Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение уровня развития ролевого поведения у детей 3-4 лет





Целью констатирующего эксперимента явилось определение уровня развития сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста.

На данном этапе использовались следующие методы: педагогическая диагностика Р.Р. Калининой, педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры детей 3-4 лет О.В. Солнцевой, основанные на наблюдении за игровой деятельностью дошкольников, анкетирование родителей.

На первом этапе исследования была проведена диагностика уровня развития ролевого поведения детей в процессе сюжетно-ролевой игры.

Для определения уровня сформированности ролевого поведения у дошкольников была использована методика уровня развития игровой деятельности Р.Р. Калинина, представленная в (Приложении 1). Определение уровня развития игровой деятельности проводилась на основе наблюдений за самостоятельной игрой детей, которое проходило в течение 2 недель. Было записано 6 игр. Результаты наблюдений заносились в протоколы. Протокол наблюдения приведён в (Приложении 2).

Анализ игровой деятельности осуществлялся по 7 критериям: распределение ролей, основное содержание игры, ролевое поведение, игровые действия, использование атрибутики и предметов-заместителей, использование ролевой речи, выполнение правил. Каждый критерий оценивался по уровню, характерному для данного возрастного периода детей, в нашем случае это 2 уровень – дети от 3,5 до 4,5 лет. Если ребенок выполнял заданный критерий ему ставился (+), если нет, то (-), за каждый (+) - 1 балл. Оценивался уровень развития игровой деятельности.

Результаты диагностики заносились в таблицу.

Таблица 1. Уровень сформированности игровых навыков по диагностике Р.Р. Калининой

  п/п   Имя ребенка   возраст Распрееление ролей Основное содержание игры Ролевое поведение Игровые действия использование атрибтики использование ролевой речи выполнение правил баллы Уровень развития
  Даша Р. 3г 4м + - + + - + +   С
  Аня Б. 3г 6м + + + + - - +   С
  Лиза Е. 3г 4м + - - - + - -   Н
  Полина М. 3г 5м - - + + + - +   С
  Вика Т. 3г 4м - - - + + - -   Н
  Егор Ю. 3г 5м - - - + + - +   Н
  Ксюша С. 3г 6м + + + + + + -   В
  Тимофей В. 3г 5м - + + + + - -   С
  Саша К. 4г 1м - - + + - + +   С
  Саша П. 3г 3м - - - + + - -   Н

Н – низкий уровень, С- средний, В- высокий

 

Большинство детей имеют средний уровень сформированности игровых навыков. Игровые навыки данных детей соответствуют возрастной категории 3-4 года. Стоит отметить тот факт, что четверо из испытуемых детей находятся на низком уровне по критерию выполнения роли и ролевого взаимодействия. Это значит, что ребёнок не принимает и не передаёт игровую задачу, основным содержанием является манипуляция предметами; не включается в игры со сверстниками, действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций.

В ходе исследования выявлено, что у 4 детей (Лиза Е., Саша П., Егор Ю. Вика Т.) ролевое поведение в игре остаётся на уровне простейшей имитации, подражанию предметным действиям взрослых, не переходя в более сложные формы.

Средний уровень ролевого поведения у Тимофея В., Саши К., Даши Р., Полины М., Ани Б. У названных детей ролевое поведение характеризуется подражанием другим детям. Основным содержанием игры является действие с предметами, сюжеты однообразны. Называют себя в игре, включаются в ролевой диалог.

Высокий уровень ролевого поведения выявлен у Ксюши С.. Выбор игры определяется наличием игрушки. В игре воспроизводит простейшие взаимоотношения между персонажами, называет роль, охотно вступает в игровое общение, разговаривает с игрушкой как с партнёром по игре. Может развёртывать самостоятельную игру. Владеет способами ролевого поведения.

Для определения уровня развития ролевого поведения у детей, использовалась «Педагогическая диагностика сюжетно-ролевой игры детей 3-4лет» О.В. Солнцевой (Приложение 3).

Цель: изучение особенностей развития ролевого поведения ребёнка в игровой деятельности. Метод проведения диагностики: наблюдения, создание специально диагностических ситуаций.

Таблица 2. Уровень сформированности ролевого поведения по диагностике О.В. Солнцевой

    Имя ребенка     Называет свою роль Называет роль партнера во время игры Вступает в ролевой диалог с воспитателем Вступает в ролевой диалог со сверстником Способен поддерживать ролевой диалог Меняет интонацию голоса в зависимости от роли Уровень развития
Даша Р.             С
Аня Б.             С
Лиза Е.             Н
Полина М.             С
Вика Т.             Н
Егор Ю.             Н
Ксюша С.             В
Тимофей В.             С
Саша К.             С
Саша П.             Н

Диагностика О.В. Солнцевой показала, что сформированность ролевого поведения достигает высокого уровня только у Ксюши С., у половины дошкольников (50 %) средний уровень, у 40% - низкий уровень.

Характеристика ролевого поведения каждого ребенка в отдельности представлена в Приложении 4.

Обобщенные результаты по двум методикам отражены в таблице.

Таблица 3. Результаты диагностики ролевого поведения по диагностике Р.Р. Калинина и О.В. Солнцевой на констатирующем этапе

  №   Имя ребенка   Уровень по диагностике Р.Р. Калининой Уровень по диагностике О.В. Солнцевой   Общий уровень
  Даша Р. средний средний   средний
  Аня Б. средний   средний средний
  Лиза Е. низкий низкий низкий
  Полина М. средний   средний средний
  Вика Т. низкий низкий низкий
  Егор Ю. низкий низкий низкий
  Ксюша С. высокий высокий высокий
  Тимофей В. средний средний средний
  Саша К. средний средний средний
  Саша П. низкий низкий низкий

В процентном отношении результаты диагностики по двум методикам представлены на рис. 1

Рис.1 Распределение детей по уровням сформированности ролевого поведения на

констатирующем этапе эксперимента (в %)

Как видно, только 10% детей (1 чел.) показал высокий уровень сформированности ролевого поведения, у 40% - низкий уровень (4 чел.),

50 % - средний.

В рамках исследования проводилось анкетирование родителей с целью выяснить отношение родителей к проблеме игры, их понимания значения сюжетно-ролевых игр для развития ребёнка, а также их умение организовывать и руководить игрой.

В анкетировании приняло участие 20 родителей. Анкета для родителей содержала в себе 10 вопросов (Приложение 5). Цель анкетирования – выяснить представления родителей об организации сюжетно-ролевых игр дошкольников.

Анализ результатов анкетирования помог определить общий уровень знаний родителей по организации сюжетно-ролевых игр, готовность к сотрудничеству с педагогами по развитию ролевой игры, потребность родителей в консультативной помощи воспитателей.

Анализ анкет показал следующее. Основная масса родителей (65%) понимают важность и значение игры в жизни ребенка. В свободной графе зафиксированы следующие ответы: «Игра развивает детей умственно и физически», «Это средство самовыражения», «помогает формировать навыки общения с другими детьми», «через игру ребёнок познает мир», «развивает воображение», «влияет на общее развитие ребёнка».

Результаты ответа на вопрос «Принимаете ли вы участие в играх детей?» представлен в диаграмме.

Рис.2 Результаты ответа на вопрос «Принимаете ли вы участие в играх детей?» (в %)

Как видно, только 60 % опрошенных по возможности сами принимают участие в играх детей. 25 % родителей отмечают, что у них не всегда хватает времени играть с ребенком, поэтому они делают это нерегулярно. Однако есть родители (15%), которые не играют со своими детьми. Это способствовало организации и проведении работы с родителями по вопросам совместных сюжетно-ролевых игр с ребёнком (индивидуальное консультирование о том, как играть с ребенком; оформление информационного стенда). Родители также отметили, что их дети много времени проводят перед телевизором или компьютером.

В ходе анкетирования выяснилось, что инициатором совместной игры чаще выступает сам ребенок (70 %). Совместные игры детей и родителей в большинстве своём развивающие и спортивные. В сюжетных играх родители участие не принимают. Большинство родителей понимают важность совместной игры с ребёнком. Они отметили, что совместная игра их сплачивает, взрослый является примером для ребенка. Получены следующие ответы: «игра – это способ общения, ребёнок учится у взрослого», «ребёнок и родители сближаются в игре», «когда родители принимают участие в игре, ребёнок чувствует себя любимым, нужным».

Результаты анкетирования были занесены в таблицу (Приложение 6).

Анализ ответов родителей свидетельствует о том, что большинство (больше половины) родителей стараются дома играть с ребёнком и проявляют заинтересованность в получении знаний по организации сюжетно-ролевой игры.

Проанализировав полученные данные констатирующего этапа, можно сделать вывод: в плане работы воспитатели не уделяют значительного внимания обогащению и проведению сюжетно-ролевых игр; ролевое поведение детей 3-4 лет в исследуемой группе имеет средний уровень развития, в связи с этим очевидна необходимость целенаправленной работы по созданию условий для формирования более высокого уровня развития игры, формированию ролевого поведения детей посредством сюжетно-ролевой игры по нескольким направлениям (с детьми, родителями, воспитателями).

 

Составление и реализация плана руководства сюжетно-ролевыми играми

Цель формирующего этапа - составить и апробировать план мероприятий по развитию ролевого поведения посредством сюжетно-ролевой игры.

Был составлен перспективный план (на 3 месяца), который включал в себя несколько направлений работы: с детьми, их родителями, а так же с воспитателями (выступление на педсовете).

Перспективный план по организации сюжетно-ролевой игры

Ноябрь

Неделя

Занятие «Кто в моей семье живёт?»» (рассматривание семейных фотографий, сюжетных картинок на тему «Семья обедает», картинок с изображение семьи) (02.11.2015)

Цель: Формировать представления о семье, как о явлении общественной жизни; знакомить детей со словами, обозначающими родство (мама, папа, бабушка, дедушка, дочь, сын, внук, внучка) как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о близких.

Чтение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает» (03.11.2015)

Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу чаем» ( 05.11.2015)

Цель: Способствовать воспитанию культуры поведения, развитие умения у детей реализовывать игровой замысел, учить выполнять несколько ролевых действий и действий с определёнными предметами.

Анкетирование родителей(06.11.2015)

Цель: выяснить отношение родителей к проблеме игры, их понимания значения сюжетно-ролевых игр для развития ребёнка, а также их умения организовывать и руководить игрой.

Неделя

Беседа «Как вести себя в гостях»(09.11.2015)

Цель: Способствовать воспитанию культуры поведения.

Сюжетно-ролевая игра: «Угощение» (10.11.2015)

Цель: Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел, побуждать детей творчески воспроизводить быт семьи.

Беседа с детьми об их семьях, рисунок на тему «Моя семья» (11.11.2015)

Цель: Способствовать формированию представления о семье, как о явлении общественной жизни. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и д.р.)

Совместная игра с воспитателем «День рождения куклы Вари» (13.11. 2015)

Цель: Учить играть вместе, выполнять несколько ролевых действий, объединенных сюжетной канвой, дать представление о том, как вести себя в гостях и на дне рождения.

Неделя

Занятие «Моя семья» 2 (16.11.2015)

Цель: Способствовать закреплению представлений о семье, как о явлении общественной жизни.

Настольная развивающая игра «Семья» (17.11.2015)

Цель: Закрепить названия ближайших родственников, развивать мышление, речь, воспитывать любовь и уважение к родителям и родственникам.

Родительское собрание «Как играть с детьми» (18.02.2015)

Цель: Обеспечить понимание и важность сюжетно-ролевых игр в развитии детей. Дать рекомендации родителям по организации игр.

Сюжетно-ролевая игра «Семья (гости)» (19.11.2015)

Цель: Обучение детей устанавливать взаимоотношения в игре, развитие у детей способности принять на себя роль. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

Неделя

Занятие «Разные профессии» (23.11.2015)

Цель: Создать условия для ознакомления детей с различными профессиями.

Познавательная игра-лото «Кому что надо для работы?» (25.11.2015)

Цель: Способствовать расширению детей представлений о профессиях повара, дворника, парикмахера, врача, воспитателя, шофёра. Учить детей находить орудия труда и материалы, необходимые людям той или иной профессии. Развивать внимание, память и речь детей.

Дидактическая игра «Кто и что делает с этими предметами?» (27.11.2015)

Цель: Обеспечить понимание детей о предметах и их использовании в трудовых процессах, способствовать расширению представлений о профессиях. Подготовка к игре.

Декабрь

Неделя

Чтение произведений: «Доктор Айболит» К. Чуковского, «Заболел петух ангиной» А. Крылова (с 23 11.2015 по 04.12.2015)

Цель: Раскрытие смысла деятельности врача.

Беседа о профессии врача, медсестры, рассматривание иллюстраций из серии «Профессии»: «Доктор», «Медсестра» (30.11.2015).

Цель: Ознакомление детей с деятельностью врача. Воспитание уважения к профессии врача.

Совместная сюжетно-ролевая игра с воспитателем «Доктор Айболит» (04.12.2015)

Цель: Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками, учить детей играть вместе, принимать на себя роль, выполнять несколько игровых действий, объединённых сюжетной канвой. Обучать детей реализации игрового замысла.

 

Неделя

Чтение А. Кардашова «Катенька больна» (07.12.2015)

Беседа с детьми «Как я с мамой ходил на приём к врачу» (08.12.2015)

Экскурсия в медицинский кабинет детского сада (10.12.2015)

Цель: Дать детям представление о работе медицинского кабинета, работе врача.

Сюжетно-ролевая игра «У врача» -Кукла заболела.(11.12.2015)

Цель: Обучение детей реализации игрового замысла. Развитие способности взять на себя роль, формирование умения творчески развивать сюжет игры.

Неделя

Участие детей в изготовлении атрибутов к игре - вырезание по контуру медицинских инструментов, медикаментов, таблеток, витамин; с последующим раскрашивание. (14.12.2015)

Цель: Создание игровой обстановки ещё до начала игры. Способствовать расширению знаний о назначении медицинских инструментов.

Сюжетно-ролевая игра «Больница» (16.12.2015)

Цель: Обучение детей реализации игрового замысла, развитие способности взять на себя роль. Развитие интереса к игре. Обучение детей устанавливать взаимоотношение в игре.

Неделя

Чтение произведений: потешки «Расти коса до пояса», Л. Разумова «Парикмахер», цикл стихов для детей Н.Самоний «Хочу быть парикмахером!» (с 23.12.2015 по 31.12.2016)

Цель: Раскрытие смысла деятельности парикмахера.

Выступление на педсовете детского сада «Организация сюжетно – ролевой игры с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ» (24.12.2015)

Цель: Повысить уровень знаний педагогов.

 

Январь

Неделя

Беседа «Для чего нужна парикмахерская?» (12.01.2016)

Внесение тематических альбомов и иллюстративного материала (с 12.01.2016 по 05.02. 2016)

Цель: создать условия для ознакомления детей с профессией парикмахер, способствовать расширению представлений о профессии взрослых.

Рассказ воспитателя «Как я ходила в парикмахерскую» (14.01.2016)

Цель: Раскрытие смысла деятельности парикмахера.

 

Неделя

Мама парикмахер у нас в гостях. (19.01.2016)

Цель: способствовать расширению и закреплению представления о работе парикмахера. Подготовка к игре.

Рассматривание альбома с образцами причёсок: мужских, женских и детских.

Неделя

Знакомство с предметами, необходимыми для работы парикмахера (26.01.2016)

Цель: Подготовка к игре.

Сюжетно-ролевая игра «Сделаем причёску кукле Маше» (27.01.2016)

Цель: Развитие у детей способности принять на себя роль парикмахера. Обучение детей реализации игрового замысла.

Задачи: Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Воспитывать уважение к профессии парикмахер. Побуждать детей воспроизводить в играх общественно полезный труд взрослых.Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры.

Февраль

Неделя

Открытие «новой» парикмахерской. Совместная игра с воспитателем «Модная прическа» (02.02.2016.)

Цель: Развитие у детей способности принять на себя роль парикмахера. Развитие интереса к игре.

Самостоятельная сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» (04.02.2016)

Цель: Развитие у детей способности принять на себя роль парикмахера. Формирование умения творчески развивать сюжет игры.

Работа с детьми осуществлялась в следующих направлениях: создание игровой среды, непосредственное сопровождение игровой деятельности детей, проведение специальных занятий по обогащению тематики игры, развитию ролевых действий.

Были запланированы и проведены сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Парикмахерская» и др.

Работа началась с создания предметно-игровой среды. С помощью родителей была создана предметно - игровая среда, которая была оборудована разнообразным игровым материалом. В неё входили игровые атрибуты для различных игр. Для игры «Парикмахер» в игровую среду были включены: расчески, заколки, резинки, украшения для волос, игрушечные фен и ножницы, бигуди, флаконы от шампуня и др. Для игры в «Доктор» - белый халат, шапочка, игрушечные градусники, шприцы, реклама лекарств, баночки для лекарств, бинты. Для игр в «Семью» - игрушечная посуда, телефон, ваза с цветами, коляски, костюмы и др., а так же игрушки – заменители (конфеты, булочки и др.)

Предметно - игровая среда создаёт условия для сюжетно - ролевых игр. С помощью её ребёнок входит в роль, представляя себя в различных ситуациях. Это способствует стимуляции игр, а также помогает представить себя в разных образах, помогает развитию ролевого поведения у детей.

Группа пополнилась дополнительными атрибутами, использование по-новому одной и той же предметной среды разнообразило игру, внесло в неё творческое начало. Непосредственная игра с детьми и внимательное наблюдение за самостоятельной игрой детей, позволило лучше узнать стремления ребят, выявить их предпочтения и интересы, а также игровой потенциал.

В план была включена сюжетно-ролевая игра «Семья (гости)». Предварительно проводилось занятие «Моя семья», для этого занятия воспользовалась настольной развивающей игрой-лото «Семья». Цель: формировать знания детей о семье. В игре «Все мы – дружная семейка» - ставились следующие задачи: познакомить детей с понятием «семья», формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о близких; воспитывать уважительное отношение к членам семьи. Через игру «Что мы делаем? - или как малыши помогают родным», решалась задача: закрепить названия ближайших родственников.

С детьми проводилось занятие «Моя семья - кто живёт в домике?» (Приложение 8). Детям был показан сказочный дом, в котором живёт мальчик Ваня. Далее с детьми проводилась беседа, и задавались вопросы о том: А кто ещё может жить в домике? Кем они приходятся друг другу? Какие ваши папы, мамы? Кто ещё может жить вместе с Ваней и его родителями? и др. Дети познакомились со словами, обозначающими родство (мама, папа, бабушка, дедушка, дочь, сын, внук, внучка). Это занятие дало детям представление о связях между членами семьи, о сопричастности к миру семьи: я – член семьи.

Кроме этого, проводилась беседа о семьях детей, рассматривались семейные фото, дети отгадывали загадки о членах семьи, с удовольствием выполняли пальчиковую гимнастику «Дружная семейка». В конце занятия рисовали свою семью. Всё это способствовало расширению знаний о семье, пониманию значимости семьи в жизни каждого человека.

Далее была организована и проведена самостоятельная игра «Семья- гости)». Формируя ролевое поведение, детям было предложено превратиться в мам, пап, бабушек, дедушек. Учитывая желание детей, были распределены роли. Задачи по формированию ролевого поведения: учить детей играть вместе, принимать на себя роль, выполнять несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Дети по желанию могли использовать атрибуты, подобрать себе одежду для своей роли.

Для развития сюжетно-ролевой игры старались использовать различные методы руководства. Была проведена предварительная работа по расширению представления детей о семье (рассматривание иллюстраций, настольные развивающие игры-лото, фото семьи; чтение стихотворения «Маша обедает»).

Для того, чтобы познакомить детей с тем, как необходимо вести себя на дне рождения, в гостях, за столом - проводилась игра «День рождения куклы Вари» (Приложение 7). В игре главная роль достается педагогу, он является образцом ролевого поведения, и направляет игру детей. В ходе игры показывает и объясняет детям, как правильно сервировать стол, рассказывает о том, как принято встречать гостей и как необходимо вести себя в гостях. В ходе игры старались предлагать новые игровые действия, активизировать речь детей, обращаться с просьбой (спеть вместе с игрушками, помочь кукле прочитать стихотворение, назвать действия, подарить подарок).

В руководстве развития игры «Семья» был использован комплексный метод, содержание которого предусматривает: планомерное обогащение детей новыми впечатлениями, питающими игру, формирование их практического опыта, перевод реального опыта в игровой, изменение игровой среды, сотрудничество со взрослым во время игры.

При этом использовались следующие приёмы руководства: приём прямого показа и непосредственного участия в игре, играла вместе с детьми (образец действий, высказываний, диалогов); смена ролей во время игры, распределение ролей, введение дополнительных ролей, активизация ролевого диалога, поощрение, побуждения к высказываниям (Ты спроси у Вари, понравился ли ей торт?)

В ходе игр формировалось умение принимать игровую роль, выполнять игровые действия в соответствии с принятой ролью, обозначать словом игровые действия, связанные с ролью. Поощрялось использование предметов-заместителей (игрушечные конфеты, палочка – градусник, кубик – мыло), их поиск и применение в самодеятельных детских играх.

Для ознакомления детей с деятельностью взрослых в план было включено занятие «Разные профессии» (Приложение 10). Цель его – расширять знания детей о различных профессиях. В рамках занятия детям загадывались загадки, рассматривались иллюстрации, проводилась беседа, игра - кому «Что нужно для работы», «Кто и что делает с этими предметами». Это игры в отгадывание профессии по атрибуту. Цель таких игр - закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах, знакомить с профессиями. Дети были очень активны на занятии, с желанием отгадывали загадки о профессиях, с удовольствием играли в дидактические игры.

При подготовке игры «У врача» предварительно читали художественные произведения: К. Чуковский «Айболит», А. Карташова «Заболел петух ангиной», проводилась беседа о назначении атрибутов к игре, было организовано наблюдение за профессиональными действиями медсестры (экскурсия в медицинский кабинет детского сада), беседа со старшей медсестрой, составление рассказов на тему «Как я ходил с мамой к врачу». Дети участвовали в изготовлении атрибутов для предстоящей игры-по контуру вырезали нарисованные медицинские инструменты, таблетки, витамины. Всё это способствовало обогащению сюжетно-ролевой игры, помогло, не осознанно собрать образ роли, тем самым готовя детей к принятию роли на себя.

Остановимся подробнее на формировании сюжета игры «У врача». Сначала познакомились с книгой К. Чуковского «Айболит», рассматривали иллюстрации к книге, обращалось внимание детей на обложку, на которой нарисован доктор в белом халате.

Затем была проведена экскурсия в кабинет медсестры в детском саду, посмотрели весы, ростомер, шкаф, где хранятся лекарства, бинты, вата, коробочки со шприцами, наблюдали за работой медсестры.

Она объяснила ребятам, что врач заботится об их здоровье, делает прививки, для того, чтобы никто не болел. Затем в группе была создана игровая среда: появился халат с шапочкой, набор врача, в которой лежали градусник, трубка для врача, различные баночки для хранения лекарств, витамин. Дети познакомились с этими атрибутами, объяснялось детям их значение, показывалось, как нужно с ними действовать. Проведённые мероприятия способствовали раскрытию смысла деятельности врача, косвенным путём подготавливая детей к игре. Затем дети самостоятельно попробовали послушать кукол, мишек, поставить градусник, далее непосредственно перешли к игре. Была проведена совместная игра «Доктор Айболит», в которой дети помогали доктору лечить зверей (Приложение 12).

Цель - закрепить знания о профессии врача. Задачи по развитию ролевого поведения - формировать умения принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические действия, элементарный игровой диалог с партнёром-сверстником. Использовался сюрпризный момент- телеграмма от жителей Африки. Это послужило мотивацией к сюжетно-ролевой игре. Дети с радостью согласились помочь лечить зверей.

Когда был накоплен опыт, была проведена игра «У врача» (Приложение 12). Задачи по развитию ролевого поведения – формировать умения принимать и словесно обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, развёртывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнёром-сверстником, самостоятельно подбирать игровые атрибуты, придумывать вместе с воспитателем несложный сюжет, использовать предметы-заместители.

Игра «У врача» вызвала интерес детей, они проявили большую активность. У детей установились любимые роли, которые они охотнее выполняли. Дети: Ксюша С. (В), Аня Б. (С), Полина М.(С) в игре «У врача» брали на себя роль доктора, с моей помощью развитие игры пошло по линии специализации врача. Это способствовало образованию новых ролей. Используя разнообразные игровые действия, дети называли свою роль в ответ на мой поставленный вопрос. Увлечённо играли Даша Р.(С), Саша К. (С), Тимофей В. (С). Требовались помощь, советы воспитателя Саше П. (Н), Вике Т. (Н).

Тактика игрового взаимодействия с детьми включала следующие приёмы: подталкивание детей к началу игры, помощь в распределение ролей, принятие на себя главной (второстепенной) роли, и таким образом, направление игры, предложение новых игровых ситуаций, а также косвенные методы руководства: создание игровой среды, чтение художественной литературы, беседы, экскурсии.

Для организации игры «Парикмахерская» в план были включены мероприятия по ознакомлению с окружающей средой: встреча с мамой, которая работает в парикмахерской, беседа «Для чего нужна парикмахерская?», рассказывалось детям «Как я ходила в парикмахерскую», рассматривались журналы с разнообразными причёсками. Всё это способствовало обогащению сюжетно-ролевой игры.

Перед самостоятельной игрой проводилась совместная игра «Модная причёска» (Приложение 13), в которой демонстрировался образец ролевого поведения. Это способствовало привлечению детей в игру. Парикмахерами стали Тимофей В. (С), Аня Б., (С). Они смогли воспроизвести самостоятельную игру. В советах нуждались Саша К. (С), Вика Т. (Н). Пассивна была Лиза Е. (Н).

Игра «Парикмахерская» началась с сюрпризного момента. Было объявлено об открытии новой парикмахерской. Далее рекламировала её - это стимулировало игру и вызвало интерес детей.

Ребята с увлечением принимали участие в игре. Они с удовольствием делали причёски куклам и своим «клиентам», поддерживали ролевой диалог. Особенно отличились Ксюша С. (В), Аня Б.(С), Полина М. (С). Копировали действия других детей Вика Т. (Н), Егор Ю. (Н), Саша П. (Н)

С детьми, имеющими низкий уровень ролевого поведения, проводилась индивидуальная работа. Старалась включаться в игру, показывая образец ролевого поведения и направляя игру детей. Иногда вопросами, репликами, подсказками по своей роли старалась максимально активизировать ролевую речь детей. Чтобы заинтересовать детей, использовала костюмы и атрибуты.

В ходе развития сюжета давала совет, направленный на развитие игры: «маме» советовала пойти с «дочкой» на «праздник» и т.д. Это обогащало содержание игры.

В ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялось сотрудничество с родителями. Цель этой работы: повышение их педагогической культуры, мотивация к взаимодействию с детьми.

Работа с родителями включала в себя информирование о содержании, методах и формах руководства сюжетно-ролевыми играми (родительский уголок «Как играть с ребёнком»), консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», велось привлечение к творческому сотрудничеству, было оказана помощь в организации игровой среды. С помощью родителей были оформлены игровые уголки «Больница», «Парикмахерская», приобретены костюмы.

Кроме того, проводилась работа с воспитателями, направленная на повышение их компетентности в организации сюжетно-ролевых играх. В рамках этой работы было проведено выступление на педагогическом совете (на тему «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ») (Приложение 17).

Таким образом, на втором этапе эксперимента был создан план работы по организации сюжетно-ролевой игры для младшего дошкольного возраста, включающий в себя различные мероприятия (игры с воспитателем, занятия по развитию представлений об окружающем мире, самостоятельные игры, беседы и др.) по развитию игровой деятельности детей, ролевому поведению в игре.

 

Date: 2016-05-14; view: 3950; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию