Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Зороастризм, сикхизм и джайнизм
Среди менее известных восточных религий, которые придерживаются учения ахимсы (ахимса – непричинение вреда живому), можно назвать зороастризм (также известный как магианизм, маздаизм или парсеизм). Это учение процветало в Древней Персии, но теперь сосредоточено в основном в Бомбее. Заратустра (в греческой транскрипции Зороастр) жил в Персии в начале VI века до нашей эры и был пылким и известным поборником вегетарианства. После воцарения ислама, в VII веке н. э., многие зороастрийцы бежали из Ирана; их современные преемники – индийские парсы. 200 000 сегодняшних зороастрийцев тяготеют к вегетарианскому образу жизни. Сикхизм – направление, основанное гуру Нанаком (1469–1538), – интересная смесь индуистских и исламских верований. Из-за исламского влияния большинство направлений сикхизма не возводит вегетарианства в принцип. Тем не менее, по словам исследователя сикхизма Сварана Сингха Санехи из Академии культуры Намдхари, «писания сикхов полностью поддерживают вегетарианство, сикхи времён гуру Нанака во многом следовали индуистскому учению и образу жизни. Их нелюбовь к мясным блюдам также была частью этого учения и образа жизни. Гуру Нанак считал поедание мяса предосудительным, особенно для тех, кто пытается медитировать». Из 10 миллионов сикхов строгими вегетарианцами являются члены школы Намдхари и Движения Золотого Храма Йоги Бхаяна. Джайнизм – восточная религия, в которой ахимса является главным принципом. В отличие от зороастрийцев и сикхов, джайны оставались верны ахимсе на протяжении всей своей истории. Со времён основоположника джайнизма Махавиры (599–527 гг. до н. э.) религия разрослась и укрепилась; сегодня в мире насчитывается 4 миллиона джайнов, все – убеждённые вегетарианцы. В Индии они славятся своими больницами для животных; монах-джайн Хиравиджайя Сури убедил мусульманского императора Акбара (1556–1605) запретить убийство животных в определённые дни. Сам Акбар прекратил охотиться и полностью принял вегетарианскую диету. Буддизм Хинаяна (строгий буддизм) мясоедение отвергает, махаяна – разрешает, но не поощряет. Целиком вегетарианскими являются некоторые течения, например, дзэн-буддистское монашество. Гауттама Будда известен своей проповедью, направленной против убийства животных. Он провозгласил ахимсу и вегетарианство необходимыми условиями духовного самосовершенствования. Известен его афоризм, связанный с этим: «Не потворствуй чревоугодию, которое сопряжено с убийством животных». В «Дхаммападе», предвидя возможные отступления от своего учения, Будда говорит: «Найдутся глупцы, которые в будущем станут утверждать, будто я разрешил есть мясную пищу и сам ел мясо, но знай же, что я никому не позволял есть мясо и никогда не позволю в будущем, нигде, ни при каких обстоятельствах и ни в каком виде; это раз и навсегда запрещено для всех и каждого». Другой афоризм «Дхаммапады» предупреждает о печальных последствиях употребления в пищу мяса: «Тот, кто ради своего счастья мучает или убивает другие живые существа, которые как и он стремятся к счастью, закрывает себе путь к счастью в следующей жизни». В «Махапаринирвана Сутре» сказано: «Тот, кто ест мясо, губит семя великого сострадания». Д. Т. Судзуки, выдающийся специалист по буддийским учениям, в своей книге «Сущность буддизма» пояснил: «грандиозное здание буддизма покоится на двух столпах: „великой мудрости“ (маха-прагья) и „великом сострадании“ (маха-каруна). Мудрость проистекает из сострадания, а сострадание – из мудрости, ибо они двое едины». Доктор Судзуки писал в небольшой работе «Цепь сострадания»: «Буддисты должны стараться учить уважению и сочувствию ко всем созданиям без исключения – сострадание есть основа их религии...». Сохранилось одно древнее стихотворение, которое считается единственным текстом, написанным самим Буддой: «Для безногих тварей есть место в моём сердце. И для тех есть место, у кого две ноги, и для тех, у кого множество ног. Пусть никогда ни одно живое существо, каково бы оно ни было, не узнает горя. Пусть никогда его не коснётся зло». Будда недвусмысленно осуждал мясоедение. Его первые биографы утверждают, что он считал желание есть мясо «прихотью невежд». Будда запрещал своим ученикам есть мясо в трёх случаях: если ученик своими глазами видел убийство животного; если он согласился на это убийство; если он знал, что животное убили специально ради него. Все основные направления буддизма признают это высказывание Будды. Буддистское отношение к животным нагляднее всего проявляется в притчах Джатака, где рассказывается о прежних воплощениях Будды не только в человеческих телах, но и в телах животных. Традиционно эти притчи приписываются самому Будде; смысл в том, что не только Будда, но и каждый человек неоднократно в своих прошлых воплощениях был животным, птицей, рыбой и т. д. Следовательно, у каждого живого существа есть возможность достигнуть просветления в одном из будущих рождений, поэтому убийство животного – фактически такое же преступление, как убийство человека. Считается, что некоторые произведения из «Махаяны» содержат подлинные высказывания Будды. «Ланкаватара», «Сурангама» и «Брахмаяла», к примеру, призывают к вегетарианскому образу жизни. Вот один из отрывков «Ланкаватары»: «Во имя любви к чистоте боддхисатва (человек, достигший просветления) должен воздерживаться от поедания плоти, рождённой из крови и семени... Дабы не внушать ужас живым существам, пусть боддхисатва, который стремится развить в себе сострадание, воздерживается от мясной пищи. <...> Неверно, что мясо – достойная еда, и что оно дозволено, если не убивал животное сам, не давал приказа убить его, и если оно не предназначалось именно для тебя... Может случиться, что в будущем некоторые люди из-за пристрастия к мясу попытаются придумать сложные оправдания, чтобы добиться разрешения есть его... Но... поедание мяса в любом виде, при любых обстоятельствах, в любом месте недопустимо и должно быть навсегда запрещено... Я никому не дозволял есть мясо, не дозволяю и никогда не дозволю». Кроме того, в «Сурангама Сутре» говорится: «Мы учимся дхьяне (медитации) и пытаемся достичь самадхи (мистического совершенства), чтобы уйти от страданий земной жизни. Но если мы сами стараемся избавиться от боли, почему же мы причиняем её другим? Пока мы не научимся владеть собой настолько, что даже сама мысль о жестокости и убийстве станет нам ненавистна, мы не сможем сбросить оковы земной жизни... После того как я достигну паринирваны (полного просветления) в последней калпе (эпохе), повсюду будут бродить духи и обманывать людей и учить их, что можно есть мясо и всё же стать Просветлённым... Как может бхикшу (ищущий), который надеется стать избавителем остальных, жить за счёт плоти существ, наделённых чувствами?» Согласно «Энциклопедии буддизма», «в Китае и Японии поедание мяса считалось грехом и строго осуждалось... Постепенно оно прекратилось (около V века н. э.), и отказ от мясной пищи стал общим правилом. В храмах и монастырях не допускались никакие мясные блюда». Даже те монахи, которые ели рыбу, носили унизительное прозвище namagusubozu – «нечистый монах, пахнущий сырой рыбой!» Когда во время правления династии Хан (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) буддизм проник в Китай, там уже процветали конфуцианство и даосизм. В эту эпоху китайцы поклонялись в основном духам своих предков, отдавая им дань почтения в соответствии со строгими правилами приёма пищи и сложнейшими религиозными церемониями. Блюда, в которые входила, например, свинина, делавшая дыхание человека «отвратительным для предков», считались нежелательными. Другими словами, в Китае тогда уже существовали вегетарианские обычаи. Современные буддистские организации, как, например, Буддистское движение в защиту прав животных, также заинтересованы в восстановлении вегетарианских принципов религии. А такие ответвления буддизма, как, например, школа Као Дай, зародившиеся в Южном Вьетнаме, сегодня насчитывают около двух миллионов приверженцев, среди которых все без исключения – вегетарианцы. Индуизм К вегетарианству индуизм более чем склонен – многие направления индуизма прямо предписывают такой образ питания. Индуисты составляют подавляющее большинство населения Индии (700 млн жителей) – почти все они вегетарианцы. Азию поистине можно назвать континентом рекордов: она обладает самой большой площадью суши, самыми высокими горами, самым большим народонаселением и т. п. Именно она провозгласила вегетарианство неотъемлемой частью жизни верующего – и именно она остаётся сегодня лидером в этом аспекте: 80 % населения Индии – приверженцы ведической традиции, и подавляющее большинство из них – вегетарианцы. В рамках индуизма главным направлением, согласно самим Ведам, считается бхагавата-дхарма (вайшнавизм), поклонение Всевышнему Господу Вишну (Шри Кришне), и о вегетарианстве вайшнавов стоит говорить отдельно.
Бхагавата-дхарма (вайшнавизм) Ведические писания Индии, появившиеся задолго до буддистского периода, утверждают, что принцип ахимсы является этической основой вегетарианства. «Мясо невозможно получить, не причинив вреда живым существам, – говорится в „Ману-самхите“, древнем своде законов для человечества, – поэтому пусть каждый воздерживается от употребления мяса». В другом разделе «Ману-самхиты» (5.49) даётся совет: «Помня о том, каким отвратительным способом добывается мясо, и о той жестокости, с которой содержатся в неволе обречённые живые существа, человек должен раз и навсегда отказаться от употребления в пищу мяса». «Ману-смрити» также гласит (6.60): «Тот же, кто не лишает жизни ни одного из существ, сам заслуживает спасения». «Ригведа» (10.87.16) предписывала царю остановить или – если это не удаётся – жестоко наказать человека, который «вкушает мясо лошади или иного животного». В «Аюрведе» (12.32) говорится: «Не смей использовать дарованное тебе Богом тело для убийства тварей Его – будь то люди, животные или кто-нибудь другой». В «Падма-Пуране» сказано: «Человек, услышь суть праведности и следуй ей: не делай другим того, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе». В «Махабхарате» (эпической поэме, которая считается самой большой поэмой в мире) есть множество предписаний, запрещающих убивать животных. Вот некоторые из них: «Тот, кто наращивает своё мясо, поедая плоть других созданий, обрекает себя на страдания, в каком бы теле он ни родился»; «Нет на свете более жестокого и эгоистичного человека, чем тот, кто увеличивает свою плоть, поедая плоть невинных животных»; «Тот, кто хочет долго жить, сохранив красоту, твёрдую память и хорошее здоровье, а также обладать физической, моральной и духовной силой, должен воздерживаться от животной пищи». Веды осуждают не только мясоедов. Не меньшая вина лежит на тех, кто соучаствует в убийстве живого существа, санкционирует его, разделывает (обрабатывает) мёртвую плоть, покупает, продаёт мясо и даже подаёт на стол. Только тот, кто не участвует ни в одном из этих деяний, может считаться человеком, следующим принципам ахимсы. Всякая жизнь достойна почитания, так говорят Веды. Согласно ведическим текстам, существует 8 миллионов 400 тысяч видов жизни, хотя, безусловно, часть из них относится к более высокоразвитым, нежели все остальные. Однако жестокое обращение с любыми видами противоречит принципу ахимсы. Интересно, что задолго до того, как св. Франциск был признан европейцами покровителем животных, мудрецы Индии признавали наличие души абсолютно у всех живых существ! Веды утверждают, что вечная душа переходит из тела в тело, от существа к существу, пока, наконец, не воплотится в форму человека, обладающего способностью познать Абсолютную Истину. Тем самым завершается цепь рождений и смертей. Душа получает шанс вернуться в царство Господа. В «Бхагавад-гите», главном ведическом священном писании, говорится, что душа является источником сознания и животворящей силой в теле каждого живого существа. Согласно Ведам, живое существо, которое находится на более низкой ступени развития, чем человек, постепенно поднимается по эволюционной лестнице, пока в конце концов не получает человеческое тело. Только та душа, которая обрела тело человека, может обратить своё сознание к Богу и перенестись в момент смерти в духовный мир. Чтобы достичь этого, человек должен подчиняться всем основным законам вселенной. Иначе говоря, убийство животного замедляет эволюцию сознания, а убийца неизбежно будет страдать от последствий этого греха. Господь Шри Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (9.26): «Предложи Мне листок, цветок, плод или воду с любовью и преданностью, и Я приму их». В противном случае, если человек ест невегетарианскую пищу или не предлагает пищу вначале Господу, он навлекает на себя дурные кармические последствия. В другом месте «Бхагавад-гиты» утверждается, что пища в благости, которая рекомендована для человека, – это вегетарианская пища, а пища в невежестве – животная, убойная (амедхьям – «неприкасаемая»). Овощи, злаки, бобовые, фрукты и молоко вместе с молочными продуктами – вот пища, которую должны принимать люди, поскольку так предписано Самим Всевышним. Летописец Бардесан (2–3 вв. н.э.), происходивший из вавилонских земель, так описывает пищу, которую употребляли брахманы в Индии ещё с древнейших времён: «Употребление в пищу чего-либо другого (кроме вегетарианских продуктов), равно как и прикосновение к животной пище, рассматривается ими как верх нечистоты и бесчестия… Пища их состоит из риса, пшеничного хлеба, плодов и зелени». Благодаря высокому духовно-нравственному развитию общества древняя Индия была страной, в которой запрещалось потребление мяса и жестокое обращение с животными. Согласно религиозным воззрениям индусов, последователей бхагавата-дхармы, все животные, пернатые и рыбы считаются младшими братьями людей, поскольку их отец – тот же Всевышний Господь (индийские Веды утверждают монотеизм). Поэтому и существует предписание гуманного обращения с животными. Всё живое на земле является одной семьёй. Этот принцип ахимсы (ненасилия) проповедовали все святые и мудрецы Индии. Ахимса – это и неубийство, и позитивная любовь. Другими словами, это такое отношение к миру, которое необходимо для совершенствования души. В ведических писаниях принцип гуманного отношения к животным определяется словами сарва-бхута-хита (доброта ко всем существам), в противоположность более ограниченной морали – лока-хита (доброта только к человеку). Первый принцип естественным образом включает в себя и второй, ничуть не умаляя его. В Ведах напрямую говорится, что те люди, которые совершают насилие над безвинными животными, будут караться после смерти. Животные, убитые людьми, будут съедать их в последующем рождении. Слово мамса в санскрите означает «мясо». Мамса буквально переводится «меня (мам) также (са)», и оно было частью такого утверждения: мам сах кхадатити мамсах. Эти слова предписывалось произносить во время заклания животного – если кто-то не мог прожить без мяса, ему следовало самому убить животное, но произнося такие слова. В этом слове, мамса, и отражена вся суть мясоедения – «сначала я тебя, а потом ты меня». Идея кармы поддерживает убеждение в необходимости гуманного отношения к животным. А поедающий мясо – даже если он не убивает животное сам – также становится соучастником преступления и должен будет понести соответствующее тяжёлое наказание вместе с убийцей, мясником или продавцом мяса. Святые и мудрецы Индии много сделали для защиты животных и осознания их прав. Они, по сути, опередили нравственное сознание европейцев и народов других континентов. Те идеи, которые пытаются донести до сознания западного человека ведущие гуманисты нашей эпохи, уже несколько тысячелетий назад были достоянием народа в Индии. Бхактиведанта Свами Прабхупада, приехав из Индии в западные страны, порой говорил: «Вначале прекратите убивать (есть мясо), только после этого возможны обсуждения глубоких вопросов религиозной философии». Современная западная цивилизация и официальная христианская религия не признают, что у животных есть душа, но животным от этого не легче – их беспощадно убивают на скотобойнях тысячами и миллионами, чтобы человеку, «центру мироздания», было «сытно и радостно». Разве в момент смерти в глазах этих животных нет выражения горя, страха, боли? Откуда появились у них эти чувства, если они «бездушны»? Бездушными можно назвать только их убийц и тех, кто санкционирует такую бойню. Религия Гаудия-вайшнавов не поощряет даже религиозные жертвоприношения животных. В своих наставлениях царю Прачинабархи, которого приводили в восхищение пышные жертвоприношения, мудрец Нарада Риши раскрывал кармические последствия мясоедения: «О правитель, посмотри на небеса – и ты увидишь там животных, принесённых тобою в жертву – без жалости и сострадания убиенных. Смотри – все эти животные ждут твоей смерти, чтобы отплатить тебе за страдания, причинённые им. Как только дни твои будут сочтены, они с гневом набросятся на тебя, пронзят твоё тело железными рогами и примутся за твоё мясо» («Шримад Бхагаватам», 4.25.7–8). Разумеется, все эти впечатляющие цитаты из священных писаний мы приводим здесь не для того, чтобы повергнуть читателя в ужас. Страх – оружие сильное, но, так сказать, «из-под палки» вегетарианцем не станешь. Личное дело каждого – решить, продолжать есть мясо дальше или всё же остановиться. Истинные приверженцы ведического знания никогда не изменяли своей преданности вегетарианству. Это объясняется в значительной мере тем, что идея вселенского милосердия занимает центральное место в ведической литературе, с точки зрения этической ценности. Веды учат, что человек должен уметь видеть во всех живых организмах единый жизненный источник, независимо от того, во что «облачена» душа. Тот, кто не способен узреть в братьях меньших источник жизни, не способен понять, что есть сущность жизненного начала – от такого человека трудно ждать гуманности. Одним из высших этических идеалов Веды провозгласили стремление делать добро всем живым существам. Идеал этот по-прежнему является одной из главных заповедей ведической религии. Санскритские рукописи утверждают, что в некоторых случаях души, облачённые в тела животных, достигали освобождения от перерождений. Это лишний раз доказывает, какой высокой степени достигало равноправие людей и животных с точки зрения Вед. Ни одна другая мировая религия не оставляет права душам животных достичь Царства Божьего! Согласно ведическим писаниям, душа животного достигает освобождения, когда удостаивается дружеского расположения великого святого либо Господа. Такие события случаются нечасто, поэтому приобретают особую значимость. Самый недавний пример – из жизни Шри Чайтаньи Махапрабху, воплощения Самого Господа Кришны. Во время паломничества в Южную Индию Шри Чайтанья шёл через лес Джхарикханда. «Шри Чайтанья-чаритамрита», бенгальский текст, датируемый XVI веком, рассказывает, что в этот момент Чайтанья исполнился любви к Богу и стал танцевать, вдохновенно воспевая Харе Кришна маха-мантру. И тогда слоны, тигры, олени и птицы подхватили это пение и принялись танцевать вместе с Ним. Столь велика была любовь Шри Чайтаньи к Господу, что подвигла бессловесных тварей воспевать славу Всевышнему – каждого на своём языке. Далее сообщается, что все эти животные впоследствии были спасены, то есть избавлены от необходимости воплощаться в новых телах в материальном мире, и достигли Царства Бога. В «Чайтанья-чаритамрите» имеется ещё одно весьма любопытное повествование о Шри Чайтанье и собаке, приручённой Им. В рукописи рассказывается, как паломники, пришедшие поклониться Чайтанье Махапрабху, увидели собаку, лежащую у Его ног. Великий учитель кормил животное мякотью кокосового ореха. «Восславь имя Кришны! – сказал Чайтанья собаке, и она отчётливо пролаяла: „Кришна! Кришна!“» Рукопись повествует, что душа животного удостоилась великого блага – освободилась из этого мира и пришла в духовный мир. Нелишне отметить, что «Шри Чайтанья-чаритамрита» признана вайшнавами частью ведического канона. Таким образом, ведическая религия в целом и религия вайшнавов, как её основное направление, проповедует вегетарианство и духовное равенство всех живых существ. Как можно поднять руку на львов и слонов, танцующих в духовном блаженстве, или на собаку, ставшую способной произнести имя Бога и войти в Его Царство?! Только исповедуя религиозное вегетарианство можно утверждать, что ты считаешь всех Божиих тварей равноправными. Для строгих последователей Вед принятие в пищу любого мяса является грехом, но самым тяжким грехом считается поедание мяса коров и быков. В ведической духовной традиции корове отведено особое место. Корова считается священным животным, особо любимым Шри Кришной. Вайшнавская религия есть первоначало ведической религии, а потому воспевание особой благосклонности Кришны к коровам встречается в священных текстах повсеместно. Священное писание повествует о том, что первая корова, Мать Сурабхи, была создана посредством пахтания космического океана, и с той самой поры считается, что пять продуктов, даваемых коровой – молоко, творог, топлёное масло (гхи), моча и навоз – обладают очищающей силой. Люди должны чтить корову как одну из семи матерей (семь матерей человека – это мать, дарующая рождение, его кормилица, жена его гуру (если гуру женат), жена брахмана, царица, земля и, наконец, корова). Ведь она вскармливает человека молоком точно так же, как и его собственная мать. Корова играет важнейшую роль в осуществлении ведического идеала жизни, приближенной к Богу, построенной по принципу «простой жизни и возвышенного мышления», предлагаемого Ведами. До недавнего времени индийцы жили за счёт небольших земельных наделов и коров, способных обеспечить их всем необходимым. Навоз – недорогое и безвредное удобрение. Заключённый в подземные резервуары, он вдобавок способен выделять метан, используемый для отопления. В Европе немногие знают, что чистый не коснувшийся земли навоз обладает дезинфицирующими свойствами на тонком и грубом плане бытия. По этим причинам корова удостоена в ведическом словаре целых девяти имён, три из которых – агхнья (та, что не должна быть убита), ахи (то же значение) и адити (не могущая быть зарезанной) – содержат в себе строгий запрет отправлять это животное на бойню. Обобщая оттенки всех этих синонимов, великий индийский эпос «Махабхарата» заключает: «Имя всех коров – агхнья, и оно говорит о том, что недопустимо убивать это животное. Кто же посмеет совершить это? Только тот, кто готов сотворить самое отвратительное из злодеяний». Невозможно себе представить, на какие страдания обрекает себя человек, поедающий корову, кормилицу человечества. Причём Веды утверждают это не только для тех, кто родился в Индии, но вообще для всех людей Земли, homo sapiens. Хотя корова занимает столь особое место в традиционной культуре Индии, удивительно, что на Западе к ней не проявляют никакого сострадания или внимания (помимо так называемой «заботы» ради своих корыстных интересов по отношению к ней – получению её молока и плоти). Даже большие «любители животных» могут спокойно поедать мясо коровы, говядину. Но Праматерь-корова (го-мата) даёт человеку незаменимые продукты, необходимые для жизни, – молоко, сыр, творог, масло и даже навоз. Шри Кришну также называют «Говинда» и «Гопал» (Тот, кто делает коров счастливыми; Защитник и Хранитель коров). Вот несколько отрывков на тему вегетарианства и ахимсы (ненасилия) из комментариев Бхактиведанты Свами Прабхупады к священным ведическим писаниям: Date: 2016-05-14; view: 504; Нарушение авторских прав |