Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Моррисовская мечта о будущем






по телефону и радио, — деталь, представляющая собой довольно точ­ный прогноз современной действительности Соединенных Штатов Аме­рики.

В качестве примера явного упадка и профанации утопических фило­софских романов, злоупотребления их популярностью можно привести выдержавшее в прошлом много изданий описание «страны свободы», автором которого был австрийский экономист Теодор Хертцка (первое издание выпущено в 1889 г.)40. По словам автора, он отталкивается от своих утопических предшественников. По существу же это прежде все­го пропаганда проходившей тогда немецкой колонизации Восточной Африки. Книга, пропитанная нелепой клеветой на коммунизм, повест­вует о подготовке и самой закладке утопической колонии на африкан­ском континенте.

Описание столицы новой колонии — это конгломерат самых триви­альных мещанских представлений. В виллах, переполненных тяжелы­ми коврами и мрамором, кругом — кнопки, с помощью которых можно мгновенно вызвать прислугу; вечером озера, освещенные прожектора­ми, заполнены гондолами с катающимися. Город состоит из «приятных домиков», а в ароматных садах поют соловьи, привезенные из Европы и Азии. Когда новый человек проходит по улице, «звон бокалов, музы­ка и серебряный смех долетают до его ушей».

Однако не мещанствующим австрийцем мы закончим главу о лю­дях, которые своим гениальным предвидением обозначили многие из целей нашего общества и дали идеи для современного градостроитель­ства. В конце XIX в. мы встречаемся с работой, которую можно рас­сматривать, как исключение, в характерном для того времени про­цессе постепенного упадка утопических взглядов. Это поэтическая уто­пия англичанина Уильяма Морриса *, восхищавшегося средневековьем и трудом ремесленников, эстета, и в то же время критика капитализ­ма и одного из тех людей, которые внесли большой вклад в историю социалистических учений.

Его взгляды часто отождествляют с теориями его учителя Джона Рескина. но в действительности более революционный и мечтающий о социализме Моррис существенно превзошел своими взглядами Рески­на. В одной из своих лекций об искусстве, прочитанной в 1868 г. в Дуб­лине Рескин описывает город, устроенный таким образом, «чтобы не было вокруг никаких зловонных и грязных предместий, а были бы внутри стен только чистые и оживленные улицы, а вне их — открытое поле за широкою каймою садов и огородов, и в нескольких минутах ходьбы от любой части города — трава, совершенно чистый воздух и вид дальнего горизонта»41.

Уильям Моррис жизненную среду будущего описывает намного подробнее, высказывая при этом свои представления о будущем социа­листическом обществе. Он знакомится с работой Беллами, вышедшей в 1888 г., а через год в журнале «Комхмонунл» критически высказывает­ся по ее адресу, правильно показывая, как мало у книги Беллами об­щего с социализмом и как мало привлекателен описанный в ней об­щественный идеал.


* Уильям Моррис (1834— 1896 гг.)—английский социалист. писатель, хгдпжпш,:: архитектор, выдающийся реформатор материальной культуры;: hckvcc :з'л. Вплел п искусстве мощное средство воздействия на общество. Активно участвовал б рабочем движении, изучал и пропагандировал учение Маркса, не став, однако, последователь­ным марксистом. Сыграл важную роль в становлении модерна как.художественного направления, а также оказал сильное влияние на формирование говых архитектурных лринцппов, стремясь к сочетанию прекрасного и полезного, органичнее::: содс-ожанпл и формы, функции п художественного образа в зодчестве. Моррис резко выступал против элитарности искусства и считал произведением искусства все. что окружает человека и отмечено печатью его деятельности. Он требовал, чтобы все материаль­ное окружение человека было прекрасным. (Прим. ред.)


Вскоре после этого он издает свою самую известную и интересную работу «Вести ниоткуда», которая в известной степени была также от­ветом Беллами. Это насыщенное поэтическое произведение, отразив­шее, разумеется, в значительной степени и те противоречия, которые его автор испытывал. В отличие от Беллами, Моррис не занимается расписыванием различных технических устройств и сосредоточивает внимание главным образом на раскрытии новых, лучших свойств лю­дей. При этом он критикует капитализм как «эпоху машин», а будущее представляется ему временем, вернувшимся к «эпохе ремесла». Его ге­рой просыпается в 2000 г. в английском обществе после социалистиче­ской революции, но люди здесь носят средневековые одежды. Общество 2000 г. занимается ручным производством, а наибольшее внимание из всех производственных процессов Моррис уделяет описанию уборки сена, которую он, очевидно, очень любил. Во многих местах здесь про­является любовь Морриса к средневековью, столь характерная и для его эстетических взглядов.


При этом его книга — единственный утопический роман, в котором рисуются картины социалистической революции, включающей гене­ральную забастовку, уличные бои, попытки контрреволюции повернуть ход истории назад, объявление осады в Лондоне, стрельбу в рабочих, создание рабочей милиции и гражданскую войну.

Действие утопии разыгрывается в Англии, а к ее самым прекрасным частям относится поэтичное описание возрожденной земли и реки Тем­зы. Описание будущих населенных мест Моррис использует как повод для выражения своего взгляда на другие теории: «Поймите, что бед­ность исчезла. Фаланстеры Фурье представлялись естественными в свое время, но они были всего навсего убежищами от крайней нужды. Та­кой образ жизни мог быть придуман только людьми, подавленными жесточайшей нищетой»42. На месте бывших трущоб в английских горо­дах ежегодно в мае проводится праздник в память «уничтожения ни­щеты», сопровождаемый танцами и песнями. Хотя в стране оставлены небольшие города, основная часть населения перебралась в небольшие сельские поселки. Лондона в представлениях автора нет, а на его мес­те — обновленная земля с системой небольших поселков. «Что касается больших мрачных городов, которые были когда-то промышленными центрами, — пишет У. Моррис, — они исчезли, как и лондонская пусты­ня из кирпича и известки. Но так как они были всего лишь центрами промышленности и, следовательно, не служили ничему иному, как толь­ко спекуляциям на денежном рынке, они оставили меньше следов свое­го существования, чем Лондон»43.

Моррис понимал, что «все наши перенаселенные города и фабрики являются попросту результатом погони за прибылью. Капиталистиче­ское производство, капиталистическая собственность на землю и капи­талистическая торговля гонят людей в большие города, чтобы эксплуа­тировать их там в интересах капитала...»44.

Возможность ликвидации такого положения он видел только в унич­тожении городов и промышленности. Именно последние из приведен­ных цитат иллюстрируют противоречивость взглядов Морриса и его идеализм, отразившийся в его основном представлении о будущем рас­селении как федерации небольших идиллических поселков*.

* В то же время следует отметить, что доктрина планового централизованного расселения, необходимость устранения крупных городов и уничтожения противополож­ности между городом и деревней выдвигаются Моррисом за 10 лет до появления на­шумевшей книги Эбенизера Хоуарда и его идеи города-сада. Социальные позиции У. Морриса заставили его пересмотреть общую направленность архитектурного твор­чества и установить новую «школу ценностей» архитектурных задач. Впервые на пер­вый план Моррис выдвигает совершенно неведомую раньше архитекторам проблему —-■ создание «красоты земли», т. е. тему районной планировки. Вслед за этим он ставит не дворцы, театры, музеи, как это было раньше, а архитектуру рядовых массовых жилых домов и промышленную архитектуру, на которую раньше вообще не обраща­юсь внимания. (Прим. ред.)


4Й-


Утопии и литература

Научно-фантастиче­ская литература


Рассказ о развитии утопических теорий в XIX в. был бы неполным без упоминания ряда попыток практического основания утопических поселений и применения новых форм расселения.

Такие попытки мы можем наблюдать уже в середине III в. и. э., когда античный философ Плотин хотел в соответствии с идеалами Пла­тона основать недалеко от Рима город «Платонополис». Во второй по­ловине XIX в. наиболее успешным использованием принципов Фурье можно, очевидно, считать создание Б. А. Годеном «фамилистеры» для рабочих его литейного завода во французском городе Ги. Наибольшее количество утопических колоний было основано в США. Их создавали различные религиозные секты, отдельные утописты или их ученики45. Однако в своем большинстве это были небольшие поселения, в которых представления утопистов проявились лишь частично: совместное веде­ние хозяйства, столовые и т. п.

Английский писатель Герберт Узллс сознательно внес утопические черты в ряд своих романов. На взгляды Беллами и Морриса он в 1898 г. реагирует горестной картиной будущего в книге «Когда спящий проснется».

В 1901 г. он делает попытку систематического изложения своих пред­ставлений о будущем развитии общества и науки в «Предвидениях»46. Он не отрицает дальнейшего существования больших городов, возник­новение которых соединяет прежде всего с развитием транспорта. Уэллс предполагает возможность дальнейшего роста многомиллионных горо­дов-гигантов, он считает необходимым заботиться о более равномер­ном размещении промышленности и одновременном устранении разли­чий между городом и деревней.

Из французской литературы наиболее известно жюль-верновское изображение идеального Франсевилля на 100 тыс. жителей и отталки­вающего Штальштадта в романе «Пятьсот миллионов бегумы», напи­санного в 1879 г. и несущего на себе отпечаток впечатлений от франко-германской войны и утопических представлений (в особенности в опи­сании Франсевилля). Анатоль Франс посвятил утопическим представ­лениям главу своего философско-поэтического романа «На белом кам­не», написанного в 1904 г. Герой книги пробуждается в 2270 г. и спра­шивает Мишеля — гражданина, живущего в эпоху 2270 г. «Как? Вы уничтожили города? Что же сталось с Парижем»? — «Там теперь ник­то и не живет, — ответил Мишель. — Большая часть этих пятиэтажных домов, нездоровых и безобразных, в которых квартировали горожане прошлой эры, развалилась и не была восстановлена. В XX в. этой не­счастной эры строили прескверно... Не имея ни судов, ни торговли, ни армии, мы не имеем и городов в точном смысле слова. Однако насе­ленность в некоторых местах гуще, чем в других, и, несмотря на быст­роту сообщения, металлургические и рудные центры населены до край­ности»47.

Отзвук утопических представлений можно найти и в чешской лите­ратуре. С целым рядом таких мотивов мы встречаемся чаще всего в романах и повестях Якуба Арбеса. Вспомним хотя бы его «Кандидатов существования», герои которых готовятся основать утопические коло­нии чешских эмигрантов в Небраске.


Различные взгляды на будущее расселение мы могли бы найти в литературных произведениях вплоть до наших дней. Особенно это от­носится к научно-фантастической литературе. В романе «451° по Фа­ренгейту» Рея Бредбери рисуется пессимистическая картина механизи­рованного города с ракетными автомобилями и механизированным жилищем с экранами вместо стен 48.

Абсолютное изменение всей системы расселения и сельскохозяйст­венного производства изображает в своей книге «Туманность Андроме­ды» Иван Ефремов49.



Значение утопистов


Раскрытие необозримого богатства градостроительных представле­ний утопистов можно было бы без сомнения продолжать дальше. Идеи утопистов живы до сих пор, в то время как градостроительные взгля­ды той поры в ряде случаев принадлежат уже только истории. Жиз­ненность творчества утопистов базируется на том, что свои представ­ления о будущих городах они выводили из глубоко продуманных новых общественных отношений и в большинстве случаев соединяли их с лик­видацией частной собственности, со справедливым разделением обще­ственных богатств и лучшими отношениями между людьми.

У утопистов мы находим все варианты развития расселения. Одни из них предполагали сохранить города и деревни, другие исходили из ликвидации городов и создания сети небольших поселений, третьи со­средоточивали все население в одном городе, четвертые предлагали со­вершенно новые системы расселения. При этом утописты задумывались не только о том, каким могло бы быть расселение в будущем, но так­же о технических средствах и особенно об общественных условиях, ко­торые стали бы предпосылкой достижения их целей.

Именно у них мы впервые встречаемся с продуманными системами общественного обслуживания жилых районов и целых городов, а в свя­зи с этим и с идеями зонирования городов. У них же мы находим прин­ципы устройства домов-коммун и рационального размещения отдель­ных частей города и его обслуживания. Поэтому именно у них можно искать прообразы современных градостроительных теорий и концеп­ций дальнейшего развития расселения.

Разумеется, взгляды утопистов на расселение не были единообраз­ными и в отдельных случаях сегодня кажутся нам наивными. Однако мы не должны судить о них с позиций современных знаний, а подхо­дить к ним прежде всего, с точки зрения того нового, что они принесли в свое время, как способствовали обогащению мысли человеческого общества и сколько идей дают нам сегодня. Многие из их взглядов на расселение сегодня мы уже не считаем утопическими, но мы также знаем, как много их вполне оправданных принципов, относящихся к организации жизни города, еще только ожидает своего воплощения в будущем.


 


Сноски к главе


 

1. Й. М а ц е к. Табор в гуситском
революционном движении. М., 1959, т. II,
стр. 99—100.

2. М. Machovcova — M. Ma­
cho v e с. Utopie blouznivcu a sektafu.
Praha, 1960, S. 392.

3. Томас Мор. Утопия. М., 1953.

4. Томаззо К а м п а н е л л а. Город
Солнца. М., 1954.

5. Там же, стр. 40.

6. А. В. Луначарский. Ленин
и монументальная пропаганда. «Литера­
турная газета», 1929, 29 января.

7. Johanes Valentinus Andre a e.
Reipublicae Christianopolitanae Deskrip-
tio. Argentorati, 1619, 34. В 1741 г. книга
была издана па немецком языке в Эс-
слингсне:

8. Френсис Б е к о и. Новая Атланти­
да. М., 1954.

9. Английским утопистам посвящена
книга; A. L. Morton. The English
Utopia, содержащая как большой фак­
тический материал, так и оценку отдель­
ных утопистов. (Немецкое издание кни­
ги: A. L. Morton. Die englische Uto­
pia. Berlin, 1958.)

10. Развитию утопических взглядов
во Франции посвящена книга: Roger
Garaudy. Les sources francaises du so­
cialisms scientique. Paris, 1949, которая,


однако, периоды XVII и XVIII вв. ха­рактеризует лишь в общих чертах. Преимущественно французских утопис­тов касается работа: F. Kleinwach-t e r. Staatsromane. Wien, 1891, содержа­щая ряд фактических данных.

11. Denis Vairasse. Histoire des
Sevarambes, peuples qui habitent une
partie du troisieme continent commune-
ment la terre australe. Seconde partie.
3. Paris, 1677, p. 261—262.

12. Там же, стр. 250—256.

13. Gabriel de Foigny. La Terre aust­
rale connue, c'est a dire la description de
ce pays inconnu jusqu'ici, de ses moeurs
et de ses coutumes par Mr. Sadeur. Van-
nes, 1676, p. 63.

14. Francois de Salignac de la Mothe
Fenelon. Les Aventures de Telemaque
fils d'Ulysse. Nouvclle edition Avignon,
1816, 124. Словом Betique в то время на­
зывали плодородный район современной
Андалузнн в Испании.

15. Encyclopedie methodique. Vol.
XXXI. Architecture 1. Paris 1788, p. 386.

16. Charles Francois Tiphaigne De
La Roc h c. Histoire naturelle, civile et
politique des Galligenes antipodes de la
nation francaise, dont ils tirent leur ori-
gine... Amsterdam, 1765. (По статье
Л. С. Гордона «Забытый утописта


5!


XVII в. Тифен Делярош». История со­циалистических учений. М, 1962. стр. 89—111.)

17. М е г с i е r. L'an deux mille quat-
re cent quarante. Reve s'il en iut jamais.
London, 1772, p. 4.

18. Там же, стр. 10.

19. Там же, стр. 14—15.

20. Море л л и. Кодекс природы или
истинный дух ее законов. М.—Л., 1947.

21. Роберт Оуэн. Избранные сочи­
нения, т. I, II.

22. Robert О \v e n. A. Development
of the Principe and Plans on which to
establish Self-Supporting Home Colo­
nies, as a most secure and profitable in­
vestment for Capital and an effectual
means permanently to remove the cause
of ignorance, poverty and crime; and
most materially to benefit all classes of
society by giving a right application to
the now greathly misdirected powers of
the human faculties and of physical and
moral science. London, 1841. Это ориги­
нальное издание, посвященное прави­
тельствам Англии, Австрии, России,
Франции, Пруссии и Соединенных Шта­
тов Америки, хранится в пражской Уни­
верситетской библиотеке, где находится
также известная работа Оуэна The Book
of the new Moral World. London, 1836,
с собственноручным посвящением авто­
ра: «То His Imperial Majestry the Em­
peror of Austria, Presented by the Autor».
столь характерным для его иллюзий о
просвещенном монархе или правитель­
стве, которые бы провели его систему в
жизнь.

23. Там же, стр. 40.

24. Victor Considerant. Expo­
sition abregee du systeme phalansterien
de Ch. Fourier. Paris, 1921, p. 21—22.

25. Шарль Фурье. Избранные со­
чинения. М., 1954, т. III, стр. 541.

26. Charles Fourier. Theorie de
I'unite universelle. Troisieme volume.
Oeuvres Completes. Tom Quatrieme. Pa­
ris. 1841, p. 300. Недостаточную извест­
ность теорий города Фурье можно объ­
яснить прежде всего обширностью его
творчества. В изданных произведениях
главное внимание уделяется его филосо­
фии и в них упоминаются только фалан­
ги. Взгляды на город не включены в уже
цитированное четырехтомное советское
издание, полностью отсутствуют в не­
большом чехословацком издании, а так­
же в новом французском ('Edition socia-
les. Paris, 1953).

27. Там же, стр. 312.

28. Charles Fourier. Cites ouvrie-
res Des modifications a introduire dans
Parchitecture des villes. Paris, 1849, p. 29.

29. Victor Considerant. Exposi
lion abregee. Paris. 1921, 20.

30. F. H. Ziegenhagen. I.ehre
vom richfigen Verhaeitnisse zu den


 

gpj george Opresc:.:. Bucu-
1792. Omagiu 11 resti, 1961. 31. Там же. 32. Bernard

Schoepfungswcrken, und die durch oefent-
liche Einfuerung derselben allein zu be-
wuerkende algemeine Menschenbegluek-
kung. Hamburg, 1792. Детально его
влияние рассматривает G. Strauss в спе­
циальном исследовании: F. H. Ziegen­
hagen. Ein vergessener deutscher Uto-
pist und seine Siedlungsprojekte von
12 Oi 1i O

:р. 337.

Bolzano. О nejlep-sim state, Praha, 1952. s. 18—84.

33. Ф. Б у о н а р р о т и. Заговор во
имя равенства, именуемый заговором
Бабефа. М.—Л., 1948, "т. 1. стр. 306.

34. Там же, стр. 306—310.

35. Этьен К а б е. Путешествие в
Пкарпю, философский и социальный ро­
ман. М.—Л.. 1935.

36. Теодор Деза м и. Кодекс об­
щности. М.. 1956, стр. 118. Что касается
критики Дезами мнения Кабе о возмож­
ности сохранения больших городов, не­
обходимо учитывать, что Кабе в пре­
дисловии к вышеприведенному второму
изданию своей книги сообщает, что он
не берет на себя точно определить усло­
вия жизни будущего общества и что мо­
жно предполагать как существование го­
родов, так и их ликвидацию.

37. Там же, стр. 377.

38. Н. Г. Чернышевскп й. Что де­
лать? М., 1966. 407.

39. Эдуард Беллами. Равенство.
М., 1907. "

40. Theodor Hertzka. Freiland ein
soziales Zukunftsbild. Dresden. 1892.

41. Джон Ре скин. Сезам и лилии.
Спб., 1900, стр. 68.

42. Уильям М о р р и с. Вести ниот­
куда или эпоха спокойствия. М.. 1962,
стр. 114.

43. Там же, стр. 118—119.

44. William Morris. Useful work
useles versus toil (1885). Selections. M.,
1959, p. 466—467.

45. Короткое описание ряда таких
колоний в одной из своих небольших
работ. 1845 г. дает Ф. Энгельс (Собр.
соч., т. Ill, M.. 1930. стр. 253—267). Си­
стематическое описание можно найти г>
книге: Charles X о г d h о i f. The Com­
munistic Societies of the United States.
London, 1875.

46. Г. Д. Уэллс. Предвидения.
Собр. соч.. 1911, т. 12. Взгляды ил рас­
селение изложены во второй г. пве «Ве­
роятное расселение городов» стр. 29—
51.

47. Анатоль Ф р а и с. На белом кам­
не. Полное собр. соч М.. ' "<30. т. 6.
стр. 143.

48. Рей Б р е л б г у* и. 4"Г г.г< Фарен­
гейту. М, 1956,

49. Иван Е ф р е м о н Туманность
Андромеды. М.. 1Р58


IV. ГОРОД XIX ВЕКА








Date: 2016-05-16; view: 566; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию