Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опыт работы воспитателей по формированию ролевого поведения дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры





Сюжетно - ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что её создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер. Руководство этим видом игр требует от педагога знания методики организации на каждом возрастном этапе и педагогического такта.

Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание игры детей: способствует расширению их представлений о труде и быте взрослых, обеспечивает формирование знаний детей о взаимоотношениях людей. Для того, чтобы игра возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо её грамотно организовать. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая её, сохранять самодеятельный творческий характер игровой деятельности детей. Для грамотного руководства игрой педагог должен знать особенности организации игры в детском коллективе.

Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек, игровых материалов; создание предметно-игровой среды, что создаёт «материальную» базу игры, обеспечивает развитие игры, как деятельности. Созданные условия способствуют творческой активности, побуждают детей к игре. Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учётом ближайшей перспективы их развития.

Обратимся к опыту работы воспитателей по организации сюжетно-ролевых игр с целью формирования ролевого поведения детей.

И.Г. Коваленко, воспитатель детского сада из г. Таганрог [11,211] создаёт предметно-игровую среду, которая способствует развитию самостоятельной игровой деятельности. В группе она оформила центры для игр: «Доктор Айболит», «Магазин», «Парикмахерская», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей. Также создан стол для игр-манипуляций с предметами для развития моторики рук [11,225].

Для формирования у детей ролевых действий, необходимо умение перевоплощаться. С этой целью автор статьи использует костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для постового), в изготовлении оказывают помощь родители.

Играя с детьми, И. Г. Коваленко создаёт проблемные ситуации. Это побуждает детей обсуждать замысел, подбирать необходимые материалы для деятельности. Воспитатель играет вместе с детьми, в игре принимает позицию играющего партнёра, на каждом возрастном этапе разворачивает игру так, чтобы дети усваивали новый, более сложный способ построения игры. Кроме этого, воспитатель старается создать доброжелательную атмосферу. В совместной игре с детьми не допускает принуждения, навязывания тем, игровых ролей, форм игры. Также И. Г. Коваленко формирует у детей умение играть в совместные игры: проявляет интерес к играм детей и, задавая вопросы, воспитатель постепенно приучает детей обдумывать тему и содержание игры, договариваться, распределять роли [10,8].

М.Г. Рагозина, воспитатель из г. Белгород, подробно описывает свой опыт по развитию ролевого поведения в игре у детей старшего возраста [23,18]. Она считает, что при организации сюжетно-ролевых игр, важное значение имеет субъект - субъектное взаимодействие воспитателя и ребенка, где взрослый является не руководителем, а партнёром детей в творческом процессе.

Игра строится так, чтобы для ребёнка возникла необходимость ролевого взаимодействия с другими детьми, а также возможность смены роли в процессе игры для развёртывания интересного сюжета. Это достигается при соблюдении следующих условий:

1. Использование многоперсонажных сюжетов с ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;

2. Персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

Для того, чтобы сформировать у детей ролевое поведение, М.Г. Рагозина перед началом игры предлагает проводить предварительную работу: наблюдения с учётом темы предстоящей игры, беседы об увиденном на экскурсиях, целевых прогулках, чтение художественной литературы по теме, рассматривать иллюстрации, совместно создавать атрибуты для предстоящей сюжетно - ролевой игры.

Начинать такую работу целесообразно с каждым из детей индивидуально. Наиболее подходящее время – утренние и вечерние часы. Когда детей в группе немного, и воспитатель может уделить ребёнку 7-10 минут.

Для того, чтобы дети сохраняли желание ещё раз вернуться к игре, при завершении игры можно использовать такие фразы: «Магазин закрывается на перерыв», «Гости поехали домой» и т.п. [23,27].


В свободное время полезно проводить беседы о том, в какую игру дети играли сегодня, кто кем был, какие игрушки нужно сделать, чтобы игра стала интересней в следующий раз.

В родительский уголок помещаются советы и рекомендации по организации игровой деятельности дома. Вот их тематика: «Как играть с ребёнком», «Как придумать сюжет игры», «Вместе мы многое сможем», «О пользе детской игры» [23,29].

Обратимся к опыту Юлии Владимировны Кузюры, воспитателя МАДОУ №40 г. Томска [30,14] с детьми 3-4 лет. Работая в группе с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель старается установить эмоциональный контакт с ребёнком. Вначале каждой игры старается создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли.

Формирование игровой деятельности у детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях социальной жизни. Она предлагает детям роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя и др.) Для обогащения опыта детей используются различные методические приёмы: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы.

Большое внимание уделяется умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников.

Ю.В. Кузюра предлагает использовать следующие приёмы для формирования ролевого поведения детей в играх: показ воспитателем разнообразных действий с игрушками, участие воспитателя в играх детей, составление рассказа «Как можно играть в эту игру», обучение планированию игры.

Кроме того, Ю.В. Кузюра проводит беседы с детьми и обыгрывание ситуации во время и после экскурсий и чтения литературы, совместное обсуждение воспитателем и детьми сюжета игр, предлагает использовать очередность принятия ролей, пользующихся популярностью, изучение игровых интересов детей и формирование через любимые роли положительных навыков поведения.

Автор считает, что необходимо побуждать в игровой обстановке к ролевому диалогу по инициативе взрослого участника игры, приобщать детей к «действию» с воображаемыми предметами. Немаловажное значение имеет обогащение предметной игровой среды игровым материалом [30,16].

Наталья Юрьевна Маслова [15,81], воспитатель высшей категории детского сада № 282 г. Челябинск, обращает внимание на то, что детей (5-7 лет) необходимо увлечь тематической сюжетно-ролевой игрой и предлагает следующие методы и приёмы: беседы, экскурсии, встреча с людьми определенных профессий, моделирование игры: выбор ролей, игровых действий, изготовление атрибутов и костюмов совместно с детьми, а так же дома с родителями. Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме игры в дошкольном учреждении, проводят дни открытых дверей, их приглашают в «Открытие кафе», «Цирковое представление», «Домик в деревне».

Родителей привлекают к помощи в изготовлении костюмов и атрибутов, а также обогащения развивающей среды для сюжетно-ролевой игры. Обучение ребёнка ролевому поведению лучше начинать с наиболее близких ему по содержанию ролей, - считает автор статьи.


Научить ребёнка роли, можно только играя вместе с ним. При этом важно, чтобы ребёнок в ходе общения понял, что он должен делать в соответствии с принятой ролью. Ролевые взаимодействия, ролевой диалог в старшем возрасте становится более длительным и выразительным [15,85].

Ирина Дубик, воспитатель д/с "Чайка" п. Малино, Московской области [6,29] считает, что одним из важных моментов в руководстве игрой детей является подведение к осознанию ими выполняемой в игре роли. Воспитатель даёт ребенку различные роли, а для того, чтобы ребёнок лучше смог проникнуть в образ персонажа, используются костюмы и различные атрибуты.

Большое место отводится играм, отражающим труд взрослых («Детский сад», «Поликлиника», «Магазин» и т. д.). Для проведения таких игр требуется подготовка детей. Для формирования у детей представления об этих профессиях проводятся экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы. Вместе с родителями подготавливает соответствующие атрибуты к игре. Игра в детском саду организовывается, как совместная деятельность, где воспитатель выступает, как играющий партнёр. В начале каждой игры он старается создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли. В процессе проведения игры дети учатся подчинять своё поведение роли. После игры воспитатель спрашивает у детей, во что они играли, кем были, что делали и т. д.

Таким образом, изучение опыта работы воспитателей дошкольных учреждений позволило прийти к выводу, что работа по формированию ролевого поведения в процессе сюжетно-ролевой игры будет успешной, если педагогом определены способы обучения ролевому поведению в игре с учётом возрастных особенностей, используются косвенные методы руководства, применяются различные формы работы с родителями.

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ

Рассмотрев теоретические основы формирования ролевого поведения детей 3-4 лет посредством сюжетно-ролевой игры, мы пришли к выводам.

Сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети моделируют действия взрослых. Являясь преобладающим видом детской деятельности, игра способствует всестороннему развитию ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. В своём развитии игра проходит несколько этапов. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства, организации и проведения игр.

Центральным компонентом сюжетно – ролевой игры является ролевое поведение. Ролевое поведение - это осуществление взаимоотношений с партнёрами по игре, диктуемых ролью.

Исследования и практический педагогический опыт передовых воспитателей показывают, что, только знакомя детей с окружающей действительностью, раскрывая им в доступной форме общественные функции людей и отношения между ними, можно создать условия, необходимые для развития сюжетов и содержания игр.

Изучив опыт работы воспитателей дошкольных учреждений, можно сделать вывод, что для формирования ролевого поведения в процессе сюжетно-ролевой игры необходимо создать условия для её развития, учитывая возрастные особенности. Такими условиями являются: обогащение знаний об окружающем мире, создание предметно-игровой среды и совместные игры с взрослым, обучающие ролевому поведению детей.








Date: 2016-05-14; view: 3971; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию