Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Упаковочные материалы и тара из бумаги и картона
Бумага и картон являются преобладающим типом упаковочных материалов в мире. Это связано с тем, что бумага и картон производятся из восполняемого сырья — древесины, которое к тому же легко утилизируется. Преимущества картонно-бумажной тары — высокая белизна, непрозрачность, хорошие печатные свойства, теплостойкость. Недостатки — низкие барьерные свойства для газов, паров, аромата (запаха); высокая гигроскопичность и намокаемость; потеря прочности во влажном состоянии (низкая влагопрочность); невозможность термосваривания (только склеивание). Основные виды упаковочных материалов — бумагу и плоский тонкий картон — иногда трудно разграничить по толщине и плотности. Основным компонентом, применяемым в производстве бумаги и картонов, является древесная целлюлоза — химически переработанная древесина хвойных или лиственных пород деревьев. Исходным сырьем для получения целлюлозы является измельченная в щепу древесина. После варки из целлюлозной массы удаляют механические примеси и, если необходимо, подвергают дополнительной химической обработке — отбеливанию. Отбеливание проводят хлорсодержащими окислителями (хлор или ангидриды его кислот) или соединениями, в состав которых входит активный кислород (пероксиды). Качество бумаги зависит от качества целлюлозы. Отбеленная целлюлоза идет на производство высококачественных сортов бумаги и картона. Целлюлоза представляет собой волокнистый материал, состоящий из отдельных волокон целлюлозы. Длина волокон в целлюлозе, применяемой для производства бумаги, составляет около 3 мм. При вторичных переработках бумаги или картона волокна целлюлозы ломаются и укорачиваются. Бумагу используют для производства пакетов, пачек, мешков и для упаковывания продукции вручную и на автоматах. Картон — плоский и гофрированный — применяют для изготовления жесткой потребительской (пачки, коробки, комбинированная тара) и транспортной (ящики) тары. Бумага Для упаковывания товаров в потребительскую тару используют следующие виды бумаги: 1) оберточная (для ручного упаковывания продовольственных и непродовольственных товаров, изготовления пакетов и формирования групповой упаковки); 2) для упаковывания пищевых продуктов на автоматах; 3) пергамент растительный; 4) подпергамент; 5) бумага парафинированная. Применяются другие виды и разновидности бумаги: этикеточная, с микровосковым покрытием, кашированная или ламинированная, писчая, для печати, пергамин. Пергамин — полупрозрачная клееная бумага из беленой целлюлозы без наполнителя; служит для изготовления кальки и упаковывания пищевых продуктов. 1) Оберточную бумагу вырабатывают в основном из небеленой целлюлозы. В зависимости от их вида, назначения и показателей качества изготавливают 9 марок: А, Б, В, Г, 0i; 02, Д, Е, Ж. Бумага марок Б, Г, Е, Ж может быть использована для упаковывания пищевых продуктов, если не содержит в составе макулатуры и другого низкосортного сырья. В зависимости от толщины листа эти марки бумаг выпускают от 5 до 18 разновидностей. Бумагу марки А изготавливают из небеленой сульфатной целлюлозы толщиной от 90 до 120 г/м2, она имеет самую высокую прочность. Ее называют крафт-оберткой. Бумагу марки В вырабатывают из небеленой сульфитной целлюлозы, ее прочность в 1,5 раза ниже прочности бумаги марки А. Еще ниже прочность у бумаг марок О1 и 02 (нулевка). Марка О1состоит из беленой сульфатной и сульфитной целлюлозы; 02 дополнительно содержит древесную массу и сульфитную небеленую целлюлозу. Бумага марки Д состоит из небеленой целлюлозы, полуцеллюлозы и древесной массы. Бумагу марок О1 и 02 используют для этикеток и как оберточную, В и Д — для пакетов под сыпучие продукты, а Д — еще и для выстилания ящиков с пищевыми продуктами. Оберточная бумага, предназначенная для контакта с пищевыми продуктами, имеет естественный цвет волокон (оттенки серого или бежевого). Только для упаковывания сыпучих продуктов допускается использование бумаги, окрашенной определенными красителями. 2) Бумага для упаковывания пищевых продуктов на автоматах (УПА) предназначена для изготовления пачек, коробок, пакетов под бакалейные, кондитерские, хлебобулочные товары, сахар-песок, сахар-рафинад, стаканчиков для фасованного мороженого, а также для использования в общественном питании (одноразовые). Ее выпускают следующих марок: 0; A-I, А-II, Б-1, Д, E-I, Е-II, В, Г, ПВ-260. Для коробок и пачек предназначены марки бумаг 0, A-I, А-II, Б-1, обладающие хорошими печатными свойствами. В их состав входит белая древесная масса, которая снижает стоимость бумаги. Бумага марки 0 — с мелованным покровным слоем, A-I, А-II — двухслойная. Поверхностный слой бумаги марки 0 — из сульфатной беленой целлюлозы, A-I и А-II — из беленой сульфитной или сульфатной целлюлозы. Нижний слой бумаги марки 0 — из сульфатной беленой целлюлозы и древесной массы, A-I сульфитной небеленой целлюлозы и древесной массы, А-II— сульфатной беленой или полубеленой целлюлозы и древесной массы. Бумага марки Б-1 — однослойная — из сульфитной небеленой целлюлозы и древесной массы. Из бумаги марок A-I, А-П, Б-1 изготавливают пачки для сахара-рафинада, крахмала, соли, муки, крупы. Бумагу марок Д, E-I и Е-П используют для производства пакетов под муку, крупу, сахар-песок, а также для завертки брикетов. Бумага марки Е-П имеет меньшую прочность, ее вырабатывают из сульфитной небеленой целлюлозы и древесной массы. Для изготовления стаканчиков применяется бумага марок В, Г, ПВ-260. Бумага марки В состоит из 100 %-ной беленой сульфатной целлюлозы, что обеспечивает прочность и водостойкость; Г — небеленой сульфитной целлюлозы (может быть добавлена сульфатная беленая целлюлоза); ПВ-260 ламинирована полиэтиленом. Стаканчики из бумаги всех трех марок используют для упаковывания мороженого, продуктов, не содержащих жиров, а также для напитков. Стаканчики из бумаги марки В применяют не только для холодных, но и горячих напитков. Продукцию, содержащую жиры и влагу, упаковывают в специальные жиростойкие виды бумаг: пергамент, подпергамент и парафинированную бумагу. 3) Пергамент растительный представляет собой жиростойкий и влагопрочный материал. Пищевой пергамент выпускают нескольких марок: А, Б, В, 0. Пергамент марки А имеет самые высокие жиро- и влагостойкость и толщину. Он предназначен для упаковывания сливочного масла, маргарина и других жиров в виде монолита, автоматического и ручного упаковывания, а также для замороженных пищевых продуктов. Пергамент других марок более тонкий; его используют для упаковывания различных пищевых продуктов с повышенным содержанием жира и влаги и в качестве прокладок в транспортной таре (например, ящиках). Пергамент, кашированный алюминиевой фольгой, лакированный или металлизированный применяют на фасовочном оборудовании таким образом, чтобы с продуктом соприкасалась необработанная сторона пергамента. 4) Подпергамент — малопористый, условно жиронепроницаемый вид бумаги, который предназначен в основном для внутреннего пакета в пачке или коробке, а также для выстилания ящиков при упаковывании кондитерских изделий, мясных. Подпергамент выпускается нескольких марок в зависимости от его назначения: ЖВ, ПЖ, П. Например, для упаковывания продукции, содержащей значительное количество жира, используется марка ЖВ, с небольшим содержанием жира — марка П. 5) Парафинированная бумага изготавливается из специальной бумаги-основы путем пропитывания ее расплавленным парафином. Процесс парафинирования повышает влагостойкость бумаги. Она предназначена для упаковывания различных продуктов, например для внутренней подвертки или наружной завертки карамели и конфет на автоматах, для сырково-творожных изделий. Картон Картон для потребительской тары представляет собой плоский лист, используемый для изготовления пачек и коробок, для формирования навивных корпусов жесткой комбинированной тары, формирования групповой упаковки. В зависимости от состава формовочной бумажной массы плоский картон для потребительской тары выпускают следующих подгрупп: картон хромовый, хром-эрзац, коробочный, хром-эрзац склеенный, коробочный склеенный. Наиболее высоким качеством обладает хромовый картон. Он изготавливается из лучшего сырья — беленой сульфатной целлюлозы как немелованной, так и мелованной. Мелованный хромовый картон имеет поверхность высокого качества, повышенную белизну и глянец. Он наиболее дорогостоящий и используется для изготавливания потребительской тары с многокрасочной печатью, пригоден для упаковывания пищевых продуктов. В картоне хром-эрзац (эрзац означает — заменитель) внешняя поверхность выглядит как хромовый картон и для него используется беленая целлюлоза, а в состав внутреннего слоя входит древесная масса и облагороженная макулатурная масса, поэтому он имеет серый или бежевый оттенок. Картон сохраняет высокие печатные свойства и поверхность, как у хромового картона при более низкой стоимости. Картоны хромовый и хром-эрзац имеют толщину 1 — 1,5 мм. Хром-эрзац склеенный состоит из двух слоев: его верхний слой аналогичен хром-эрзацу. Обычно хром-эрзац склеенный имеет значительно большую толщину — до 3 мм, более выраженную шероховатость и пониженную белизну. Картоны хромовый и хром-эрзац используют при изготовлении потребительской тары: красочных коробок (с многоцветной печатью, тиснением золотом), для кондитерских изделий, пачек для чая, кофе, какао, сухих завтраков, круп. Отечественный коробочный картон, в состав которого входит макулатура, используют для массовой упаковки — дешевых сигарет, сухих и замороженных продуктов, стиральных порошков, недорогой обуви. Упаковывание пищевых продуктов недопустимо без внутреннего вкладыша. Он значительно дешевле других марок картона. Коробочный картон и картон коробочный склеенный имеют темный цвет (темно-бежевый, серый, серо-зеленый, зеленоватый), поскольку он изготовлен из небеленой целлюлозы с добавлением большого количества макулатуры и древесной массы. Однако это видно только на внутренней стороне, лицевая может иметь наклеенную этикетку и литографическое оформление. Маркировка картона состоит из слова «картон», марки, сорта, номинальной массы 1 м2 (г) (или толщины, мм), обозначения нормативного документа. Картон, предназначенный для упаковывания пищевых продуктов, должен дополнительно содержать букву «П» или слово «пищевой» после обозначения марки. Например, картон хром пищевой, сорт 1, 270 г/м2, ГОСТ 7933-89. Качество картона для потребительской тары оценивают следующими показателями: - масса 1 м2 и толщина; - жесткость при статическом изгибе в поперечном направлении; - предел прочности при расслаивании; - сопротивление расслаиванию; - энергия связей (работа, необходимая на расслаивание образца); - влажность. Эти показатели применяют для всех подгрупп картона для потребительской тары. Для хрома, хром-эрзаца и хром-эрзаца склеенного дополнительно определяют: - стойкость поверхности покровного слоя к выщипыванию (механическому воздействию при выработке); - гладкость со стороны мелованного слоя; - шероховатость со стороны покровного слоя; - белизна со стороны покровного слоя. Влажность является важным показателем, определяющим стойкость картона к длительному хранению. Она не должна превышать 12 % для одинарных и 14 % — для склеенных видов картона. Гофрированный картон в отличие от плоского имеет особую конструкцию и представляет собой комбинацию плоских и гофрированных слоев. Плоский слой называется лайнер, а гофрированный, который имеет волнообразно-складчатую форму, называется флютинг. В зависимости от числа слоев гофрированный картон выпускают трех типов Д, Т и П. Самый простой картон — двухслойный (тип Д), он состоит из лайнера и флютинга, соединенных между собой в прочную конструкцию при помощи клея. Двухслойный картон не имеет жесткости, он способен легко изгибаться, из него формируют вспомогательные упаковочные средства — простилочные и прокладочные слои, используют как декоративный слой при формировании конструкции упаковки. Тип Т состоит из трех слоев — двух лайнеров и одного флютинга, пятислойный картон состоит из трех лайнеров и двух флютингов. За рубежом выпускают семислойный картон. Картон тарный плоский склеенный используется для изготовления ящиков под сливочное масло, маргарин в монолитах. В отличие от гофрированного картона его выпускают в меньшем количестве, но он обладает высокими прочностными свойствами. Марки гофрокартона соответствуют показателям назначения. Гофрированный картон отличается типом гофра: высотой профиля гофра и его шагом: А, С, В, Е. Крупные гофры обеспечивают амортизирующие свойства картона, мелкие — прочностные характеристики, поэтому картоны типа Т или П представляют собой комбинацию гофров крупных и мелких, мелких и средних.
Рис.Типы картона: а — двухслойный (Д); б — трехслойный (Т); в — пятислойный (П); а — лайнер; r — шаг гофра; h — высота гофра СТЕКЛЯННАЯ ТАРА
Стеклянная тара по назначению делят на: - бутылки для пищевых жидкостей; - банки для пищевых продуктов; - банки и бутылки для детского питания; - банки и бутылки для товаров бытовой химии, химических реактивов и особо чистых веществ; - банки и флаконы для парфюмерной и косметической продукции; - бутылки для лекарственных средств; для крови, трансфузионных и инфузионных препаратов (медицинское назначение). Преимущества стеклянной тары — высокие гигиенические свойства, высокая прозрачность, химическая стойкость (инертность), сохранение вкуса (аромата, запаха) продукта, устойчивость к сжатию (прочность на сжатие), многократность использования, высокие эстетические свойства; возможность повторной переработки и легкость идентификации тары в отходах. Недостатки стеклянной потребительской тары: хрупкость, высокая удельная масса (единицы упаковки), дефекты выработки.
Date: 2016-05-15; view: 789; Нарушение авторских прав |