![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Глава 1. Корпоративное управление в системе управленияСтр 1 из 21Следующая ⇒
Корпоративный менеджмент Учебное пособие
Под ред. М.Н. Сидорова
Москва – 2013
УДК 658 ББК 65.290-2 К
Рецензенты: Бусов В.И., д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой управления собственностью и развития предпринимательства Государственного университета управления; Чернышев Б.Н., д-р экон. наук, проф., проф. кафедры экономики организации и управления персоналом Финансового университета при Правительстве РФ. Авторский коллектив: Баринов В.А., д-р экон. наук, проф. кафедры стратегического и корпоративного менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова – введение, глава 1; Козлов В.В., д-р экон. наук, проф. кафедры стратегического и корпоративного менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова – главы 4; Беляев Ю.К., канд. экон. наук, проф. кафедры стратегического и корпоративного менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова – главы 2; Анохина М.Е., канд. экон. наук, доц. кафедры стратегического и корпоративного менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова – главы 3; Котова Л.Р., канд. экон. наук, доц. кафедры стратегического и корпоративного менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова – глава 5.
К Корпоративный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Сидорова М.Н. – М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2013. – 155 с.
ISBN
В учебном пособии раскрываются актуальные для современной экономики вопросы корпоративного управления, приобретающие первостепенное значение в развитии бизнеса, оказывающие существенное влияние на экономическое развитие страны; рассмотрен международный опыт и зарубежная практика корпоративного управления, повлиявшая на становление российской модели. В соответствии с действующим международным и российским законодательством раскрыты вопросы организации корпоративного управления. В учебном пособии отражены результаты современных исследований международных, российских организаций, ведущих отечественных ученых в области корпоративного управления. Материал можно использовать не только в процессе подготовки, но и переподготовки кадров как помощь в организации самообразования специалистов из других областей деятельности, вовлеченных в сферу корпоративных отношений. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям экономики и управления, может быть интересно топ-менеджерам, владельцам компаний, акционерам.
Оглавление Введение………………………………………………………………………… 5 Глава 1. Корпоративное управление в системе управления хозяйствующим субъектом в конкурентных условиях……………………10 1.1. Ключевые вопросы корпоративного управления …..…………………10 1.2. Корпоративное управление и создание стоимости компании..………13 1.3. Модели корпоративного управления …………………………………..18 1.4. Проблемы развития корпоративного управления в условиях мирового кризиса ………………………………………………………..21 Вопросы для самопроверки……………………………………………..29 Литература…………………………………………………….................30 Глава 2. Роль, функции и задачи корпоративного центра.…….……………32 2.1. Функции и полномочия корпоративного центра, механизмы взаимодействия с холдинговыми компаниями и бизнес-единицами …………………………………………......………32 2.2. Оценка эффективности деятельности корпоративного центра ………34 2.3. Виды и модели функционирования холдинговых компаний ………...47 2.4. Параметры и этапы создания целевой модели холдинга..…..…….....52 2.5. Особенности реализации управленческих функций холдинговой компании………………………………………………….60 Вопросы для самопроверки……………………………………………..64 Литература………………..………………………………………………64 Глава 3. Стратегические альянсы как корпоративная форма хозяйствования....…………………………………………………………….67 3.1. Сущность и особенности стратегических альянсов как корпоративной формы хозяйствования…………………………….67 3.2. Классификация стратегических альянсов …………..………………….70 3.3. Зарубежный и отечественный опыт создания и функционирования стратегических альянсов ……………………….76 Вопросы для самопроверки……………………………………………..84 Литература…………..……………………………………………………85 Глава 4. Формирование и изменение корпоративной культуры ……………86 4.1. Формирование корпоративной культуры……………………………...86 4.2. Анализ действующей корпоративной культуры компании (на примере ЗАО «Атомстройэкспорт»)……………………………....93 4.3. Самооценка компании…...……………………………………………..113 Вопросы для самопроверки…………………………………………….122 Литература…………..…………………………………………………..123 Глава 5. Корпоративная социальная ответственность в системе оценки эффективности управления …………….………………………...125 5.1. Эволюция подходов к социальной роли бизнеса в обществе ……...125 5.2. Сущность и структура корпоративной социальной ответственности ……..………………………………..……………….128 5.3. Развитие социальной ответственности бизнеса в России.................133 5.4. Стандарты социальной отчетности …………………………………..142 5.5. Оценка деловой репутации компании ……………………………….146 Вопросы для самопроверки…………………………………………….153 Литература………………..……………………………………………..154 Введение Вопросам корпоративного управления посвящаются многочисленные семинары, конференции, форумы, круглые столы с участием международных и отечественных экспертов и практиков. Они стали центральной темой в публикациях солидных консалтинговых фирм и рейтинговых агентств. С конца 1990-х гг. термин «корпоративное управление» становится популярным и в отечественной науке и практике. С одной стороны, за этот период изменилась роль частного сектора в экономическом развитии и создании рабочих мест. С другой, корпоративные скандалы, глобальная конкуренция и различные инициативы на национальном и международном уровне способствовали широкому распространению понятия «корпоративное управление». Публикации о корпоративном управлении и практике работы советов директоров все чаще встречаются за последнее время в России. Термины «менеджмент» и «корпоративный менеджмент» в странах с развитой рыночной экономикой используется только применительно к корпоративно-хозяйственному, производственному управлению. Термин «корпорация» (от новолат. corporatio — объединение) понимается как юридическое лицо - объединение физических лиц, но функционирующее независимо от них. В широком смысле под корпорацией понимают всякое объединение с экономическими целями деятельности. Учредители и предприниматели часто создают предприятия в форме акционерных обществ. В настоящее время эта форма предприятий преобладает. Термин «корпорация» применяется как синоним термину «акционерное общество», т.е. объединение ресурсов участников для достижения своих целей. Мы пользуемся таким пониманием рассмотренных выше терминов в настоящем учебном пособии. Другой термин в настоящем пособии - «корпоративный менеджмент» - это инструменты, которыми пользуются менеджеры корпоративных структур и их подразделений (дочерних компаний), а также отношения, возникающие при применении системы менеджмента для управления компанией в конкурентных условиях. Он включает в себя вопросы инструментария научного управления организацией, формирования системы управления в корпоративной структуре и управленческой диагностики, создания системы управления производственно-хозяйственной деятельностью в корпорации и корпоративных информационных систем управления, создания единого информационного пространства в корпорации и системы управления корпорацией с использованием информационных технологий, позволяющие менеджерам эффективно управлять компанией. Корпоративный менеджмент занимается вопросами эффективного управления корпоративной структурой и их подразделениями (дочерними организациями). Корпоративное управление как система взаимоотношений в треугольнике «акционеры (собственники) - совет директоров (представители собственников в системе управления компанией), менеджмент (корпус менеджеров разных уровней, реализующих управление компанией)» - обеспечивает эффективную деятельность компаний в среднесрочной перспективе и их успешное стратегическое развитие. Сложившаяся система отношений между акционерами - владельцами разных пакетов акций и менеджментом - всегда непрозрачна, неэффективна и не защищает права инвесторов. Поэтому многочисленные законодательные требования и правила, передовые принципы корпоративного управления нацелены на максимальную защиту вложений инвесторов. Цели корпорации - сохранение вложенных в нее средств и их приумножение. Задачи совета директоров - ключевого элемента системы управления компанией - контроль действий исполнительного руководства (менеджмента), выработка и согласование стратегии компании. Выбор неправильной стратегии и/или недостаточный контроль совета директоров за действиями менеджмента может оказаться (и оказывается!) губительным для компании. Отсутствие стратегии в конечном итоге приводит к негативным результатам, например, к искажению финансовой отчетности, следовательно, к недостоверности информации, используемой советом директоров для управления и обеспечения конкурентоспособности компании. Вопросы корпоративного управления - значимый фактор успеха. Основной принцип управления компанией - максимизация усилий для устранения корпоративных катастроф, обусловленных существующими пробелами в системе корпоративного управления. Эффективное корпоративное управление - необходимый, но недостаточный фактор. Успешность развития компании определяется: качеством корпоративного управления, обеспечивающего защиту заинтересованных сторон (стейкхолдеров) от разного рода потерь; качеством управления развитием бизнеса. Качество управления оценивается степенью преумножения вложенных средств и ростом стоимости компании. Слабое корпоративное управление может привести к краху компании и серьезным потерям для заинтересованных сторон. Сильное, эффективное корпоративное управление само по себе не может обеспечить успех компании. Собственникам и руководителям российских компаний, рассматривающим возможность применения корпоративного управления, следует помнить: «хорошее» корпоративное управление требует серьезных временных и финансовых затрат. Поддержание системы корпоративного управления требует затрат не менее 30 млн. руб. в год. Поэтому важно определиться с целями компании. Для компаний, в которых основной целью является стремление разграничить полномочия и ответственность между собственниками бизнеса и наемным менеджментом, выстроить эффективную систему контроля за работой менеджмента, позволяющую владельцам освободить время для развития новых бизнесов или отдыха, решить проблему наследования бизнеса, вопросы, связанные с информационной прозрачностью и защитой прав инвесторов, не являются определяющими. Для компаний, стремящихся повысить уровень привлекательности с целью привлечения инвестиций, задачи с информационной прозрачностью и защитой прав инвесторов актуальны. Корпоративное управление не следует рассматривать как узкий набор функций управления, регулирующих взаимоотношения между акционерами и менеджментом на основе прав собственности. Высокий уровень менеджмента по каждой функции управления в отдельности и всеми функциями - главное условие успеха через баланс интересов всех участников бизнеса. В научной и специальной литературе рассматриваются две группы качественно отличных хозяйствующих субъектов - публичные и непубличные компании. Публичная компания (от англ. public company) — это акционерное общество, акции которого обращаются на фондовом рынке свободно, без ограничений [Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева Современный экономический словарь, 2-е изд. – М.: ИНФРА-М,1999]. Особенность такой категории компаний - открытость информации о ней. Это определяется общим положением такого рода компаний в рыночной экономике и тесно связано с понятием фондового рынка. Конкретные правила раскрытия и объема информации вводятся национальным законодательством по регулированию фондового рынка. На уровне закона накладываются определённые требования по раскрытию информации о компаниях, акции которых могут предлагаться к приобретению неограниченному кругу лиц и обращаться на фондовом рынке. Для публичных компаний характерны определенные формы отношений с инвестором. С точки зрения инвестора, акции публичной компании - более ликвидный актив, чем акции компаний непубличных, поскольку: · акции публичной компании: могут быть предложены к продаже неограниченному кругу лиц; обращаются на бирже, где продавцу легче найти покупателя, чем на неорганизованном рынке; · потенциальный покупатель может оценить компанию по открытым (в том числе независимым) источникам; · информация о совершённых на организованном рынке сделках (цена и объём сделки) доступна в открытых источниках как покупателю, так и продавцу, и может использоваться как база для оценки пакета к продаже. Другая категория – непубличные компании. Самая большая из российских непубличных (частных) компаний на 2009 г. (по рейтингу журнала Форбс) - «Русал». По объемам выручки она в семь раз меньше «Газпрома», т.е. объемы выручки - не критерий выделения непубличных компаний. Это корпорации, акции которых не представлены на фондовом рынке. В эту категорию попадают все малые и средние отечественные предприятия. В непубличных акционерных обществах иначе строятся взаимоотношения между советом директоров и акционерами (скорее всего, все они войдут в совет директоров). Владельцы непубличных компаний часто вовлечены в бизнес и если не являются сами директорами, то оказывают значительное влияние на ключевые решения топ-менеджеров. В непубличных компаниях невозможно применить системы партнерства, популярные сегодня в публичных корпорациях, которые основаны на сближении интересов акционеров и топ-менеджеров путем наделения последних правами миноритарных акционеров. В корпоративном управлении необходимо учитывать структуру акционеров и не пытаться без адаптации использовать инструментарий, разработанный для открытых корпораций в частных компаниях. Эффективный менеджмент корпораций невозможен без формирования единого экономического пространства, предполагающего подходы, принципы и критерии оценки эффективности корпоративной интеграции, деятельности компаний и управления корпорацией. В настоящем учебном пособии рассмотрены: стратегическое управление компании как инструментарий формирования стратегии и способы ее реализации; специальные вопросы корпоративного управления (слияние и поглощение, антикризисное управление, формирование корпоративной культуры). Иллюстративный материал раскрывает российский опыт корпоративного управления.
Глава 1. Корпоративное управление в системе управления Date: 2016-05-15; view: 596; Нарушение авторских прав |