![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Виды и модели функционирования холдинговых компаний
Интегрированные корпоративные структуры холдингового типа – одни из наиболее распространенных и во многих случаях эффективных вариантов функционирования корпораций. В России (в отличие от западной практики построения цивилизованных рыночных отношений) эта организационно-правовая и управленческая форма ведения корпоративного бизнеса имеет крайне слабую законодательно-нормативную базу. Вместе с тем де-факто сами термины «холдинговые отношения», «холдинговая компания», «холдинги», «холдинговая структура» широко используются в предпринимательской деятельности, в нормативных документах регулирующих органов. Одним из немногих нормативных актов, содержащих определение понятий «холдинг», «холдинговая компания», является утвержденное Указом Президента РФ от 16.11.1992 г. №1392 временное положение «О холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества». В данном Положении холдинговая компания определялась как предприятие, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий, независимо от его организационно-правовой формы.[10] Отсюда следует: холдинговая компания признается юридическим лицом, управляющим акционерными обществами. Последние по отношению к нему выступают подчиненными дочерними обществами (компаниями). При этом холдинговые компании в совокупности с дочерними обществами представляют собой тип интегрированной (объединенной) корпоративной структуры, т.е. холдинг (или корпоративная структура холдингового типа). Приходится констатировать: в российской практике допускается двоякое понимание этих терминов. В одних случаях холдинговая компания рассматривается как объединение компаний (юридических лиц), а в других – как отдельно образованное, самостоятельное юридическое лицо, владеющее контрольными пакетами акций (долями других хозяйствующих субъектов). Термин «холдинг» также нередко используется неоднозначно: и как юридическое лицо, и как объединение этих лиц. В России до настоящего времени не приняты законодательные акты, регулирующие холдинговые отношения. Поэтому владельцы бизнеса и менеджмент вынуждены опираться на опыт ведущих зарубежных стран, где холдинги (холдинговые компании) чаще всего определяются как корпоративные структуры, обладающие пакетами акций других компаний и осуществляющие контроль за их деятельностью, в том числе посредством назначения своих представителей в советы директоров, исполнительные и другие органы подконтрольной компании. Контроль над дочерней компанией, согласно ст. 105 Гражданского кодекса РФ, определяющей правовой статус основного и дочернего общества, производится в силу преобладающего участия в ее уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ней договором, либо иным образом имеется возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом. Под холдингом предлагается понимать форму предпринимательского объединения, состоящего из двух и более участников, один из которых - холдинговая компания. При этом холдинг в целом не является субъектом. Холдинговая компания – это юридическое лицо (компания), которая может иметь различную организационно-правовую форму (ОАО, ЗАО, ООО и др.), и имеющее возможность в силу закона или договора либо иным образом определять решение, принимаемое этими дочерними обществами. Соответственно, холдинговые отношения - суть отношения между холдинговой компанией с одной стороны и другими участниками холдинга, между отдельными участниками холдинга, вытекающие из обладания холдинговой компанией контрольным пакетом акций/долей дочерних обществ, наличия договора о подчинении или в силу иных обязательств, позволяющих контролировать и управлять дочерними обществами[11]. Цели и преимущества создания холдингов: ¾ повышение устойчивости бизнеса, более гибкое реагирование на колебания рыночной конъюнктуры; ¾ снижение имущественных рисков; ¾ диверсификация и реструктуризация бизнеса на базе маневра финансовыми, инвестиционными и другими ресурсами; ¾ формирование пространства для изменения бизнес-модели; ¾ создание условий для получения добавленной стоимости; ¾ оптимизация налогового и финансового планирования с целью облегчения налогового бремени; ¾ совершенствование производственной структуры и выстраивание замкнутых технологических цепочек; ¾ обеспечение конфиденциальности внутрикорпоративного контроля; ¾ экономия на маркетинговых, сервисных и иных услугах. В учебной и специальной литературе представлены различные подходы к классификации холдинговых структур для целей управления. С практической точки зрения, вызывают интерес и имеют прикладное значение следующие классификации: по степени контроля; по отраслевой принадлежности; по юридическому оформлению и т.д. Для целей управления основной критерий классификации – степень схожести бизнес-единиц и взаимосвязанность друг с другом. Отсюда возможность выделения следующих типов холдингов: 1) горизонтально-интегрированные холдинги (монохолдинги) – объединение однородных активов. Здесь имеется больше возможностей для централизации и получения синергетических эффектов; 2) вертикально интегрированные холдинги (совокупность активов, объединенных в единый производственно-технологический цикл). Снижаются риски зависимости от поставщиков и покупателей, и возникает экономия на смежных процессах; 3) диверсифицированные холдинги состоят из различных бизнес-единиц, не имеющих стратегически значимых совпадений в цепочке создания стоимости. На практике чаще встречаются комбинации различных типов холдингов. Некорректно произведенная классификация холдингов имеет следующие отрицательные последствия: ошибки в понимании роли КЦ; неточная оценка конкурентных преимуществ группы по сравнению с другими; неверное обоснование мотивов приобретения (продажи) и интеграции активов. Другие классификации холдингов: 1. По составу портфеля и полномочиям: - инвестиционный холдинг (доконтрольный пакет); - портфельный (контрольный пакет); - портфельно-инвестиционные (сочетание первого и второго). 2. По модели контроля бизнеса: - контрактный (договорный). Связи на основе договорных отношений; - имущественный холдинг. Формируются связи, основанные на четкой структуре собственности. 3. По форме внутрикорпоративной интеграции: - вертикальные; - горизонтальные; - комбинированные (диверсифицированный – чаще всего отсутствуют стратегические совпадения в цепочке создания стоимости). 4. По связи с производственными технологическими процессами головной компании: - чистый (финансовый); - смешанный (головная компания – производственная единица, ведет самостоятельную предпринимательскую деятельность). 5. С позиций производственной взаимосвязи входящих в холдинг предприятий: - интегрированный холдинг (предприятия связаны технологической цепочкой); - конгломеративный холдинг (объединяет компании, не связанные друг с другом технологиями). 6. По степени взаимовлияния субъектов холдинга: - классический (головная компания владеет контрольным пакетом акций дочек); - перекрестный (перекрестное владение контрольными пакетами акций друг друга). 7. В зависимости от характера связей между участниками холдинга: - холдинг с диверсифицированным капиталом (один владелец – снижение его риска); - холдинг с синергетическим акционерным портфелем (группа предпринимательских подразделений, принадлежащих одному владельцу и стратегически связанных друг с другом). 8. Финансовый, стратегический, оперативный. Как образуются холдинги и устойчивые группы компаний (бизнес-группы)? Основные типичные варианты: 1. Покупка/приватизация одним собственником (или группой собственников) ряда компаний, не связанных технологически отраслевой принадлежностью или общим бизнесом. (Принцип: сначала приобрести все, что можно, а потом – разберемся). Результат – осуществление конгломератной диверсификации. 2. Вертикальная или горизонтальная интеграция бизнеса и групп собственников в целях расширения рынков сбыта, производства, выполнения новых разработок. 3. Слияния, альянсы (возникают обычно путем обмена акциями).
Date: 2016-05-15; view: 699; Нарушение авторских прав |