Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика развития ролевого поведения у детей





С целью проверки эффективности проведенной работы было проведено повторное исследование развития ролевого поведения дошкольников.

3 ЭТАП - контрольный.

Цель - выявление уровня развития ролевого поведения дошкольников после проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

На данном этапе использовались те же методики диагностики, что и на констатирующем этапе исследования (диагностика на основе наблюдения). Протоколы наблюдений представлены в Приложении 18. Данные диагностики были занесены в таблицу.

 


 

Таблица 4. Уровень сформированности игровых умений детей младшего дошкольного возраста на этапе контрольного эксперимента по методике Калининой.

  п/п   Имя ребенка   возраст Распределение ролей Основное содержание игры Ролевое поведение Игровые действия использование атрибутики использование ролевой речи выполнение правил баллы Уровень развития
  Даша Р. 3г 4м + - + + + + +   В
  Аня Б. 3г 6м + - + + - + -   С
  Лиза Е. 3г 4м - - + + + + -   С
  Полина М. 3г 5м - - + + + + +   С
  Саша П. 3г 4м - - - + + + +   С
  Егор Ю. 3г 5м - + + + + - -   С
  Ксюша С. 3г 6м + + + + + + +   В
  Тимофей В. 3г 5м + + + + + + -   В
  Саша к. 4г 1м + - + + - + +   С
  Вика Т. 3г 3м - - + + + - -   Н

 

Примечание. В- высокий уровень, С - средний, Н – низкий

Диагностика Р.Р. Калининой показала следующие результаты: высокий уровень сформированности ролевого поведения выявлен у 30 % (Тимофей В., Ксюша С., Даша Р.), средний - 60 % (Лиза Е., Полина М., Егор Ю., Аня Б., Саша К., Саша П.) низкий – 10% Вика Т.


Таблица 5. Уровень сформированности ролевого поведения по О.В. Солнцевой

  №   Имя ребенка     Называет свою роль Называет роль партнера во время игры Вступает в ролевой диалог с воспитателем Вступает в ролевой диалог со сверстником Способен поддерживать ролевой диалог Меняет интонацию голоса в зависимости от роли Уровень развития
  Даша Р.             В
  Аня Б.             С
  Лиза Е.             С
  Полина М.             С
  Вика Т.             Н
  Егор Ю.             С
  Ксюша С.             В
  Тимофей В.             В
  Саша К.             С
  Саша П.             С

Диагностика О.В. Солнцевой показала, что сформированность ролевого поведения достигает высокого уровня только у 30 % дошкольников (Тимофей В., Ксюша С., Даша Р.). У 60 % (Лиза Е., Полина М., Егор Ю., Аня Б., Саша К., Саша П.) выявлен средний уровень, у 10% (Вика Т.) - низкий уровень. Характеристика игровой деятельности по каждому ребенку в отдельности представлена в Приложении 20.

Таблица 6. Результаты диагностики ролевого поведения по диагностике Р.Р. Калинина и О.В. Солнцевой на контрольном этапе

  №   Имя ребенка   Уровень по диагностике Р.Р. Калининой Уровень по диа-гностике О.В. Солнцевой   Общий уровень
  Даша Р. высокий высокий высокий
  Аня Б. высокий высокий высокий
  Лиза Е. средний средний средний
  Полина М. средний средний средний
  Вика Т. низкий низкий низкий
  Егор Ю. средний средний средний
  Ксюша С. высокий высокий высокий
  Тимофей В. средний средний средний
  Саша К. средний средний средний
  Саша П. средний средний средний

 

Количественные результаты диагностики развития ролевого поведения детей в сюжетно-ролевой игре на констатирующем и контрольном этапах исследования представлены на рис. 3.


Рис. 3 Соотношение уровней сформированности игровой деятельности детей на

констатирующем и контрольном этапах эксперимента (в %)

Очевидно, что после проведения формирующего эксперимента показатели уровня игровой деятельности изменились. На 20% увеличилось количество детей, которые демонстрируют высокий уровень. Количество детей, у которых обнаружен средний уровень, увеличилось с 50% до 60%. Следует отметить, что после проведения эксперимента, у всех детей уровень развития ролевого поведения в основном представлен средним и высоким уровнями. Это говорит об эффективности проведенной работы.

В целом значительно возрос интерес детей к сюжетно-ролевой игре. Дети стали чаще играть, более увлечённо, изменилась тематика игр, дети стали больше проявлять активности в развитии сюжетов игр. В результате планомерной деятельности сюжетно-ролевые игры стали разнообразными и более самостоятельными, увеличилась продолжительность игры. Содержание ролевого поведения стало более насыщенным.

Некоторые дети стали принимать и словесно обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, вести диалог с партнёром, а не просто молча играть игрушкой. Ребята самостоятельно подходили к уголку «ряженья» и подбирали нужные костюмы для игр.

У детей, которых был выявлен низкий уровень: (Вика Т., Саша П., Лиза Е., Егор Ю.) сформированность игровых действий перешли на средний уровень (40 %). Эти дети научились осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заместителями, воображаемыми предметами, выстраивать простую цепочку действий.

После проведённой работы с родителями (информация на стенде, индивидуальные консультации «Как играть с ребёнком», выступление на родительском собрании) активность родителей значительно увеличилась, они стали проявлять интерес к играм, больше уделять внимания детям, играть с ними дома, помогать в создании игровой среды. Об этом свидетельствуют ответы на анкету, которая была проведена после реализации плана.

Полученные нами данные позволяют сделать следующее выводы. Проведенная работа способствовала развитию у детей интереса к игровой деятельности. Показатели сформированности ролевого поведения и игровых умений в целом значительно возросли после реализации плана. Это указывает на значимость и эффективность организации и проведения занятий по развитию ролевого поведения посредством сюжетной игры.


ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

Опытно-экспериментальная работа по организации сюжетно-ролевой игры с детьми 3-4 лет позволяет нам сделать следующие выводы:

Игра, как ведущий вид деятельности детей младшего дошкольного возраста должна занимать значительное место в ДОУ и в жизни детей, а также в домашних условиях.

Как показало исследование, у подавляющего большинства дошкольников сюжетная игра не достигает высокого уровня. В этой связи очевидна необходимость создания условий для формирования должного уровня развития ролевого поведения в игре.

Результаты изучения педагогической литературы и данные констатирующего эксперимента позволили предположить, что планомерная организация сюжетно-ролевых игр, направленная на формирование ролевого поведения возможна при создании определенных условий. Среди этих условий главными представляются следующие: позиция воспитателя, поддерживающая и стимулирующая свободную игру; предоставление достаточного времени и пространства для свободной игры детей; рациональная организация и динамичное изменение предметно-игровой среды; поддержка игры предполагает косвенное руководство.


Контрольный эксперимент подтвердил наличие положительной динамики развития игровых умений у дошкольников.

Изучив теоретические основы формирования ролевого поведения посредством сюжетно-ролевой игры, а также передовой опыт педагогов по данной проблеме, апробировав опыт руководства сюжетно-ролевой игрой можно сформулировать следующие методические рекомендации для педагогов и родителей.







Date: 2016-05-14; view: 2431; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию