Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Увеличение числа зарегистрированных партий при растущем числе оснований лишения граждан пассивного избирательного права
Как уже было отмечено, помимо изменения избирательной системы еще одним существенным фактором стало изменение порядка регистрации политических партий в 2012 году. Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 года № 95-РФ стал первым в стране (прежний закон касался только партий в СССР), узаконившим политическую партию как особую форму общественного объединения – только они сохраняли право на участие в выборах. Чтобы получить новый правовой статус, нужно было вместо ранее установленной фактически символической численности общественной организации (требовалось лишь несколько учредителей) иметь минимальную численность в 10 тысяч членов и региональные отделения не менее чем в половине субъектов страны. Затем законодательство о политических партиях существенно ужесточилось – поправками от 24 декабря 2004 года минимальная численность членов партии выросла с 10 до 50 тысяч, причем не менее чем в половине субъектов РФ должны быть созданы региональные отделения партии численностью не менее чем 500 человек. Партии, которые по итогам проверки по состоянию на 1 января 2006 года не отвечали новым требованиям, подлежали принудительной ликвидации начиная с 1 января 2007 года (2006 год отводился на проверку). Ликвидированная в соответствии с данным законом Республиканская партия России в 2011 году добилась решения Европейского суда по правам человека о незаконности ее роспуска и незаконности подобной процедуры. К началу 2006 года в стране осталось только 37 партий (фактически 36, так как по партии «Русь» уже шел суд по вопросу ее ликвидации). К концу 2007 года в стране оставалось только 15 партий (фактически – 14 по причине недееспособности Партии Возрождения России), к концу 2011 года – лишь семь. При этом с 2001 года не просто было введено государственное финансирование партий, набравших 3% и более голосов на выборах депутатов Государственной Думы РФ, но и «финансовые санкции» для тех, кто набрал менее 2%. Если в ходе избирательной кампании все партии и кандидаты получали бесплатное эфирное время и газетные площади, то после выборов для партий, набравших менее 2% голосов, все «бесплатные» ранее медиа-ресурсы превращались в платные – от них требовали оплатить полученное время и площади. По результатам выборов в Государственную Думу РФ 2007 года все партии, кроме четырех прошедших в Государственную Думу, оказались «должниками». После этого вместо оплаты долга большинство данных партий выбрали самоликвидацию. Только в июле 2009 года были приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, освобождающие СМИ от налогов на предвыборный эфир и печатную площадь, которые они предоставляют партиям на безвозмездной основе. Федеральный закон был введен в действие «задним числом» и распространялся на отношения, «возникшие с 1 января 2006 года», т.е. на выборы 2007 года. Однако партии-должники, кроме «Яблока» и «Патриотов России», к этому времени уже самоликвидировались. После первого президентского Послания Д. Медведева 8 ноября 2008 года были приняты поправки о поэтапном снижении минимальной численности членов партии: с 1 января 2010 года минимальная численность партии была снижена с 50 до 45 тысяч, с 1 января 2012 года – до 40 тысяч членов. При этом новые партии в это время все равно де-факто не регистрировались (за исключением созданной вместо СПС «Гражданской силы» и ДПР партии «Правое дело»). На фоне ликвидации большинства «старых» партий в 2004-2011 годах не увенчалась успехом ни одна попытка учреждения новой политической партии, кроме партии «Правое дело», несмотря на создание нескольких десятков инициативных групп. Так называемые новые проекты этого времени типа «Патриотов России» или «Справедливой России» – это, на самом деле, просто сменившие названия старые. После отмеченной выше смены концепции электоральной политики в декабре 2011 года Федеральным законом от 2 апреля 2012 года № 28-ФЗ минимальная численность членов партии была снижена до 500 человек. Одновременно кандидаты всех партий получили льготу при регистрации (как партийных списков, так и кандидатов по округам) на выборах в виде освобождения от сбора подписей. Самовыдвиженцам была установлена норма в 0,5% подписей от числа избирателей соответствующего избирательного округа. Началась быстрая регистрация новых партий. Перечень партий, имеющих право принимать участие в выборах в каждом регионе, зависел от даты, когда началась избирательная кампания (так как регистрация партий продолжалась почти непрерывно, то в разные даты список мог оказываться разным): · на выборах 14 октября 2012 года в разных регионах в зависимости от даты начала конкретной избирательной кампании в выборах могло принимать участие от 16 до 27 партий; · на выборах 8 сентября 2013 года в разных регионах могли принимать участие уже от 48 до 54 партий; · В региональных и местных выборах 14 сентября 2014 года могли участвовать 69 партий. Одновременно очевидно использовалась политика «кнута и пряника» для возвращения лояльности «старых системных» партий (то есть партий, существовавших до 2011 года). В качестве кнута выступали негативные информационные кампании, уголовные дела на конкретных депутатов. В качестве пряника предоставление постов губернаторов, хотя обычно в крайне тяжелых и депрессивных регионах. Кроме того, было увеличено государственное финансирование политических партий: в декабре 2012 года с 20 до 50 рублей за каждый полученный на парламентских выборах голос ежегодно, а с 1 января 2015 года – до 110 рублей. Таким образом, по сравнению с концом 2011 года финансирование основных партий государством выросло в пять раз. Мотивы государства понятны: партии не должны быть заинтересованы в поиске каких-либо частных спонсоров, главным должно быть стремление сохранить и получить госфинансирование (то есть главным объектом, на интересы которого направлено внимание руководства партий, должен быть не независимый бизнес, а государственная бюрократия). Кроме того, особую роль играло не просто «замазывание» «старых системных» партий поддержкой всех самых одиозных законопроектов в Государственной Думе, но даже формальное их инициирование рядом их депутатов, хотя для принятия любого закона голосов самой «Единой России» было достаточно. Вероятный смысл подобной стратегии – показать протестному электорату, что голосовать не за кого и ходить на выборы бессмысленно, а абсентеизм протестного электората лишь укрепляет доминирование сложившейся системы при электоральной мобилизации конформистов и административно зависимых. Данная ломка «старых системных» партий происходила в течение 2012 года: если еще летом 2012 года в Государственной Думе шла борьба при принятии, например, поправок, ужесточающих законодательство о митингах, то уже к концу 2012 года «закон Димы Яковлева» поддерживался всеми парламентскими партиями. Если весной 2012 года «Справедливая Россия» еще изгоняла из своих рядов лоялистов, голосовавших за утверждение Правительства, то уже в конце года началась борьба с «излишними оппозиционерами». После успеха ряда представителей новых партий на региональных выборах в сентябре 2013 года был принят т.н. «закон Клишаса», снизивший минимальные требования по применению на выборах пропорциональной избирательной системы (для муниципальных выборов требования ее наличия полностью отменены, для выборов региональных парламентов минимальная доля депутатов, избираемых по партспискам, снижена с 50% до 25%, для Москвы и Санкт-Петербурга минимальная доля отменена). Таким образом, началась ликвидация и ослабление институциональных площадок участия партий в выборах. Почти одновременно изменениями в законодательстве о местном самоуправлении была облегчена возможность отмены прямых выборов мэров населением (регионы получили право отменять их без согласия муниципалитетов). В условиях оформившегося к весне 2014 года нового альянса власти и «старых системных» партий на фоне их единодушной позиции в связи с присоединением Крыма («посткрымский консенсус») был принят Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», лишивший большинство партий льгот при регистрации своих кандидатов и партийных списков. Льготы сохранили лишь партии, набравшие на выборах в Государственную Думу РФ не менее 3% голосов (т.е. те самые «старые системные» партии), в редких случаях иные партии, если им в данном регионе в 2012-2013 годах удалось добиться некоторых электоральных успехов. Все иные партии были вынуждены вновь собирать для регистрации подписи избирателей при существенном увеличении их количества (императивная норма про 3% подписей от числа избирателей вместо 0,5%). До 2011 года существовал верхний «потолок» числа подписей в 2%, в большинстве регионов на практике была реализована норма в 1%. Таким образом, после мая 2014 года участвовать в выборах от партий без льгот становится просто не выгодно. Кандидатам в любом случае нужно собирать подписи, предоставлять большой объем документов о доходах и имуществе на себя и ближайших родственников. При выдвижении от партии нужно готовить пакет документов и на саму партию, что повышает как финансовые и организационные издержки, так и риски отказа в регистрации (увеличение числа документов означает рост риска выявления недочетов). Date: 2016-05-14; view: 828; Нарушение авторских прав |