Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кодекс природы Морелли
С новой, однако позднее часто повторяющейся концепцией утопического романа выступил в 1771 г. Луи Себастьян Мерсье. Его произведение— это мечта о 2440 г., к которому он обращается в прекрасном посвящении книги, одухотворенной верой в лучшее будущее человечества и горькой критикой его современности. В отличие от своих предшественников он не находит никакого дневника мореплавателя, не повествует ни о какой катастрофе у неизвестного острова, ни о стране, где люди способны летать или обладают какими-то анатомическими особенностями. Он остается в Париже своего времени и в первой главе устами мнимого чужестранца — англичанина — подвергает Париж и его жизнь уничтожающей критике. Здесь, собственно, впервые звучит критика крупных городов вообще. Англичанин обращает внимание на чрезмерную концентрацию жителей во французской столице и говорит: «Все королевство в Париже. Королевство, похожее на рахитичного ребенка. Все его соки ударяют в его голову, которая надувается» п. Он перечисляет недостатки города в отношении гигиены, чистоты атмосферы, транспорта и культуры и свои рассуждения заканчивает словами: «Париж мне противен так же, как Лондон. Все большие города похожи один на другой, как об этом правильно сказал Руссо», и поэтому он жалеет «печальных жителей этих чопорных тюрем, называемых городами» 18. Во второй главе автор описывает Францию 2440 г. Король живет скромно, не считает себя самым мудрым, поддерживает науки и часто появляется среди людей. Что касается будущего Парижа, то здесь мы впервые встречаемся с подробным описанием идеала современного города: «Все изменилось. Все эти кварталы, которые я так хорошо знал, теперь совершенно иные и значительно красивее. Я на больших, красивых и регулярно построенных улицах. Я хожу по просторным перекресткам, на которых господствует такой порядок, что не возникает никакой сумятицы или толкотни. Я не слышу никакого противного крика, который когда-то терзал мои уши. Я не встречаю повозок, которые хотели бы меня сбить, и каждый, кто хочет, может удобно прохаживаться. Город живой, но без заторов и переполоха» 19. В книге есть прозорливое описание разрушения Бастилии, передачи Лувра художникам, а Тюиль-ри общественности, описание зелени на набережных Сены, регулировки движения транспорта и его разделения по направлениям на образцово освещенных улицах. Вместо высоких крыш с трубами, у домов плоские кровли, на которых разбиты цветники. Старые дома и помпезные памятники разобраны, в городе построены гигиенические больницы, а военные здания устранены. Следовательно, у Мерсье мы встречаемся не только с новой трактовкой утопического романа и предчувствием французской революции, но и с новым пониманием красоты и целесообразности города. Идеи Мерсье опережают не только все градостроительные концепции того времени, но и звучат как призыв к нам. Дальнейший шаг в развитии утопических градостроительных концепций делают французские теоретики уравнительного утопического коммунизма в XVIII в. Если Жан Мелье и Габриэль Боно Мабли по разным соображениям не занимались вопросами новых форм расселения, то у Морелли * мы находим цельный взгляд на будущее развитие поселков и городов. В 1753 г. он написал поэму из четырнадцати песен— Базилиаду, где в стиле известных утопических романов описывается общество, основным элементом которого являются коллективные * Морелли (даты жизни неизвестны) — один из наиболее последовательных и активных представителей французского утопического коммунизма. В основе учения Морелли лежит отмена частной собственности, право и обязанность всех граждан трудиться. Он утверждал, что коммунизм — естественная необходимость жизни человека и общества, отвечающая законам природы. (Прим. ред.). 19. Морелли. Город, основанный на принципах «Кодекса природы»; 1755 г. В проекте очень четко отражено членение отдельных функциональных участков 1 — площадь общественных зданий: 2 — жилая зона: 3 — мастерские; 4 — сельско хозяйственные поселки ■5 — больница: 6 — дом для престарелых: 7 — тюрьма; ^ — кладбище Утописты-классики (предшественники научного коммунизма)
производственные общины по 1000 человек каждая. Однако известен Морелли главным образом своим произведением «Кодекс природы»20, которое вначале приписывалось другим авторам. Это первая попытка сформулировать принципы организации будущего общества не в форме фантастического романа, а в виде органичного сборника коротких правил, данных в заключении философского произведения. Из законов Морелли мы можем узнать, что общество делится на одинаковые по числу членов семьи, трибы, города и провинции, размеры которых определяются числами, кратными 10. Люди живут при коммунистических принципах организации потребления и при обмене продуктами с другими странами. Они следят за тем, чтобы такая торговля не занесла в республику ни малейшей собственности. На селе, так же как у Т. Мора, живут молодые люди в возрасте от 20 до 25 лет, где они обязаны заниматься земледелием. Законы Морелли делятся на основные и священные, экономические, земельные, законы городского благоустройства, законы об общих порядках, о роскоши, о форме правления, об управлении, брачные, о воспитании, о научных занятиях, и, наконец, о наказаниях. Если у Мерсье мы встретились с наметкой основных целей реконструкции большого города, то Морелли создал первое представление о новом коммунистическом поселении, которое в своей планировке несет черты идеального города эпохи Возрождения. Здесь мы впервые встречаемся с определением всех функциональных частей города — центра, жилой зоны, зоны обслуживания, зон производства и отдыха. Здесь также впервые функция окрестностей города состоит не только в том, чтобы быть сельскохозяйственным тылом, но и местом наиболее удобного размещения некоторых составляющих городского обслуживания. Следовательно, в законах Моррелли можно усматривать завершение градостроительных представлений утопистов XVI—XVIII вв., которые во многих случаях были утопическими лишь потому, что их нельзя было реализовать в тех общественных условиях. Начало XIX в. в истории утопических учений отмечено деятельностью трех классиков утопического социализма — Фурье, Оуэна и Сен-Симона. В настоящей работе нет возможности оценить все их обширное творчество (так же, как и творчество их предшественников), которое вместе с мировоззрением их учеников является предметом большого числа научных работ. Мы вновь ограничимся рассмотрением лишь их градостроительных идей. Сен-Симон конкретно вопросами расселения не занимался и по его работам можно судить лишь о том, что он, очевидно, предполагал существование больших городов в будущем обществе, для которого считал неизбежным значительную степень централизации. Лишь весьма отдаленно с вопросами расселения связаны его проекты канала между Тихим и Атлантическим океаном в Мексике или же канала, который Роберт Оуэн мог бы соединить с морем Мадрид. Интересно, что в отличие от других утопистов он почти совсем не занимался проблемами жизненной среды человека и ее возможными преобразованиями в будущем. Его же ученики уделяют этим темам достаточное внимание. Роберт Оуэн от абсолютного большинства утопистов отличается тем, что свой жизненный путь начинает в качестве преуспевающего промышленника и директора фабрики в Нью-Ленарке, где впервые практически осуществляет сокращение рабочего дня, строительство яслей, детских садов и школ на территории фабричного поселка. Вводит он и другие элементы, которые позже теоретически развивает в своих сочинениях. Основой его представлений о расселении являются небольшие жилые коммуны с числом жителей от 300 до 2000 человек, в которых объединено промышленное и сельскохозяйственное производство. Сам он говорит, что исходит из принципов Джона Беллерса 1696 г., с работами которого он не только познакомился, но даже способствовал изданию важнейшей из них — «Colledge of Industry». Свои взгляды на коммуны Оуэн впервые в обобщенном виде формулирует в 1817 г. в проекте ликвидации нужды пролетариата путем строительства «трудовых поселков», которые по существу были бы сельскохозяйственными кооперативами с элементами промышленного производства21. В этой работе впервые появляется мысль создать систему таких поселков прежде втего в редко населенных районах Европы и Америки. В своих последующих работах Оуэн начинает сравнивать свои «сельскохозяйственные и промышленные поселки для объединения и взаимного сотрудничества» с промышленными городами, занимается вопросами общественного обслуживания поселков и подчеркивает большое значение среды, содействующей укреплению новых отношений между людьми. Он разрабатывает проект конституции общины Новая Гармония, в 1824 г. уезжает в США, где его практическая деятельность была неудачной. Уже в этот период его первое предложение нового типа поселка для бедных и безработных превращается в концепцию преобразования всего общества в республику федеральных трудовых коммун, объединенную общими интересами трудящихся. Он снова и снова возвращается к подробным описаниям поселков, в которых уже отчетливо преобладает промышленность, о наиболее рациональной организации которой он тоже думает. Наиболее систематичное и подробное описание коммуны, содержится в одной из последних работ Оуэна (1841 г.), посвященной исключительно этой проблеме22. Оно отличается от первого описания 1817 г. Каждый поселок должен быть рассчитан на 2000—2500 человек и должен учитывать место для приезжих. Вся коммуна располагается на террасе шириной в 100 футов, а все здания размещены по краям квадрата, так что внутренняя территория остается полностью свободной и может служить для отдыха. Здесь же устроена купальня и большая оранжерея. По углам и посреди сторон стоят высокие дома, а внутри квадрата зданий по всему периметру идет крытая колоннада. Из описания становится ясно, что речь идет уже далеко не о колонии для безработных, но о жизненной среде, о которой сам Оуэн в заключение вполне справедливо говорит, что «это, следовательно, общее описание того, что по праву может быть названо блестящим дворцом, который объединяет в себе преимущества метрополии, университета и деревенской усадьбы, исключает все их недостатки и располагается посреди прекрасного парка площадью от 2000 до 3000 акров. Все устроено абсолютно научно и размещено удобно для жителей. Ежегодные расходы весьма умеренны, а общее решение находится на более высоком уровне, чем все то, что мы знаем о создании и разделении богатств, о формировании характера и о правительстве, с бесчисленными преимуществами, которых до сих пор никогда не имел никакой, даже чрезвычайно осчастливленный
Ж—^ ^-Ж 20. Роберт Оуэн. Поселение на 2 — 2,5 тыс. жителей; 1841 г. Поселение находится посреди участка площадью в 2 — 3 тыс. акров и вокруг него симметрично расположены четыре сельскохозяйственные фермы 1 — жпльк лома: 2 — колоннада; 3— культурный центр; -/ — M'lov:!,!: " — спортивные ^<1лы и -ло^алкн: 0 — сто-лоные: Г — бапшн: S—бани:.'• ■ - м> -w.kz -ы'ыП павильон; Фаланстеры Фурье судьбой отдельный представитель какого угодно времени или страны» 23. Оуэн абсолютно отрицает какие бы то ни было большие города и идеализирует небольшие поселки, располагающие, однако, системой обслуживания, совершенно непропорциональной такому количеству жителей. Составной частью комплекса каждого поселка было также промышленное производство, причем Оуэн, несмотря на свой обширный опыт работы в промышленности, совершенно выпускает из виду то обстоятельство, что каждая относительно крупная фабрика уже в то время нуждалась в таком количестве работников, которое могли бы предоставить лишь несколько коммун. Однако, его представление о будущей системе расселения абсолютно однозначно и в ряде его сочинений не только описано, но и обосновано. Современник Оуэна Шарль Фурье по своим взглядам на расселение обычно отождествляется с Оуэном. Он тоже критикует большие города 21. Шарль Фурье. Фаланстера; 1829 г. Симметричная дворцовая планировка дополнена комплексом зданий хозяйственного назначения, расположенных перед главным входом / — двор для празднеств:
и считает идеальным разделение общества на фаланги. Подобно Сен-Симону он предлагает грандиозные проекты, а именно проекты каналов, изменения климата и превращения Сахары в плодородную землю. Более того, он задумывается о создании пяти искусственных спутников земли. Подобно Оуэну он рассчитывает на мецената — «кандидата», который бы построил первую фаланстеру. Он уверен в том, что в течение пяти лет, убежденные первым примером, все люди переселятся в 600 тыс. фаланг. Экспериментальные фаланги Фурье предполагал создавать для 80— 100 семей, но оптимальной считал фалангу на 1620 человек, что представляет собой простое удвоение подробно им классифицированных 810 различных человеческих характеров. Много внимания уделял Фурье выбору наиболее удобного участка для первой фаланстеры, которую он представлял себе построенной на волнистом рельефе у реки, неподалеку от какого-нибудь большого города, чтобы фаланстера могла служить примером для его жителей. Описание фаланги встречается в ряде сочинений Фурье. Наиболее полно, вместе со схематическим чертежом, оно включено в его основную работу 1829 г. — Le Nouveau Monde industriel et societaire. Здесь мы находим не только критику больших городов и мысли об эстетическом преобразовании местности, но и критику оуэновских представлений об архитектуре коммун. Все описания фаланстер Фурье очень подробны, а поэтому лучше воспользоваться для их характеристики словами его наиболее выдающегося ученика Виктора Консидерана, взятыми из произведения, в котором он в 1841 г. обобщает взгляды Фурье п говорит, что «социальная коммуна будет образована одним хорошо решенным зданием, достаточно большим по объему и площади и достаточно удобным внутри, так что в нем сможет жить 400—500 семей... которые имели бы в распоряжении все необходимые службы. Это здание называется фаланстерой... У него открытый двор и два крыла — влево и вправо... По центру фасада возвышается «Башня порядка», где находится телеграф, обсерватория, часы и т. д. Внутри в середине находятся залы для общественных мероприятий. В крыльях и сзади размещены квартиры... Наиболее важная часть фаланстеры — крытая пешеходная галерея, которая занимает первый этаж всего здания и может отапливаться зимой и проветриваться летом. Через нее можно попасть во все части здания независимо от погоды» 24. Целые страницы своих работ посвящает Фурье описанию крытых галерей, мостов и подземных ходов. Всю фалангу он себе представляет з виде обширного симметричного дворца к приравнивает его к парижскому Палэ Ройяль, причем не забывает подчеркнуть, что фаланга будет находиться на еще более высоком эстетическом уровне и будет отличаться целесообразной организацией жизни. В представления о фалангах и фаланстерах он включает свои стремления к красоте и любви, мечту о хорошей одежде и пище, об интересной работе и культурной жизни коллектива и подчеркивает, что «какой-нибудь король после обозрения 4! Город Фурье 22. Шарль Фурье. Город; 1820 г. Так же как у Морел.ш, в этой концепции предвосхищены принципы ясной дифференциации отдельных функций 1 —coooi ьсшю город 2 - - предмостья i фабрики, опытной фаланги будет смотреть на свои чертоги, свой двор, свой этикет лишь с глубоким презрением...»25. Фаланстеры Фурье обычно считаются его единственным выражением взглядов на систему расселения. Действительно, таковым должно было быть его поселение в заключительной, восьмой фазе развития общества— в «гармонии». Фурье, однако, все более осознавал, что переход к гармонии будет не простым и поэтому продумывал переходный период «гарантизма», в который были бы обеспечены хотя бы основные права человека и как первое среди них—-право на труд. В этот период еще должны были существовать города. В работах о гарантизме Фурье говорит о «единой гармоничной архитектуре», требует более равномерного расселения, критикует его чрезмерную плотность в городах и выдвигает требование точного руководства строительством, при котором бы уделялось внимание как экстерьеру, так и интерьеру и планировочным решениям здании. Он;фоявляет не только чрезвычайный интерес к проблемам архитектуры, но также и талант наблюдателя, зрелый вкус и эстетическое чувство. Город периода гарантизма в работе «Theorie de l'unite universele», относящейся к 20-м годам XIX в., он изображает в виде системы трех концентрических поясов: «Первый, охватывающий центр или же центральный город; второй, охватывающий окраинные кварталы и большие фабрики; третий, охватывающий аллеи и предместья. В каждом из этих трех поясов для строительства используются свои нормы, само строительство ведется с одобрения специальной строительной комиссии, которая заботится о сохранении принципов гарантизма» 26. Округа разделены зелеными зонами и для каждого из них определены соотношение застроенных и свободных территорий, минимальные расстояния между домами и ширина улиц. Уличная сеть должна быть разнообразной и состоять из прямых и изогнутых улиц, обсаженных зеленью. В городе периода гарантизма также должны быть крытые улицы, а жители его должны постепенно переселяться в дома-коммуны. Фурье призывает построить этот город и так же, как в случае с фаланстерами, считает необходимым прежде всего создать «экспериментальный город». Он спрашивает, почему архитектура не служит всему обществу так, как она умеет служить привилегированной семье. Он задает вопрос, почему «строительству дворца одной богатой семьи посвящается больше усилий, чем строительству города, в котором живут тысячи людей?»27. К принципам устройства городов периода гарантизма он внов') возвращается в большой па-боте, изданной уже после его смерти в 1849 г. журналом «Фаланга*. В этой работе Фурье интересно оценивает развитие городов п. полсбпо Гоголю, критикует монотонность улиц и пространств, созданных в духе классицизма.
Отдельную главу Фурье посвящает эстетике нового города и приводит примеры удачных и
неудачных композиционных решений в городах разных стран. Интересную мысль вносит он в вечную дискуссию о соотношении пользы и красоты: «Нужно заниматься целесообразностью, говорят наши архитекторы. Но это ошибка. Их взгляд ограниченный и не творческий и одного стремления к целесообразности недостаточно. Когда стремятся к целесообразности, то не достигают ни целесообразности, ни красоты. Необходимо в соответствии с природой комбинировать целесообразность и красоту и достичь того и другого или ничего»28. Ученики Фурье, Оуэна и Сен-Симона объясняли, пропагандировали, но зачастую и деформировали идеи своих учителей. В работах многих из них можно найти различные взгляды па город, не принесшие, однако, ничего принципиально нового. Поэтому мы здесь назовем лишь уже приводившееся небольшое произведение В. Консидерана, который обосновывает большой интерес утопистов к городу и жизненной среде тем, что подчеркивает «необходимость новой архитектуры для нового общественного строя. Одним из основных элементов новой общественной организации является архитектура. Архитектура данного народа точно отражает состояние общества» 29. Немецкие утописты Наилучшее государство Бернарда Бользано. Из немецких утопистов того времени вопросами расселения больше других занимался Франц Генрих Зигенхаген. Свои взгляды он изложил в философском произведении «Lehre vom richtigen Verholtniss», изданном в 1792 г. в Гамбурге30. В этой работе он предлагает заменить современные города и села системой небольших поселений с правильными четырехугольными планами. Он допускает использование и существующих поселений, но с условием их коренной перестройки. Девять его «колоний» объединялись в кантон, в котором отдельные поселки располагались в шахматном порядке, а в центральном из них сосредоточивалась система общественного обслуживания всего кантона — Дом торговли, культурный центр, гостиница, больница для приезжих, а также фабрики и мануфактуры. Интересно, что для собственных жителей колония не располагала ни больницей, ни тюрьмой, поскольку предполагалось, что в будущем обществе не будет ни больных, ни преступников. Представление Зигенхагена обо всей системе расселения довольно проницательно. Он видит ее не как отдельные изолированные поселки или кантоны, он говорит «о большом гармоничном городе и в то же время о непрерывном саде, созданном вместо отдельных, разбросанных и плотно застроенных городов, больших лугов и пустынь...»31 Свои колонии он пытается строить проводя эксперименты сначала в Вальдерг-бахе. потом в Штейнтале в Вогезах. Свое представление о городе в 20-е годы XIX в. выразил и И. В. Гете, который в заключении второй части «Фауста» приближается к представлениям утопистов своей поэтической картиной превращения пустынь в плодородные края. Приблизительно к тому же времени относится довольно оригинальное утопическое сочинение эпохи чешского Возрождения, написанное Бернардом Бользано. Это произведение — о наилучшем государстве, охватывающем все человечество. Автор считает, что среднее поселение могло бы состоять приблизительно из 100 семей. В работе высказываются мысли, которые до сегодняшнего дня остаются основой создания сети обслуживания и кооперирования поселков вокруг более крупных центров обслуживания. Бользано описывает также наиболее удобное устройство жилого дома и подчеркивает, что «исключено, чтобы дом был имуществом частным. Дом принадлежит поселению, а граждане, которые в нем живут, платят соответствующую плату»32. Несмотря на значительное развитие утопических теории в различных странах центром утопических учений XIX в. остается Франция. 23. Этьен. Кабе Икара — столица Икарии; 1840 г. Шахматный в плане город с центром ни острове и с двумя рядами площадей, расположенных концентрическими кругами в точках пересечений бульваров. С гонки прения общестпеч-->ог<_1 обслуживания т-. '")с 1>п.!жен был де.штъ-. л. и 'у) районов Характерные взгляды на расселение содержатся в книге французского революционера Ф. Буонарроти о заговоре Бабефа, написанной в Италии и изданной в Брюсселе в 1828 г. Он задумывается о больших городах, отвергает их, но отмечает также, что «существование больших городов (если не ошибаюсь) есть симптом общественного недуга и непреложный предвестник гражданских потрясений»33. В будущем «не будет более столицы, не будет больших городов; страна постепенно покроется деревнями, выстроенными в наиболее полезных для здоровья и в наиболее удобных местностях, расположенными таким образом, чтобы легко сообщаться между собой при помощи дорог и многочисленных каналов, открытие которых во всех направлениях будет в общих интересах... Дворцы уступят место жилищам, расположенным в изящной симметрии, радующей глаз... Великолепие архитектуры и искусств, придающих... еще больше блеска, будет сохранено для общественных складов, амфитеатров, цирков, водохранилищ, мостов, каналов, площадей...» 34,
Икария Кабе Коммуна Дезами В конце первой половины XIX в. в Париже выходит одна из наиболее популярных утопических книг — «Путешествие в Икарию»35 Этьена Кабе *. В этой большой работе объединены элементы традиционного приключенческого утопического романа с восторженным философским трактатом и обзором всех теорий, взглядов и исторических событий, которые автор считал предзнаменованием социализма. Что касается рас селения, то здесь мы встречаемся с уже известными представлениями о сходстве всех провинций, поселков, городов, коммун и даже домов, Икария, которая должна была иметь столько жителей, сколько имели Франция и Англия того времени вместе, а именно 50 млн., делится на 100 почти одинаковых провинций, из которых каждая опять делится на 10 коммун. Вся организация ландшафта, прокладка шоссейных и железных дорог и каналов, а также размещение городов и поселков ведется по региональным планам, разработанным для всех провинций. Кабе один из немногих утопистов XIX в., который в будущем обществе предполагает сохранение и больших городов. Реконструированная столица Икарии — это идеализированная комбинация Парижа с центром на острове, с прямыми широкими улицами и аллеями, колоннадами и статуями, садами, парками и Лондона с его большим портом, промышленностью и оживленной торговлей. В кругообразной столице — шахматная уличная сеть, состоящая из 50 улиц, параллельных реке, и 50 улиц, ей перпендикулярных. Некоторые улицы отведены для грузового транспорта, движение которого ограничено определенным отрезком дня. Тротуары для пешеходов изолированы от движения транспорта и, подобно остановкам городских средств транспорта, имеют крыши, защищающие от непогоды. Архитектура города в представлении Кабе должна символизировать дружбу всех людей мира. Поэтому каждый из 60 полностью оборудованных районов, на которые делится столица, своей архитектурой олицетворяет один из народов, а центр такого района напоминает Пекин, Иерусалим, Константинополь, Рим, Париж и другие столицы. Все здания окружены зеленью, а внутри отдельных корпусов есть тоже сады, открытые для всего населения. У Кабе можно найти и ряд других интересных замечаний, касающихся, например, размещения вне города вредного в гигиеническом отношении производства, больниц и кладбищ, устройства целых систем общественного обслуживания и транспорта, чистки города и организации самого жилища. Подобно остальным своим единомышленникам Кабе уделяет большое внимание описанию жизненной среды Икарии. Современником Кабе был Теодор Дезами** — его секретарь и позже критик, который не без основания отвергал спорные политические взгляды Кабе, его оппортунизм и теоретический эклектизм. Будучи активным революционером, участником революционных событий 1848 г.. Дезами еще в 1843 г. издает свое главное произведение «Кодекс общности», в котором излагает свои взгляды на расселение, в том числе критикует идею Кабе — сохранить большие города. Сам он стремится объединить преимущества города и села в системе коммун, на которых лежит отчетливая печать влияния теорий Фурье. Хотя он говорит: «Что касается характера и внешнего вида жилищ в коммуне, то я предоставляю архитекторам, врачам, всем компетентным в этом вопросе лицам позаботиться об окончательном плане. Я ограничусь лишь замечанием о необходимости такого расположения жилищ в коммуне, при которо.м * Этьен Кабе (1788—1856 гг.)—французский утопический социалист, участии;; французской буржуазной революции 1830 г. Отстаивал идеи «примирения» классов уравнения потребностей, считал необходимым сохранить при коммунизме религию К. Маркс называл Кабе популярным, хотя и самым поверхностным представите; ■> коммунизма. (Прим. ред.) ** Теодор Дезами (1803—1850 гг.) —выдающийся французский представитель j. золюционного утопического коммунизма. К. Маркс высоко оценивал взгляды п:!.-;•.•;. Дезами, называя их «логической основой коммунизма». (Прим. ред.) 4.'
О 100 200 300 м 24. Теодор Дезами. Общественный дворец; 1843 г. Градостроительная концепция представляет собой комбинацию проектов Фурье и Оуэна 1 —внутреннее здание (столовая, зал собраний, опера), конторы, кафе, библиотеки);.'—соединительные галереи;;? — внешнее здание ^квартиры, магазины. мастерские, школы); ^--мастерские, пункты обслуживания, орзнжерс;; по мере роста численности населения было бы легко их постоянно переделывать, соблюдая при этом экономию»36. Именно у него, как ни у кого из утопистов можно найти подробнейшее описание новых форм расселения вплоть до мельчайших деталей. В работе есть описания каналов, оросительных систем, способов преобразования климата, разбивки парков, строительства мастерских и жилых домов. Здесь мы впервые встречаемся с подробным описанием квартиры вместе со встроенной мебелью. Отдельная часть книги посвящена использованию принципов гигиены и в организации жизни. Дезами описывает общественные столовые и клубы, больницы, отдельные корпуса родильных отделений, а также дома для престарелых, расположенные в наиболее красивых местах коммуны. Он говорит о развитии промышленности и устранении тяжелого ручного труда при помощи машин, о жизненной среде, о постепенной перестройке городов в коммуны и о ландшафте. Своп рассуждения о расселении он заканчивает обращением к буржуазии: «Превратите в красивые и удобные поселения эти грязные деревни, эти гнилые перенаселенные города, где разлагаются одновременно тело, ум и сердце! Если эта задача выше ваших сил, оставьте, оставьте коммунизму осуществить ее. Он сумеет полностью оправдать все надежды и даже превзойти их!»37. Date: 2016-05-16; view: 1903; Нарушение авторских прав |