии советских теорий на Лучезарный город Корбюзье. Определенную зависимость можно наблюдать также между его и гинзбурговскими линейными жилыми массивами, идущими от линейного города Сория. Однако если Гинзбург проектирует свои линейные дома ради демонстрации дезурбанистических идей, то Ле Корбюзье представляет себе свой линейный дом, спроектированный им в ряде вариантов для Алжира, Рио-де-Жанейро, Сан Паоло, Монтевидео и других городов, в виде высокой плиты, которая должна стать специфическим выражением урбанистических представлений. Если свои башенные города он иногда называет «вертикальными городами-садами», то его эскизы непрерывных домов для Алжира, созданные в 1931 —1934 гг.. а позже для Буэнос Айреса, можно было бы назвать «вертикальными линейными городами». И у многоэтажных домов с изогнутыми линия ми планов есть свои предшественники. Это, например, Ройяль Крещент и Лэндстаун Крещент в г. Бат (2-я половина XVIII в.) и другие сходные с ними здания английского классицизма. Длинные непрерывные корпуса домов с лианоподобными планами образуют также важную составную часть проекта Лучезарного города.
58. Ле Корбюзье. Проект для г. Алжира; 1931 г. 1 — автомагистраль на от 2 — автомагистраль вдоль Жилые пояса Л. Гильберсеймера Корбюзье называет их Зеленым городом. Плотность здесь составляет 1000 жителей па 1 га. Такие корпуса в различных модификациях использованы в проектах для Антверпена, Стокгольма и в ряде других. В 1930 г. в связи с одним из вариантов поясного прибрежного дома, предназначавшегося для Рио-де-Жанейро, Корбюзье пишет следующее обоснование: «Если построить 6 км автострады на отметке 100 м, с опорами высотой в 40 м, то 60 м высоты можно использовать для квартир. 6 kmXIo этажей = 90 км квартир. 90 км при глубине блоков 20 м равно 1 800 000 м- жилья. Если на одного человека придется по 20 м2, то в самых благоприятных условиях, какие себе только можно представить, 1800 000 пп лпп „., смогут поселиться -------- - =90 000 человек. Если сдать 1 м- за 130 франков (пример для парижских условий), годовой доход составит 234 млн. Вот как можно извлекать деньги из урбанизации, вместо того чтобы расходовать на нее»14. Подобные ж.е расчеты присоединяет Ле Корбюзье и к своему другому варианту 14-этажного линейного дома длиной 15 км. Это так называемый план Обюс 1931 г. для Алжира. Квартиры «в виадуке» под автострадой Корбюзье предназначает для 180 тыс. рабочих, причем здесь предполагается глубина тракта жилого виадука 20 м. Квартиры лучшего качества для 220 тыс. жителей он проектирует па возвышенности Фор-Л'Эмперер, недалеко от центра города. Здесь высокие дома-пластины группируются в орнаментальные фигуры. Третьим элементом плана является административный центр в квартале Де ля Марин на берегу моря. Ле Корбюзье занимался не только линейными домами, но и линейными городами, связанными в своем существе с идеями Сория и с советскими теориями. Он повторяет идеи Сория о треугольниках со сторонами в 15, 30, 100 и 200 км, которые образуются за счет линейных поселений, возникающих между существующими городами. Особенно в своих послевоенных литературных произведениях он подчеркивает значение линейных и зональных городов для организации жилья, связанного с зонами промышленности, расположенными вдоль каналов, автомагистралей и железных дорог. Свое отношение к существующему расселению он выражает так: «Линейный город будет прерван там, где наткнется на старые жилые центры на перекрестках дорог. Это — центры товарообмена. Они же — водоразделы неограниченной длины линейных городов, обеспечивающие их контакт с обществом»15. В поисках новых форм расселения кроме Сория и Мата, а также немецких и французских теоретиков сыграли свою роль концепции, разработанные в США в трудах Л. Гильберсеймера и особенно Ф. Л. Райта.
• dO i i i i i i i i i i ил,' •".' ТПТ 1ШШ 5 I! I III1111 111
и
птнггпттпц(piiiiiiiiinf [ДД[у '• тгптттт
1111111N I \V p UHIHIMIU) liliiib ТЛИ М гптптттгптй рттттгп 11 и i
AlliiiiiiUJili liilLLLLLUXUA и м и м 1111i т* s пгтптптт! I
59. Люовиг Гильберсей-мер. Жилая единица нового города; 1944 г. : — пр:>'и:.цлекность; 2— ве- ;'— местные коммуникации; V—торговый центр; 5—жилье; С — г.;:-:с."ы в зеленых зонах 60. Людвиг Гильберсей-мер. Новый город; 1944 г. Вариант для промышленности, безвредной е гигиеническом отношении. Часть системы, в которой комбинируют-:-я принципы линейного:. поясного города Имя немецкого архитектора и преподавателя градостроительства в Баухаузе Л. Гильберсейыера мы уже упоминали в главе, посвященной большим городам. Со времени написания им книги о большом городе его урбанистические взгляды претерпели изменения, чему в немалой степени содействовало основательное знакомство с американскими городами после эмиграции архитектора в 1938 г. В своих последних проектах и теоретических работах он отвергает центрические традиционные города, потому что «децентрализация расселения неизбежна и процесс децентрализации непрерывно продолжается. Не в наших силах его задержать или повернуть вспять. Он повлияет на жизнь города так же сильно, как когда-то железная дорога и паровоз. Но этот процесс можно направить в правильное русло, если понять его характер и возможности. Сделать это — жизненная необходимость»16. По мнению Л. Гильберсеймера, на дальнейшее развитие расселения окажет влияние прежде всего новое размещение промышленности и развитие автомобильного транспорта. При этом он приходит к выводу, что новые формы расселения можно искать, лишь развивая идеи линейного города Сория и поясного города Милютина, теоретический вклад которых он оценивает очень высоко. Кроме того, он предлагает комбинирование линейного и поясного принципов, существом которого опять является членение жилых групп и производства, при дислокации которых он учитывает гигиенические защитные пояса и задымленность в направлении преобладающих ветров. С организацией жизни жилых районов он связывает новые требования автомобильного транспорта, удовлетворить которые он пытается путем создания системы тупиковых улиц. Ему кажется, что в такие пояса должно преобразоваться все расселение Соединенных Штатов, и по этим принципам создает эскизы постепенной трансформации крупнейших американских городов. Очевидный недостаток его проектов — схематичность, мало учитывающая не только специфические условия территории, но и различные требования структуры населенных мест и организации промышленности. Ф. Л. Райт «Просторный город» В отличие от взглядов Гильберссймера начала 20-х годов в его новых работах мы встречаемся с критикой, направленной в адрес больших городов, что, впрочем, типично для преимущественного большинства американских урбанистов. О современных городах он говорит, что «они находятся во власти промышленности и торговли и руководствуются их интересами. Возможно, когда-нибудь города и области будут планироваться и развиваться в соответствии с потребностями человека и будут управляться его разумом»17. Больше всего горьких слов в адрес современных больших городов можно найти в сочинениях известного американского архитектора Ф. Л. Райта, который был, как кажется, самым убежденным глашатаем дезурбанистических теорий и критиком как американских городов, так и американского общества. «У нас есть иллюзия, будто мы великий народ, потому что мы построили эти неумолимые торговые ловушки для людей столь высоко... и обитаем в них, заплатив большую цену не только деньгами, но и человеческим достоинством»18, — говорит он, имея в виду американские города, и добавляет, что «у каждого жителя будет машина или две и он будет мечтать о том, чтобы иметь их больше и при этом будет завидовать соседу, потому что у него четыре машины»19. Его высказывания отличаются резкостью и остротой формулировок. Так, например, он говорит: «У нас не может быть органической архитектуры до тех пор, пока мы не создадим органичного общества! Мы можем построить несколько зданий для тех, кто понимает, что мы имеем в виду под органичным, но мы не можем создать настоящей архитектуры для такого общества, каким является сегодня наше»20. Хотя Ф. Л. Райт подчеркивал, что и маленький город все же большой, однако его критика чаще обращалась против самых больших городов. Их возникновение он прямо увязывает с гибелью цивилизации, «потому что история показывает, что те цивилизации, которые строили самые большие города, умирали обычно вместе с ними. Умирали ли эти цивилизации вследствие существования больших городов? Думаю, что да... и думаю при этом, что наш современный американский город не только умрет, но уже умирает»21. Ф. Л. Райт сомневается в возможности реконструкции городов и считает, что «изменить вид любого современного города сегодня просто невозможно. Структура города слишком стара и слишком ветха. Она абсолютно не годится для того будущего, которое мы предвидим»22. В поисках элементов нового расселения в США он обращает внимание на роль автомобилизации и строительства дорог и их оборудования, видя в этом зародыши новых жилых форм: «Пункты обслуживания дорог могут стать зародышами будущих пунктов обслуживания городов. Каждая станция обслуживания может легко вырасти в хорошо организованный и удобный центр обслуживания жилого микрорайона; этот центр в дальнейшем разовьется за счет какого-то общественного центра, ресторана, зоны отдыха и всего того, что станет необходимым в результате дальнейшего процесса децентрализации и интеграции», причем «эти большие американские дороги станут артериями будущих интегрированных и одновременно децентрализованных больших метрополий будущего Бродакр Сити»23. Как свою теорию органической архитектуры, так и трудно переводимый термин «Brodacre City» — нечто вроде просторного города — Райт ни в одном из своих сочинений не объясняет. У него можно найти лишь отдельные, довольно общие характеристики, изобилующие такими словами, как органический, децентрализация, свобода, интеграция, природа, демократия и другие того же рода, дающие возможность почувствовать аристократические мотивы его отвращения к небоскребам, городу и американскому обществу. Он предполагает, что у каждого человека будет в распоряжении автомобиль, а его частный, пол- Пб
61. Франк Ллойд Райт. Просторный город» (Боодакр Сити); 1934 г. --административны Г] центр; _ — ^порт; 3— торговый центр; : — небольшие >:астерские; — промышленность; 6 — аэ- ; "фом; 7 — основные ком- .уинкашш: 8 — сады: • ~ а-родром; 10 — кладби- .:_. /:' — цирк; 12 — санато- ностью оборудованный дом будет стоять на участке из расчета 1 акр на одного жителя. Телевидение заменит современные театры и кино, радио — концерты, а участие в общественной жизни будет заменено экскурсиями на автомобилях. Более конкретного объяснения нельзя найти ни в записи дискуссии, на которой ему задавались вопросы по существу его Бродакр Сити, ни в разработанном им словаре терминов органической архитектуры, где он этот свой город совсем не назвал. Несмотря на его ожесточенную борьбу против небоскребов, именно Ф. Л. Райт в конце своей жизни в 1956 г. создал проект самого высокого небоскреба — здание Иллинойс высотой 1609 м и в 528 этажей24. Более ясное представление о Бродакр Сити можно получить из перспектив, плана и фотографий макета, разработанного еще в 1934 г. Это город, рассредоточенный в природе, комбинация промышленного и сельскохозяйственного поселения. В то же время это некий особый вариант линейного и поясного города, а также города-сада с чрезвычайно большими земельными участками. Территория в 2 кв. мили разделе- Date: 2016-05-16; view: 1058; Нарушение авторских прав |