Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные задачи спортивной тренировки





Спортивная тренировка решает несколько взаимосвязанных задач:

- воспитание физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости;

- повышение функциональных возможностей организма;

- систематическое и последовательное совершенствование спортивной техники;

- целенаправленное воспитание психических и морально­волевых качеств, обеспечивающих максимальную концентрацию усилий спортсмена в необходимые моменты тренировок и соревнований;

- приобретение теоретических знаний, тренировочного и соревновательного опыта, позволяющих наиболее рационально строить тренировку и избирать правильную тактику во время соревнований.

 

В первой графе конспекта «Части тренировочного занятия» указываются подготовительная, основная, заключительная и их продолжительность (мин). Продолжительность тренировочного занятия. Вводная часть продолжается приблизительно 3 мин. Она предназначена для построения, приветствия, постановки задач, объявлений. В тренировке спортсменов высших разрядов и при индивидуальных занятиях этой части урока может не быть Тренировочное занятие имеет: подготовительную, основную и заключительную части.

Подготовительная часть тренировочного занятия направлена на функциональное врабатывание организма, на предварительное усиление вегетативных функций, что позволяет спортсмену быстро включиться в работу, а также на разогревание и растягивание мышц, увеличение их эластичности, что дает возможность избежать травми подготовиться к предстоящей основной деятельности с помощью разнообразных, легко дозируемых упражнений, не требующих длительного времени на подготовку и выполнение. Разминка состоит из общей и специальной частей. Общая часть разминки может быть почти одинаковой во всех видах спорта; специальная же часть должна быть тесно связана со специализацией. Общая часть способствует оптимальной возбудимости центральной нервной системы (ЦНС) и двигательного аппарата, органов кровообращения и дыхания, повышению обмена веществ и температуры тела. Специальная часть готовит организм к конкретным заданиям основной части занятия, когда выполняются специально-подготовительные упражнения, сходные по координации движений и физической нагрузке с предстоящими двигательными действиями. Содержание специальной части разминки обычно составляют малоинтенсивные упражнения, представляющие собой целостное выполнение всего специализируемого упражнения (часть комбинации на одном из снарядов по гимнастике, упражнения с мячом в игровых видах спорта и т. п.) или отдельных его элементов.

Однако было бы неверным считать, что значение разминки ограничивается физиологической настройкой организма. Не меньшую роль она играет в решении задач психологической подготовки. У отдельных спортсменов разминка снимает чрезмерное возбуждение (часто в сочетании с легким, успокаивающим массажем), у других — слишком спокойных или пассивных — вызывает необходимое возбуждение.

Признаком правильно выполненной разминки является хорошее настроение (чувство уверенности), желание поскорее начать выполнение основного упражнения, хорошее разогревание организма (до легкого потоотделения).

Физиологические сдвиги, вызванные разминкой, не исчезают сразу после ее прекращения. Они оставляют следы, которые обеспечивают улучшение работоспособности при последующей деятельности. Предварительная работа укорачивает время до начала потоотделения при последующей работе.

Оптимальные величины длительности разминки и длительности между ее окончанием и началом работы определяется видом спортивной деятельности, степенью тренированности, метеорологическими условиями и другими факторами. В среднем разминка должна продолжаться 10-30 мин. и составляет 10-20% общего времени,10—15 мин в тренировке новичков, 30—35 мин в тренировке подготовленных спортсменов Оптимальным для отдыха между разминкой и началом основной работы является трехминутный интервал. Непосредственно перед началом работы (при большем интервале) рекомендуется дополнительно выполнить несколько упражнений, соответствующих предстоящей работе. Разминка не должна вызывать утомление.

Особым случаем разминки на соревнованиях является дополнительное выполнение упражнений разминочного характера между соревновательными упражнениями,назначение которой более целенаправленно настроить функции организма на те упражнения, которые предстоит выполнять на соревнованиях или в основной части занятия

Оно практикуется в случаях: а) когда паузы между упражнениями (подходами), например в гимнастике, тяжелой атлетике, легкоатлетических и других многоборьях, продолжаются более 40—50 мин; б) когда спортсмен в силу различных причин, чаще всего психологического характера, неожиданно плохо выполняет подряд одно-два упражнения.

В графе «Содержаниетренировочного занятия» последовательно указываются все предусмотренные для проведения физические упражнения. При описании упражнений пользуются терминологией, характерной для соответствующего вида спорта. Обязательно необходимо записать исходное положение (и.п.) и действия на каждый счет. Упражнения могут быть изображены в конспекте графически. Продолжительность основной части тренировочного занятии от 20-30 мин до 1,5 -2 часов.

Основная часть урока бывает простой и сложной. Простая характеризуется однотипной деятельностью (например, кроссовый бег, двусторонняя игра). В сложной - применяются разнородные упражнения, требующие иногда дополнительной специальной разминки (например, при переходе от прыжков к силовым упражнениям).

Обычно наиболее сложные задачи, связанные с овладением принципиально новым материалом, действиями большой координационной сложности, решаются в начале основной части занятия. При этом необходимо соблюдать последовательность этапов обучения - ознакомление, детализированное разучивание, совершенствование. Упражнения для развития физических качеств обычно проводят в следующем порядке: скоростные, силовые, упражнения на выносливость. Последовательность различных упражнений варьируется таким образом, чтобы занимающиеся смогли проявить высокую работоспособность при различных состояниях организма. На основную часть приходится 70-80% общего времени.

В заключительной части, занимающей 5-10% общего времени, постепенно снижается функциональная активность у занимающихся. Это достигается с помощью медленного бега, ходьбы, упражнений на расслабление.

В графе «Дозировка» указывается на количество повторений упражнения, затраты времени на его выполнение в минутах, величина преодолеваемого расстояния и пр.

В построении основной части тренировочного занятия можно отметить ряд закономерностей:

1.Задачи технической подготовки решаются в первой трети основной части тренировочного занятия: когда организм спортсмена находится.в оптимальном состоянии готовности к восприятию новых и оценке знакомых координационных ценностей.

2.При решении нескольких взаимосвязанных задач рекомендуется такая последовательность: техника, тактика, быстрота, ловкость, сила, силовая выносливость, другие виды выносливости, волевые качества.

3. В видах спорта с преимущественным проявлением выносливости в начале основной части целесообразно применять прерывистые методывоспитания выносливости,а затем непрерывные.

4.Наивысшая нагрузка в тренировочном занятии должна приходится на вторую треть с постепенным снижением в последней части.

5.Заключительная часть продолжается 3-5 мин. Она предназначена для постепенного снижения двигательной активности спортсмена.

В графе «Организационно-методические указания» указываются способы организации занимающихся со схематичным расположением учащихся в зале или на площадке, методы выполнения упражнений:

1. Метод объяснения. Применяется на всех этапах овладения техникой. Краткое и понятное объяснение позволяет создать правильное представление о форме и характере движения, выделить главное, подчеркнуть суть основных элементов техники. При использовании этого метода необходимо придерживаться следующих основных правил:

Объяснение должно быть понятным ученику во всех деталях. Излагать материал следует кратко и четко, акцентируя внимание на ключевых моментах.

При первичном ознакомлении с техникой объяснение должно ответить на вопрос «как». В этом случае тренер должен кратко, но достаточно детально описать движение, если необходимо, сопровождая объяснение демонстрацией.

При дальнейшем совершенствовании техники объяснение должно ответить на вопрос «почему». Оно становится более глубоким и детальным. Одним из важнейших условий успешного овладения техникой является ясное понимание спортсменом не только формы совершенствуемого элемента, но и содержания, а также целесообразности всех его деталей.

Особым случаем использования этого метода являются приемы непосредственного руководства техническими действиями спортсменов. Эти приемы могут применяться в различных формах. Иногда это краткое объяснение, практически представляющее собой напоминание спортсмену об основной детали техники, например: «подрыв!» — в тренировке тяжелоатлета, «проводка!» — в тренировке -гимнаста и т. д. Иногда это подсчет («раз-два-три...»), использование метронома, звуколидера, ритмичной музыки, помогающих найти нужный ритм, односложное восклицание («оп!», «хоп!») или звуковой сигнал, побуждающие спортсмена к мгновенной реакции (например, в прыжках в воду — к своевременной разгруппировке перед входом в воду).

2. Методы обеспечения наглядности. Как известно, зрительное восприятие движения создает лучшее представление о нем. Поэтому на всех этапах работы над техникой должен широко использоваться показ самих движений, а также демонстрация иллюстративного материала (фотографий, рисунков, кинограмм, кинофильмов и кинокольцовок).Как правило, вначале обучающимся демонстрируют упражнение (движение) в целом, в обычных условиях, в обычном темпе. Это может сделать тренер или хорошо подготовленный ученик. Целостный показ упражнения обязательно следует сопровождать объяснением. В результате спортсмен должен понять движение, не вникая в мелкие детали, правильно представить его себе, уловить ритм выполнения.

3. Метод целостного упражнения. Этот метод является основным в процессе совершенствования техники. Он позволяет формировать целостный двигательный навык сначала при выполнении движений в несколько облегченных условиях (исключая отдельные элементы, уменьшая скорость), затем при усложнении условий (выполнение движений на фоне утомления, в неблагоприятных метеорологических условиях и т. д.). Заключительный этап применения этого метода — совершенствование технического мастерства в условиях соревнований.

4. Метод расчлененного упражнения. Этот метод предусматривает искусственное расчленение сложного технического действия на несколько более мелких и более простых «деталей», которые разучиваются спортсменом изолированно и лишь после определенной отработки соединяются в целостное действие.

5. Идеомоторный метод. Этот метод представляет собой мысленное выполнение движений. Оно создает своеобразный эталон в представлении спортсмена, ориентируясь на который, новичок быстрее и правильнее овладевает новыми элементами техники, а опытный спортсмен (особенно в таких видах спорта, как гимнастика, акробатика, прыжки в воду, фигурное катание на коньках) может, во-первых, лучше настроиться на последующее правильное выполнение движения, а во-вторых, проанализировать его после выполнения.

Этот метод рекомендуется применять как в работе с новичками при обучении техническим действиям (каждый раз перед реальным выполнением разучиваемого движения следует выполнить его мысленно), так и в тренировке подготовленных спортсменов.Считается, что идеомоторный метод наиболее эффективен при овладении схемой движения и несколько менее эффективен при отработке скорости, ритма, то есть временных параметров движения. Он полезен в тех случаях, когда спортсмен почему-либо не может тренироваться (болезнь, травма, переезд), а также как одно из средств психологической настройки перед соревнованиями. Многократное воображаемое воспроизведение соревновательной ситуации и мысленное выполнение упражнения помогают снять у некоторых спортсменов чрезмерное соревновательное возбуждение.

6. Метод последовательного переключения внимания. Этот метод — один из наиболее эффективных в технической подготовке квалифицированных спортсменов. Он заключается в том, что спортсмену во время выполнения упражнения предлагается последовательно переносить внимание на какие-то отдельные его элементы. Например, спортсмен проплывает серию тренировочных отрезков 20 х 50 м (она может рассматриваться и как упражнение на технику, и как упражнение для развития специальной или общей выносливости) с заданием: на первых нескольких отрезках сосредоточить внимание только на расслабленном проносе руки по воздуху; на следующих 2—4 отрезках — только на начале гребка, затем — на окончании гребка и т. д. Подобное выделение отдельных элементов позволяет спортсмену быстро сосредоточиваться на нужных движениях и последовательно доводить их до совершенства.

7. Метод анализа выполненных движений. С первых шагов изучения техники следует приучать спортсмена к тому, чтобы он постоянно анализировал свои движения и знал, почему данное движение нужно выполнять так, а не иначе. Особенно важно это в процессе совершенствования техники.Анализ техники и разбор ошибок целесообразно проводить как можно чаще. При этом нужно стараться, чтобы анализ делали сами спортсмены, а тренер лишь поправлял их, дополнял, разъяснял непонятые или неправильно понятые детали.Большую помощь в анализе техники и в выработке умения анализировать могут оказать наглядные материалы, например кинограммы, а также использование технических средств.

8. Метод использования технических средств. Технические средства, применяемые в спортивной тренировке для обучения технике и ее совершенствования, можно подразделить на две группы:

- средства, облегчающие разучивание и совершенствование элементов действий или целостных действий. Сюда относятся, например, плавательные доски, применяемые для раздельной отработки движений рук и ног в плавании, лонжи, употребляемые для разучивания и страховки сложных и опасных элементов гимнастики, акробатики, прыжков в воду и пр.;

- средства, позволяющие получить данные для последующего анализа техники (в первую очередь, кино- и фо­томатериалы, видеомагнитофонная запись).

9. Метод срочной информации. Предусматривает использование в тренировке специальных приборов и приспособлений, которые позволяют в процессе упражнения или сразу же после него получить количественную оценку упражнения.

Требования к их выполнению – правила техники, а также делаются записи типа: «выполнять с громким проговариванием правил техники», «с громким подсчетом количества передач», «обеспечить страховку», «напомнить правила игры» и т.п.

. 2.3. Педагогический анализ тренировочного занятия

Педагогический анализ тренировочного занятия проводится с целью выявления результативности конкретного занятия. Это выражается в его вкладе в формирование знаний, двигательных умений и навыков, в развитие физических способностей, в совершенствование личностных качеств занимающихся. Умение проводить педагогический анализ урока поможет студенту-практиканту объективно оценивать свою деятельность. Для этого необходимо тщательно познакомиться с основными разделами анализа тренировочного занятия.

 

Date: 2016-05-15; view: 2526; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию