Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Город Ле Корбюзье на 3 млн. жителей
Идеи города небоскребов с 1905 г. занимали также известного французского архитектора Огюста Перре, у которого некоторое время работал Ле Корбюзье. В 1905 г. на улице Франклина в Париже было закончено строительство спроектированного Перре жилого дома, по праву относящегося к основополагающим произведениям современной архитектуры. К 1920 г. Перре создает проект группы 65-этажных небоскребов, соединенных на уровне половины своей высоты транспортными эстакадами. Сохранились также его наметки будущего города с обширными парками и центром в нескольких уровнях. В журнале «L'lllustration» в августе 1922 г. работам Перре была посвящена статья, симптоматично названная «Кафедралы современного города»11. В статье раскрывается замысел архитектора создать вокруг Парижа зеленую зону шириной 250 м и построить 100 башенных домов по 800 квартир в каждом. Башенные дома, изображенные на иллюстрации к этой статье, по своей архитектуре не типичны для Перре и скорее напонимают незадолго до того построенный и ставший весьма популярным 244-метровый ньюйоркский небоскреб Вулворт Билдинг. В 1922 г. в парижском Осеннем салоне Ле Корбюзье вместе с Пьером Жаннере демонстрирует 16-метровую диораму Une ville contemporaine de trois millions d'habitants — великолепную картину современного большого города, центр которого образуется высокими башенными домами. В своих теоретических работах Ле Корбюзье не раз вспоминал о возникновении и основных идеях этого его первого градостроительного проекта. О влиянии Перре он говорил следующее: «Когда в 1920 г. я набрасывал этот эскиз, то хотел в нем использовать идеи Огюста Перре». Однако в августовском номере журнала «'Illustration» за 1922 г. была показана совершенно иная концепция архитектора 12. Город Ле Корбюзье свидетельствует о том, что его создатель, выдаваемый обычно за разрушителя традиций, не только был хорошо знаком с теоретическими концепциями городов своих предшественников, но что он не смог не отдать своей дани классическим образцам конца XVIII— начала XIX в. Современный город скомпонован в довольно традиционном духе. Его правильная центрическая и симметричная композиция напоминает идеальные звездообразные города эпохи Возрождения. Город открывается триумфальной аркой, общественные здания увенчаны куполами, а основу композиции составляют длинные, прямые, коридорного типа обстроенные проспекты. Проект города Корбюзье — еще один пример противоречий между взглядами и конкретным воплощением идей одного и того же автора. Достаточно сравнить работу Корбюзье 1922 г. с вводными словами его книги «Планировка города»: «Город — орудие труда. Города не выполняют больше этой функции... Они недостойны нашей эпохи, они больше недостойны нас» 13. И вот здесь Корбюзье как раз преодолевает свойственные ему ранее противоречия. Эскизы иллюстраций названной книги совершенно избавлены от влияний эклектики. Вся книга — это искрящееся эссе об архитектуре, ее истории и будущем, о развитии городов, их современных недостатках и будущей судьбе. Концепцию своего проекта 1922 г. он сводит к нескольким принципам, среди которых, в частности, выделяет устранение улиц-коридоров, повышение плотности застройки в центре и одновременно увеличение озелененных пространств благодаря строительству башенных домов, а также классификацию транспорта и организацию его движения в нескольких уровнях *. Жителей Корбюзье предлагает расселить таким образом, чтобы в самом городе проживал 1 млн. человек, а 2 млн. — в озелененных пригородах. В районе небоскребов он считает допустимой плотность 3 тыс. че-
Современный город на 3 млн. жителей.
33. Ле Корбюзье. Современный город на 3 млн. жителей; 1922 г. В общей концепции использован отчетливый и достаточно строго скомпонованный центрический план, в котором проявляются и признаки развития города вдоль основных осей Лучезарный город ловек на 1 га, в шестиэтажных домах с комфортабельными квартирами— 300 жителей на 1 га, а в замкнутых пятиэтажных блоках — 305 жителей на 1 га, В центре сосредоточиваются 60-этажные административные здания. Здесь же размером в 20 000 м2 — площадка для посадки самолетов. Под площадкой — автомобильный перекресток центра, под ним — вестибюль и кассы подземных трасс массового транспорта. В первом подвале — станции подземного внутригородского транспорта, во втором — линии, ведущие в окрестности города, и, наконец, в третьем — скоростные линии дальнего следования. К книге приложен известный эскиз, показывающий, как Корбюзье предполагал использовать башенные дома при реконструкции центра Парижа. В непосредственной близости от Лувра, Тюильри и Елисейских полей, в окружении парков возвышаются 60-этажные 220-метровые дома торгового центра. Расстояния между домами — 400,и, их соединяет подземная дорога, станции которой расположены под каждым домом. Впервые проект был выставлен в павильоне «Эспри нуво» на Международной выставке декоративного искусства в 1925 г. в Париже. Если концепция города для 3 млн. жителей представляет интерес как первый градостроительный проект Корбюзье, то его «Лучезарный город» — «La Ville Radieuse», относящийся к началу 30-х годов, по праву считается наиболее значительной работой архитектора. У этого проекта интересная история, которую биографы Корбюзье обычно обходят молчанием или по-разному искажают ее смысл. В этой связи полезно вспомнить о тех событиях жизни Корбюзье, которые предшествовали разработке замысла Лучезарного горо-
34. Ле Корбюзье. Лучезарный город; 1933 г. Вся концепция города развивается вдоль одной отчетливой оси, причем отдельные функциональные зоны располагают резервными площадями для дальнейшего роста в направлении, перпендикулярном основной оси ! жилая территория; 2 —посольства и гостиницы;.' — торговый и администра-7!;вный центр; 4 — промышленность; 5 — тяжелая промышленность; 6 — города-. путники; 7 —главный вок- :.,л и аэродром 71
35. Ле Корбюзье. Жилая застройка Лучезарного города; 1933 г. да. Широко известно, что первое большое здание Ле Корбюзье строил в Советском Союзе — это дом Центросоюза. На проект этого здания в 1928 г. был объявлен конкурс, к участию в котором наряду с советскими архитекторами были приглашены известные зарубежные зодчие, а среди них Ле Корбюзье, Петер Беренс, Макс Таут и др. Первую премию получила работа Ле Корбюзье, и ему было поручено составить окончательный проект. В период с 1928 по 1930 г. Корбюзье появляется в Москве 3 раза. Он занимается вопросами строительства здания Центросоюза и одновременно знакомится с проектами советских градостроителей, а среди них, очевидно, с концепцией «соцгорода» Н. А. Милютина, показанной на выставке конкурсных проектов «Зеленого города» 14. О том, как появилась идея Лучезарного города, Корбюзье рассказал в книге «La Ville Radieuse» (1933 г.). После вступительного эссе, посвященного вопросам жизненной среды, он напоминает о том, что в 1930 г. его попросили высказать мнение о принципах реконструкции Москвы. Под названием «Ответ в Москву» он отправил обширный материал с 20 чертежами, на которых наглядно представил свои соображения. Нетронутым он оставил лишь исторический центр города, а остальные его части полностью перестроил по плану, четко разделенному на производственную, административную и жилую зоны. И Корбюзье заключает: «Случилось так, что в один прекрасный день название «Ответ в Москву» было заменено более широким «Лучезарный город» 15. Обращают на себя внимание те изменения, которые произошли в представлениях Корбюзье. Хотя на плане его города еще сохранились элементы симметрии и некоторого гсометризма, в целом он уже не цеит-ричен. Напротив, его характеризует параллельная компоновка отдельных функциональных зон, расположенных перпендикулярно по отношению к поперечной оси, в чем, собственно, и состоит суть милютинского соцгорода. В книге «Лучезарный город» вновь и весьма исчерпывающим образом Корбюзье высказал ряд основных мыслей и среди прочих тре-^ бование «разгрузить центр городов за счет увеличения плотности, кото-
.з1
36. Людвиг Гильберсей-мер. Город-спутник на 125 тыс. жителей; 1925 г. Ось города образуется линией скоростной дороги, идущей в выемке. Схематически обозначенная система застройки особенно характерна для немецкого градостроительства того времени. Автор рассматривает свое поселение как спутник существующего го-пода-гиганта I — станция скоростной дороги; 2— универсальный ма-:азпк; 3 — школы; 4 — боль- Большой город Л. Гильберсеймера рая сократит расстояния» 16. В год мирового наступления фашизма и угрозы войны Корбюзье заканчивает книгу словами: «Необходимо решительно нацелиться на строительство и отвергнуть уничтожение»17. Проект Лучезарного города — кульминационный пункт в разработке проектов компактного большого города. К таким же проектам относятся и разработки меандровых систем застройки, созданные в 1929 — 1930 гг. и представленные в 1930 г. на конгресс CIAM в Брюсселе. Чтобы осознать все значение творчества Корбюзье и его роль в развитии архитектуры и градостроительства XX в., необходимо постичь всю глубину его гигантских усилий, направленных поистине на творческое осмысление основополагающих элементов современного урбанизма. Теоретики архитектуры зачастую изображают Корбюзье как деяте Параллельно городу Корбюзье на 3 млн. жителей в начале 20-х годов появляется ряд других проектов больших городов с подробной разработкой их структуры и архитектуры. К таким проектам относится, например, работа известного немецкого архитектора Людвига Гильберсейме- Другие концепции pa*, в 30-е годы, подобно многим другим, эмигрировавшего в США, В 1925 г. вышла его книга, в которой изложены принципы архитектуры большого города. Небольшой текст и простые иллюстрации книги, не столь ослепительные, как в работах Ле Корбюзье, все же заставляют думать, что их автор конкретно и правильно понимал отдельные проблемы больших городов. Гильберсеймер указывает на недостатки капиталистического города и подчеркивает, что основные элементы города — это не респектабельные здания и монументальные проспекты, а жилые районы и транспортные пути. В его представлении город будущего ----- это система 20-этажных домов-пластин и четыре уровня под землей. Пешехода:-.! он отводит на уровне шестого этажа специальные платформы, отделенные от транспорта. На этом уровне начинается жилая часть домов; нижние этажи отведены под торговлю, конторы и другие учреждения. Он пишет: «...о торговом городе с автомобильным транспортом г;:п;зу, над которым возвышается жилой город с пешеходными путями)- ]Г|. Наряду с высокими зданиями Гильберсеймер допускает существование четырехэтажных домов и сблокированной застройки из двухэтажных индивидуальных домов. Вместе с тем он набрасывает схему жилого города-спутника на 125 тыс. жителей, соединенного с основным городом линией скоростного транспорта, занимается разработкой оптимальных вариантов квартиры, жилого дома, квартала и в отличие от Ле Корбюзье продумывает целесообразную организацию городского обслуживания. В десятках других архитектурных книг описываемого периода мы находим много самых различных градостроительных проектов, авторы которых стремятся прореагировать на новые потребности и спонтанно приходят к созданию общих принципов; к их числу относится строгий геометрический план города, использование высотных домов, отделение транспорта от пешеходов, устройство коммуникаций в нескольких уровнях и пронизывание городов зеленью. В качестве одного из таких проектов можно назвать радиальный город Рихарда Нейтры** (1928 г.), для проекта которого характерны дома-пластины, автомобильные развязки и пассажирские подъемники, соединяющие транспортные пути с пешеходными эстакадами главных проспектов. В 1930 г. появляется «Вертикальный город» Андре Люрса ***, основу которого составляют 15-этажные дома. Если отвлечься от несколько схематичного расположения объектов, то проект Люрса выглядит вполне современно и реалистично. В каждом башенном доме от 120 до 144 квартир, а восемь домов, расположенных на участке 180X180 м, образуют жилую группу для 2300 жителей с собственной системой первичного обслуживания. К этому же времени относится проект нового башенного города к западу от Парижа, разработанный Анри Дешаном. Основа этого города — крупные правильные кварталы, застроенные высокими домами. В Голландии в начале 20-х годов различными вариантами большого города с организацией движения транспорта в разных уровнях занимается Март Штам. В Чикаго в 1928 г. для побережья озера Мичиган Д. Г. Бэрнхэм проектирует систему небоскребов, соединенных под землей линией скоростного транспорта, а по крышам — автомобильными трассами.
74 * Людвиг Гильберсеймер ('род. в ]88о г.) работал в Берлине, затем в Баухаузе. В Соединенных Штатах преподавал б Иллинойском технологическом институте в Чикаго. (Прим. ред.) ** Рихард йозеф Нейтра (род. в 1892 г.) —австрийский архитектор, с 1923 г. работающий в США и завоевавший большую известность преимущественно строительством богатых особняков и вилл. Выступает и как теоретик архитектуры. (Прим. ред.) *** Андре Люрса (1892—1970 гг.)—выдающийся французский архитектор-коммунист. В 1934—1937 гг. работал в СССР. Автор многочисленных объектов массового' строительства — жилых комплексов, школ, больниц. (Прим. ред.)
37. Позеф Гавличек. Проект реконструкции центра Праги; 1945 г. Три ведущих в компози-:тонном отношении ад-.-ишистративных здания должны были образо-зать новый силуэт города и стать основой нового центра S8. Артур Т. Эдвардз. Образцовый город; 1930 г. В проекте использован часто повторяемый •:озже принцип функциональных секторов, идущих от окраины к ■■: центру города Конгрессы современной архитектуры (CIAM) В Чехословакии в 1927 г. ту же концепцию башенных домов, выполняющих роль опор для моста, переброшенного через Нусельскую доли ну в Праге, применяют инженер Ярослав Поливка и архитектор Йозеф Гавличек. Несколько позже, очевидно, под влиянием Корбюзье, Йозеф Гавличек разрабатывает для центра Праги проект трех 75-этажных административных зданий 20. Наряду с разработкой различных вариантов башенных городов в тот же период много архитекторов и градостроителей занимается вопросами общей структуры большого города, наиболее целесообразным размещением коммуникаций и зелени. Параллельно с прямоугольными планировочными системами появляются схемы строго геометрического радиального города, отдельные секторы которого предназначены для выполнения его различных функций. Примерами таких решений могут служить «Идеальный город будущего» Адольфа Радинга (1924 г.) и «Образцовый город» А. Т. Эдвардза (1930 г.). Авторы этих проектов стремились рассредоточить традиционный центрический город, частично за счет зеленых клиньев, доведенных вплоть до центра. В обобщенном виде прогрессивные взгляды на градостроительство того времени отражены в документах Международных конгрессов современной архитектуры (CIAM), объединивших ряд выдающихся западноевропейских архитекторов21. Вопросам градостроительства была посвящена значительная часть первой декларации CIAM*, принятой 28 июня 1928 г. Новый функциональный подход к проектированию городов был здесь охарактеризован довольно четко: «1. Строительство городов представляет собой организацию всех функций коллективной жизни. Строительство городов предопределяется не эстетической спекуляцией, а исключительно функциональными целями. * В числе учредителей CIAM были Вальтер Гроппус, Хосе Луис Серт, Зигфрид Гиднон. Выдающуюся роль в создании и работе CIAM играл Ле Корбюзье, объединивший крупнейших архитекторов-новаторов в их борьбе против официального архитектурного академизма. С 1929 по 1935 г. CIAM изучали проблемы, связанные с жилой застройкой и рациональной планировкой населенных пунктов на основе современных научных данных. (Прим. ред.) Афинская хартия 2. В первую очередь градостроительство должно привести к гармонии следующие функции: а) быт; б) работу; в) отдых (спорт, развлечения и т. п.). •3. Руководствуясь экономическими и социальными принципами, а также данными о плотности населения, необходимо определить соотношение между участками для размещения жилья, садов, транспортных, спортивных сооружений. Путем внедрения коллективного земельного хозяйства нужно противодействовать современной хаотической раздробленности участков, представляющих собой в настоящее время предмет торговли, спекуляции, наследования. 4. Классификация транспорта должна включать в себя временной и 5. Непрерывно развивающаяся техника и все достижения нового IV конгресс CIAM, проходивший в 1933 г. в Афинах, был посвящен теме «Функциональный город». На рассмотрение участникам конгресса представители отдельных стран предложили пронизанные единством замысла 33 проекта городов. Эти проекты должны были послужить основой для дискуссии и выработки принципов, зафиксированных так называемой Афинской хартией. В хартии были развиты идеи первой декларации, которые необходимо было продокументировать серией монографий о городах. В 1942 г. известный испанский градостроитель Хосе Луис Серт, эмигрировавший в США, выпустил книгу, представляющую собой обзор основных документов о деятельности CIAM и разъяснений многих принципов Афинской хартии. Здесь же можно найти самую четкую и ставшую уже классической формулировку существа функциональной структуры города: «Функций, относящихся к проектированию городов, всего четыре; а) быт; б) работа; в) отдых; г) транспорт (который объединяет первые три функции)»23. В заключение своей книги Серт отвечает на вопрос, поставленный в ее названии. Его слова, обобщающие систему взглядов, выработанную перед второй мировой войной, во многом актуальны и сегодня: «Могут ли наши города выжить? На этот вопрос можно ответить тремя различными способами: 1. Одни думают, что города могут сохранить свою современную 2. Другие считают, что города не справятся с постоянно растущими 3. Третьи верят в эффективность определенных крутых мер, примене О взглядах, характерных для прогрессивных западных архитекторов того времени, свидетельствует не только Афинская хартия, но и ряд других публикаций, выходивших в связи с отдельными конгрессами CIAM. Уже сама постановка проблем свидетельствует о том, что эта организация занималась действительно актуальными проблемами архитектуры и градостроительства. Конгресс, проходивший в ноябре 1930 г. в Брюсселе, был посвящен теме «рациональные системы застройки», В материалах конгресса содержится верная и по сегодняшний день оценка новых идей, которые современная архитектура выработала в борьбе против антисанитарных замкнутых кварталов капиталистичес- ких городов XIX и XX вв. Среди докладчиков на этом конгрессе были Гропиус, Ле Корбюзье, Нейтра, а также чех Карел Тайге*. Общая точка зрения конгресса, на котором говорилось очень много о преимуществах и недостатках многоквартирных и индивидуальных домов, лучше всего выражена в заключении, где сказано о том. что конгресс «не считает многоэтажный жилой дом единственно возможной формой жилья, но констатирует, что эта форма может привести к решению проблемы минимальной квартиры»25. В предисловии к материалам конгресса Гидион ссылается, например, на фаланстеры Фурье, считая, что они нашли воплощение в многоэтажных домах нашего века. На выстав ке конгресса, насыщенной большим количеством документов, были представлены главным образом сблокированные системы застройки, тн пичные для довоенных проектов населенных мест, и первые проекты башенных домов. Новые идеи архитектуры и градостроительства того времени иногда демонстрировались на примере поселков-выставок, проводившихся, в частности, в Германии. В этих поселениях использовались новые системы застройки и функциоыалистские решения отдельных домов. Из целого ряда таких поселков-выставок наиболее известна выставка в Штутгарте, 1927 г., где по плану, разработанному Мис ван дер Роэ, были построены одно- и многоквартирные жилые дома, спроектированные рядом наиболее известных западноевропейских авангардистских архитекторов. Наиболее обширное жилищное строительство в соответствии с новыми рационалистическими принципами в 1929—1930 гг. проводил магистрат города Франкфурта-на-Майне, где в то время над осуществлением новых принципов решения жилых кварталов работал Эрнст Май**. В других городах новые районы строились по проектам Вальтера Гропиуса, Марта Штама и других архитекторов. В Чехословакии ту же роль выполнила Выставка современной культуры, проводившаяся в 1928 г. в Брно. Ее составной частью была постройка группы индивидуальных домов под общим названием «Новый дом». Несколько позже, в 1932 г., в Праге была построена колония вилл на Бабе, градостроительное решение которой разработал Павел Янак. Однако славное «десятилетие архитектуры» (1920—1930 гг). ушло безвозвратно, а вторая половина 30-х годов уже не принесла никаких новых идей. В Европе нарастает угроза фашизма. Известные западноевропейские и прежде всего немецкие архитекторы эмигрируют в США и там пропагандируют новейшие архитектурные и градостроительные концепции. Создается ситуация, которую цинично прокомментировал декан ныойоркского университета: «Я очень благодарен Гитлеру, он по тряс дерево, а я подобрал яблоки»26. Развитие теоретических концепций после второй мировой войны Во время войны развитие градостроительных теорий почти остановилось. Лишь в Соединенных Штатах вышло несколько теоретических работ. Все они были изданы роскошно, с великолепными иллюстрациями, но по существу черпали свой материал из довоенных идей и из концепций, в большинстве случаев рожденных в Европе. В первые годы после войны занимались главным образом восстановлением разрушенных городов и сел. причем чаще всего пользовались первоначальными планами городов. Лишь в отдельных случаях удалось осуществить новые концепции и создать более выразительные структуры городов, например при восстановлении центров Гавра, Роттердама, Ковентри, Мо-бежа, Волгограда и некоторых других городов. * Карел Тайге (1900—1951 гг.)—видный чехословацкий теоретик современной ап хптоктуры и искусства. В конце 20-х — начале 30-х годов преподает в Баухаузе. В годы межвоенного 20-летия активно пропагандировал советскую культуру. (Прим. ри".' ** Эрнст Май (1889—1970 гг.)—видный немецкий архитектор-градостроитсл-В 30-х годах работал в СССР. Известен свое:'; пропагандой системы строчной застгс1: кн. (Прим. ред.) При этом большие города росли и изменялись дальше. Если в начале века в большинстве из них численность населения колебалась в пределах 1 млн. жителей, то сегодня в ряде городов мира число жителей достигает 5 и даже 10 млн. человек. Если после первой мировой войны только предполагали возможное влияние на планировку городов автомобильного транспорта, то в настоящее время этот автомобиль, особенно в капиталистических странах, активно воздействует на структуру расселения и парализует всю жизнь большого города. Создаются целые городские цепи, наиболее ярким примером которых является выросший на западном побережье США пояс (Бостон, Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор, Вашингтон), достигающий в длину около 1000 км и в ширину 100 км. В каждом из шести городов-гигантов, входящих в этот пояс, живет от 2 до 10 млн. жителей. Во всем этом поясе — «городской туманности» — в 1950 г. жило немногим более 31 млн. жителей, а сегодня их число приближается к 40 млн. В Англии, наряду с 10-миллионным Лондоном, из городов Бирмингем, Манчестер, Ливерпуль, Шеффилд, Лидс и Брэдфорд, образовался 8-миллионный гигант, В Японии 10-миллионный Токио вместе с Иокогамой и еще 20 другими городами образует почти 15-миллионный гигант, а город Осака является центром группы городов с общим населением 8 млн. человек. Подобные же группы городов, в которых неизменно ухудшаются условия жизни, растут и в других странах. Население в своей повседневной жизни испытывает на себе все проблемы и трудности, которые сопровождают жизнь больших городов. Градостроительством все больше заинтересовываются представители других наук. Авторы большинства градостроительных теорий современности считают необходимым не допустить дальнейшего разрастания больших городов как компактных образований. Все более активно проводятся разработки целых систем расселения и других новых концепций (мы рассмотрим их в следующих главах этой работы). Все более неотложной становится задача рассредоточения крупнейших населенных мест. В связи с этим исследуются оптимальные размеры городов, а в их окрестностях все чаще осуществляется строительство городов-спутников. Вместе с тем дальнейшее развитие получают теории, по которым концентрация жителей в городах-гигантах считается естественным явлением, которому нельзя и не нужно препятствовать. На основе современных тенденций развития делаются выводы о том, какие технические новшества потребуются городам, население которых может вырасти до 20 или даже 50 млн. человек. Так, в одной из американских работ, трезво оценивающих создавшееся положение, делается предположение о том, что в 2000 г. в США будет 10 суперметрополий, в которых станет проживать до 72 млн. человек, из них 23 млн. — в Нью-Йорке, 20 — в Лос-Анджелесе, 11 — в Чикаго и т. д.27. Думают о новых возможностях транспорта, о снабжении городов-гигантов водой и о способе устранения мусора, что, очевидно, представит одну из серьезнейших проблем. Однако во всех этих планах не найти уже и тени того восхищения от неограниченного роста городов, которое испытывал льюисовский Бэб-бит, преуспевающий американец, наживающийся на спекуляции участками в своем родном городе Зенит. Сейчас рост городов-гигантов рассматривают скорее как необратимый ход неумолимой стихии, к которой люди должны приспособиться независимо от своих желаний. Считается, что они должны подумать о том, как сделать возможной жизнь в искусственной среде, переполненной людьми, зданиями и механизмами. Не случайно в статьях западных авторов при описании городов-гигантов употребляются такие выражения, как «гангрена», «раковая опухоль» и другие, им подобные определения, образно отождествляющие рост городов с гибельными, пока неизлечимыми патологическими процессами. Много специалистов изучает возможные последствия этого процесса, и мы все чаще слышим предупреждения вроде того, какое сделал в Date: 2016-05-16; view: 3085; Нарушение авторских прав |