Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Последствия урбанизации
В то время как утописты размышляли о будущем гармоничном обществе и его прекрасных городах, в реальной действительности шел процесс стихийного роста капиталистического города. Ф. Энгельс, много внимания уделивший вопросам формирования и развития капиталистического общества, в середине прошлого века охарактеризовал этот процесс на типичном примере Англии, которая еще «шестьдесят—восемьдесят лет тому назад... была страной, похожей на всякую другую, с маленькими городами, с незначительной и малоразвитой промышленностью, с редким, преимущественно земледельческим населением. Теперь это — страна, непохожая ни на какую другую, со столицей в 2'/з миллиона жителей, с огромными фабричными городами, с индустрией, снабжающей своими изделиями весь мир...» '. В нескольких словах здесь дано определение явления, которое было бы можно иллюстрировать большим числом статистических данных о концентрации жителей в больших городах, о непрерывном увеличении процента городского населения, о развитии промышленности и транспорта, об уничтожении старых городов и росте антисанитарных рабочих предместий. В 1850 г. в городах мира с населением свыше 10 тыс. жителей жило вдвое больше людей, чем в 1800 г., а в настоящее время население этих городов возросло по сравнению с 1850 г. более, чем в 10 раз. В 1800 г. в европейских городах с числом жителей, превышающим 100 тыс. человек, жило свыше 5 млн., через 50 лет их было уже 13 млн., в 1900 г. — 50 млн., а еще через 50 лет — 120 млн. жителей. В Лондоне в 1800 г. было приблизительно 800 тыс. жителей, а в 1900 г. — 4,5 млн. Для Парижа та же разница выражена в соотношении 0,5 и 2,7 млн., для Берлина 0,1 и 1,9 млн., для Нью-Йорка (без пригородов) 0,07 и 3,4 млн. Это период упадка архитектуры и одновременно период возникновения первых сооружений из стали, небоскребов и скоростных дорог. Ухудшающиеся условия жизни в городах повлекли за собой довольно большие социальные последствия. В районах бедноты, лишенных элементарных санитарных условий, вспыхивали эпидемии, захлестывавшие и население привилегированных кварталов. Рабочие кварталы городов становились очагами революционного движения, а большие города, которые капитализм неизбежно порождал, угрожали материальным и политическим основам его существования. В этой связи легко понять некоторых буржуазных политиков XIX в., критиковавших состояние городов того времени и взывавших к переменам. Бисмарк стоял за ликвидацию больших городов, не дававших ему хороших солдат и угрожавших его политической власти. Автор сочинения «Предостережение в связи с жилищным вопросом» в 1887 г. откровенно раскрыл причины стремления общественных деятелен того периода улучшить состояние рабочих кварталов и целых городов. Он писал: «... господствующие классы должны быть решительно выведены из состояния своей дремоты. Они должны, наконец, понять, что если и понесут большие жертвы, то это будет лишь умеренной и незначительной страховкой от эпидемий и социальных революций, которые станут неизбежными в том случае, если мы не прекратим жилищными условиями вынуждать низшие классы в наших крупных городах к ведению варварского, почти звериного образа жизни»2. Деятельность ряда политиков XIX в. сопровождается отдельными филантропическими попытками просвещенных, или скорее расчетливых, фабрикантов построить «образцовые колонии». Фальшь этих попыток резко и убедительно вскрыл Ф. Энгельс в своем «Жилищном вопросе». Понятно, что отдельные «образцовые дома» и поселки лишь незначительно повлияли на весь процесс развития расселения, характеризуемый, с одной стороны, чрезмерной концентрацией, а с другой, обозлю- Новые Градостроительные Теории Перестройка Парижа дением села и застоем тех городов, которые были обойдены развитием капиталистической промышленности. Градостроительные теории того периода,развивались под влиянием быстрого роста городов и концентрации производства и населения, а также, разумеется, под влиянием требований буржуазии, которая хотела жить в удобных районах и не хотела испытывать угрозу ни от эпидемий, ни от революций, очаги которых она верно распознала в быстрорастущих пролетарских предместьях. Первые признаки новой концепции города можно наблюдать еще до наступления XIX в. Они содержатся, например, в работах некоторых архитекторов, разрабатывавших планы восстановления Лондона после пожара в сентябре 1666 г.3. Новые градостроительные концепции можно проследить па планировке американских городов, которые закладывались на свободных территориях и не должны были считаться со старыми, феодальными структурами городов. Стремительный рост американских городов представляет собой в значительной степени самостоятельную и весьма обширную главу истории градостроительства4. Наиболее последовательно возникновение градостроительных концепций, характерных для XIX в., можно проследить во Франции, прежде всего на примере ее столицы — Парижа. Предпосылки для развития столицы в XIX в. были созданы уже на предыдущем этапе. К ним относится грандиозный проект Версальского парка, предложенный в середине XVII в. ландшафтным архитектором Людовика XIV Андре Ленотром. К той же группе предпосылок относится проводившийся в 1748 г. конкурс на проект площади Людовика XV в Париже*, первые попытки реконструкций городов, в том числе нереализованный проект реконструкции и художественного оформления города Тулузы (1754) и нереализованный проект Ж- Ф- Блонделя для Страсбурга (1764 г.)5. В самом Париже до начала французской революции были осуществлены лишь частные меры и по специальному плану разбито несколько площадей, последней из которых была Площадь Согласия, торжественно открытая королем в 1763 г. В целом город пребывал в плохом состоянии. Новый этап строительства Парижа, располагавшего населением в полмиллиона человек, открыла французская революция. Уже 21 апреля 1791 г. муниципалитет рассматривает вопрос об улучшении транспортных связей и благоустройства города. 4 апреля 1793 г. создается временная комиссия художников, которая на основе использования предыдущих работ подготавливает план города, в котором предлагает реконструкцию и строительство коммуникаций, освоение новых территорий и санитарное благоустройство отдельных частей города **. При Наполеоне I в городе началось значительное строительство и были пробиты некоторые новые улицы. Представляет интерес декрет Наполеона от 15 октября 1810 г. о размещении мануфактур и мастерских, согласно которому все производственные единицы делились на три категории с точки зрения вредности и * Площадь Людовика XV (позже переименованная в пл. Согласия) была сооружена по проект)1 Ж. А. Габриэля. Это крупнейшая площадь Парижа (245X1^3 м) была задумана как открытый ансамбль, застроенный только с. одной стороны. Сооружение площади ознаменовало окончательный переход к новым градостроительным концепциям, основанным на широких пространственных решениях. (Прим. ред.) '"": План Парижа, разработанный Комиссией.художников при Конвенте, имел мно-;о цепных идей. Он предусматривал формирование главных фокусов парижского диаметра — пл. Звезды и пл. Наций, а также прокладку широкой' пр'ямолпнейной магистрали от Лувра к пл. Бастилии. В соответствии с этим проектом, носившим в це-юм передовой для своего времени характер, были предложен!! улицы Кастильоне и часть улины Риволи, вошедших в систем)' центрального ансамбля Парижа. (Прим. ред.). Париж Османа 25. Париж; 1852—1914 гг. Проект реконструкции Османа в зависимости от этого определялись отступы от жилой застройки и другие условия строительства. Самые большие перемены Париж пережил при Наполеоне III, после того как в 1853 г. парижским префектом стал Жорж Эжен Осман*. Этот период, изучаемый многими историками, занимает значительное место в истории градостроительства, и его оценка колеблется в пределах от восторженного изумления до уничтожающей критики. Одни восхищаются общей концепцией безбоязненных реконструктивных вмешательств и их значением для современного Парижа как с эстетической, так и функциональной точки зрения. Другие, наоборот, указывают на жесткость османовских мер, его финансовые махинации, сомнительность мотивов, которыми oi! руководствовался, и сомнительность результатов, которых он достиг. Из дневника Османа приводятся различные цитаты, из которых одни свидетельствуют о благородстве его замыслов, другие, наоборот, открыто показывают то значение, которое он придавал новым бульварам при подавлении народных восстании. Известна критическая оценка Ф. Энгельса, который прежде всего обратил внимание па стремление Османа пробивкой новых улиц сделать невозможной борьбу пролетариата на баррикадах в старых кривых переулках. Он справедливо замечает, что новые улицы лишь репрезентативны и образуют кулисы, за которы-
* Барон Осман (1809—1891 гг.) был префектом департамента Сены до 1870 г. и сумел реализовать многие из своих замыслов. (Прим. ред.) ми (и до сих пор) скрываются старые антисанитарные жилища: «Под «Османом» я разумею здесь не только специфически бонапартистскую манеру парижского Османа прорезать длинные, прямые и широкие улицы сквозь тесно застроенные рабочие кварталы, обрамляя эти улицы по обеим сторонам большими роскошными зданиями, при чем имелось в виду наряду со стратегической целью — затруднить баррикадную борьбу, образовать зависящий от правительства специфически-бонапартистский строительный пролетариат, а также превратить Париж в город роскоши по преимуществу. Я разумею под «Османом» ставшую общепринятой практику прорезывания рабочих кварталов, в особенности расположенных в центре наших крупных городов, что бы ни служило для этого поводом: общественная ли санитария или украшение, спрос ли на крупные торговые помещения в центре города или потребности сообщения, вроде прокладки железных дорог, улиц и т. и. Результат везде один и тот же, как бы ни были различны поводы: безобразнейшие переулки и закоулки исчезают при огромном самохвальстве буржуазии по поводу этого чрезвычайного успеха, но... они тотчас же возникают где-либо в другом месте, часто даже в непосредственной близости» 6. В целом реконструкция Османа представляет собой формальную композицию в духе классицизма и отражает стремление превратить Париж в город, находящийся на уровне градостроительных идей XVIII в. Однако нельзя отрицать того, что преобразованиям этим свойственна широта замысла и определенная концепция. Необходимо помнить и то, что теперешний Париж с восьмимиллионным населением все еще живет на основе того плана, который был разработан для города с двухмиллионным населением. Реконструкция Парижа нашла довольно большой отзвук во всем мире. Париж стал образцом для других городов, однако пи в одном из них не удалось провести реконструкцию, как в Париже. В начале 50-х годов нашего века французский архитектор Клод ле Кэр предложил дополнить современную планировку Парижа аналогичной Елисейским полям пробивкой трех новых улиц, образующих с теперешней улицей этого названия композицию в виде креста. Отчетливое влияние принципов «украшения города», французского академического урбанизма и «Эколь де боз'ар» проявилось и в Соединенных Штатах, причем не только в XVIII в. при закладке г. Вашингтона и некоторых других городов, но и в конце XIX в. Инициатором движения, лозунгом которого было City Beautiful — «прекрасный город», был архитектор Бернхэм*. Не случайно он создавал грандиозные перспективы композиционных осей и point de vue**, завершаемых монументальными классическими архитектурными сооружениями. Влияние нового движения сказалось также на деятельности комиссии, которая в 1901 г. под председательством Бернхэма-была уполномочена восстановить первоначальный проект Вашингтона. Наиболее отчетливым реализованным свидетельством таких концепций стало несколько позже вмешательство в первоначальный шахматный план Филадельфии. После 191.9 г. Ж. Гребер заканчивает реконструкцию диагональной оси Бенджамин Франклин Парквэй длиной приблизительно с Елисейские поля между Триумфальной аркой и Площадью Согласия. Новая улица соединяет центр города с Фэнрмаунт Парком и зрительно завершена архитектурными доминантами в духе классицизма. Однако эти концепции не помогали разрешению проблем стихийно растущих городов. Они не удовлетворяли также финансовых и промышленных предпринимателей. Нельзя идеализировать и общее влияние Бернхэма на американскую архитектуру, поскольку оно означало укрепление позиции псевдоисторического эклектизма. * Бернхэм Даниель Гудзон (1846—1912 гг.). ** Видовых точек. (Прим. ред.)
26. Даниэль Г. Бернхэм. Проект реконструкции центра Чикаго; 1909 г. Отчетливое влияние классической французской градостроительной школы На новом этапе композиционные принципы в строительстве городов были заменены зонированием, определяющим в точных цифрах и сроках функцию и способ застройки отдельных территорий города. Нормы при этом стали такими, чтобы дать возможность как можно более интенсивно использовать городскую землю. На территории Нью-Йорка (без пригородов) по американским подсчетам можно было бы при соблюдении всех зональных предписаний разместить 77 млн. человек, что представляет фантастическую плотность 4 тыс. жителей, а в Чикаго — даже 5,5 тыс. жителей на 1 га. Сравнительно сносными были зональные предписания для кварталов коттеджей, где допускались только изолированные и сдвоенные дома и исключались все остальные функции и способы застройки. В промышленной зоне разрешалось смешивать производство, жилье и торговлю, а высота застройки, за исключением зон коттеджей, практически была неограниченна. Конечно, зонирование представляет собой своего рода теоретический взгляд на город как на территорию, которую необходимо прежде всего как можно более интенсивно использовать для строительства. Нереализованный проект восстановления Лондона, османовская реконструкция Парижа и американское «движение за прекрасные города» образуют существенную составную часть градостроительных теорий XIX в. Однако эти теории представляют собой прежде всего дальнейшую разработку академических градостроительных концепций в духе классицизма XVIII в., принесших, однако, разочарование в суровых условиях грюндерского капитализма. Стремление извлечь из городской земли максимум возможностей не могло опираться на классическое градостроительство. В то время больше ценились попытки дать целенаправленное развитие бурному росту промышленных городов. Именно эти попытки постепенно переросли в. теорию «регулировки» города, выражен-
27. Ян Лоренц. Конкурсный проект реконструкции Брно (в пределах крепостных стен); 1861 г. Регулировочные планы Р. Баумей-стера
ную позже в строительных законах, за выполнением была следить прежде всего «строительная полиция»*. Лишь во второй половине XIX в. проблемы промышленных городов находят отражение в специальной литературе. Первой работой, отмечен- * Специальная организация, существующая в ряде капиталистических стран и созданная для упорядочения застройки городов и соблюдения строительных норм и правил частными застройщиками. (Прим.. ред.)
28. Прага-Жижков. Современная застройка, характеризуемая интенсивным использованием территории в квартале, строительство которого было начато во второй половине XIX в. ной комплексным подходом к новым проблемам, стала книга профессора из Карлсруэ Р. Баумейстера, посвященная принципам расширения городов. На эту тему в 1874 г. в Берлине автор читает лекцию на заседании Объединения немецких архитектурных и инженерных обществ. Заседание одобряет приводимые ниже основные тезисы: «1. Проектирование расширения городов состоит прежде всего в определении транспортных трасс: улиц, каналов, которые должны разрабатываться систематично и подробно. 2. Разработка уличной сети должна охватывать лишь главные на Дальнейшее разделение участков можно провести позже или же предоставить это частной инициативе. 3. Группирование разных кварталов должно исходить из соответст Книга интересна тем, что отражает картину своего времени. В ней содержится трезвый взгляд на возможности улучшения городского строительства и попытка сформулировать методы, при помощи которых этого можно достичь. Интересна эта книга и се.годня как важный исторический источник по вопросу развития градостроительства в середине прошлого века. Дело в том, что помимо взглядов самого Баумейстера она содержит и целый ряд статистических и других данных того времени. В ней можно найти и отрывки из различных строительных предписаний, которые начали формулироваться именно в то время и надолго повлияли на практику градостроительства. В это же время были частично осуществлены отдельные грандиозные по замыслу градостроительные идеи. К ним относится не только осма-новская реконструкция Парижа, но и некоторые менее крупные пере-
29. Прага - Винограды. Квартал, построенный по регулярному плану 1870 г. В общем решении видна как более отчетливая композиционная концепция, так и стремление создать общественное пространство, вокруг которого располагается целый ряд общественных зданий стройки других городов. Это работы по регулированию застройки, разбивка городских парков, посадка зеленых насаждений на старинных средневековых площадях, что, впрочем, имеет довольно спорную ценность. В отдельных случаях удачно в композиционном отношении размещались строившиеся тогда общественные здания. Эти крупные и менее значительные успехи требуют особой оценки, если иметь в виду те сложные условия, в которых они достигались. Это был период, характеризовавшийся не только чрезвычайно интенсивной урбанизацией, но также стремлением максимально использовать каждый гектар земли. Это был период, когда назревал один из самых больших переворотов в истории городов.
«Градостроительство» Штюббена В конце XIX в. преимущественно в Западной Европе выходит немало книг по градостроительству, авторы которых стремятся встать вровень с бурным процессом роста и изменения функции городов в капиталистическом обществе и большое внимание уделяют техническим вопросам строительства. В их книгах подробно изложены принципы прокладывания коммуникаций, проекты поперечных профилей улиц, устройства водопроводов, канализации и массового транспорта, показаны образцы парцелляции. Самая известная из них — «Градостроительство» Й. Штюббена. Изданное впервые в 1890 г. это практическое пособие по градостроительству на протяжении последующих десятилетий выдержало еще несколько изданий. Книга Штюббена представляет собой подробный обзор от общих планов городов до проектов киосков, праздничных и траурных оформлений. Если Баумейстер говорит о конке и о зачатках средств передвижения, работающих на паре, то Штюббен всего лишь 15 годами позже уже дает перечень различных подземных и подвесных дорог на электричес- Школа Зитте кой тяге, а также их первые проекты и примеры реализации. Весьма ценна та часть книги, где дается обзор планов расширения наиболее значительных городов того времени. Интересны также приложенные тексты строительных предписаний. В предисловии определяется цель градостроительства8. Эстетические взгляды Штюббена довольно неопределенны, в большинстве случаев он ограничивается приведением совершенно разных примеров. Эстетические принципы он разбирает в основном в связи с общественными пространствами, где допускает как симметрию, так и живописную асимметрию, но прежде всего выдвигает требование композиционного равновесия. За год до работы Штюббена вышла книга, которая по своему замыслу среди тогдашней градостроительной литературы была исключением. В ней технические вопросы не рассматриваются совсем, а все внимание сосредоточено на эстетических проблемах города. Речь идет о работе Камилло Зитте*, посвященной художественным принципам градостроительства. О значении этой книги свидетельствует не только большое число последователей Зитте и ряд ее переизданий вплоть до новейшего времени, но и то отчетливое влияние, которое она оказала на определенную часть градостроительной практики. Сам автор считал свою работу частью решения отдельных, актуальных тогда проблем строительства Вены, причем исходными для него были некоторые идеи, с которыми мы встречались в работах более ранних авторов. Он стремился создать пособие для тех, кто разрабатывает планы парцелляции, и тем способствовать решению эстетических проблем города. Основой работы Зитте является исследование композиции средневековых площадей и городских планов, которыми автор восхищается и не упускает возможности заметить, что в сравнении с тем временем «художественные замыслы современных строителей городов угрожающим образом оскудели. Выпрямленная по шнуру линия домов и кубообразный комплекс построек — вот все, что они могут противопоставить богатству прошлых времен»9. Зитте, конечно, понимает, что отдельные композиционные принципы средневековья в современном городе неприемлемы, но он стоит за то, чтобы при расширении городов учитывали и художественные моменты, которые, однако, понимает прежде всего как украшение городов. Он видит разницу между прошлым и настоящим, но в то же время ставит вопрос о том, следует ли достигать успехов лишь за счет полного отказа от художественных требований. С этих позиций проводит он композиционный анализ площадей и улиц, изучает влияние пространственной замкнутости, размещения основных архитектурных центров и памятников, важнейших общественных зданий, анализирует размеры, величину и форму площадей. Он подчеркивает значение городской живописности, нерегулярного городского плана, но предупреждает, что искусственное, сознательное создание такого плана неэффективно. Интересно его замечание о том, что городские площади в его время представляют лишь обрывки пространств, затерявшихся между плотной застройкой и не пригодных ни к какому использованию. Стремление к большему богатству градостроительных композиционных средств актуально и сегодня, и неудивительно, что книга Зитте еще в 1945 г. была издана именно в Соединенных Штатах, где ищут «лекарство» от схематических прямоугольных планов и монотонных кварталов. Особое внимание было обращено на замечание Зитте о том, что в наше время акрополей не строят не потому, что нет материальных средств, а «потому что нам недостает для этого основной художественной идеи, потому что у нас отсутствует мировоззрение, которое имело бы общее * Книга Камилло Зитте (1843—1903 гг.) «Градостроительство с точки зрения его художественных принципов», была опубликована в 1889 г. (Прим. ред.) Отто Вагнер распространение, которое жило бы в душе народа и которое в подооном творении нашло бы свое реальное воплощение» 10. Зитте исследовал причины возникновения композиционных закономерностей исторических городов. Его более поздние последователи не поняли существа его идей и нацелились прежде всего на внешнее подражание живописности и нерегулярности, которые ограниченно трактовались как специфическая традиция лишь немецкого градостроительства. Кульминацией теоретической концепции города XIX в. является творчество выдающегося венского архитектора Отто Вагнера, который вместе с Й. Штюббеном в 1892 г. получил первую премию в конкурсе на генеральный план реконструкции Вены. Отто Вагнера считают пионером новых градостроительных идей, он подчеркивал значение равновесия1 между художественной и утилитарной стороной архитектуры и градостроительства. Однако теоретические концепции Вагнера — это прежде всего завершающий этап развития европейской теории «регулирования» города XIX в. Сам он в 1895 г. говорил, что «последующие взгляды на градостроительство не представляют собой ни наступательного радикализма, ни крика души историков, но исходят из того принципа, что самой важной задачей является тщательное выполнение цели и что все, что возникает при выполнении цели, должно быть потом освящено искусством» и. Эта мысль о взаимоотношении утилитарной и художественной стороны встречается во многих местах его теоретических работ, причем он считает, что «практический момент при регулировании городской застройки должен выступать на передний план, а искусство должно, говоря точно, заботиться об ограничении вандализма»12. Однако понятно, что сам по себе этот взгляд как раз и представляет собой уступку вандализму. Оценивать работу Вагнера лишь как завершающий этап развития градостроительной теории XIX в. недостаточно. В его творчестве содержится уже предвестие будущих градостроительных проблем, особенно осознание того, что на сцену в качестве нового феномена расселения выступает крупный город, у которого будут свои специфические потребности. Большому городу посвящена и одна из его наиболее известных теоретических градостроительных разработок, к которой мы вернемся в следующей главе. Анализ основных градостроительных идей XIX в. показывает, что в этот период появилась потребность реагировать на непредвиденный рост городов и промышленности. Техническое оснащение становится неизбежным условием существования крупных городских центров. Их уже нельзя представить себе без водопровода и канализации, без коммуникаций и массового городского транспорта. Европейские города избавляются от панцыря укреплений, который сжимал их в течение долгих столетий, в них растут рабочие кварталы и заводские предместья. В этот период доживают свой век классические представления исторического градостроительства, хотя его следы мы найдем и в XX в. Академическое градостроительство занимает длительное время прочные позиции не только потому, что базируется на традиции, но и потому, что удовлетворяет стремлению буржуазии к внешней респектабельности. Очень метко охарактеризовал эту черту градостроительства Адольф Лоос. Внешняя респектабельность Вены дала ему возможность назвать ее потемкинской деревней. «Когда я иду по Рингу, — писал он, — у меня такое впечатление, будто какой-то современный Потемкин хотел внушить всем мысль, что Вена — это город, состоящий сплошь из благородных людей» 13. XIX в. был также периодом наибольшего расцвета утопических представлений о будущих городах и расселений; одновременно в этот период была доказана их практическая несостоятельность. В XIX в. начинает развиваться теория большого города и параллельно возникают теоретические направления, которые отвергают как большой город, так и город вообще. Это период бурного развития техники проектирования городов, а также первого законодательства в этой области. Для дальнейшего развития теории современного города особую роль сыграл рубеж XIX и XX вв. К этому времени все недостатки капиталистического города резко обострились и стали появляться новые представления, которые в своем существе означали прежде всего отрицание традиционных представлений о городе. При этом отдельные направления так широко ветвятся и выкристаллизовываются, что становится трудно следить за их дальнейшим развитием в одних и тех же временных рамках. Наступает та точка развития, при которой становится целесообразней анализировать отдельные концепции самостоятельно. Такое исследование — предмет следующей части настоящей работы. Сноски к главе IV
1. Ф. Энгельс. Положение рабо 2. W. He gem an п. Der Stadtebau. 3. Т. F. R e d d a w а у. The rebuil 4. Наиболее систематично основы W. Hegemann. Amerikanische Architektur und Stadtbaukunst. Berlin, 1925; Henry S. Churchill. The City is the People. New York, 1945; Arthur B. G a 11 i о n. The Urban Pattern. New York, 1951. 5. Этапы планировки Парижа подробно описаны во 2-м томе работы Вер-нера Хегемана (см. прим. 2) и особенно в 3-м томе произведения: P. Lavedan. Histoire de l'Urbanisme. Epoque Contem-poraine. Paris, 1952, посвященного преимущественно развитию французского градостроительства с 1800 г. 6. Ф. Энгельс. К жилищному во 7. R. В a u m e i s t е г. Stadt — Erwei- начала XX в. считались классической формулировкой новых потребностей планирования городов. Еще в сентябре 1906 г. в Манхейме для обсуждения их действенности собирается Общество немецких архитекторов и инженеров. Главным докладчиком здесь опять выступает Р. Баумейстер, новые, или скорее переработанные, тезисы которого-были вновь одобрены. Но и в обновленном виде тезисы в значительной степени консервативны; некоторые участники дискуссии их частично критиковали. 8. J. Stub ben. Der Stadtebau. 9. Камилло З и т т е. Городское
10. Там же, стр. 138. Через 50 лет 11. Otto Wagner. Die Baukunst 12. Там же, стр. 75. 13. Adolf Loos. Die potemkinsche 64 Date: 2016-05-16; view: 966; Нарушение авторских прав |