Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Колония Р. Пембер-тона
43. Роберт Пембертон. Образцовый город; 1848 г. Центрический план города кульминирует в круглой площади, на которой предполагалось построить общественные здания из стекла и стали ны соединять (поперек улицы) пешеходные коммуникации, проложенные по крышам и не пересекающиеся с транспортными путями. Отталкиваясь в ряде случаев от своих предшественников, Букингэм проницательно заглядывает в будущее. Так, именно у него мы впервые встречаемся с мыслью о том, что примером для архитектуры должны стать большие современные стальные пароходы. Обычно эта мысль приписывается авангардистским архитекторам начала XX в. Лойяльность члена парламента совместилась в мировоззрении Бу-кингэма с жизненным опытом крестьянского сына, моряка и мятежного журналиста. Литературные влияния переплелись здесь с оригинальностью мышления. Подобно творчеству большинства утопистов, основной смысл работы Букингэма следует усматривать в тщательной продуманности вопроса о социальной роли города, назначении его отдельных функциональных компонентов и в стремлении уяснить себе их наиболее целесообразное расположение и взаимосвязи. Современник Букингэма Роберт Пембертон в свою очередь считал, что «город должен быть совершенно круглым, диаметром приблизительно с милю. Образовываться он должен за счет поясов пли колец, которые бы расширялись в направлении от центра. Широкие и просторные улицы нужно обсаживать декоративными деревьями...» г>. Подобно Букингэму, Пембертон исповедует утопические взгляды (он обращается к рабочим с призывом основать «счастливую колонию» в Новой Зеландии, где более дешевая земля), взывает к введению общественной собственности и в то же время самим названием своей первой колонии «Город королевы Виктории» выражает почтение королевскому роду. Центр его образцового города окружен большими общественными сооружениями, украшен статуями исторических деятелей. Вымощен он таким образом, что рисунок мостовой изображает земной шар, звездный небосвод, устройство вселенной и орбиты планет. Планировка города строго центрична. Она исходит как из идей Фурье, так и из классических композиций, известных по ряду теоретических проектов, а также по серии парковых и замковых ансамблей, в том числе по замыслу идеального города Леду, если отвлечься от его овальной формы. В проекте Пембертона содержатся уже отдельные признаки более поздних дезурбанистических концепций. Эта работа больше других приблизилась к представлению хоуар-довского города-сада. Однако, как утверждает один из сторонников такого рода поселений Ч. Б. Пурдом, первое непосредственное использование термина «город-сад», принадлежит нью-йоркскому торговцу земельными участками Александру Т. Стюарту. Городом-садом он по рекламным соображениям назвал поселок, заложенный им в 1869 г. на Лонг 6ООм Айленде. Во второй половине XIX в. этот термин Фабричные города получает большое распространение. В этой связи можно напомнить и о том, что сам Хоуард вначале имел в виду несколько иное название своего типа поселения, прежде чем склонился к понятию город-сад, которое как раз благодаря его деятельности стало столь известным и притягательным вплоть до настоящего времени. К предшественникам Хоуарда относится также врач Бенджамин Уорд Ричардсон, который активно занимался проблемами гигиены и жилья. Свои взгляды он изложил в книге «Город здоровья», изданной в 1876 г. Подобно своим предшественникам, он описывает образцовый город на 100 тыс. жителей, располагающий большими зелеными массивами. Можно предположить, что под влиянием Гиппократа он проектирует свой город прямоугольным в плане с «тремя главными улицами или бульварами, тянущимися с востока на запад. Недалеко от них расположена железная дорога, вдоль которой проходит также путь для городского грузового транспорта. Все улицы, идущие с севера на юг и пересекающие под прямым углом главные улицы, а также соседние параллельные улицы, — очень широкие» б. Идеи, предшествующие проектам Хоуарда, нашли отражение не только в идеальных нереализованных проектах, но также и в некоторых конкретных действиях. Во второй половине XIX в. английские фабрика!: ты первыми начали строить поселки вне города, непосредственно \:; -рот фабрик и шахт. Впервые об этом упоминается у Б. Дизра^ли. впоследствии премьер-министра и лидера консервативной партии Англии7. Герои его книг — благородные фабриканты, понимающие значение хорошего жилья для полноценной работы их рабочих. Своим друзьям они демонстрируют идиллические фабричные поселки, отделенные зелеными поясами от фабрик и, разумеется, от резиденций работодателей. Творчество Дизраэли произвело впечатление на английских промышленников. В 1852 г. Сэр Титу с Солт недалеко от Бредфорда строит один из первых поселков этого типа—Солтэйр. В 1879 г. Джордж Кэдбери воздвигает поселок Бурнвиль, а в 1886 г. Уильям Ливер закладывает около Ливерпуля поселок Порт Санлайт. Несколько раньше подобное же строительство в Эссене начал Крупп. Ярким примером корыстных мотивов фабрикантов может служить строительство поселка Порт Санлайт. Его название не связано с именем его основателя, оно было тщательно продумано и не менее тщательно использовалось для рекламы мыла. Понятно, что поселки такого рода лишь условно могут считаться предшественниками городов-садов, поскольку в своем большинстве они отличались довольно интенсивной и компактной застройкой. Нельзя их считать и образцами малых городов. Скорее всего они предвосхитили широкое строительство фабричных поселков и целых городов, активно использовавшихся как в рекламе отдельных фирм, так и в капиталистическом хозяйстве в целом. В самом конце XIX в. выходит книга, которая по-настоящему стимулирует движение за города-сады. О популярности этого движения свидетельствует не только его быстрое распространение в Англии и ряде других стран, но и те дискуссии, которые происходили между его восторженными почитателями и негодующими критиками. Очевидно, лондонскому стенографисту Э. Хоуарду удалось в его книге под названием «Завтра. Мирный путь к действительной реформе»8 выразить те мысли, которые казались спасительными в стране, где население все более концентрировалось в больших, растущих городах, которые становились все менее чистыми и все более уродливыми. Популярность книги можно объяснить прежде всего этим. Вот что говорит о книге ее автор: «Хотя, рассматриваемый как целое, наш план и является новым и в этом качестве заслуживает некоторого внимания, главная его особенность не в этом. Если он претендует на сугубое общественное внимание, то это потому главным образом, что он соединяет в себе важнейшие черты Дома в садах 4-1. Эбенизер Хоуард. Город-сад; 1898 г. : — центральный парк с общественными зданиями (ратуша, концертный зал, еатр, библиотека, больница, музей и картинная галерея): - —■ хрустальные дворцы, предназначенные для прогулок; 3 — жилая застройка; 4 — школа; 5 — церковь; '" — промышленность нескольких проектов, предлагавшихся в различные эпохи, и притом так комбинирует их, что, сохраняя преимущества каждого, умеет избежать тех опасностей и трудностей, которые иногда совершенно явственно вырисовывались даже перед духовным взором их авторов. Кратко говоря, мой план является сочетанием трех различных проектов, никогда прежде, насколько мне известно, не соединявшихся в одно. А именно: 1) проект организованного переселенческого движения Вакфильда. 2) система землепользования, предложенная сначала Томасом Спен- 3) образцовый город Букингэма (Buckingham)9. По замыслу Э. Хоуарда не было построено ни одного города-сада. Все движение базировалось на общих принципах Хоуарда, сводившихся к ограничению размеров городов и числа их жителей, к муниципальному владению землей, сохранению зеленых поясов между городами и достатка зелени внутри самой застройки. Совершенно без внимания остались идеи Хоуарда о создании систем расселения (к которым мы вернемся позднее). На конкретные системы застройки и планировочные структуры городов-садов повлияло распространенное тогда увлечение живописными средневековыми городами с их неправильными планами и их композиционными принципами, четко сформулированными еще К- Зитте. Характерным выражением этих принципов стала книга наиболее известного тогда английского урбаниста Реймона Эквина, который вместе со своим шурином Бэри Паркером в 1902 г. занял первое место в конкурсе на проект первого города-сада Лечуорта. В 1905 г. в том же содружестве был спроектирован поселок Йерсвик у Йорка, а в 1906 г.— известный садовый пригород Лондона Хэмпстед 10. В отличие от романтической немецкой школы эти принципы были использованы при строительстве индивидуальных изолированных или сблокированных домов с активным привлечением зелени.
Популярность книги Хоуарда была чрезвычайной. Через год после ее выхода в свет была создана Ассоциация городов-садов, которая к 1901 г. насчитывала уже 1300 человек. Тогда же в Бурнвиле ассоциация провела первую конференцию о городах-садах, а двумя годами позже началось строительство первого города-сада Лечуорта. В 1913 г. возникает Международная федерация городов-садов и проектирования городов. Она существует до настоящего времени и является старейшей международной организацией по вопросам жилищного строительства и урбанизма. Ее современное название — Международная федерация по жилью и генеральной планировке и. Вскоре после первой мировой войны недалеко от Лондона был основан спроектированный Луи де Суассоном и ныне широко известный город-сад Уэлвин, которым были 45. Лечуорт. Застройка северо-западной части города-сада; 1903 г. Градостроительное решение индивидуальных домов, сгруппированных в ряды и группы, характерно и для более поздних городов-садов и пригородов предвосхищены послевоенные идеи городов-спутников. Идея городов-садов повлияла также на развернувшееся после второй мировой войны и осуществляемое до сих пор строительство так называемых новых городов-спутников Лондона и других крупных городов Англии. Идеи Хоуарда не оказались способными упорядочить стихийные процессы развития капиталистического расселения. Зато в деформированном виде их использовали для строительства загородных вилл. Лозунг «города-сады» стал очень популярным, и им злоупотребляли при таком строительстве, которое, по словам одного из пропагандистов городов-садов и долголетнего секретаря Ассоциации, «с движением за города-сады имеет лишь общее название. Этому строительству свойственна самая хищная спекуляция, глумление над природой и некачественное исполнение. При этом считается, что такое строительство можно смело осуществлять, спрятавшись за привлекательное название» 1:.
Отзвук в России 46. В. Н. Семенов. Поселок-сад Прозоровская; 1912 г. На общем решении с выразительными парковыми поясами лежит печать классической концепции, отразившейся, в частности, в сходящихся лучах главных улиц 1 — вокзал; 2 — больница Сам Хоуард на результаты движения за города-сады смотрел весьма скептически. В 1913 г. торжественно праздновали основание международной федерации. К этому же времени исполнилось 10 лет со дня закладки все еще строившегося и пока единственного города-сада Ле-чуорта. Тогда же на страницах книги Пурдома Хоуард ответил на вопрос о том. насколько были осуществлены первоначальные идеи города-сада: «Коротко я бы мог ответить на этот вопрос так: мои идеалы до настоящего времени были осуществлены лишь в незначительной мере, но я верю, что время и прогресс будут на моей стороне» 13. У идеи городов-садов были не только сторонники, но и противники. Одни ее отвергали целиком, другие по-разному трансформировали. Английская литература того времени пестрит произведениями на тему городов-садов. В 1905 г. вышла одна из таких книг, автор которой — инженер-транспортник А. Р. Сенет в двух томах своего произведения анализирует недостатки концепции Хоуарда и обосновывает преимущества собственного толкования города-сада 14. Однако книга Сенета интересна не только и не столько иной концепцией. Она являет собой пример того, как существование малых городов могло обосновываться откровенно реакционными политическими взглядами. Так, Сеиет считает, что в малом городе легче контролировать политичесткие взгляды населения, в то время как в больших городах люди могут легко стать «жертвой хорошо оплачиваемых профсоюзных агитаторов». Критикуя город-сад Хоуарда, он вполне справедливо указывает на непрактичность круглого плана, сложность поэтапной застройки и усложненные формы земельных участков, зданий и перекрестков. Размеры свободных территорий в городе Хоуарда кажутся ему слишком большими. Ему ближе Д. С. Букингэм и, подражая ему, он проектирует город-сад с шахматной сеткой улиц, с вокзалом в центре, с шестигранными участками и домами. Предпочитая среди своих предшественников, сторонников эклектичных взглядов, Сенет в то же время со значительной долей воображения продумывает отдельные детали, касающиеся, в частности, транспорта. Он пишет о возможностях беспересадочного скоростного транспорта, соединяющего города и ветвящегося в их уличной сети. Задумывается он и над увеличением скорости внутригородского массового транспорта и ищет решение в его безостановочном движении. В сельскохозяйственном производстве городов-садов он предполагает использовать электротракторы с дистанционным автоматическим управлением. В России идеи города-сада нашли особенно благодатную почву, так-как отвечали традиционному типу застройки русских городов. В отличие от западноевропейских кварталов наемных домов даже крупные русские города всегда отличались более свободной застройкой, состоящей из изолированных малоэтажных домов, с более низкой плотностью населения, с регулярной планировкой, широкими, прямыми улицами и обилием зелени на отдельных участках.
Здесь у идеи города-сада были свои собственные корни. Еще в 1894— 1895 гг. Д. А. Лебедевым были разработаны градостроительные принципы, во многом тождествен- Отзвук в Германии Отзвук во Франции Date: 2016-05-16; view: 605; Нарушение авторских прав |