Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 10. Формирование музееведческой мысли
Возникновение музея в привычном для нас значении восходит к эпохе Высокого Возрождения (XV – XVI вв.). Однако его предварял длительный процесс коллекционирования различных предметов культуры и природы, уходящий своими корнями в Античность. С античной культурой связана и этимология слова «музей». В Древней Греции под понятием «мусейон» подразумевалось философское учреждение. В римской культуре толкование термина было сходным – ‘место ведения философских дискуссий’. В эллинской и ранней римской культуре широко бытовали и другие названия философско-музейных образований: академия, ликей, кабинет, союз, посвященный музам. Некоторые знатные и образованные люди устраивали подобные музеи, кабинеты вблизи мест погребения своих предков. Музеи (мусей) были центрами интеллектуальной жизни: здесь проводились философские диспуты, соревнования поэтов, музыкантов. Постепенно в музеях складывались собрания предметов, как связанных с состязаниями, так и посвященных музам. Параллельно существовали сокровищницы храмов, где скапливались изделия из драгоценных металлов, вазы, скульптурные изображения, слитки из золота и серебра, там же хранились окаменелости, которые трактовались как останки расы титанов. С IV в. до н.э. (Аристотель) можно говорить о зарождении научного коллекционирования: мусей становится не только местом, где ведутся беседы, но и местом, где хранятся коллекции (Александрийский мусейон). Несмотря на то, что античные собрания произведений искусства и редкостей появились на свет по большей части не ради просветительских целей, они брали на себя социокультурные функции современных музеев, так как способствовали развитию эстетического вкуса, расширению кругозора. Многое из того, что Европа обрела в дальнейшем в сфере коллекционирования, уже присутствовало в зачаточном состоянии в античном мире. Здесь впервые апробировались принципы экспонирования, решались проблемы хранения и реставрации предметов, звучал призыв сделать музеи публичным достоянием. Не создав музея как особого учреждения, Античность обозначила его контуры. В средневековой европейской культуре церковные и светские сокровищницы явились не только хранилищами материальных ценностей, но и предметов, обладающих мемориальной, исторической, художественной значимостью (королевские и папские регалии, рыцарская атрибутика, семейные и государственные реликвии, произведения искусства и др.). Средневековые храмы и их сокровищницы осуществляли те функции, которые в последующие эпохи стали выполнять музеи. В средневековых сокровищницах складывалось то коллекционное ядро, которое далее привело к формированию музеев: музей «Зеленый свод» берет начало от хранилищ правителей Саксонии; музеи Кремля произошли от сокровищ Оружейной палаты и др. XVI в. стал поворотной вехой, когда традиционное коллекционирование ознаменовалось рождением новых учреждений, которые уже с полным правом можно назвать музеями. Их облик и роль еще не выполняли современные социокультурные функции, но галереи и кабинеты натуралиев приобретают характерные для музеев черты: концептуальные установки экспонирования и коллекционирования, систематизация коллекций, научные исследования на базе коллекционных собраний, расширение кругозора и интеллектуального развития определенной части общества. В XVIII в. концептуально обосновывается роль музеев в образовательной политике – музеи постепенно приобретают публичный характер. В каждой из европейских стран этот процесс имел свои особенности. В Англии – за счет частных пожертвований (Британский музей); в континентальной Европе – постепенное перерастание монархических собраний в доступные широкой публике. В XIX в. музей постепенно превращается в неотъемлемую часть повседневной жизни человека, основание музеев стало характерным явлением культурной жизни. Инициаторами их создания выступали научные общества, университеты, представители общественности и венценосные особы. В Великобритании за столетие было образовано более 300 музеев, в Германии и России в пределах 200. XIX в. стал завершающим этапом в длительном процессе формирования музея как социокультурного института. Функция просвещения приобрела в музейной деятельности столь же большое значение, как и функция комплектования собрания, его хранения и изучения. Термин музей прочно закрепился за учреждением, работающим во благо общества. Экспозиционный показ собрания для широкой публики становится одним из основополагающих признаком музея. XX в. – очередная веха в развитии музееведческой мысли: музееведение получило осмысление как наука общефилософского и социокультурного уровня, что ставит его зачастую выше, чем просто дисциплину частнонаучного уровня. В эту эпоху разрабатываются проекты новых музейных образований: идеальный музей Н. Ф. Федорова, полезный музей Дж. Дана, живой музей П. А. Флоренского. Исследуя конкретные вопросы теории и практики музейного дела, музееведение обращается к философскому осмыслению роли музеев в обществе как места концентрации и сохранения ценностей цивилизации. В 1960–1970-е гг. получает развитие концепция «интегрированного музея» (ЮНЕСКО, 1972 г.) и экомузея (Лондон, Генеральная конференция ИКОМ, 1983 г.): музей играет ведущую роль в познании человеком окружающей природной и социальной среды во всех ее проявлениях. На рубеже XX–XXI в. используется новая терминология, в определении этого направления: уникальные исторические территории, новая Музеология, общедоступная музеология.
Date: 2016-05-15; view: 799; Нарушение авторских прав |