Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 11. Протомузеи в Древнем мире и в эпоху Средневековья





Феномен коллекционирования уходит корнями в глубокую древность. На заре своей истории человечество собирало и стремилось сохранить предметы, имеющие сакральную, престижную и эмоциональную, познавательную и эстетическую значимость. Предметы религиозного культа, которые определяют как первые коллекции, датируются эпохой неолита. Начиная со II тысячелетия в Уре и других городах Двуречья формируются коллекции литературных и научных текстов (клинопись на глиняных табличках). Самая крупная частная библиотека принадлежала ассирийскому царю Ашшурбанипалу (VII в. до н. э.). Сохранились свидетельства, что вавилонский царь Набонид (VI в. до н. э.) собирал древности, занимался раскопками, реконструкцией города Ура халдейский. Колыбелью европейского коллекционирования сегодня считают эпоху Античности (Греция и Рим).

Первые древнегреческие коллекции формировались стихийно, отличались неоднородным составом. Исключение составляла коллекционная деятельность Аристотеля Стагирского (384–322 гг. до н. э.), ученика Платона (429–347 гг. до н. э.). При поддержке своего ученика Александра Македонского он собрал в Ликее зоологическую и ботаническую коллекции, которые легли в основу его биологических исследований. Его последователь, ученик Платона и Аристотеля, Феофраст (Теофраст) из Эреса, продолжил руководство Ликеем Аристотеля (по свидетельствам современников, все его ученики, даже рабы были философами), купил новый сад для ликея. В философских трудах Феофраста встречаются описания по зоологии (о животных, которые брыкаются и кусаются; о животных, пребывающих на суше; о животных, обитающих в норах и др.), минералогии (о камнях), о рудах (о меди, о металле), об окаменелостях и т. п. Коллекции Аристотеля и Феофраста можно сравнивать с коллекционированием в эпоху Средневековья, когда создавались коллекции натуралиев, для использования их в научной деятельности.

Мусейон как святилище муз располагался в философской школе Платона (385 г. до н. э.)представляя собой небольшие портики с жертвенниками, посвященными богам, которые традиционно находились в рощах, предгорьях, у родников. Самым известным в Древней Греции было Феспийское святилище муз на горе Геликон, где располагались изваяния богинь, статуи богов. Вотивными дарами, которые приносились в жертву, ведали специальные служители, они не только охраняли, но учитывали предметы (составляли списки, указывали материал, особые приметы и легенду предмета).

Произведения живописи греки обычно помещали в пинакотеки (пина – ‘доска’; тека – ‘хранилище’; пинаки выполнялись восковыми красками на досках или терракотовых дощечках). Самой известной считалась пинакотека в афинском Акрополе. Собрания живописи и скульптуры украшали галереи-портики (стои), располагавшиеся на главной площади Афин (Агоры).

В эпоху эллинизма (IV в. до н. э.) был создан Александрийский мусейон, который объединил сакральные функции священных музеев Греции и научное коллекционирование Аристотеля и Феофраста. Во множестве построек Александрийского мусейона располагались: святилища муз, комнаты для ученых, обитателей пансиона, экседры (крытые галереи для чтения лекций), обсерватория, крупнейшее книгохранилище античности.

Особенностью античного коллекционирования Древней Греции являлся его общественный характер, частное коллекционирование не поощрялось, а наличие государственной (общественной) коллекции считалось делом чести, престижа государства.

Первоначально это было и особенностью коллекционирования римской античности. Триумфальные шествия в Риме заканчивались дарами храмам и общественным портикам (подобие афинской стои) военных трофеев. Но часть трофеев оседала в частных собраниях, что стало началом формирование частного коллекционирования. Самыми известными были коллекционные собрания Гайя Вереса (художественная коллекция), Цицерона (этрусское искусство, рукописи), Марка Скавра (редкости: палеолетические древности, природные и художественные редкости отдаленных земель) и др. В I в. до н. э. формируется антикварный рынок и сопутствующий ему институт экспертизы художественных ценностей. Предметами коллекционирования становились: вазы, кубки, ювелирные изделия и изделия декоративно-прикладного искусства из золота, серебра, меди, коринфской меди, драгоценных камней, янтаря, горного хрусталя, резные камни (геммы: камеи, инталии). Коллекции гемм (дактилотеки) имелись у Марка Скавра, Помпея Великого, Юлия Цезаря, Октавиана Августа. В подражание школам Платона и Аристотеля римская аристократия формирует новые мусейоны – специально построенные богатые сооружения для хранения коллекций скульптуры, живописи, редкостей – золотой дворец Нерон; вилла Адриана).


В эпоху Римской империи появляются и общественные собрания при храмах (храм Мира или форум Веспасиана); публичная галерея с портретами великих людей; Римский форум (экспонирование живописи и скульптуры как правило греческой); термы и др. Здесь складываются институт служителей – хранителей, экскурсоводов, реставраторов, консерваторов.

В эпоху средневековья (IV – V вв.) формируются два места хранения коллекционных собраний: церковные ризницы и королевские сокровищницы. Главными (публичными) сокровищницами являлись храмы – место богослужения, музея, банка, учебного заведения, центра культуры. Только в храме большинство прихожан могло встретиться с произведения искусства, получить эстетическое воспитание. Сокровища церкви хранились в особых комнатах рядом с алтарем (по славянской традиции – ризницы). В церкви хранились не только произведения искусства, но и мемориальные и сакральные предметы. Основу церковных сокровищ составила добыча военных и крестовых походов. Среди сакральных и мемориальных предметов наибольшую ценность для церкви представляли реликвии – нетленные останки святых, которые хранились в специальных сосудах из драгоценных материалов (реликварии). Обладая мемориальной ценностью (атрибуты власти) и сакральной значимостью часть церковных сокровищ (богослужебная утварь, реликварии, произведения декоративно-прикладного и ювелирного, книги) сохранялась при любых обстоятельствах. Данные предметы стали предшественниками современных музейных коллекций.

В период Средневековья и светская власть начинает создавать свои коллекции. Первоначально – это небольшие помещения для хранения украшений, оружия, драгоценностей, документов (гардеробные). Самой известной является сокровищница Карла Великого, для которой было построено специальное помещение – Аахенския капелла. Известна коллекция Жана Беррийского (XIV – XV вв.) – предметы ювелирного искусства и художественные произведения.

Одновременно с европейским, происходило развитие коллекционирования на Востоке, отличием которого было различие в подходах к искусству:

· в Китае развитие искусства было столь же престижно, как и государственная служба. Особого расцвета достигло искусство каллиграфии, создавались трактаты по каллиграфии, которые служили инструкциями по экспертизе ценности предметов искусства;

· в мусульманских странах коллекционирование считалось долгом и обязанностью подданных (по заветам пророка Магомета люди обязаны передать потомкам память о себе и своем времени);

· коллекционирование в Азии носило светских характер, кроме Индийских княжеств, где храмы выполняли те же функции, что и европейские соборы;

Зпоха Возрождения знаменательна возникновением музейных учреждений. В XVI в. в коллекционировании произошли качественные изменения. Владельцы ряда собраний стали демонстрировать широкой публике свои собрания – это частные собрания светских и духовных правителей (произведения искусства, мемориальные предметы); дворцовые собрания правителей (оружие, портретные галереи); университетские музеи (как просветительные, так и научные учреждения); анатомические театры (музеи медицины). Посетителями первых музеев была интеллектуальная элита (художники, скульпторы, архитекторы, исследователи).


Формируются помещения для ренессансных музеев: галереи, кабинеты, студиоло, антикварии, кунсткамеры. Эти музейные учреждения выполняли и репрезентативную функцию: их в обязательном порядке посещали представители иностранных государств, знаменитые путешественники, художники, ученые. Самой известной галереей (зал удлиненной формы с рядом окон по одной стороне) была галерея Уффици, основанная родом Медичи во Флоренции (здание построено по проекту Д. Вазари, здесь размещались работы Донателло, Микеланджело, Бандинелли). При украшении интерьера использовались цвета герба Медичи и символика присущая античной философии – четыре стихии (огонь, вода, земля, воздух). Главный зал восьмиугольной формы (Трибуна), украшенный этой символикой, воссоздавал универсальный образ мира. В XVI – XVII вв. на территории Италии формируются нетрадиционные типы собраний: дом-музей искусств, дом-музей гуманизма, галерея портретов выдающихся людей. Историю музея Уффици часто называют репрезентацией ренессансной культуры дворцового музея. Начало музею положил Козимо Старый в середине XV в., но официальное открытие относят к 1560 г. (Козимо Младший). В коллекцию входили произведения искусства, античные предметы римского и греческого искусства, этрусского искусства, Египта, изделия из золота, керамики как античных, так и современных авторов.

В папском государстве Ватикане создается целая сеть музеев. Папы и кардиналы являлись инициаторами археологических раскопок и реставрационных работ (античная древность). Античные памятники размещались в Ватиканских садах, для произведений живописи и скульптуры, книжных собраний строились отдельные помещения. Особо интересен проект античного сада Донато Браманте, получившего название антиквариума Юлиана II (античные статуи, саркофаги размещались в нишах стен, окружавших сад). Античное наследие садов и музеев Ватикана служило своеобразным пособием для художников, скульпторов, архитекторов. Античное коллекционирование вели папы Николай V, Павел II, Юлиан II, Лев X, Сикст IV и др. Лев X писал: «Изучение античности самая прекрасная и полезная задача, какую Бог может дать смертным после познания его Самого и сохранения истинной веры».

Лекция 12. Зарождение музеев в эпоху Возрождения и Просвещения: кунсткамеры

и университетские музеи

 

Процесс становления музея как социокультурного института начинается в эпоху Возрождения и плавно переходит в Просвещение. Ренессансный гуманизм заявил о величии и высоком предназначении человека в окружающем мире. В это время начинается возрождение истории как научного знания. Зарождающееся опытное естествознание ставит задачу изучения окружающего мира во всем его многообразии, для чего нужны были образцы флоры, фауны, минералов. Стали появляться естественно-научные коллекции систематического характера, служившие исследовательской базой для первых естествоиспытателей. В этот период были широко представлены кабинеты «натуралиев», где демонстрировались экзотические предметы трех царств природы. Уже в XV в. появляются первые специализированные на природной тематике собрания, но активно этот процесс происходит в XVI в. Как правило, такие собрания создаются при университетах. В это период активно шел процесс «обмирщения» науки, распространение результатов наблюдений и экспериментов среди широких слоев населения. Поэтому в Европе появляются специальные учебные заведения: Академия изучения тайн природы (Италия), Флорентийская опытная академия.


Среди самых ранних естественно-научных кабинетов самые знаменитые принадлежали: К. Геснеру (первая половина XVI в.), автору зоологической энциклопедии «История животных»; У. Андрованди (вторая половина XVI в.): в его дворце в Болонье находилось несколько тысяч изображений флоры и фауны, коллекции минералов, гербарии, чучела животных и т. п. Принципиально новым было введение систематики при демонстрации коллекций, показывались и экзотические, и раритетные экспонаты.

В XVII в. в Европе создаются различные светские научные общества, проводившие исследования в области активно развивающегося естествознания (натуральной истории): первое научное общество математиков и естествоиспытателей (Германия, 1622); общество натуралистов «Академия любопытных явлений природы» (Германия, 1652); Немецкая академия наук (1700 г. по инициативе Г. В. Лейбница); Общества натуралистов (Оксфорд, Лондон, 1645); Королевское общество для распространения естественных наук (1662).

Создателями естественно-научных коллекций были врачи, аптекари, садовники, философы, государственные деятели, физики и др. Коллекции, как правило, дарились наследниками (или переходили по завещанию) университетам, а иногда сами становились поводом для создания учебных заведений (кабинет «натуралиев» стал базой для университета в Падуе). Кроме естественно-научных предметов в кабинеты натуралиев включались астрономические приборы, физические модели. Первый специализированный научный кабинет (минералы, растения, животные, экзотические предметы и раритеты) был создан в Дании (1621) врачом О. Вормом для оказания помощи в исследовательской работе Копенгагенского университета. На рубеже XVII – XVIII в. в научный обиход прочно вошли кабинеты естественной истории, став привычным имиджем исследователя.

Первый университетский музей для поддержания университетской науки фактическим материалом для исследования в области естествознания был основан музей при Копенгагенском университете (1626). Но самым известным университетским музеем стал музей Оксфордского университета (1683). Он вошел в историю как Музей Ашмола (Эшмолианский музей). Истоки музея идут от Палаты Диковин садовников короля Карла I отца и сына Трейдескантов (экзотические образцы флоры и фауны, геммы, минералы, монеты, медали, оружие, картины, этнографические материалы). Друг младшего Трейдескана Э. Ашмол, унаследовав собрание, пополнил его собранием книг и монет и составил каталог собрания, в 1667 г. передал Оксфордскому университету на условиях экспонирования, а в 1683 г. состоялось официальное открытие музея, где читались лекции и проводились экскурсии.

Но в эпоху научной революции исследовательские подходы к формированию коллекций сочетались причудливым образом: астрология с астрономией, магия с медициной, алхимия с естественными науками. Параллельно применялись как научная практика, так и антинаучная (например, Галилей и Кеплер занимались не только астрономией, но и составляли гороскопы). Это отражалось на коллекциях естественно-научных кабинетов. Примером могут служить кунсткамеры и анатомические театры. Первая кунсткамера Фердинанда I Габсбурга (Вена) появилась в 1550 г.; вторая – Дрезденская кунсткамера в резиденции правителя Саксонии Августа I.

Слово кунсткамера в буквальном переводе значит ‘кабинет искусств’, но под искусством понимались необычные, редкие творения природы или созданные человеком: фрагменты флоры и фауны, чучела экзотических животных, яйца страусов, черепах, бивни слонов, кости ископаемых животных, драгоценные камни, руды, корень мандрагоры, безоаровые камни, «семиголовые гидры» (василиск), рог единорога.

Анатомические театры служили для публичного вскрытия, здесь демонстрировали скелеты людей, животных, анатомические препараты. Первые анатомические театры и кабинеты возникли в Италии в XVI в., впоследствии быстро распространились по всей Европе. Отношение церкви к ним было резко отрицательным. Анатомические вскрытия разрешали производить один раз в годы на медицинских факультетах университетов. Лучшим в Европе анатомическим кабинетом был театр Ф. Рюйша (XVII в.). Он активно применял «инъекции кровеносных сосудов», что позволяло наглядно демонстрировать строение внутренних органов. Анатомические театры публиковали каталоги своих коллекций, описывали наиболее интересные образцы, но цель их была «занимательство», привлекательность. Здесь создавались «эстетические» композиции из растений, чучел, скелетов, селезенок и др.

Тем не менее различные элементы коллекционирования уже в XVII в. стали называться музеями. Их облик и назначение не соответствовали современному представлению, но отдельные черты музейной деятельности здесь уже присутствовали. В XVI – XVIII вв. формируется новое научное понятие музеография. Первой работой такого плана считается трактат фламандского врача Самуэля Квиккеберга (1565 г) «Заглавия или заголовки обширнейшего театра вселенной»: методика коллекционирования, классификация различных кабинетов, определение кунсткамеры как «зеркала мира». В это время появляются специальные пособия для начинающих коллекционеров. В XVII – начале XVIII в. выходят в свет труды, посвященные различным аспектам музейной работы: сбор, хранение, описание предметов. Их авторами были как профессора университетов, так и частные коллекционеры. Среди них: университетские профессора: И. Д. Майор («Непредвосхищенные мысли о кунсткамерах и натуркамерах», 1674); Д. В. Моллер («О кунсткамерах и натуркамерах», 1704); педагог, архитектор и математик Л. К. Штурман («Публичные кабинеты редкостей и естественных предметов», 1704); художник М. Б. Валентини («Музей музеев»,1704, 1712, 1714).

Вершиной теоретического осмысления феномена музея стал фундаментальный труд гамбургского дилера Каспара Найкеля «Музеография» (1727): краткое описание и история создания музеев; практические рекомендации по уходу за коллекциями; источники пополнения коллекций; основные принципы классификации и экспонирования созданий; классификация немецких музеев:

– галерея – помещение удлиненной формы для демонстрации произведений живописи и скульптуры;

– кабинет – помещение квадратной формы для хранения редкостей и драгоценностей (первоначально шкаф или ларец);

– камера (синоним кабинета), приставка к которому говорила о составе собрания – вундеркамера (кабинет редкостей природы), кунсткамера (кабинет искусства с необычными творения рук человека и природы), мюнцкамера (кабинет монет и медалей), шатцкамера (сокровища с драгоценными камнями и металлами).

В работе упоминаются студиоло (библиотеки с систематическим коллекционированием, рабочим кабинетом, инструметарием), антикварии (произведения античной скульптуры), формы коллекционирования, предложенные итальянскими меценатами.

 







Date: 2016-05-15; view: 1221; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию