Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Иудаизм и христианство
В Ветхом Завете говорится: «Не убий» (Исход, 20.13). Широко распространено ошибочное мнение об этой шестой заповеди, налагающей запрет на убийство якобы только человека. В оригинале на древнееврейском стоят слова ло тиртцах, точный перевод которых: «Не убий». Профессор Рубен Алкалай в «Полном древнееврейско-английском словаре» указывает, что слово тиртцах в классическом древнееврейском языке относится к убийству любого рода, а не только человека. В иудаизме употребление мяса в пищу ограничено множеством условий и не является предписанным; вовсе не употребляли в пищу мяса ессеи – известные своим благочестием среди иудеев. Хотя в Ветхом Завете и есть ряд предписаний, регламентирующих употребление в пищу мяса, но всё же нет сомнений, что в идеале человек должен питаться только вегетарианской пищей. Согласно Книге Бытия (1.29), первоначально, в шестой день творения, человеку и всем животным Господь позволил лишь растительную пищу: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу». Такое положение было признано Богом «хорошим весьма» (Быт.1, 31). В Римской империи не только животные, но и люди – пленники и рабы – не вызывали у римлян сострадания. Христианство противопоставило этому идею ценности любого человека вообще. Но, к сожалению, дальше этого оно не пошло. Если, скажем, последователи Вед в Индии утверждали, что драгоценна любая жизнь, христиане выделили только человека, как обладающего бессмертной душой. Таким образом, идея иудаизма, в понимании христиан, противопоставила человека остальному миру живого и сделало его центром мироздания. Христианство осуждало бои гладиаторов, но в то же время не высказывало возражений против жестокого обращения с животными. Можно вполне утверждать, что христианство – несмотря на все его духовные достоинства – сектантским образом увеличило пропасть между человеком и остальным миром, поскольку христианское понимание их взаимоотношений опиралось на утверждение Библии, что человеку дано право господствовать над всем. Слово «господствовать» зачастую понималось не в смысле опекать, покровительствовать, а в смысле властвовать, эксплуатировать. Животные на заре христианства не стали объектом милосердия, и прошло 16 веков, прежде чем в Европе раздались голоса в защиту всего живого, призывы к вселенской этике. Почему прошло так много времени, прежде чем начался этот процесс? Ведь совершенно очевидный гуманизм Закона Моисеева предусматривал соблюдение интересов животных, легализовал их права и в определённой степени допускал распространение на них нравственных законов. Например, в субботний день должны были отдыхать не только люди, но и домашние животные. Если принимать идею того, что животные это что-то принципиально отличное от человека по всем параметрам, то тогда зачем было в законе указывать на их право к отдыху наравне с человеком? «Добродетельный человек чтит жизнь животного» – вот одно из изречений священного писания, о котором, к сожалению, мало говорят. В Библии (Бытие 1:30) Господь Бог говорит: «А всем зверям земным и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал я всю зелень травную в пищу». (Профессор Рубен Алкалай, глубокий знаток древнееврейского языка, утверждает, что слова нэфэш и чайах, употреблённые в этом стихе, означают именно «душа живая».) Христиане, различая душу и дух, утверждают, что у животных есть душа, но нет духа, как у человека, и поэтому нет греха в убиении животных. Когда христиан спрашивают: «Почему у животных нет духа?», они говорят: «Потому что они не служат Богу и живут только своими инстинктами». Но согласно такой логике можно посмотреть на детей человеческих до 4 лет или на тех, кто по тем или иным причинам сошёл с ума. Они тоже не служат Богу и движимы одними лишь инстинктами. Может быть, согласно такой ущербной этике их можно также употреблять в пищу? Несомненно, здравый рассудок узрит изъян в таких рассуждениях. В Ведах христианскому понятию «дух» соответствует понятие атма, и атма неизбежно присутствует во всех живых существах, просто у животных она покрыта невежеством больше, чем у человека, и по этой причине разум животных очень слаб. А «душе» (как чувственно-психическому аспекту человеческого существа) в Ведах соответствуют понятия индрия, манас и буддхи (чувства, ум и разум). В этой книге, «Духовный свет истины», под «душой» понимается вечная атма. Великий святой Франциск Ассизский воспринимал всю природу как отражение её Создателя, и потому называл своими братьями и сёстрами не только живые существа, но и солнце, луну, ветер и воду. Вот почему для св. Франциска было совершенно естественно спасать своих «младших братьев» диких голубей, которых несли на базар, и устраивать им гнезда. Именно сила его любви и милосердия могла помочь ему укротить волка-людоеда и совершить другие чудеса. «Если бы я только мог предстать перед императором, – воскликнул как-то Франциск, – я бы умолял его ради любви к Богу и ко мне издать указ, запрещающий ловить и лишать свободы моих сестёр – жаворонков». Св. Франциск страстно любил всю природу – и живую, и неподвижную. Преподобный Бонавентура из францисканского ордена так писал о св. Франциске: «Когда он размышлял об изначальном источнике всех существ, он преисполнялся ещё большей благодати, называя живых существ – какими бы малыми они ни были – „братом“ или „сестрой“, ибо был уверен, что они имеют своё начало оттуда же, откуда и он сам». В священных писаниях иудеев и христиан человеку не позволяется ради удовлетворения своих чувств убивать других живых существ. «Только плоти с душой её, с кровью её, не ешьте. Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу её от всякого зверя» (Бытие, 9.4, 5). Это место впоследствии интерпретировали как указание к тому, что нужно просто выжимать мясо от крови и тогда его можно есть. Но дело в том, что очистить до последней капли крови плоть убитых животных совершенно невозможно. «Ради того, чтобы поесть, не разрушай создания Божия» (Посл. к римлянам 14:20). В Hовом Завете имеется ещё ряд мест, дополнительно освещающих эту тему. Так, апостол Павел в Послании к Римлянам пишет: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Римл. 14, 21). У древних историков Церкви, в частности, у Климента Александрийского, имеются свидетельства, что, по крайней мере, трое из апостолов – Пётр, Матфей и Иаков – были вегетарианцами. Из Евангелия от Матфея (5.7, 8, 9) мы знаем такие заповеди Иисуса: «Блаженны милостивые, ибо помилованы будут» («блаженни милостивии, яко тии помилованы будут»); «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»; «блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими». Если кто-то говорит, что для осознания Бога неважно, что принимать в пищу, тогда можно спросить: «А почему бы людям, согласно этому принципу, не кушать друг друга?» Сторонники всеядности нам сразу ответят: «Нет, нет, ну что вы… это же наши братья! Это наши ближние, мы должны их любить». А кто же тогда для нас животные? Разве не братья наши меньшие, пусть и менее разумные? Воистину верующий человек будет строго соблюдать заповедь «не убий» и по отношению к животным, а значит – будет убеждённым вегетарианцем. Многие отцы Церкви, христианские святые и монахи были вегетарианцами или поддерживали принцип вегетарианства, поскольку хорошо знали о пагубном влиянии убойной животной пищи на духовное развитие человека, приближение его к осознанию милосердного Бога. Здесь можно упомянуть Иеремию, Тертуллиана, Иоанна Златоуста, Венедикта, Климента Александрийского, Евсевия, Папия, Киприана и Пантения. Преподобный Иоанн Златоуст писал: «Мы, лидеры христиан, практикуем воздержание от животной плоти, чтобы усмирить члены своего тела. <…> Неестественное питание мясом животных оскверняет» (Иоанн Златоуст «Проповедь», 69). Ему также принадлежат слова: «…Ограничьтесь растениями (вегетарианской пищей), если хотите питаться сытно и здорово». Климент Александрийский (2–3 в. н. э.), глава Александрийской богословской школы, ещё за сто лет до Златоуста писал: «Но теми, кто <…> питает свои собственные болезни, движет самый ненасытный демон, которого я не постесняюсь назвать „демоном чрева“, худшим из всех демонов… Гораздо лучше быть счастливым, чем делать своё тело кладбищем для животных. Именно поэтому святой апостол Матфей принимал в пищу семена, орехи и овощи, воздерживаясь от животной плоти» (цитата из книги Климента Тита Флавия «Наставник», часть 2-я «До-никейские Отцы»). Более того, «Клементийские проповеди», написанные во 2-ом веке, составлены на основе проповеди св. Петра и считаются одним из ранних христианских текстов. В проповеди 12-ой ясно говорится: «Неестественное питание плотью животных оскверняет так же, как и языческое поклонение, с их жертвоприношениями и нечистыми пиршествами. Поедающий мясо становится сотрапезником демонов». В «Деяниях апостолов» (24:5) говорится, что Павел был из общины назареев, которые следовали принципам ессеев, в том числе и вегетарианству. Профессор Эдгар Гудспид в своей книге «История раннего христианства» утверждает, что в апокрифическом писании «Деяния св. Фомы» указывалось, что св. Фома тоже воздерживался от мяса. К тому же, мы узнаём от почтенного отца Церкви, Эвсевия (264–349 н. э.), ссылающегося на Гегезиппа (ок. 160 г. н. э.), что Иаков также избегал употребления в пищу мяса животных. В книге С.Лаврова «Яко с нами Бог» (глава, «О посте», стр. 92), которая была издана по благословению Высокопреосвященнейшего Владимира архиепископа Почаевского сказано: «Многие нарушают пост, потому что боятся потерять здоровье, забывая о том, что здоровье нам даёт не мясо, а Бог! Мясная пища во время поста не служит нам во здравие, а приводит к болезням. Напротив, многие больные, начав поститься, исцеляются. Человек - существо травоядное, таким его Бог создал и дал в пропитание растительную пищу, для неё приспособлен организм человека; соки животного он не усваивает, быстро стареет, главное же, от вкушения мяса рождаются страсти, а от страстей - болезни. Слоны, быки, кони питаются только растительной пищей; значит, в ней есть всё необходимое для создания больших организмов и для того, чтобы иметь огромную физическую силу. Святые отцы говорят, что тело - это осёл, на котором мы должны доехать до Небесного града Иерусалима: если не докормишь его - свалится, если перекормишь - взбесится. Поэтому надо всегда держаться золотой середины, идти царским путём». В современном католичестве и православии вегетарианство принято среди монашества, в том числе иногда и среди высшего духовенства. В разных направлениях протестантизма на этот счёт существуют различные традиции. Например, Джон Уэсли, английский протестантский проповедник XVIII века, придерживался идеи вегетарианства, и в наше время её придерживаются адвентисты седьмого дня, хотя в целом протестантские учения к вегетарианству не особенно склоняются. В православии для мирян обычно установлена система постов, запрещающая есть мясную пищу (постных дней в течение года насчитывается более двухсот). В старообрядчестве встречаются дополнительные ограничения на мясоедение, восходящие к установлениям Ветхого Завета. В традиционных русских неправославных христианских направлениях (у духоборов, молокан, христововеров) вегетарианство было принято почти повсеместно, а неправославных христианских верований, включая старообрядчество, к концу XIX века придерживалась примерно половина населения России. Нравственные принципы православного христианства основываются на учении Христа, изложенного в Новом Завете. Исходные положения христианского учения – о доброте, ненасилии, самосовершенствовании – развивались в соответствии с общим нравственным уровнем, получая каждую последующую эпоху новое преломление, отвечающее более высокому культурному уровню общества. Не чужды были идеи доброго, милостивого отношения к животным и многим представителям русского христианства. Известно, что великие русские святые Сергий Радонежский и Серафим Саровский питались исключительно вегетарианской пищей. Когда преподобный отец Сергий Радонежский был ещё младенцем, он отказывался брать грудь своей матери, если она в день поста ела мясо. Когда его мать поняла это, она бесповоротно перешла на вегетарианское питание. Этот сверхъестественный факт говорит о том, что тема ненасилия это не то, что должно постигаться ограниченным умствованием, этот принцип проистекает из природы чистого духовного мира, стоящего над ограниченным рассудком маловеров и чревоугодников. Многие святые прошлого, признаваемые православной церковью, склонялись к вегетарианству и призывали к этому других. А это Пётр Афонский, Лука Элладский, Вонифатий Римский, Симеон Дивногорец, Никита Столпник, Мурин Египетский, Нифонт Кипрский, Макарий Александрийский, Венедикт Нурсийский, Олимпиада Царьградская, Симеон Столпник, Архипп Иерапольский, Иринарх Ростовский, Пафнутий Боровский, Пётр Полянский и другие. Ислам В исламе традиции отношения к мясоедению близки к иудейским. В течение месяца Рамазан в дневное время принят полный пост для всех верующих. Вегетарианство практикуется преимущественно среди суфиев (сунниты) – мусульманских мистиков. Исламская традиция требует, чтобы в Мекке, родном городе Магомета, не допускалось убийств и чтобы все живые существа жили там в мире и согласии. Приближаясь к Мекке, паломники-мусульмане надевают особое покрывало (ihram), и с момента облачения в эту ритуальную одежду им не дозволяется убивать никого: ни вшей, ни саранчу — никакое живое существо. Если паломник увидит на земле насекомое, он должен предупредить об этом своих спутников, чтобы те случайно на него не наступили. Таким образом, хотя ислам обыкновенно не считается религией, поддерживающей вегетарианство и доброе отношение к животным, мусульманская традиция многое говорит о взаимоотношениях человека с животным миром. В книге «Так говорил Магомет» (перевод хадисов, сделанный доктором М. Хафизом Сидом) ученики пророка Магомета спрашивают его: «Правда ли, что воздастся нам за то, что мы делаем добро четвероногим и поим их водой?» Магомет отвечает: «Будет вознаграждён тот, кто приносит благо любому животному». Также в одном из хадисов Магомет сказал: «Кто делает добро созданиям Господа, тот делает добро себе». Соответственно, уместна логика от обратного, позволяющая понять это утверждение лучшим образом: кто сеет зло и страдания созданиям Господа, тот пожнёт их сам. Употребление в пищу мяса хотя и разрешено в Коране, но так же, как и в Ветхом Завете, ограничено множеством правил и запретов, один из которых гласит: «Запрещена вам мертвечина, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото с призыванием любого имени, помимо имени Аллаха» (Коран, сура 5.4). Строго говоря, это ограничение, перекликающееся с ветхозаветным (Левит, 17.14), накладывает запрет на употребление в пищу любого мяса, потому что – как уже говорилось – полностью очистить от крови плоть убитых животных практически невозможно. Жизнеописания Магомета включают в себя ясные свидетельства его любви к животным. И хотя сегодня очень трудно найти мусульман, которые считают, что их религия призывает к вегетарианскому образу жизни (хотя есть несколько сект, члены которых думают именно так), учение Магомета на этот счёт абсолютно недвусмысленно. Например, Марголиут, один из главных биографов Магомета, пишет: «Его доброта распространялась и на низшие существа. Он запрещал лучникам стрелять по птицам-матерям и увещевал тех, кто плохо обходился со своими верблюдами. Когда кто-то из его спутников поджёг муравейник, – продолжает Марголиут, – Магомет заставил их потушить огонь, он запрещал всякое насилие». Другие биографы, как, например, доктор М. Хафиз Сиед, указывают, что Магомет велел тем, кто ест мясо, ополаскивать рот перед молитвой. Хотя в исламе вообще существует традиция полоскать рот, прежде чем приступить к молитве, многие исследователи говорят, что в этой связи отдельно упоминается только мясо, и никакая другая пища. Можно спросить, почему Магомет вообще позволяет есть мясо? Один из возможных ответов: Магомет во многом основывался на учениях Ветхого Завета и потому пошёл на те же уступки любителям мяса, что и Бог в Библии, так же надеясь совершить постепенные преобразования. Хотя идеалом было бы всеобъемлющее милосердие и воздержание от любого убийства, Магомету нужно было доводить последователей до этого постепенно, чтобы не оттолкнуть потенциальных учеников, которые не были готовы сразу выйти на такой уровень духовного просветления. Одно из преимуществ относительной молодости исламской религии – это то, что многие подробности касательно питания самого Магомета ещё сравнительно свежи и хорошо сохранились. Первые биографы Пророка утверждают, что он предпочитал растительную пищу, любил свежее молоко, разбавленное водой, кислое молоко с маслом или орехами и огурцы с финиками. Известно, что он мог целыми неделями питаться лишь своими любимыми фруктами: гранатами, виноградом и инжиром, а по утрам охотно пил напиток из размоченных толчёных фиников. Особенно Пророк любил мёд и часто ел его, смешав с уксусом; он говорил, что дом, где есть мёд и уксус, благословлён Богом. Он любил также смесь, тогда называвшуюся hees, изготовленную из масла, фиников и кислого молока. Более того, согласно многочисленным жизнеописаниям, Магомет говорил: «Сонмы ангелов слетаются туда, где изобилие овощей». Далее в Коране сказано, что если кто съел запрещённую пищу, чтобы выжить, на том нет греха. Это наставление полностью схоже с ведическим. Но такое едва ли могло случиться с арабами, живущими в стране, где существует множество продуктов, заменяющих мясо. У них были маслины и яблоки из Сирии, изюм из Израиля, зерно из Египта, просо из Южной Аравии, рис из долин Иордана и Индии, откуда привозили также специи. Если эта оговорка не имела связи с действительностью в прежние времена, что же говорить о нашем времени, когда развитие техники позволяет транспортировать продукты со всех концов света? Смерть Магомета подчеркнула важность вегетарианства для ислама. По легенде, одна женщина-немусульманка пригласила к себе Магомета и его спутников и подала им отравленное мясо. Пророк благодаря духовному озарению понял, что угощение отравлено, и ел его один, запретив спутникам прикасаться к пище. Хотя обычно он не ел мяса и вообще пищи, приготовленной руками неверных, в тот раз он почему-то изменил своим привычкам. Приняв яд, Магомет проболел два года и скончался в 632 году н. э. Согласно некоторым толкованиям, Магомет съел отравленное мясо именно для того, чтобы доказать упрямому народу вредность мясоедения. В конечном итоге, Коран призывает мусульман есть питательные, полезные для здоровья плоды. Описывая «законную» и «незаконную» пищу, Коран подчёркивает, что «он [Пророк] побуждает к доброму и удерживает от неодобряемого, разрешает блага и запрещает мерзости» (Коран, сура 7, стр. 157). Скрытый смысл этого изречения прояснил Аль-Газали (1058–1111 гг.), один из блистательных исламских философов. В своей книге «Ihya Ulum ul-Din» он писал: «Если поесть мяса коровы, начнётся болезнь (marg), её молоко – здоровье (safa), а очищенное коровье масло (ghee) – лекарство (dava). Праведная пища ведёт к праведной жизни». Коран недвусмысленно призывает относиться к животным с состраданием и милосердием, и, хотя многие мусульмане совсем не помышляют о растительной диете, существуют мусульманские направления, где большинство верующих – вегетарианцы, например, шииты. Исламские мистики, такие как суфии, также считают вегетарианство высоким духовным идеалом. Существует древняя легенда о суфийской святой, Хазрат Рабий Басри. Эта женщина постоянно приходила на одну поросшую лесом гору, чтобы там без помех предаться святой медитации. Когда она приходила туда, все лесные звери собирались рядом и наслаждались её обществом. Однажды туда пришёл ещё один суфий. Но едва он приблизился, как все животные разбежались, словно испугавшись чего-то. Очень огорчённый, суфий спросил у Рабии Басри: «Почему животные убегают?» Рабия ответила ему другим вопросом: «Что ты ел сегодня?» Суфий сознался, что ел лук, обжаренный в жире. Мудрая женщина сказала: «Ты ешь их жир! Как же им не бежать от тебя?» Эта известная суфийская притча отражает взгляд исламских мистиков на отношения между людьми и животными. Великий современный суфий Мухаммад Рахим Бава Мухайяддин приводит ещё одну притчу, которая называется «Охотник учится у оленёнка состраданию». Это сказание сохранилось в книге под названием «Войди в тайный сад». «Некогда жил один человек, который очень любил охоту. Он ходил в лес с ружьём или луком и стрелами и стрелял оленей, лосей и других животных. Как многие охотники, он любил есть мясо своей добычи, но особенно вкусной считал оленину. Б о льшую часть жизни этот человек охотился, убивая и поедая мясо. Однажды он набрёл в лесу на олениху, кормившую детёныша. Он очень обрадовался, потому что уже устал и знал, что мать не может убежать, пока кормит оленёнка. Поэтому он застрелил её. Но перед смертью мать вскричала: – О человек, ты принёс мне смерть, ты можешь меня съесть, но, пожалуйста, пощади моего сына! Не трогай, отпусти его! – Я понял твою просьбу, – ответил охотник, – но я собираюсь взять твоего сына с собой, вырастить его и хорошенько откормить. Тогда я смогу съесть и его тоже. Оленёнок услышал это и сказал: – О человек! Угодны ли Господу такие мысли? Охотник рассмеялся: – Господь создал зверей для того, чтобы человек мог убивать их и есть. – Ты отчасти прав, человек. Господь действительно предназначил некоторых тварей в пищу другим. Ну а ты сам? Раз для нас есть свой закон, так может он есть и для тебя? Подумай об этом. Меня хочешь съесть только ты, а вот тебя дожидается множество едоков. Ты знаешь об этом? Однажды, в присутствии Самого Господа, мухи, черви, убитые и съеденные ранее тобой животные, разные порождения ада и даже сама земля с жадностью пожрут тебя. Вы, люди, должны задуматься об этом. Когда вы убиваете нас, то съедаете сразу, но когда умрёшь ты, тебя будут долго-долго есть в аду. В каждом из твоих перевоплощений ты будешь попадать в ад. Это вполне справедливо. О человек, Бог создал и тебя, и меня. Ты человек. Бог создал тебя из земли, огня, воды, воздуха и эфира. Я зверь, но Бог создал меня из тех же элементов. Ты ходишь на двух ногах, я – на четырёх. Хотя у нас разная кожа и масть, у нас одинаковая плоть. Подумай о том, как мы похожи. Если бы кто-то убил твою мать, когда она кормила тебя, каково бы тебе пришлось? Многие из вас раскаиваются, если убьют самку, у которой маленькие детёныши. Они восклицают: „Я же не знал!.. “ Но у тебя нет никакой жалости. Ты бессовестный убийца. Ты прервал столько жизней, которые даровал живым существам совсем не ты, а Бог, но ни разу даже не задумался о том, каково бы тебе было, если бы кто-то насильно, на глазах у тебя лишил собственной матери. Вместо этого ты радуешься, что не только убил мою мать, но ещё можешь убить и съесть меня. Раз ты человек, ты должен подумать об этом. Даже самый злобный и жестокий зверь задумался бы над моими словами. Неужели ты не понимаешь горя сына, чью мать только что убили? То, что ты сказал ей, ужасно, и причинило мне и ей страшную боль. Человек, в тебе нет ни божественного, ни человеческого милосердия. У тебя нет даже совести. Твоя глупость не знает границ, тебе не ведом закон божественного воздаяния. Убивая матерей, ты сам лишишься матери, убивая их детёнышей, ты сам потеряешь своих потомков и будешь стоять у могилы своих детей, закапывая собственными руками тех, кого любил. Всю свою жизнь ты пил кровь и ел плоть животных, не понимая, что творишь. Ты любишь есть мясо и убивать. Будь у тебя хотя бы немного совести или чувство справедливости, будь ты действительно рождён человеческим существом, ты призадумался бы. Господь смотрит на нас обоих... и всё ведомо Ему. – Оленёнок, всё, что ты сказал, справедливо, – удручённо признал охотник. Затем он осторожно поднял тело матери-оленихи и отвёл оленёнка к себе домой. В тот же вечер он рассказал другим охотникам то, чему его научил оленёнок. И те, кто услышал это, воскликнули: – Мы так часто ели оленину, но из того, что ты сказал нам, мы поняли, что закон воздаяния сразу входит в наше тело через еду, которой мы наслаждаемся. В наших телах царит низменная суета. Теперь мы понимаем, что у нас не было ни милосердия, ни мудрости, – и они решили навсегда отказаться от такой пищи. – Отпусти оленёнка, – сказал один охотник. – Нет, отдай его мне, – попросил другой. – Я выращу его, а когда он станет взрослым, отпущу на волю. Но охотник решил, что сам вырастит детёныша. И в течение нескольких лет оленёнок выказывал больше любви к нему, чем даже его собственные дети. „Это нежное создание способно на большую любовь и благодарность, чем люди, – думал человек. – Оно целует меня, и лижет, и издаёт радостные звуки, когда я кормлю его. Оно даже спит у меня в ногах“. Прошли годы, и олень вырос. Тогда человек отвёл его в лес и выпустил на свободу. Дети мои, каждый из вас должен понимать, что он делает. И если мы будем помнить, что каждое создание когда-то было маленьким, мы перестанем убивать. Мы не сможем напасть на живое существо и причинить ему боль...».
Date: 2016-05-14; view: 388; Нарушение авторских прав |