Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 16. Новые типы музеев XIX – XX вв
Во второй половине XIX в. возрастает необходимость использования музея государством в решении ряда управленческих задач. В этой связи возникают принципиально новые области бытования музеев, формируются их новые типы. Наиболее знаменательными событиями, способствующими музейному строительству и развитию музейной типологии, были следующие: · появление промышленного дизайна (Всемирная выставка в Лондоне в 1851 г.) и музеев промышленного искусства; · аграрные реформы в России и появление земских исторических музеев; · распространение в Европе национальных движений и формирование национальных музеев: художественных, исторических, спортивных, этнографических; · дифференциация научного знания выразилась в разделении универсальных музеев на профильные: естественно-научные, ботанические, зоологические, этнографические, нумизматические, художественные, картинные галереи, анатомические, промышленного искусства, исторические, сельскохозяйственные; · тяготение общества к решению образовательных и просветительных задач способствовало разделению музеев по типам: – просветительные – общедоступные экспозиции, понятные не только группе интеллектуалов. Эти функции решались через пояснительные тексты, экскурсии, ознакомительные лекции. Здесь формируется институт (профессия) экскурсоводов; – учебные (к которым можно было относить и университетские и школьные музеи). Университетские музеи обеспечивали курсы отдельных дисциплин. В России первый такой музей появился в 1791 г. (Музей натуральной истории);. – в 1860-х гг. дифференциация университетских фондов привела к делению университетских музеев: научные (для проведения исследований) и учебно-вспомогательные (в соответствии с образовательными программами); экспозиционно-представительские (ориентация на уникальность учебного учреждения). · тяготение к сохранению национальной истории и национальных традиций приводит к образованию музеев нового типа – музеев под открытым небом (по профилю – этнографические, по методике подачи материала – просветительные и презентационные). Считается, что автор идеи филолог и этнограф Артур Хаселиус (1833–1901). Он предложил воссоздать в музее национальный быт в естественных условиях, пытаясь сохранить особенности быта, национальный костюм, зодчество и традиционные ремесла в том виде, как они есть. Идея презентации на всемирных выставках традиционных жилых построек связана с Парижской Всемирной выставкой 1867 г., где шведско-норвежская экспозиция «Улица народов» представляла культуру двух соседних народов в рамках единого государства. В 1878 г. А. Хаселиус (в другой транскрипции Хазелиус) на промышленной выставке в Париже воссоздал интерьеры, заселил их манекенами, одетыми в национальные костюмы. Вся экспозиция представляла картины из жизни простых людей. Идея организации такого музея связана с активным процессом урбанизации, когда национальные особенности просто нивелировались. В 1870-х гг. Хаселиус организовал в Швеции ряд выставок народных костюмов и интерьеров жилищ. Одной из лучших была «Скандинавская этнографическая коллекция», которая экспонировалась в одном из частных домов Стокгольма. Музей под открытым небом стали именовать «скансен» (от шведского – окоп) – по названию местности, где в 1891 г. на окраине Стокгольма (холм Скансен) была организована экспозиция: два деревянных дома с воссозданными интерьерами и домашней утварью. Сюда привезли домашних животных, построили подъездные пути и горную железную дорогу, разбили на склонах террасы. После смерти Хаселиуса здесь организовали театр под открытым небом, открытые танцевальные площадки. В настоящее время Скансен один из самых посещаемых музеев Швеции. В Концепции скансенов музейный предмет рассматривается в среде обитания, где культура общины становится главным критерием национальной идентификации. Интерес к народной культуре привел к формированию новых тенденций в музейной сфере: сохранение и демонстрация не только отдельных памятников, а в комплексе с другими объектами, т. е. воссоздание исторической среды через комплексный метод. Многие страны северной Европы (Дания, Норвегия, Германия) заимствовали его для демонстрации образцов народного зодчества, искусства, предметов быта, орудий труда, одежды. До 1914 г. в мире было создано 104 музея под открытым небом. Часть музеев историю и культуру нации показывала в контексте истории цивилизации. Примером может служить Мюнхенский музей естествознания и техники, идея которого появилась в 1903 г., а окончательное оформление здания и экспозиции осуществлено в 1925 г. Представлены следующие залы: · Геология– модель Земного шара в разрезе и узенькая полоска земной коры (место жизнедеятельности человека); · Зал землетрясений: история землетрясений в разные времена человеческой истории; · Горное дело: работа горняков, способы добычи полезных ископаемых, интерьеры старых и новых шахт; · Обработка металлов: конвейер Бессемера и др. Особенностью музея являются действующие, постоянно работающие установки, автомобили (Бенца, Даймлера). В середине XIX в. общественный интерес был направлен на изучение местной истории, что привело к появлению исследовательских центров в этой области знания. В Германии в 1930-е гг. возникла идея нового музея – хайматмузеума, или музея родного края. У посетителей хайматмузеумов должно было формироваться представление о нации, ее культуре, территории, государственном устройстве, современной политике. Эти музеи широко использовались в идеологической пропаганде. В концепции таких музеев прописывалось, что музей не должен уподобляться кладбищу экспонатов или чисто научному учреждению, человек должен себя чувствовать в музее естественно. В XIX – XX вв. в музейное строительство активно включается американский континент. Музеи появились здесь достаточно поздно (не ранее 1770-х гг.). В отличие от королевских музеев Европы здесь не существовало почвы для открытия национальных галерей и формирования крупных художественных собраний: долгое время функционировали только небольшие художественные галереи. В 1822 г. в Новой Шотландии (доминион Канада) был открыт первый зоологический музей – и только в 1880 г. учреждена Канадская национальная галерея. В Южной Америке первый музей, получивший статус национального, был создан в 1815 г. в Рио-де-Жанейро (коллекция живописи, подаренная португальским королем), в 1823 г. основан национальный музей в Буэнос-Айресе (Аргентина). Особенность американских музеев: изначальная доступность; участие научных, литературных обществ, образовательных учреждений и частных лиц в формировании коллекций, что определяло содержание музеев; статус общественных институтов с момента создания. Крупнейшими хранителями культурных ценностей стали: Метрополитен-музей (1870); Музей изящных искусств в Бостоне (1870); Филадельфийский художественный музей (1876); Чикагский институт искусств (1879). Главной чертой американских музеев считается наличие образовательно-просветительных программ, которые изначально включались в концепции музеев. Исследователи признают за Америкой первенство в формировании идеи детских образовательных и просветительных музеев, хотя теоретическое обоснование и разработка концепции детских образовательных и воспитательных программ (музейная педагогика) принадлежит немецким педагогам и музееведам (1930-е гг.). Разработка образовательных программ первоначально велась на примере художественных музеев, направленных на формирование эстетического вкуса и художественного образования (обучение творческому восприятию, умению наслаждаться произведениями искусства). Эти идеи разрабатывались и педагогами русской школы. Комплектование и демонстрация художественных собраний уже в XIX в. велось по определенной систематике. Начало этому процессу положили музей Прадо (Испания), Лондонская национальная галерея (Англия). Во второй половине XIX в. экспозиции академического ряда, построенные по историко-систематическому и историко-монографическому принципам применялись преимущественно в художественных музеях, т. е. акцентируя внимание только на уже ушедших, исследованных эпохах, не затрагивая поступательное движение вперед. В конце XIX – первой половине XX вв. в искусстве происходит переосмысление изобразительного языка, новых эстетических концепций. Это затрагивает и художественные музеи. Американские музеи развивают идею воспитания и поддержания в обществе высокого эстетического уровня, предлагая рассматривать изобразительное искусство в одном ряду с другими видами художественного творчества. Художественные музеи стали восприниматься как место обучения, отдыха и развлечения. В американской культуре сформировался свой, несвойственный Европе тип музея, в котором памятники истории и техники, художественные коллекции представляются в контексте разнообразных направлений человеческой деятельности. Органично в этот тип музея включалась концепция образовательных программ американских музеев, которые разрабатывали Д. Рескин, Д. Гудд, А. Паркер, Т. Лоу. В изобразительный ряд обязательно включалась письменная информация. Организовывались воскресные школы, разрабатывались арт-программы. Изменение восприятия музея в социокультурном пространстве не только как хранителя, но и активного участника процесса воспитания и движения вперед ведет к появлению новых направлений в дизайне помещений для музейных собраний. Примером может служить многофункциональный Национальный музейный центр имени Жоржа Помпиду (Париж). Здесь расположен главный парижский музей современного искусства. В дизайнерской конструкции (прозрачные галереи, эскалаторы) внимание акцентировано на коммуникации, использованы все установки музейного культурно-развлекательного центра: выставочные и концертные залы, кинотеатры, помещения для игр, детские площадки. Зрители могут наблюдать за научными исследованиями, находясь на специальных смотровых площадках.
Date: 2016-05-15; view: 665; Нарушение авторских прав |