Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Адресованность действия при групповом взаимодействии





На этом уроке, как и в предшествующий день, отрабатываются требо­вания к высказыванию, сообщению, реплике. Здесь Винни-Пух вновь выступает как дошкольник. Данный персонаж позволяет противопос­тавить содержательное сообщение бессмысленному. На этом задании отрабатываются навыки содержательного высказывания, контрольное задание необходимо отработать многократно, дать многим детям воз­можность побыть и мастерами, и исполнителями.

Работа на этом уроке должна способствовать развитию у детей представлений о признаках предметов (размер, форма, цвет). Задание, способствующее этому, заключается в «сборке робота» из элементов бумажного конструктора: кружочков, треугольников, прямоугольников. Кроме формы, элементы конструкции робота различаются по цвету и размеру. Для точного определения фигуры необходимо охарактеризо­вать все три признака, т. е. задать три характеристики предмета. Если задана только одна характеристика, две другие необходимо выяснить


с помощью вопросов. К выводу относительно полноты высказывания дети должны подойти в результате предлагаемой работы. Поэтому, хотя урок и кажется коротким, он очень емкий по содержанию.

Не следует вывод относительно трех признаков фиксировать в ви­де жесткого правила, так как число значимых признаков варьируется в зависимости от условий задачи; например, если все фигуры вырезаны из белой бумаги, число значимых признаков будет меньше. К тому же вряд ли на одном уроке можно отработать навык определения пол­ноты признаков предмета. Скорее, здесь следует обратить внимание на пропедевтику вопросно-ответной формы взаимодействия учителя и детей или детей между собой. Но результат урока должен заключать­ся в том, чтобы дети с помощью вопросов научились полностью опре­делять предмет.

1. Дети работают вдвоем или втроем. У каждой группы на столе — пакет с набором фигур (см. день 6, урок № 2). Учитель говорит: «Представьте, что мы работаем на конвейере завода, изготавли­вающего роботов разных конструкций. Мастер цеха получает от инженера чертеж робота и диктует сборщикам, какие детали взять, куда их поставить. Если мастер диктует понятно, а сборщики дей­ствуют аккуратно и внимательно, то с конвейера сойдет много ро­ботов одинаковой конструкции. Если мастер диктует не совсем понятно, умные сборщики не действуют наугад, а спрашивают. Первым мастером нашего цеха будет Винни-Пух». Сборщики раскладывают детали посредине стола. Учитель реко­мендует наиболее удобный порядок расположения деталей. По­том от имени медвежонка дает указания: «Голова у робота будет желтая... Тело круглое... Ручки и ножки маленькие...» Если дети смогут задать все нужные вопросы, они соберут одинаковые фи­гуры. Тогда учитель обсудит с ними «ошибки» мастера, который не стремился выразить свою мысль понятно для других. Если вопро­сы не будут заданы, учитель обсуждает с детьми, почему на кон­вейере, где все изделия должны быть одинаковыми, получилась столь разнообразная продукция (см. Приложение, II. Материаль­ное обеспечение, пункт 18). Пример анализа: «Мастер сказал, что голова будет желтая. И все сборщики взяли желтые головы. Но почему-то одни взяли круги, другие — квадраты, кто-то взял боль­шие фигуры, а кто-то — маленькие. Что надо было сделать масте­ру, чтобы все сборщики взяли одинаковые фигуры? (Назвать три признака.) А что надо было делать сборщикам, если мастер выра­зился неясно?..» (Спросить о недостающих признаках.) Выясняется, что Винни-Пух с работой мастера не справился. Учи­тель предлагает, чтобы каждая группа по очереди поработала ма-


 


-82-


-83-


стерами. Дает группе мастеров образец. Становится возле них, но по возможности не вмешивается в работу, подмечая те интерес­ные моменты распределения функций, которые стихийно склады­ваются в группе и достойны общего обсуждения. Прежде всего это удачи совместной работы, которые могут перенять другие груп­пы, еще не нашедшие своего стиля сотрудничества. Учитель подсказывает мастерам хороший прием ясной диктовки: чтобы сборщики не пропустили ни одного действия из-за рассе­янности мастера, он сам должен производить сборку и описывать все собственные действия как можно подробнее. Удобнее всего брать фигуру и накладывать ее сверху на образец. После окончания работы учитель должен разрешить детские спо­ры: кто виноват в том, что фигурки получились разные, — мастер, диктовавший неясно, или сборщики, слушавшие вполуха? Для чет­кости арбитража ему стоит записывать все, что говорят мастера. Лучшие мастера и лучшие сборщики (задававшие вопросы при не­ясных указаниях мастера) награждаются орденами Внимания.


2. Если после двух-трех диктовок учитель увидит, что дети стали вы­дыхаться, а желающих поработать мастерами еще много, в цехе роботов можно на время прервать работу для подвижной игры-раз­минки.

Игра «Одновременные движения». Сначала игру ведет учитель со всем классом. Дети выстраиваются рядами, кладут руки на плечи стоящих впереди. Учитель показывает упражнение: на счет «раз» слегка присесть, на счет «два» встать, на счет «три-четыре» заме­реть и т. п. Два раза учитель задает ритм счетом, потом просит де­тей продолжать, ведя счет самостоятельно, в уме. Обращает их внимание на точную согласованность движений всего класса («Мы точно договорились и поэтому теперь можем понимать друг друга без слов»).

Дети разбиваются (по рядам) на группы (по 6-8 человек). Сначала они шепотом договариваются, какие движения выполнять и на ка­кой счет. Потом тренируются, считая сначала шепотом, потом мол­ча, про себя.

Тот, кто готов, выходит перед классом и показывает свои движе­ния. Остальные пытаются встроиться в ритм и действовать одно­временно с ведущими. Через 1-2 минуты учитель предлагает остановиться. Класс дает словесную оценку согласованности дви­жений, дети пытаются описать, что они ощущали, делая упражне­ния вместе.

Тренировку на одновременные движения следует повторять как можно чаще. На первый взгляд она подавляет у ребенка смелость


быть самостоятельным, но на самом деле она именно и развива­ет подлинную смелость и самостоятельность.

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ * УРОК 2

Ловушка. Ловушка — важнейший элемент учительской диагнос­тики класса. Раньше мы уже говорили о зеркальных и незеркальных, имитационных и неимитационных формах реакции ребенка на указа­ния учителя. Различение ребенком ситуаций, когда он буквально во всем должен следовать за учителем (отработка навыков, в частности навыков письма) и когда он и взрослый становятся партнерами, учас­тниками дискуссии, — вот предмет самой глубинной учительской ди­агностики. Если учитель сумел научить детей, где надо следовать за ним, как «ниточка за иголочкой», а где, наоборот, спорить, возражать, можно считать, что решена важнейшая задача начального этапа обу­чения. Средством диагностики этого умения является ловушка. По су­ществу задание, в котором учитель требует от детей решить заведомо не решаемую задачу, ответить на вопрос, заведомо не имеющий ре­шения, т. е. «ловит» детей. Ловушка — это разрыв в плавном течении учебного сотрудничества, ситуация, толкающая ребенка на осознание того, что происходит на уроке, т. е. первый шаг к рефлексии.

1. Ситуация смешной (необидной) ловушки. Учитель рассказывает историю. Желательно, чтобы он сопровождал свой рассказ демон­страцией картинок. Можно использовать «Веселые картинки» и т. п. История вся состоит из нелепостей. «Это лето я провела в дерев­не. Первый летний месяц март мы провели за сбором яблок. Яб­локи уродились на славу: каждое размером с футбольный мяч. Мой любимый сорт— "синий налив". Кожа у него темно-синяя, а мя­коть голубая. Собирать "синий налив" пришлось в перчатках — ведь на ветках яблоневых пальм огромные колючки. В первый день сбо­ра яблок я забыла надеть ушанку и слегка отморозила уши. Но в остальном месяц прошел без приключений...» Учитель спрашивает детей, почему они смеются. Дети указывают на нелепости и несообразности рассказа. Учитель: «Как вы счита­ете, я в самом деле все перепутала или специально расставила такие ловушки, чтобы посмотреть: если дети смеются, значит, они знают, что при сборе яблок мороза быть не может и никто не отмо­розит уши, если не смеются, значит, не знают, какие бывают ябло­ки, когда их собирают, и все, что я говорю, считают чистой правдой. Такие ловушки вам будут встречаться в школе, и нередко. Они по­могут обнаруживать, кто чего не знает, и весело выбираться из не-



 


-84-


-85-


знания. Конечно, в ловушки лучше не попадаться. Мы будем отме­чать их специальными значками, также как люди огораживают за­бором ямы, в которые можно провалиться. Если вы почувствуете ловушку, поднимайте знак «Л». Его удобнее всего складывать из пальчиков. Потренируемся расставлять знак ловушки». Учитель повторяет свою историю, дети везде, где надо, поднима­ют знак «Л».

2. Тренировка на дифференциацию заданий учителя: «правильные» задания надо выполнять, «неправильные» задания (ловушки) вы­полнять не надо — достаточно показать знак «Л». Игра «Делай то, что я говорю и показываю». Учитель медленно со­вершает разные движения и называет их (сжимаю правый кулак, левой рукой чешу затылок, трогаю кончик носа, поворачиваюсь к окну...). Часть движений не совпадает со словесным описанием. Такие движения дети должны отмечать знаком «Л». Вариант той же игры — «Я прошу вас» (в последующие дни надо чередовать оба варианта игр, постепенно передавая управление игрой детям). Дети делают лишь то, о чем их просит учитель. Если учитель не прибавляет к заданию слова: «Я прошу вас», его выпол­нять не следует — это ловушка. Дети, быстро поднимающие знак «Л», — лучшие помощники класса: они помогают менее вниматель­ным не попасть в ловушку. В игру можно вводить очень смешные ловушки типа: «Я прошу вас повернуться ко мне спиной (закрыть глаза)... А теперь делайте, как я (какой-то забавный жест)... А как вы увидели, что я делаю: вы же стояли ко мне спиной?»

3. Следующую работу дети могут выполнять индивидуально или груп­пами. Каждый принимает решение и сообщает знаком «Я готов» или «Мы готовы». Если кто-то хочет работать в группе, а его со­сед — индивидуально, пусть подсядет к ближайшей группе. Мож­но работать втроем, вчетвером.

Учитель медленно и четко называет пять городов (стран, деревьев, птиц, автомашин, героев сказок, кушаний и т. п.). Дети должны най­ти ловушку. Но ловушки есть не во всех утверждениях учителя. Фор­ма заданий: «Я знаю пять цветков: василек, горицвет, ландыш, бражник, аистник. Кто нашел ловушку?» Учитель спрашивает детей, поднявших знак «Л», не отдавая предпочтения ни индивидуалистам, ни группам, ни в коем случае не сравнивая их, не создавая атмо­сферы соревнования. (Но группам перед началом работы надо дать совет: каждое слово обсуждать молча, показывая жестами с помо­щью пальцев знаки «+», «Л» или «Вопрос».) Может быть, в классе найдется эрудит, который скажет: «Бражник — это бабочка, а не цве-



ток». Но возможны и ответы типа: «Аистник не цветок». Учитель за­веряет детей, что это цветок, описывает его, может показать кар­тинку. Спрашивает: «Возможно, какие-то слова вам неизвестны. И вы не можете решить, цветок я назвала, бабочку или птицу. Что надо делать, какой знак поднять, о чем меня спросить?» Помогает детям отличить знак «Л» («Я знаю, что вы специально пробуете нас запутать») от знака «Вопрос» («Я не знаю, хочу спросить»).

4. Это задание следует выполнять индивидуально. Учитель раздаст наборы палочек (спичек) по 6 штук в каждом. Рассказывает: «К нам пришли два клоуна (нужны куклы или рисунки). Один добрый — он принес всем-всем ордена "Л": за ловкость, за то, что вы не лови­тесь в ловушки. А второй клоун злой. Он хочет завладеть всеми орденами и стать чемпионом мира по ловкости ума. Он загадал для нас злые, невыполнимые задания. Если вы поймете, что зада­ние невыполнимое, сразу поднимайте знак "Л", и мы победим зло­го клоуна.

Возьми одну палочку и сделай из нее что-нибудь... Федя считает, что это ловушка и ничего делать не надо. А может быть, если по­стараться, это задание можно выполнить? (Это цифра 1, это све­ча, колонна и т. п.) Сделаем вывод: если ты не можешь выполнить задание сразу же, это еще не значит, что оно нерешаемое, ловуш­ка. Немного подумай.

Возьми две палочки. Сложи из них любую букву (Т, X, Л). Добавь одну палочку, сложи треугольник. Из этих же палочек сложи квадрат ("Л"). Добавь палочку, сложи колесо ("Л").

Из имеющихся четырех палочек сложи букву Ш (школа). Кто не зна­ет букву, пусть поднимет нужный знак. Добавь еще одну палочку. Переделай то, что у тебя получилось, во флажок. Из шести палочек сложи домик.

Для того чтобы подняться на крышу этого домика, тебе нужна проч­ная лестница с шестью ступенями. Построй ее». (Если дети скла­дывают лестницу без боковых стенок, учитель вызывает «скорую помощь» — ведь с такой лестницы можно упасть и сильно ударить­ся.) (Если дети показывают знак «Л», учитель советует поискать ре­шение. Если никто в классе не догадывается, что нужно сложить все палочки, учитель подсказывает: «Я» (указывает на знак «Я») ни­когда эту задачу не решит. «Мы» (указывает на знак «Мы») могли бы решить ее легко. Посмотрите друг на друга».)


 


- 86 -


-87-


Всех ловких, не попадавших в ловушку, следует наградить ордена­ми. (С этого урока все должны уйти с орденами и с домашним за­данием изготовить 2-3 таких же ордена для класса.)

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ # УРОК 3

Развитие линии оценки: противопоставление правильнос­ти и оригинальности. Детей продолжают знакомить с разнообра­зием критериев оценки. Этой цели служит игра «Одно и то же по-разному».

1. Дети получают листы бумаги, на которых нарисованы полукружия (образцы) (см. Приложение, II. Материальное обеспечение, пункт 19). Задание: нарисовать 10 таких же фигур; оценить свою работу; попросить, чтобы ее оценил сосед по парте. Критерий оценки дети формулируют сами — не важно, каков он будет (ров­но, аккуратно, правильно, похоже на образец и т. п.).

2. Задание на воображение. Учитель показывает на доске, как одну и туже фигуру можно превратить в разные картинки (рис. 26). Пред­лагает детям превратить 10 одинаковых полукружий в разные кар­тинки.

Рис. 26

3. Соседи по парте рассматривают рисунки друг друга, отмечают зна­ком «+» те, которые им понравились больше всего. Окончившим работу учитель предлагает походить по классу и по­ставить знак «+» за те картинки, которые покажутся самыми инте­ресными, необычными, особенными, непохожими на другие. Учитель также ходит по классу и просит авторов наиболее ориги­нальных рисунков воспроизвести их на доске.

4. Учитель обращается к классу: «Подумайте и ответьте, почему в пер­вой работе (рисование полукружий) мы выше всего ценили точ­ность, сходство всех фигур с образцами, а во второй работе для нас самое главное — непохожесть, особенность каждого рисунка? Кому какая работа больше нравится?»


5. Проводится игра «Одно и то же по-разному», в которой дети уп­ражняются в непохожести, оригинальности с помощью пантоми­мы, разыгрывания маленьких сценок. Условия игры объясняет учитель: «Сейчас я изображу трех учеников. Все они поднимают руку, чтобы отвечать. Но один не уверен в своих знаниях, не очень хочет, чтобы учитель его вызвал. Другой хочет во что бы то ни ста­ло обратить на себя внимание. Поднимая руку, он как бы кричит без слов: «Меня спросите, только меня, я лучше всех!» Третий ста­рается быть настоящим учеником. Угадайте, кого из них я сейчас изображу?..» (три короткие пантомимы).

Задания группам (хорошо, если дети объединятся по 4-6 человек и предварительно порепетируют в разных углах класса):

1) покажите, как разные ученики слушают учителя;

2) твой сосед по парте только что отвечал у доски, и всем очень понравился его ответ. Он возвращается на свое место. Покажи, как ты его встретишь;

3) сегодня был на редкость удачный, радостный день: весь день с тобой был твой друг (подруга). Покажи, как ты с ним (с ней) бу­дешь прощаться.

Разбившись на группы, дети должны придумать несколько вари­антов решения одной и той же сценки и изобразить их перед клас­сом. Можно сопровождать пантомиму словами. Зрители должны рассказать, что они увидели. Каждое представление заканчивает­ся бесшумной овацией.

Итоги дня. Учитель спрашивает: «За что можно поблагодарить се­годняшний день? За что вы можете поблагодарить своих одно­классников (нескольких, всех)? Пусть каждый из вас, уходя, попрощается и поблагодарит двух самых приятных для него сегод­ня детей».

Домашнее задание: изготовить «Орден Ловкости» (орден «Л») придумать и новые ордена (за что нужно награждать школьников?) и изготовить их.

=====------------------------------ ДЕНЬ ВОСЬМОЙ * УРОК1

Разминка. Игра «Третий лишний» (на отработку знаков, вве­денных ранее). Работа идет сначала индивидуально, затем — парами. Третий вариант игры предусматривает ловушку: учитель называет не три, а два или четыре предмета. На этом уроке дети также упражняют­ся в умении аргументировать, доказывать свои суждения. Это трудное для первоклассников умение: ведь ребенок, как правило, не умеет


 


-88-


-89-


 


выстраивать логическую цепочку умозаключений, быстро отвечает и легко отказывается от своего решения. В дальнейшем на протяжении основного учебного курса дети постоянно будут сталкиваться с необ­ходимостью доказывать, спорить и т. п. Пока же это только первые пробы и в основном не совсем удачные. Но именно отсутствие фикси­рованного, единственно правильного ответа делает такие пробы безобидными; обсуждаются лишь сами доводы, и если они непроти­воречивы, то признаются правильными.

1. Разминка (применение знаков «+»,«-», «Л»,«?»). Игра «Третий лиш­-
ний». Для объяснения условий игры лучше использовать картин­
ки. Учитель вывешивает на доске три картинки, например: медведь,
лев, ворона. Надо найти среди этих существ два, которые подхо­-
дят друг другу, и выявить одно лишнее. Учитель спрашивает, кто
может назвать лишнее. Наиболее вероятны два ответа:

а) лишняя ворона, потому что она — птица;

б) лишний лев, потому что он водится в Африке.

Нам сейчас не важно, какой ответ даст ребенок, лишь бы он смог свой ответ обосновать. Если ответ дается без доказательства, учи­тель (а за ним и весь класс) оценивает такой ответ знаком «?»: непо­нятно, как ты рассуждаешь (может быть, и правильно, но непонятно). Если ребенок приводит доказательство, дети могут использовать знак «+»(я согласен) и знак«-» (я думаю по-своему). Учитель произносит три слова, дети (по одному) называют лишнее, аргументируют свою мысль. Каждый ответ оценивается («+», «-» или «?»). Учитель приучает детей обращаться к несогласному с воп­росом: «Федя (Коля и др.), почему ты со мной не согласен?» Словарный материал: чай — кофе— торт, купальник— платье — река, панамкасапогисандалии, бабочка — сачок — муравей. Усложнение игры: теперь дети должны отвечать по двое. Ребенок поворачивается к соседу и называет ему лишний предмет, слуша­ет, что скажет он. Если выясняется, что мнения разные (два ответа и два доказательства), дети могут привести оба. Словарный материал: ложка — тарелка — каша, тетрадькаран­дашкнига, машинаконьсамолет.

Следующее усложнение: учитель называет 2-4 слова вместо трех, например, ученик— школьник, бабушкамама, папасын, и предлагает определить третье лишнее слово (это ловушка) или на­зывает три слова, в том числе одно на иностранном языке. В пос­леднем случае дети должны вместо ответа поднять знак «?».

2. Картинки-загадки. Дети объединяются в группы из четырех чело­
век (двое должны развернуть стульчики и сесть лицом к паре, си-


дящей за ними). Сначала каждый берет линейку и карандаш и го­товит поле для игры: делит лист бумаги на 4 части. Далее учитель показывает, как составляется игра «Четвертый лиш­ний»: чертит на доске игровое поле и задает сюжет этой игры — «Четвертый лишний в лесу». Приглашает трех помощников. Сна­чала команда должна договориться, кто что увидит в лесу и нари­сует. (Конечно, надо выбирать то, что легко нарисовать.) Учитель берет на себя самое трудное: «Я буду рисовать четвертый лиш­ний — то, чего в лесу не бывает. Можно я нарисую змею?.. Нет, змеи в лесу бывают. А можно я нарисую пылесос?» (рис. 27).

Рис. 27

Задание группам: взять лист бумаги, поделенный на 4 части, по­ложить его посредине, вооружиться карандашами и составить игру «Четвертый лишний в портфеле школьника». «Договоритесь, где будет нарисован лишний предмет, какой он будет, какие будут три других предмета. Выберите то, что легко и быстро рисовать», — советует учитель.

Готовые работы-загадки учитель сначала отгадывает сам, молча ука­зывая группе на лишнее. Потом дети обмениваются картинками. Та­кие же картинки-загадки дети могут сделать и самостоятельно. Следующий сюжет игры учитель может задать общий для всех, а может предоставить детям возможность выбора. Сюжеты могут быть такие: «В аквариуме», «В небе», «На кухне», «В спортивном магазине». Когда дети закончат игру, им предлагается новый, са­мый сложный вариант: группа должна сама придумать три подхо­дящих и один неподходящий предмет. Отгадывающие определяют, по какому признаку предметы подходят друг другу. Следующий вариант игры надо разыграть не на бумаге, а в панто­миме. Группы составляют живую игру-загадку (живые статуи) на сюжеты «Четвертый лишний в зоопарке» и «Четвертый лишний в классе». Каждый сюжет учитель разыгрывает на доске в двух-трех вариантах, обязательно вводя ловушку — нерешаемую, неверно составленную загадку (все четыре предмета подходящие или все четыре предмета лишние. «Если не хочешь думать сам, срисуй


 


-90-


-91 -


 


с доски. Но не попади в ловушку!»). Например, тема «В небе» мо­жет быть обыграна так, как показано на рисунке 28.

Рис. 28

А свободная тема может быть решена так, как на рисунке 29. Ясно, что в загадке на рисунке 29 (тема «Играем с другом») лишнего нет: если убрать мяч, то детям не во что будет играть, а если убрать кого-то из детей, то оставшемуся не с кем будет играть. Тема второй загадки — «Дружеский обед» (рис. 29).

Рис. 29

Загадка не имеет решений: если убрать волка, то зайке не нужна кость; если убрать зайку, то волку не нужна морковка. В двух дру­гих случаях волк съест зайца и не останется трех подходящих пред­метов.

Ловушки отмечаются буквой «Л». Всякий раз, когда ребенок выра­жает свою мысль сбивчиво, невнятно, учитель поднимает знак воп­роса и говорит, что он не понял. Так личным примером он побуждает детей сознаваться в своем непонимании и задавать вопросы.

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ * УРОК 2

На этом уроке с помощью игры «Ателье» развертывается ситуа­ция недостаточности средств, которая может быть разрешена обращением ребенка (группы детей) к другому ребенку (к другой груп­пе). Главным, как и на предшествующих уроках, где отрабатывается


знак «?», является то, что дети анализируют имеющиеся в их рас­поряжении средства с целью решения какой-либо задачи. Сама недостаточность здесь является буквальной — для выполнения зада­ния группе не хватает деталей. За ними следует обратиться к другим группам. Наиболее важен момент осознания, обнаружения того, что для решения задачи чего-то не хватает. Этот простой вывод требует от ребенка или от группы сложной цепи действий — анализа образца, соотнесения его с имеющимся набором деталей, мысленного или предметного соотнесения элементов образца с набором деталей, об­наружения «недостачи». Поиск выхода из этой ситуации — обращение за помощью. До сих пор ситуация, если она не могла быть разрешена, просто квалифицировалась как ловушка; теперь от ребенка требуется проанализировать недостаток средств решения и сформулировать условия, при которых задача будет решена. Такое подробное рассмот­рение простейшей на первый взгляд ситуации объясняется тем, что она представляет собой модель гораздо более серьезной задачи с не­достающими средствами решения. Если проанализировать все необходимые ребенку этапы мыслительных действий на пути от пер­воначального знакомства с задачей к формулированию недостающего средства, то мы получим сложное рефлексивное действие, называе­мое рефлексивным контролем. В нашем же случае все этапы решения задачи наглядны и для многих детей очевидны. Поэтому главным яв­ляется фиксация результата игры — возможности обратиться за помощью, если ты уверен, что средств для решения задачи действи­тельно не хватает.

Дети объединяются по четыре человека. Каждая группа получает конверт, в который вложены детали одежды: платья и комбинезо­на. По цвету, отделке и раскрою все 6-8 вариантов (по числу групп) одежды отличаются друг от друга. В каждом конверте не хватает деталей для сборки. Но в сумме во всех конвертах все необходи­мые детали есть. Это заранее не сообщается (см. Приложение, II. Материальное обеспечение, пункт 20). Учитель говорит: «Представьте, что мы — портные в ателье. Зак­ройщики раскроили разные платья и комбинезоны и прислали нам сшить детали. Приступайте к работе и следите, чтобы ни одна де­таль не потерялась, иначе какое-то платье будет без рукава, а ка­кой-нибудь комбинезон останется без одной штанины». (На доске изображены черно-белые модели одежды.) Тот, кто будет готов соединить все детали одежды, должен сооб­щить об этом учителю и получить клей и бумагу, на которую накле­иваются детали. Если группы никак не сообщают учителю о своих затруднениях, не поднимают знак «?» или «Л», учитель сам не пред-


 


-92-


 


лагает помощь, а только следит за тем, чтобы дети не разговари­вали слишком громко.

Когда группа обращается к учителю за помощью по-школьному (с помощью знака), он дает детям совет: выбрать самого вежли­вого представителя — гонца, сказать ему, какую деталь надо про­сить у других групп, и послать его на поиски, потому что у кого-то из соседей может оказаться лишняя деталь. Другие группы учи­тель предупреждает, что гонцов выслушивают вежливо и отдают им то, что они просят, если гонцы произносят все волшебные сло­ва и хорошо ведут себя — ничего не берут без спроса. Когда 2-3 группы закончат сборку и получат у учителя клей, осталь­ным детям надо помочь сформулировать их запросы. Так, учитель предлагает всем выслушать просьбу группы «Солнышко». Кто-то из детей этой группы встает и рассказывает, что им требуется. Учи­тель тоже участвует в поиске, предлагая образцы ответов на зап­росы, например: «У меня есть левый рукав зеленого комбинезона. Какого цвета манжета вам нужна?»

Оценка готовых работ. Сдавая готовую одежду учителю, мастера должны сами оценить свои изделия (по аккуратности исполнения): «Д» (дорого) — за очень хорошо сшитое платье, «С» (средне) — за продукцию среднего качества, «Н» (недорого) — за продукцию низ­кого качества, которую придется продавать по сниженным ценам. Можно использовать привычные линеечки. Можно поставить три коробки, чтобы дети могли складывать в них изделия и видеть, как оценили свои работы другие мастера.

Обратите внимание на то, как дети раскладывают свои работы, и вы получите очень важную информацию об их самооценке! Если остается время, можно провести игру «Встань по пальцам». Учитель назначает ведущую группу, поднимает одну или обе руки и показывает задуманное количество пальцев. В группе должно подняться столько человек, сколько пальцев показано. Если паль­цев показано больше, чем детей в группе, дети показывают знак «Л», но ищут выход: приглашают присоединиться к ним еще одну группу. Для объединенной группы учитель задает то же или чуть большее количество пальцев.

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ * УРОК 3

На этом уроке актуализируются веете навыки содержательного вза­имодействия, которые отрабатывались ранее. Наличие этих навыков характеризуется следующим: понятность (содержательность) высказы­вания, достаточность информации, которая заключена в сообщении,


содержательность задаваемого вопроса и т. п., но все это применитель­но к работе парами, т. е. в группе, где средством контроля адекватности обмена информацией является «встреча». Если раньше подобные уп­ражнения контролировались всем классом, да еще и под наблюдением учителя, то теперь эта работа выполняется только двумя детьми.

Работа на уроке осуществляется парами. Каждая пара получает лист бумаги с изображением лабиринта (см. Приложение, II. Ма­териальное обеспечение, пункт 21).

Учитель объясняет: «Это план подземного мышиного городка. Вы все — мышки и ходите друг к другу в гости. Сейчас каждая мышка глазами, не показывая пальцем, загадает, в каком домике она жи­вет. Мышки, живущие слева, сидят в левом ряду. (Дети должны поднять левую руку.) Мышки, живущие справа, сидят в правом ряду. Сегодня день рождения у мышек, которые живут слева. Сейчас они позвонят по телефону своим подружкам и пригласят их в гости. Подружки берут план города и спрашивают, как идти». Сначала учитель показывает образец действий. На доске нарисо­ван лабиринт (такой же, как у детей). Учитель отмечает дом, в ко­торый надо прийти. Весь класс выступает в роли одной из мышек, живущих слева.

Учитель: «Алло! Я очень хочу тебя поздравить. У меня есть для тебя вкусный подарок. Как тебя найти? Ты живешь в левой части горо­да? Ясно, я дойду до центральной площади. (Отмечает свой путь, ведя мелом по схеме, останавливается у развилки левого кварта­ла.) Куда теперь: вверх к грибочку или вниз мимо стульчика?.. (По­ворачивает к стульчику, снова останавливается у развилки.) А теперь куда повернуть: к елочке или к грибочку? (Поворачивает к елочке, останавливается у последней развилки.) Твой дом около стульчика или около грибка? Вот это твой дом? Ура! Ты отлично объяснила дорогу. Поздравляю тебя с днем рождения!» После этого дети работают парами: ходят друг к другу в гости. С этим же лабиринтом можно провести другую работу: один из де­тей загадывает какой-то домик и с помощью значков или словами сообщает партнеру, как до него добраться. Итоги дня. Объявляется конкурс на лучшее имя для класса. На две­рях класса должно быть написано такое слово или такие слова, что­бы все видели и знали, какие дети здесь учатся, какой это класс. Предложения выслушиваются, и учитель записывает их. Те, кто еще не внес предложения, получают задание подумать до завтра. (В день инициации на дверях класса будет вывешен плакат с име­нем типа: «Дружные», «Веселые», «Озорные», «Упрямые», «Наход­чивые», «Добрые».)


 


-94-


-95-


Домашнее задание: послезавтра праздник — посвящение в уче­ники. К празднику надо украсить класс. Лучше всего — детскими ри­сунками. Хорошо, если рисунок ты сделаешь сам, сегодня, специально к празднику. Но если ты очень хочешь сделать классу подарок, ты еще напишешь (продиктуешь взрослым) рассказ для книги «Хроника» на тему «У нас в классе». Можно рассказать о случаях из школьной жиз­ни, ваших мечтах, пожеланиях...

=====------------------------------ ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ * УРОК 1

К девятому дню у учителя обязательно появится необходимость что-то повторить, остановиться на каких-то особенно удачных, полю­бившихся детям сюжетах или заданиях. Как правило, к этому времени обнаруживается, что что-то не удалось или удалось не всем. Поэтому для девятого дня мы планируем только два урока. Третий — на усмот­рение учителя. Кроме того, нужно подготовиться к завтрашнему празднику. В последний, десятый день должен состояться праздник«По-священие в ученики». (Сюжет для него, который предлагается ниже, — лишь описание того, что делали мы сами, и мы ни в коем случае не на­стаиваем на его воспроизведении. Его следует рассматривать лишь как пример, иллюстрацию. Тот сюжет праздника, который учитель приду­мает сам, возможно, потребует специальной подготовки.)

Этот урок по своей тематике продолжает урок № 1 восьмого дня. Вновь дети в процессе игры упражняются в употреблении знаков «+», «-», «?». Сначала дети работают все вместе под руководством учите­ля, затем — по группам. Среди предлагаемых детям заданий есть и ловушки.

Учитель сам демонстрирует детям способ работы, но требует пред­положений о законе построения ряда (этот закон, как правило, зада­ется сюжетно). Затем гипотеза проверяется. Необходимо проследить на каждой из имеющихся картинок, выполняется ли закон построения ряда. Если закон верен, находится недостающее звено (элемент ряда). Для наглядности можно вначале продемонстрировать детям неверный способ работы; например, в отношении ряда первым выдвигается предположение, что у человечка с шариками день рождения. Ему да­рят шарики. «Вот у него уже три шарика, — говорит учитель, — сейчас придет следующий гость, и у него их будет четыре. Нет, не четыре, а только два. Значит, мы неправильно придумали. Наверное, он сам да­рит шарики. Давайте посмотрим: вот у него три шарика, один он пода­рил, значит, должно остаться два. А сколько их на другой картинке? Верно, два. Значит, на третьей будет один — правильно! Ну а потом? Верно, ни одного! Вот мы и решили задачу».


Можно и сразу обратить внимание детей на характер изменения элементов ряда: от картинки к картинке у человечка все меньше ша­риков — было три, потом два, потом один, а потом... ни одного. «Да­вайте придумаем сюжет для такой задачи», — предлагает учитель.

Поскольку следующие задачи дети будут решать парами, учитель должен помочь им договориться. Дети учатся «этикету» содержатель­ной дискуссии. Поэтому должны присутствовать высказывания типа: «Ты со мной согласен?» И т. п.

Парты расставлены в форме каре.

1. Учитель дает классу образец решения задачи «Продолжи ряд». На доске — «текст» задачи (рис. 30).

Рис. 30

Условие задачи. Учитель: «Слева нарисованы три разные фигур­ки. Чем они отличаются друг от друга? (Количеством шариков.) Четвертая клеточка пустая. Но ее надо заполнить. Справа тоже нарисованы три разные фигурки. Одну из них можно вставить в пустую клеточку. Какую фигурку можно вставить? (На вопрос учителя дети отвечают жестом — пальцами показывают номер фигурки. Учитель не дает оценку ответам. Он лишь обозначает на доске, что в классе есть несколько мнений, ставя знак «+» под первой, второй и третьей фигурками.) Как узнать, кто прав? Мо­жет быть, кто-то один, а может быть, все. (Надо привести доказа­тельства, порассуждать, объяснить свою мысль другим.) Кто хочет защитить первую точку зрения?» Далее учитель задает главный вопрос: «Почему ты так думаешь?» Когда ребенок сформулирует свою мысль, учитель обращается к классу: «Вы поняли Мишу? Есть вопросы? Если что-то непонятно, поднимите знак вопроса. Если поняли и согласны, поднимите знак "+". Если поняли, но не согласны, покажите знак "-"». Добивается реакции каждого ре­бенка.

Решение задачи. Учитель: «На первой картинке (крайняя левая) — человек с тремя шариками. Он отпускает (продает, дарит) по од­ному шарику. (Все дети поднимают три пальца.) Вторая картинка — человек выпустил в небо один шарик. У него осталось... (Дети за­гибают один палец, поднимают два.) Третья картинка — выпущен еще один шарик. Четвертая картинка — выпущен еще один шарик. Сколько осталось?»


 


-96-


-97-


 


Работа втроем. Трое сидящих рядом детей объединяются в груп­пу. Сидящему в середине учитель дает лист с пятью задачами (см. Приложение, II. Материальное обеспечение, пункт 22). Сле­ва нарисованы три картинки. Надо рассмотреть их и понять, по ка­кому закону они меняются. Затем найти недостающую четвертую картинку. Она нарисована справа. Из трех правых картинок нужно найти одну верную и отметить ее знаком «+». Но среди пяти задач есть одна ловушка. В ловушке все ответы справа неверные! Надо найти ловушку и нарисовать около нее знак «Л». Как работать втроем? Учитель приглашает двух помощников (из числа желающих) и вместе с ними, пользуясь новым рисунком на доске (рис. 31), демонстрирует образец совместной работы над решением задач:

Рис. 31

1) Дети думают и пытаются найти решение, затем указывают на соответствующую картинку. Если ответ находят оба ребенка, учи­тель указывает на любую другую картинку. Если сразу ответ нахо­дит только один ребенок, учитель снова указывает на другую картинку, а второму ребенку говорит: «Ты еще не знаешь решения? Послушай, что думаем мы. Может быть, ты с кем-то из нас согла­сишься».

2) Учитель обращается к первому ребенку: «Почему ты так ду­маешь?»

3) Ребенок аргументирует свое мнение. Учитель советует ему закончить высказывание так: «Вы (ты) со мной согласны? Нет? По­чему?»

4) Партнер может ответить: «Я с тобой не согласна, потому что...»

5) Итог: «Мы не можем друг друга убедить. Что нам делать?» Ре­комендация: отметить оба решения; поставить около этой задачи знак вопроса («Мы не знаем, кто прав»), перейти к следующим за­дачам; если останется время, обратиться к другим группам или к учителю за помощью (узнать мнения других).

Группы приступают к самостоятельной работе. Учитель наблюда­ет за классом. Тех, кто закончит первым, отправляет помогать дру­гим группам.

Общее обсуждение результатов. Сначала все показывают (на паль­цах) номер нужной картинки. Если класс единодушен, учитель (от лица какой-либо куклы) просит объяснить ход рассуждений.


За каждое новое доказательство благодарит. Всякий раз спраши­вает: «А как еще можно доказать ту же самую мысль?» В конце по­вторяет все приведенные доказательства, хвалит детей за то, что все пытались рассуждать по-своему. Подчеркивает, что мысль каж­дого по-своему интересна.

3. На доске — три новые задачи: легкая (Л), средней сложности (С) и трудная (Т) (рис. 32).

Рис. 32

Учитель объясняет, что на схеме загаданы четыре движения утрен­ней зарядки. Правила построения движений: двигаются либо ноги, либо руки, либо туловище. Поэтому нельзя давать команду типа: «Руки вверх, ноги в стороны!» Если ты командуешь: «Руки вверх!» — ноги должны оставаться на месте. Надо угадать третье пропущен­ное движение и показать классу все четыре движения. Показывать будет вся группа (трое). Для этого надо встать и прорепетировать, отдавая команды голосом на счет «раз-два-три-четыре». Можно сделать по-другому: назначить командира, который будет говорить, как учитель физкультуры: «Руки вверх», «Ноги в стороны» и т. д. Группам дается 3-5 мин на подготовку:

1) выбрать задачу;

2) найти пропущенное третье движение;

3) прорепетировать выполнение всех четырех движений.

4. Группы выступают перед классом, не объявив заранее, какую за­дачу они выбрали. Класс — судьи международного соревнования. Судья поднимает один палец, если спортсмены выступают очень плохо, 10 пальцев — если спортсмены «выступают так, что лучше не бывает». Судьи дают две оценки: за точность движений (на­сколько то, что делали спортсмены, соответствует заданию в схе­ме) и за красоту и согласованность движений (насколько слаженно работала группа).


 


98-


4*


-99-


Задачи могут быть решены двумя способами. Если дети этого не заметят и предложат только одно решение, учитель может назвать им другое. Можно даже разыграть спор, настаивая на своем учи­тельском решении. Проверьте, станут дети спорить с вами или сразу же согласятся, что вы, конечно, правы. Хорошо бы они отва­жились поспорить или хотя бы настояли на том, что оба решения правильные.

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ * УРОК 2

Критерии оценки, точка зрения оценивающего. На этом уроке осуществляется отработка у детей умения оценивать действия друг друга. Оценка происходит одновременно по двум трудно соединимым критериям. Для верного решения задачи дети должны найти оптималь­ное соотношение между скоростью и безопасностью езды.

1. Действия по правилам. Оценка выполнения правил. Задание «Езда по дорожкам» (см. Приложение, II. Материальное обеспечение, пункт 23). Работа парами. Один ребенок — постовой, другой — во­дитель (с обязательной сменой ролей). Задача: водитель «скорой помощи» едет по вызову. Дорога горная, трудная и скользкая (го­лолед). Но водитель должен ехать быстро, без остановок, по воз­можности не снижая скорости даже на опасных участках дороги. Это первое правило для водителей «скорой помощи». Правило вто­рое: никаких аварий. Если машина слетит в кювет (заедет за край дороги), то «скорая помощь» не сможет помочь больному, а води­тель будет сам нуждаться в помощи. Поэтому он не должен риско­вать, надо ехать по самому центру своей половины шоссе. Заезжать на другую половину тоже нельзя: ведь можно столкнуть­ся со встречной машиной.

Пока водитель едет (ведет карандашом линию по дорожке), посто­вой следит за скоростью (молча). Когда водитель доедет, постовой дает две оценки:

1) выполнено ли первое правило (ехать быстро);

2) выполнено ли второе правило (никаких аварий). Рассказывает водителю о своих наблюдениях за его ездой. Сна­чала рассказывает хорошее: «Вот этот поворот ты прошел заме­чательно: у тебя рука даже не дрогнула, хотя тут очень опасное место» Потом следуют замечания: «Здесь ты так близко подошел к краю пропасти, что я хотел уже свистнуть, чтобы остановить тебя: ведь ты мог свалиться. На обратном пути, когда ты повезешь боль­ного, так рисковать нельзя. Оштрафую!»

- 100-


Затем дети меняются ролями. Далее, если есть время, можно еще раз повторить весь маршрут.

Перед началом работы учитель с кем-то из детей показывает на нарисованном на доске плане дорог, что надо делать, а главное — как оценивать результат, как ставить крестики на двух линеечках: «С» («Скорость») и «А» («Аккуратная езда»).

2. Взаимопомощь. Оценка за понятное исполнение рисунка. Зада­ние «Письмо доброму, но безграмотному волшебнику». Этот вол­шебник никогда не учился в школе. Писать и читать он не умеет, но умеет и любит выполнять любые просьбы детей, если они понят­ны. Учитель предлагает, чтобы каждый загадал три желания и по­слал волшебнику письмо. Желания надо нарисовать так, чтобы волшебник, взглянув на картинку, сразу понял, о чем его просят... Не важно, красивая картинка или нет, яркая она или нарисована простым карандашом. Главное, чтобы письмо можно было легко прочитать. Дети рисуют каждый на своем листе бумаги три жела­ния. Учитель ограничивает время работы. Кто не закончит по звон­ку, загадает столько желаний, сколько успеет. Далее происходит обмен письмами. Каждый должен прочесть письмо соседа и ска­зать ему, что он загадал («Ты загадал...»). Если сосед говорит «да», около рисунка ставится знак «+». Это означает, что желание будет выполнено. Если сосед говорит «нет», около рисунка ставится знак «?». Это означает что волшебник не поймет. Подводится итог: каждый ребенок на пальцах должен показать, сколько его желаний будет исполнено. (Рисунки со знаками «+» стоит собрать в волшебный почтовый ящик.) Учитель обсуждает с детьми, стоит ли оценивать рисунки так же, как оценивалась прежняя работа, — по скорости и аккуратности — и почему там это было самое главное, а здесь желательно, но нео­бязательно. Делает вывод: в школе есть задания, выполняя кото­рые дети учатся быть аккуратными, но есть задания, где главное не это. Когда писатель сочиняет сказку, что важнее — интересная ли она будет или то, что он напишет красиво? А когда портной шьет платье, что важнее — красивым ли он его придумает или то, что он это аккуратно сделает?.. Итак, надо оценивать за самое главное и не придираться к второстепенному.

Если окажутся дети, которые не смогли понятно нарисовать ни од­ной картинки, учитель может спросить всех остальных, кто готов им помочь — нарисовать для них только одну, но очень понятную картинку. Пары — помощник и тот, кому помогают, — садятся за отдельный стол или выходят в коридор. Они присоединяются к об­щей работе, когда опустят картинку в почтовый ящик.

- 101 -

 

 

Относительность оценок. Точка зрения оценивающего:

а) Учитель рисует на доске три дерева разной высоты. Дети по
линеечке «Р» оценивают рост деревьев (деревья пронумерованы,
крестики оценок тоже пронумерованы). Учитель спрашивает, по­
чему у всех получилось одинаково, хотя ранее на уроках не раз го­-
ворилось, что каждый судит по-своему.

б) Учитель на доске рисует грибок, ежика, человечка, мошку и
линеечку оценки (рис. 33). Говорит, что рост грибка оценили ежик,
человечек и мошка. Спрашивает, почему их оценки разошлись так
сильно, какая оценка кем дана.

Рис. 33

в) Учитель рисует еще две линеечки, обе — для оценки роста («Р»). Говорит: «На первой линеечке находятся все люди на све­те—и взрослые, и малыши. Пусть каждый из вас определит на ней свое место. На второй линеечке — все дети нашего класса. Най­дите каждый свое место».

Учитель смотрит работы. Тех детей, самооценки которых по обе­им линеечкам сильно расходятся, спрашивает, почему они оцени­ли свой рост в обоих случаях по-разному («Может, ты за минуту между первой и второй мыслями сильно вырос?»).

Учитель подводит итог: «Чему мы учились? Учились ли мы изме­рять рост? Зачем нам учиться оценке, разве недостаточно, чтобы детей оценивал учитель? В жизни очень много ситуаций, когда ник­то никого не оценивает. Подумайте об этом на перемене. Вернув­шись с перемены, выскажите свои мысли».

Если остается время, то игру на безоценочную ситуацию можно разыграть прямо на уроке. Игра называется «Конкурс на лучшую похвалу». Кульминация игры такова. Дети встают в круг. Каждый по очереди (начиная с учителя) делает шаг вперед и говорит, за что

- 102-

 

он хочет себя похвалить, например: «Я хвалю себя за то, что я кра­сивая и умею хорошо печь пироги». Но начало игры надо разыг­рать с помощью кукол. Учитель берет 4-5 кукол и ведет диалоги от их имени. Одна из кукол говорит: «Я очень умная». — «Вот и не­правда. Ты глупая», — отвечает другая. «Умная» плачет. Еще одна кукла говорит: «Я добрая». Другая ей в ответ: «Ты злюка». Учитель помогает детям сделать вывод: не оценивай, не спорь; разреши товарищам быть умными, добрыми. И они такими станут.

==========------------------------------------ ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ

Праздник «Посвящение в ученики». Учебное время нецелесооб­разно разбивать на отдельные уроки. День можно завершить чаепити­ем или как-то иначе — на усмотрение учителя. Могут присутствовать родители. Детям лучше быть в парадной школьной форме (если курс проводится в детском саду, то — в белых воротничках). Этот день — инициация, подтверждение того, что дети стали школьниками. Предла­гаемый ниже сюжет был для нас лишь общей канвой праздника «Посвя­щение в ученики». В этот день дети выполняли многие задания из описанных выше. За каждый удачный ответ они получали ордена. Их заранее изготовили они сами вместе с родителями. Можно изгото­вить ордена и втайне от малышей (с помощью более старших учащихся школы). Тогда ордена станут еще и приятным сюрпризом для начинаю­щих школьников. Важно, чтобы никто из детей не ушел с праздника не-награжденным, ведь все они должны стать в этот день учениками!

Еще раз подчеркнем, что этот праздник должен стать для детей радостным событием, и мы уверены, что вы не хуже нас знаете, как это сделать.

В игре на сюжет «Лесная школа» лучше, если дети будут сидеть не за партами, а на стульях, поставленных посредине класса в кружок. В центре круга — место для лесной школы. (Можно поставить 4 стуль­чика и рассадить на них игрушки.)

1. Учитель приглашает детей в гости в лесную школу. Каждый ребе­нок должен познакомиться со зверюшками-учениками и опреде­лить, на кого из них он больше всего похож. Учитель представляет классу новых персонажей:

А) Лошадка. Чистенькая, аккуратная, спокойная. Перед школой вымыла ушки, расчесала гриву и хвостик, ровно подстригла че­лочку, надела новые носочки. Вежливо слушает, улыбается, кивает головой, делает все, что ей говорят, сразу. Учитель спрашивает, кому Лошадка понравилась, кто хоть немножко на нее похож

 

- 103

 


(хочет быть похожим). Тем, кто поднял руку, выдает синие фишки (синяя фишка — «значок Лошадки»).

Б) Медвежонок. Сразу видно, какой он умный, как много знает. Он очень хотел в школу: ведь там можно все-все узнать, там задают за­дачи, а он очень любит ломать голову над всякими загадками. Когда Медвежонок думает (а думает он все время), он чешет лапой за ухом. Поэтому голова у него всегда лохматая. Так как Медвежонок все вре­мя думает о чем-то умном, то несколько рассеян, может не заме­тить стоящего рядом зверя и нечаянно наступить ему на лапу. Но потом очень огорчается и обязательно извиняется.

Учитель спрашивает, кто похож на Медвежонка (хочет быть похо­жим). Этим детям раздаются коричневые фишки — «значок Медве­жонка». (Каждый ребенок может получить сразу много фишек.)

В) Белочка. Больше всего на свете любит веселую компанию. Очень хотела в школу: ведь там так много зверят, со всеми можно поболтать, посмеяться. Белочка — болтушка, но она знает много историй, песенок. Она непоседа, не может долго оставаться на одном месте, все время скачет. Белочка очень ласковый зверек. Если тебе грустно, она обнимет, приласкает, развеселит, пощеко­чет мягким хвостиком. Но сама может расплакаться, если ее никто не замечает, не с кем поболтать. Если кто-то скажет грубое слово, Белочка сердится и кидается шишками... Учитель спрашивает, кому нравится Белочка, кто хоть немножко на нее похож. Эти дети полу­чают желтые фишки — «значок Белочки».

Г) Котенок. Это самый лучший фантазер и выдумщик. Он так хо­рошо умеет придумывать игры, что с ним всегда интересно. И сам он никогда не скучает. Если рядом друзья, Котенок затевает об­щую игру. Если никого нет, он может играть с чем угодно: с клубоч­ком ниток, с палочкой, с собственным хвостиком. У него поклади­стый, добродушный характер, и единственное, чего он не любит, это слово «надо». Мама-кошка часто слышала от сына «не хочу!» и привела его в школу, надеясь, что малыш подрастет и станет по­слушнее. Котенок с удовольствием прибежал в школу: он любит все новое. Но по дороге он сказал маме: «Не хочу становиться взрослым! Хочу всю жизнь играть! В школе ведь разрешают иг­рать?» Учитель спрашивает, кому нравится такой друг, кто сам по­хож на Котенка («значок Котенка» — розовая фишка).

2. Учитель добавляет всем детям фишки. Теперь у каждого ребенка должно быть 4 фишки: синяя (Лошадкина), коричневая (Медвежон­ка), желтая (Белочкина), розовая (Котенка).

Теперь учитель представляет детям учительницу лесной школы — Кенгуру. Дает классу задание: «Кенгуру — прекрасная учительни-


ца Такая, что лучше не бывает. Опишите ее характер, что она лю­бит... Как вы думаете, кого из учеников она будет любить больше всех?» (От лица Кенгуру учитель показывает, что она любит каждо­го ученика за его чудесные качества, видит, у кого какие будут труд­ности, и обязательно всем поможет.)

Дети проигрывают поведение каждого персонажа в типичных школьных ситуациях:

а) построиться;

б) сесть за парту;

в) поднять руку для ответа.

Лошадка все делает серьезно и старательно. Медвежонок все де­лает неуклюже. Белочка все время вертится и болтает. Котенок во все играет: его действия утрированы, гротескны, он хочет всех рас­смешить. Во время этой игры учитель:

а) сам делает все, что предлагает сделать детям;

б) комментирует игру учеников, обращая внимание на самые яр­
кие и оригинальные решения.

Выступая от лица каждого персонажа, дети берут соответствую­щие фишки.

Урок письма. Учитель на доске дает образец работы: пишет 3 ров­ных крючочка. Рядом пишет крючочки за игровых персонажей (4 ва­рианта) (рис. 34).

Рис. 34

Написав и прокомментировав каждый вариант, спрашивает класс: «Кто из зверюшек это написал? (Дети отвечают, подняв нужный зна­чок) Что каждому сказал учитель?» Сам показывает, как он оцени­вает каждую работу, отмечая ее достоинства и советуя, как ее

улучшить: а) написано почти как в прописи или как на доске; б)написано коряво;


 


- 104-


-105-


в) этот ученик сказал: «Просто крючочки рисовать скучно. Пусть
это будут зонтики»;

г) учитель спросила: «Почему ты написал целую строчку? Я ведь
просила только три крючка». А ученик ответил: «Я прослушал».

5. Перемена. Желающие выходят в центр круга и изображают како­го-нибудь зверька. Класс угадывает, кого изобразил ребенок.

6. Урок математики. Учитель показывает4треугольника, просит всех зверей сосчитать фигуры. Все отвечают правильно. Затем он скла­дывает треугольники в квадрат и спрашивает, сколько теперь ста­ло треугольников.

Сначала дети решают эту задачу каждый от своего имени. Потом учитель показывает, как ведут себя ученики лесной школы. Лошад­ка поднимает руку (ногу), встает и четко отвечает развернутым от­ветом: «Теперь тоже четыре треугольника». Котенок поднимает все четыре лапки вверх и болтает ими: «Мяу! Четыре было, четыре ос­талось». Белочка: «Да-да-да. Я тоже так думаю. Я сразу догадалась. Я очень хорошо умею считать. Моя мама говорит, что я научилась считать еще в колыбели...» Медвежонок долго чешет в затылке, а потом с места, не вставая, говорит: «Мне кажется, что теперь по­лучается восемь». Учитель спрашивает, чей ответ детям понравил­ся больше остальных.

7. В класс лесной школы входит новенький — Зайка. Он дрожит, сжи­мается в комочек и тайком смахивает слезинки. Кто как его уте­шит? Желающие подходят к Зайке (его изображает учитель, держа в руках игрушку) и пробуют его утешить. Каждый говорит, почему в школе хорошо и не страшно. Класс — зрители — пытается опре­делить, от чьего имени говорит ребенок.

8. Учитель-Кенгуру должен дать каждому своему ученику домашнее задание, которое должно быть трудным для этого зверька, но вы­полнимым. Цель задания: потренировать ученика в том, что у него не получается.

Сначала дети сами предлагают задания для каждого зверька. По­том учитель называет те задания, которые задала Кенгуру, а класс определяет, кому из зверят они адресованы. Задания:

1) целую минуту сидеть молча и внимательно рассматривать цве­ток, а завтра в классе описать его;

2) совершить одну маленькую и безвредную проказу: перепрыг­нуть через забор (хотя рядом есть калитка) или залезть в лужу;


 

3) сделать одно серьезное, взрослое дело: перевести слепого крота через дорогу или принести больной Крольчихе гостинец от Братца Кролика;

4) целую минуту ни о чем не думать: кувыркаться или играть

в футбол;

5) выучить песенку «Нам не страшен серый волк...» и завтра спеть

ее классу.

Учитель спрашивает детей, какое, по их мнению, задание больше

всего понравится ученикам лесной школы.

9. Возвращение из лесной школы в свой класс. Все встают в круг. Каж­дый делает шаг вперед и назначает домашнее задание самому себе.

10. Учитель предлагает детям придвинуть стулья к партам (можно сесть спиной к доске). Каждому на листе бумаги написать свое имя и фамилию (если ребенок не может написать фамилию полностью, то пишет только первую букву). Перевернуть лист. Взять 5 каран­дашей: черный, коричневый, синий, розовый и желтый. Раскрасить лист так, чтобы было видно, сколько в ребенке страха (черный), ума (коричневый), послушания (синий), выдумки, веселости (ро­зовый), разговорчивости, общительности (желтый).

Учитель объясняет это задание следующим образом. Медвежонок, состоящий из одного ума, раскрасил бы весь лист коричневым. Но живой человек тем и отличается от игрушки, что он сложный: в нем всего много. Но все люди разные — в одних больше веселости, об­щительности, в других — пугливости и т. п.

Примечание. Предложенные здесь персонажи воплощают 5 ти­пов учеников: тревожный, интеллектуальный, исполнительский, игро­вой и коммуникативный. Ясно, что эти типы могут быть воплощены в самых разных образах. Эти персонажи — чистая условность, их мож­но заменить другими. Цвета, которые символизируют персонажи, столь же условны. В описанный здесь сюжет праздника мы включали задания учебного типа и оценку их выполнения. Мы обсуждали с деть­ми, как пишут, считают, читают, выполняют школьные правила персо­нажи лесной школы, а затем предлагали нашим ученикам сделать то же самое. За эти задания они и получали награды (ордена).


 


- 106-


-107-


Приложение








Date: 2016-05-14; view: 381; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.109 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию