Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношения ребенка с самим собой 3 page





Рис. 10

Учитель спрашивает: «Как я узнала, что вы готовы работать? (По знаку. Но работать сейчас надо будет по двое (вдвоем). Кто готов работать вместе, покажите мне это». Часть детей дают пра­вильный ответ жестом, часть ошибаются. Учитель дает разъясне­ния: подсказывает, что, прежде чем показать жестом знак «Мы», надо договориться с товарищем — хотя бы кивнуть ему («Я раде то­бой работать») и увидеть, что он улыбнулся в ответ. Теперь два зна­ка — знак «Я» и знак «Мы» — должны находиться рядом, а учитель с их помощью показывает, к кому он адресуется: к классу, к груп­пам или к каждому ученику.

3. Что надо делать вдвоем? Это дети решат сами. Учитель предлага­ет им «разыграть» (нарисовать) три ситуации. Для работы раздает каждой группе по три листочка бумаги с нарисованными сюжета­ми (рис. 11).

-50-


Рис. 11

Ситуация 1. «Вы живете в разных домиках, сегодня воскресенье. Договоритесь, что вы будете делать в воскресенье, и нарисуйте свои занятия»,-предлагает учитель и показывает пиктографичес­кие изображения разных дел: «сажаю цветы», «читаю», «иду с ма­мой гулять» (рис. 12).

Рис. 12

На эту работу детям дается 2 минуты. Листок, на котором дети ри­суют свои воскресные дела, кладется в центре между ними (более ничто не регламентируется).

Обсуждение результатов. «Поднимите руку те, кто придумал себе на воскресенье общее дело, — предлагает учитель. — Пусть каж­дый подумает, какой знак ему понадобится». (Указывает на знаки «Мы», «Я», дети выбирают нужный. По просьбе учителя дети назы­вают свои общие дела.)

«А теперь поднимите руки те, кто в это воскресенье не встречал­ся друг с другом, а занимался своими личными, очень важными делами», — говорит учитель. (Ни в коем случае не следует выка­зывать предпочтение индивидуальным или общим делам. Это вопрос личного выбора каждого ребенка, и сюда учитель не вме­шивается. Он обсуждает с детьми только знаки ученического по­ведения.)

Ситуация 2. Учитель предлагает: «Представьте, что вы находитесь на разных берегах реки. Придумайте такие дела, для которых вам понадобится вот этот знак». (Знак «Мы».)

Через 2 минуты раздается звонок. Учитель просит детей взяться за руки и спрашивает каждую пару по очереди, что же они стали делать сообща.

-51-


Ситуация 3. Задания к детям: «Вы — в лесу. Придумайте такие дела, про которые каждый расскажет сам...»

Учитель дает развернутые рассказы по сюжетным картинкам де­тей, например: «Мы ходили по лесу. Винни-Пух искал пчел, на­шел улей и полез в него. А я, Сова, летала над зарослями и искала пропавшего крошку Ру», или: «Мой друг не умеет плавать. Он си­дел на берегу и ждал меня. А я переплыл речку и сказал: «Давай я научу тебя плавать». Дети показывают, кто отвечал «Мы» или «Я» (рис.13).

Рис. 13

Учитель обращается к детям: «Закройте глаза. Сомкните губы. Под­нимите руки те, кто знает имя мальчика или девочки, с которыми вы сейчас работали...

Откройте глаза. Если кто-то не знает имени соседа, срочно позна­комьтесь. Покажите мне знаком: мы познакомились. Снова закройте глаза. Поднимите руки те, кто помнит, какого цвета волосы у мальчика или девочки, с которыми вы сейчас работали...

Откройте глаза. Кто не успел внимательно посмотреть на своего соседа, сделайте это. Поднимите руки те, кто уверен: я вниматель­но посмотрел на своего соседа. Поднимите вторую руку те, кто хо­чет, чтобы мы испытали вашу внимательность». Учитель вызывает к доске трех-четырех смельчаков и их партне­ров. Ставит пары спиной друг к другу.

Вопросы-испытания: какого цвета глаза у твоего товарища (свет­лые или темные)? Твой товарищ выше или ниже тебя ростом? У де­вочки, с которой ты работал, бант синий или коричневый? (У девочки может не быть никакого банта.) Твой сосед в рубашке или в свитере? И т. п.


ДЕНЬ ТРЕТИЙ * УРОК 2

Реакция на реплику. Введение знаков «+», «-». Этот урок -продолжение организации детского сотрудничества. Главная задача урока - добиться того, чтобы дети в своей работе учились слушать друг друга и адресоваться друг к другу, а не к учителю. Мы уже гово­рили, что в начале обучения в школе внимание детей концентрирует­ся на учителе. Поэтому одна из задач первых дней - открыть для каждого ребенка его партнеров-сверстников, научить адресоваться к ним, обращать к ним свои высказывания, ждать их реакции на свои

ответы.

Учителю нужно обязательно привлекать внимание детей к тем слу­чаям, когда они обращаются не по адресу.

Средством организации работы является схема класса.


На этом уроке проводятся игры «Слон-пальма-скунс», «Три-четы-ре-пять». Обе игры предусматривают групповое распределение ро­лей. В зависимости от того, на кого указывает учитель, в группе должно возникать то или иное распределение по ролям. По сути эта игра пред­ставляет собой упражнение, но она проходит живо и может рассмат­риваться как подвижная игра. Учителю нужно обязательно обратить внимание на то, чтобы все группы хотя бы один раз успешно справи­лись с заданиями.

Конец урока (обращение к схеме времени) — выделение главного в уроке, требующее анализа его содержания. Это очень важный ас­пект всего курса. Дело в том, что дети в возрасте 6-7 лет склонны ори­ентироваться на сюжетную сторону заданий. Поэтому необходимо с первых дней приучать их анализировать происходящее в классе, в группе. Если не обращать внимание детей на то, зачем, ради чего разыгрываются очередная сценка, игра, они легко увлекаются лишь внешней стороной занятий. Тогда весь курс может превратиться в при­ятное, но бесполезное времяпрепровождение.

1. Введение знаков «+», «-». Учитель говорит: «В другом классе в прошлом году все дети единодушно присудили Оле орден Вни­мания за внимательность к человеку. Оля очень добрая, она все­гда старалась каждому помочь. Когда ученик отвечал в классе, она показывала ему знак«+»(показывает перекрещенные указатель­ные пальцы), и он был рад, что все хорошо. Иногда Оля показы­вала знак «-» (указательный палец вытягивает горизонтально, имитируя знак «-»), и ребенок мог быстро исправиться». (Пред­лагает детям поучиться быть внимательными друг к другу.)

Игра «Да и нет не говорите, черное и белое не берите». Учитель произносит первые слова игры: «Вам барыня прислала сто руб-


 


-52-


-53-


лей. Что хотите, то купите: да и нет не говорите, черное и белое не берите». (Задаются любые вопросы. В ответах не должно быть слов «черное», «белое», «да», «нет».) Сначала игру ведет учитель. Он задает 5-7 вопросов. Прежде чем задать вопрос, на схеме класса указывает отвечающего, не глядя на него. Дети указательными жестами помогают найти нужного человека. Он встает. Учитель за­дает вопрос. Ребенок отвечает. Класс показывает жестами знак «+» или«-».

Учитель должен находиться не там, где отвечающий. Это позволит взрослому увидеть тех детей, которые адресуют свои оценки не говорящему, а учителю. Нужно зафиксировать эту «странность»: «Аня, ты меня хвалишь за хороший ответ? Женя, ты мне ставишь плюс?» или «Валя, почему так получается: отвечает Света, а дети хвалят за это меня?» Приглашая отвечать очередного ребенка, надо напоминать всем о необходимости повернуться к говорящему и смотреть на него.

2. На схеме класса учитель в разных углах развешивает значки групп
(«Ромашка», «Солнышко» и т. п.) и просит детей быстро объеди-­
ниться по группам. Предстоит устная работа, ее необязательно де­-
лать сидя.

Группа придумывает 2-3 вопроса и ведет игру «Да и нет не гово­рите...». Задание группе: сочинить 2 вопроса и показать знаком «Мы готовы...». Первой начинает группа, раньше всех закончившая подготовку и выбравшая верный жест. Группа, ведущая игру, дела­ет следующее:

а) назначает группу отвечающих;

б)задает вопрос;

в) жестами (имитация знаков «+»,«-») оценивает ответ. Если группа не забыла оценить ответы, она награждается орденом Внимания. Группа отвечающих имеет право секунду посоветовать­ся (шепотом).


3. Все встают в круг. Учитель — в центре. Проводится игра «Слон-
пальма-скунс». Главная задача игры — чтобы каждый ребенок оце-­
нил действия другого.

Учитель объясняет правила игры. Он, стоя в центре с протянутой рукой, кружится. Тот, на кого учитель укажет, остановившись и на­звав слово, будет ведущим. Его соседи справа и слева — помощ­ники. Если будет сказано «слон», ведущий изображает туловище животного: нагибается, вытягивает руки вперед, имитируя хобот. Помощники изображают уши слона. Если будет сказано «пальма», ведущий изображает ствол: поднимает руки вверх. Помощники

-54-


 

изображают ветви. Если будет сказано «скунс», ведущий приседа­ет изображая маленького зверька. Помощники отворачиваются, зажав носы. (Может быть, надо объяснить детям, что скунс, чтобы отпугнуть врагов, издает неприятный запах.) На доске можно ус­ловно изобразить действия трех детей (рис. 14).

Рис. 14

Вариант той же игры — игра «Три-четыре-пять». Ведущий (тот, на кого указал учитель) делает шаг вперед и поднимает один палец. Все его соседи справа должны «написать» последующие цифры: ближайший ребенок выходит, подняв два пальца, следующий под­нимает три пальца и т. д.

Остальные игроки жестами показывают знак «+» или «-». Можно играть до победного конца: команды, получившие оценку «-», вы­бывают из игры, но выходят в центр круга и продолжают оцени­вать действия играющих.


Рис.15 -55-  

Дети садятся за парты кто где хочет. Учитель предлагает подвести итоги первых двух сегодняшних уроков: чему дети учились? На схе­ме времени обозначает два прошедших урока, просит детей вспом­нить, чем они занимались, чему учились, какие новые правила школьной жизни узнали (приглашая ребенка ответить, указывает на знак «Я»). Можно задавать наводящие вопросы, на которые дети будут отвечать, воспроизводя жестами знаки«+»,«-». («На первом уроке вы впервые узнали, что такое "зеркало"?», «На первом уроке вы впервые узнали, как по-школьному сказать: "Мы готовы..."?»). Итог обозначается на схеме (рис. 15).

 

 

ДЕНЬ ТРЕТИЙ * УРОК 3

Самооценка, критерии, оценка. Материалом урока являете графический диктант, выполненный детьми накануне. Но на данном уроке ребенок оценивает свою работу и соотносит свою оценку с оцен кой учителя. Таким образом, предмет работы — соотнесение внешне оценки и самооценки.

На уроке вводятся новые критерии оценки работы: легкость-труд­ность, интересно-неинтересно и т. п. (в зависимости от предложений детей).

Впервые вводится взаимооценка (на материале игры «Стрельб по мишеням»).

Сначала дети оценивают диктанты друг друга. Вся предшествую­щая работа с ними была направлена на то, чтобы они были справедли­вы и доброжелательны друг к другу. Это предмет внимания учителя. Оценка должна доставить детям удовольствие, а не привести к конф­ликтам. Задача учителя — обеспечить благожелательную обстановку в классе. Ему следует быть все время наготове, чтобы успеть предуп­редить разногласия.


Итоги дня. Заканчивается третий день в школе, поэтому необхо­димо уже начать подводить итог школьной жизни, а не только дня. Пора уже обратиться к «Хронике». Пока еще нельзя говорить о пло­хом (конфликты и т. п.), но появляется тема «Что сделать, чтобы ста­ло лучше?».

1. Подготовка к уроку. Дети получают задание достать из портфеля простой карандаш (и больше ничего), найти себе пару, показать: «Мы готовы работать вместе...» Пары усаживаются за парты, учитель раз­дает каждому ребенку листочек со вчерашними узорами*. Сейчас дети впервые получили свои работы, оцененные учителем. При обсуждении результатов главное, чтобы учитель ясно сфор­мулировал, что он поощряет. А поощрять он должен только точную самооценку (а не правильное рисование узоров). Поэтому про ка­чество самих узоров учитель не говорит ни слова. Речь идет толь­ко о том, умеет ли ребенок себя оценивать.

- Вчера вы учились оценивать свои работы по-школьному — с помощью линеечек. Я посмотрела, как вы себя оценили. Если я соглашалась с вашей оценкой, то обводила ваш крестик каран­дашом красного цвета. Встаньте те, у кого на листочке крестик

* Эти листочки нужно обязательно собрать и сохранить: графический дик­тант является важнейшим диагностическим материалом. Диагностика по этой методике может проводиться повторно через несколько месяцев. Оценить ус­пехи каждого ребенка невозможно без сравнения с его исходным уровнем.

- 56 -

 

обведен красным. Вы вчера очень честно себя оценили: не пере­хваливали и не слишком придирались. А у одного мальчика полу­чилось так. (Рисует на доске - рис. 16.) Он был слишком строг к себе. Прошу этого мальчика сегодня быть к себе добрее. А что вы скажете тому, кто оценил свою работу вот так? (Рисует на дос­ке — рис. 16.)

Рис. 16

Верно, я тоже советую этому человеку быть к себе построже... Вы, наверное, уже догадались, чему мы будем учиться на этом уро­ке. Правильно оценивать свою работу. Какой значок мне нарисо­вать на схеме времени? Линеечку с крестиком. И я вам всем желаю, чтобы завтра я смогла обвести ваши крестики красным каранда­шом и сказать: я согласна с этой оценкой.

Учитель продолжает: «Сейчас я продиктую новый узор. Две кле­точки влево. Две клеточки вниз. Две клеточки вправо. Две клеточ­ки вниз. Две клеточки вправо. Две клеточки вверх. Две клеточки вправо. Две клеточки вверх. Две клеточки влево. Две клеточки вверх. Две клеточки влево. Две клеточки вниз». (Должен получить­ся замкнутый крест — рис. 17.)

Рис. 17

Учитель открывает на доске образец узора. Просит детей оценить правильность их работ, поставив над первой линеечкой букву П («Правильно»).

«А за что еще можно оценить работу?» — спрашивает учитель. Выс­лушивает предложения детей. Если ничего оригинального они не предложат, назначает свои критерии: «Оцени, легко тебе было де­лать эту работу или трудно (пометь вторую линеечку буквой Т — "Трудно»), интересно тебе было делать такую работу или нет (по­меть третью линеечку буквой И — «Интересно»).

 

- 57 -

 

 

3. Работа парами. Взаимооценка. Игра «Стрельба по мишеням». Каж­дый ребенок получает бланк для работы, на обороте пишет свое имя (списывает с визитной карточки) и рисует три линеечки для оценки.

Правила игры учитель показывает с кем-то из детей на доске. Ре­бенок-стрелок берет мел и приставляет его к точке «пистолет». Учи­тель-командир командует: «Готовься! Прицелься! Пли!» При слове «Пли» стрелок ведет линию к мишени. Учитель оценивает резуль­тат так: «Стреляешь метко (попал в мишень), но пуля должна ле­теть прямо (а здесь пуля петляла) и быстро». Проводится вторая попытка...

Пары должны договориться, кто стреляет первым. (После трех вы­стрелов дети меняются ролями.) Игра начинается и заканчивает­ся по звонку.

Взаимооценка. Командир оценивает, как стреляет стрелок. Хоро­шо, если бы дети сами предложили критерии оценки типа «Мет­кость» (попадание в «яблочко»), «Скорость», «Ровно ли летела пуля» и т. п. Учитель подхватывает предложенные детьми критерии, озаг­лавливая линеечки нужными буквами. Подчеркивает, что командир­ская оценка должна быть справедливой.

Для оценки стрелок берет свой лист, отдает его командиру. Тот ста­вит свои оценки.

«Кто хочет поблагодарить своего командира за справедливость, пусть пожмет ему руку», — предлагает учитель. Итоги дня. Прощание. Учитель организует прощание в любой фор­ме: можно оставить детей на их рабочих местах, можно предло­жить им встать в круг, а можно сесть на расставленные в кружок стулья. Но подвести эмоциональные итоги дня необходимо. (Же­лателен тихий музыкальный фон.)

Учитель обращается к детям: «Закройте глаза, вспомните те три дня, которые вы провели в школе. Вы работали парами. Вы рабо­тали группами. Вы работали по одному. Вы работали всем классом, отвечая хором все как один. Я хочу знать, кому что боль­ше понравилось. Кто хотел бы завтра работать один, поднимите один палец, кто хотел бы работать вдвоем — два пальца, кто хо­тел бы работать впятером — пять пальцев, всем классом — сжатый кулак...

Откройте глаза. Видите, все выбирают разное. Чтобы всем было хорошо, завтра будем работать по-всякому: и парами, и группа­ми. Наша задача на завтра — научиться работать по-разному: и са­мостоятельно, и всем классом, и маленькими компаниями». Далее целесообразно прочесть несколько записей из «Хроники» о первых двух днях в школе.

- 58 -

 

Домашнее задание: принести линейку, ластик, простой каран­даш; продиктовать кому-то из взрослых любую картинку из школь­ной жизни — описание какого-нибудь дела, случай, рассказ про нового друга. Но лучше всего подумать о серьезном и начать но­вый раздел в «Хронике» — «Как сделать жизнь класса совсем за­мечательной?». (Может быть, кто-нибудь заметил или испытал в школе что-то неприятное, скучал... Как сделать, чтобы всем было весело, не страшно и не скучно?)

Учитель говорит детям: «Перед уходом из класса, стоя (сидя) в кру­гу, попытайтесь встретиться глазами с кем-то из товарищей, кив­ните ему, улыбнитесь, помашите рукой на прощание...» Хорошо, если в конце дня учитель начнет разучивать с классом пе­сенки или короткие забавные стихи. В дальнейшем с них можно начинать и ими можно заканчивать многие дела.

===== ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ * УРОК 1

Отработка введенных ранее знаков: «+»,«-», «я», «Мы», «Хор».

Урок имеет две содержательные линии. Во-первых, это диагностика освоенности введенных ранее приемов, знаков, школьной атрибути­ки. Важным моментом этой диагностики является то, что не детей эк­заменуют, а, наоборот, дети являются экзаменаторами. В подобной ситуации всякая ошибка ребенка становится деперсонифицированной, т. е. с ребенка снимается личная ответственность за его успех или не­успех. Задача учителя на данном этапе — «сделать фотографию клас­са». Характер задания позволяет ему увидеть детей, испытывающих трудности, слишком медлительных, слишком импульсивных, и вместе с тем впервые увидеть класс целиком.

Дети работают группами, поэтому следует обратить внимание на тех, кто становится лидером группы, а также на тех, кто, стараясь при­влечь к себе внимание, вносит в общий труд дезорганизацию.

На данном уроке учитель должен убедиться, что большинство де­тей легко справляются с заданиями, овладели введенными ранее при­емами работы. Двигаться дальше можно лишь в том случае, если большинство детей адекватно, хотя и с обдумыванием, используют средства взаимодействия.

Вторая содержательная линия урока — введение ситуации несог­ласия в группах. Учитель использует этикетную форму несогласия, обсуждения, спора. Показывает, что бывают ситуации, когда прийти к согласию трудно, невозможно, необязательно.

Дети сидят по группам, соответственно расставлена и мебель в классе (как в первый день).

- 59 -

 


На схеме класса — значки групп. Дети рассаживаются группами по 4-6 человек так, как указано на схеме (места групп изменены).

1. Мини-тест — напоминание о школьных правилах. Учитель здоро­-
вается с классом, поздравляет тех, кто уже умеет здороваться по-
школьному, спрашивает: «Кто готов работать?..» Поднявших руку
поздравляет с тем, что они умеют отвечать правильно. «По­
смотрим, как вы запомнили имена друг друга. Меня зовут Борис
Андреевич... (Снова поздравляет тех, кто умеет отвечать по-школь-­
ному: дети, показавшие знак «-»,)

Итак, в школе есть много правил. Так же как водители автомашин должны знать и соблюдать все правила дорожного движения (иначе будут аварии), так и школьники должны соблюдать школьные пра­вила. Для каждого правила есть свой знак. Сейчас проведем ис­пытание, понимаете ли вы все школьные знаки».

2. Учитель продолжает: «К нам в гости пришли веселые человечки (кук­-
лы или картинки с изображениями человечков). Я спросил каждого,
как его зовут. И каждый ответил: «Знайка». Но мне кажется, что они
меня разыгрывают. Проверим, правда ли к нам в гости пришли Знай-­
ки. Я буду задавать гостям вопросы, а вы будете оценивать их зна­-
ния. Но каждый гость хочет работать в одной из групп. Человечек
будет по схеме указывать, в какой группе он хочет работать, а груп-­
па должна ответить жестами: знак «Мы» (готовы с тобой работать)».
Учитель раздает группам кукол или картинки, оставив 4-5 про за­
пас, чтобы ложных Знаек заменять на настоящих.

Учитель задает вопрос, каждый Знайка на него отвечает. Учитель по схеме класса (каждый раз в новом порядке) указывает, какой Знайка сейчас отвечает. Группа должна:

а) не начинать работу, пока не ответят все Знайки;

б) тихо повторять друг другу ответ своего Знайки (если мнения
группы не совпадают, вся группа встает, к ней подходит учитель и
подсказывает нужное слово);

в) показывать друг другу знак «+» или «-»(оценка ответов Знайки).
Если мнения членов группы совпадают, на листе ставится «+» или
«-»; если мнения разные, ставятся оба знака.

Что делать, если в группе возникают разные мнения? На примере двух-трех групп учитель привлекает внимание класса к разногла­сию: «Вася (мальчик показал знак «-»), почему ты не согласен?» Поощряет детей к обмену мнениями. Не настаивает на том, что надо обязательно прийти к общей точке зрения: у ребенка может не хватить аргументов, каждый может остаться при своем мнении, и в этом нет ничего плохого.

-60-


Нет ли в классе ложных Знаек? Учитель еще раз прочитывает от­веты каждого Знайки, не прибегая к схеме. Форму ответа он ука­зывает по схеме («Я», «Мы», «Хор»). Если задано «Мы», детям предоставляется 20 секунд на то, чтобы посовещаться. После это­го группа, весь класс или отдельные ученики должны назвать оши­бочный ответ. Ложного Знайку отправляют с урока в детский сад. На его место приходит новый Знайка.

Работа может строиться на основе сюжета «Игра в школу». Учи­тель предлагает проэкзаменовать всех Знаек по всем школьным предметам. Задает им примерно следующие вопросы. По географии: какие страны вы знаете? Ответы: Япония, Франция, Испания, Нева, Индия...

По астрономии: назовите планеты Солнечной системы. Ответы: Марс, Земля, Венера, Юпитер, Австралия... По литературе: назовите русских писателей и поэтов. Ответы: Пуш­кин, Чайковский, Лермонтов, Есенин, Толстой... По биологии: назовите домашних птиц. Ответы: индюк, утка, гусь, воробей, петух...

По математике: сравните по величине слона, мышь и комара. От­веты: слон больше мыши, а мышь больше комара; комар меньше мыши, а мышь меньше слона; мышь больше комара, но меньше слона; слон больше мыши, но меньше комара; слон больше мыши, а комар меньше мыши...

Продолжение сюжета «Знакомство»: «Кто что знает? Кто что уме­ет?» На эти вопросы дети должны ответить дома в письменной форме — для книги «Хроника». Ответ следует начать так: «Я знаю... Я умею...»

Задание группам: обсудить ответы на два вопроса (ответить не сло­вами, а пантомимой):

1) Что наверняка умеют все-все дети в классе?

2) Что наверняка не умеет никто-никто из детей (а может быть, никто-никто из людей)?

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ * УРОК 2

Содержание урока провоцирует детей на разные мнения. Оптичес­кие иллюзии, использованные в материале к уроку, подобраны таким образом, что они обязательно должны столкнуть мнения детей. Очень важным эмоциональным моментом является разыгрывание ссоры пер­сонажей (Мишка и Буратино). Здесь можно разыграть разные вариан­ты ссор и споров (на усмотрение учителя). Такие ссоры и споры возможны только в исполнении учителя, иначе могут возникнуть не-

-61 -


желательные, «непарламентские» выражения, обиды, продолжение конфликта вне игровой роли. (Различные варианты споров могут быть разыграны детьми при условии, что учитель подчеркнет их игровой, ролевой характер.) Интересным вариантом может стать разыгрывание вежливой, но бессодержательной ссоры — ситуация, когда персона­жи не оскорбляют друг друга, но и не обсуждают суть противоречия. Таким образом, главное в ситуации несогласия — выявление сути про­тиворечия и попытка найти конструктивное решение.

Тот же сюжет разыгрывается и на рисунках. На сюжете «Зайка и Ежик» разыгрывается ситуация бессмысленного спора, когда разго­вор идет о предпочтениях, вкусах и т. п.

Данный урок — важный этап в становлении линии учебной дискус­сии, поэтому его следует готовить особо. Если учителя почему-либо не устраивает материал, представленный в конспектах, он может за­менить его своим собственным.

Этот урок можно рассматривать как контрольный для учителя, по­казывающий, насколько успешно происходит введение детей в школь­ную жизнь. Он требует от детей достаточной доли доверительности, открытости. Если учитель чувствует, что по какой-то причине дети не готовы к уроку, его следует перенести.

В домашнем задании очень важным является введение новой трак­товки оценки, когда отсутствие похвалы служит порицанием. Мы по­лагаем, что такая концепция оценки позволяет предотвратить многие неприятные моменты во взаимоотношениях детей и учителя.

«Как надо и как не надо спорить?»

1. Индивидуальная работа. На столах — бумага, линейки, простые ка-­
рандаши, ластики. Сюжет работы: жуки и гусеницы соревнуются
в беге; для них дети должны изготовить абсолютно одинаковые бе-­
говые дорожки.

Учитель показывает, как пользоваться линейкой, и просит сделать беговые дорожки длиной ровно 7 см. Каждый ребенок совершает 3-5 попыток, сам выбирает лучшую свою дорожку, оценивает соб­ственный результат по линеечкам: Р («Ровно»), Т («Точно»).

2. Работа парами. Сидящие рядом дети обмениваются листами и оце­-
нивают (по тем же линеечкам) работу партнера: прикладывают ли-­
нейку и проверяют ровность линии и точность измерения*.

* Каждую линеечку ребенок проводит на отдельной узенькой полоске бу­маги (10x5 см). Учитель просит проводить линеечку посредине, отступая от левого края на 1 -1,5 см. Это задание на аккуратность. Самую удачную линееч­ку ребенок выбирает в качестве беговой дорожки, остальные превращает в ли­неечки для оценки, помечая их сверху буквами Р («Ровно»), Т («Точно»).


Пары должны договориться, чья дорожка для жука, а чья для гу­сеницы. Жуки руками изображают усы, гусеницы — острую голов­ку (рис. 18). Договорившись, дети метят свои беговые дорожки (рис. 18). (Образец на доске не надо рисовать старательно и ров­но и не следует располагать линии друг под другом.)

Рис. 18

Помеченные беговые дорожки передаются соседней паре. Теперь все — судьи. Задача судей — положить две беговые дорожки друг под другом, сравнить их на глаз и поставить знак «+», если бего­вые дорожки одинаковой длины, или знак «-», если разной. Забракованные (отмеченные знаком «-») дорожки надо вернуть ис­полнителям.

Работа вчетвером. Перед началом работы проводится короткая ин­сценировка «Как не надо спорить?». Учитель разыгрывает эту сцен­ку, используя два любых игрушечных персонажа, например, Буратино и Мишку.

Буратино. Забирай, Мишка, свои дорожки. Они не равные! Мишка. Неправда! Я все точно отмерил! Меня еще Лис проверял и сказал, что все точно!

Буратино. Нет, для жука ты нарисовал длиннее! Мишка. Нет, одинаково!

Буратино. Нет, длиннее!

Мишка. Значит, ты — плохой судья!

Буратино. А ты — плохой измеритель! Мишка. А ты нечестно судишь!

Буратино. А ты косой или слепой!

Мишка. А про тебя все рассказывают, как ты папу Карло обманул!

Буратино. Про тебя тоже рассказывают, как ты лапы всем отдавил!

Учитель задает классу вопросы: смогут Мишка и Буратино догово­риться и сделать общее дело? Спорят они или ссорятся? Если у


 


-62-


-63-


людей разные мнения, могут ли они поспорить, но не поссорить­ся — не обидеть друг друга? Что надо сделать, чтобы выяснить, кто прав, — может, подраться? Дети дают советы Мишке и Буратино (померить дорожки линейкой, приложить мерку и т. п.). Учитель резюмирует: «Поссориться — это значит сказать или сделать дру­гому что-то обидное, злое. Чтобы поспорить, надо постараться отыскать доказательства своей правоты. В споре о длине беговых дорожек лучшим доказательством является измерение с помощью линейки».







Date: 2016-05-14; view: 345; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.054 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию