Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Научные революции как перестройка оснований Н
Этапы развит Н, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, наз НР. Перестройка оснований, сопров-ся НР, м/т явиться, 1) результатом внутридисциплинарного развития, в ходе кот возн проблемы, неразреш в рамках данной науч дисциплины; 2) НР возможны благодаря междисцип-ым взаимодействиям, основанным на переносе идеалов и норм исс-ия из одной науч дисц-ы в др, что приводит к откр яв-ий и законной, кот до этого не попадали в сферу науч-го поиска. Различ 2 НР: 1) идеалы и нормы научи с-ия остаются неизм-ми, а картина мира пересматривается; 2) одноврем-о с картиной мира радикально меняются не! идеалы и нормы Н, но и её ф-фские основания. Гл услов появлен идеи НР явилось признание историчности разума, => историчности научного знания и соответствующего ему типа рациональности. Ф-фия 17-18в рассм разум как неисторич, самотождественную способность Ч. Принципы и нормы разумных рассуждений, с помощью кот добывается истинное знание, признавались постоянными для " исторического t. ! в 19в – историчность разума, с пом кот осущ познание. В рез-те истина стала опред-ся как историческая, т.е. имеющая привязку к опред-му историч-му t. В естествозн тезис об историчности разума признали! в 60х гг. НР – крупные преобразования в Н. НР→смена главенствующей парадигмы, новая расстановка проблем, становление терминологии, появл новых Н направлений. Движущие силы НР - комплекс факторов: открытие новых фактов, изобретение новых инструментов, мировоззренч-е сдвиги. Открытые вопросы: сколько явных рев следует различать в истории; критерии Н революционности. - революционность новой теории – в появлении сущ-но новых элементов, имеющих значит расхождение с сущесв-ми. Выходит за рамки одной дисциплины, иногда влияет на мировоззрения (Н.Коперник, Лобачевский). НР мб частноН и общеН. По степени их масштабности):- крупные (глобальные), формирующие совершенно новый взгляд на мир.- средние (в отд фундамент-х Н), преобразующие их основы - малые (микрореволюции), создание новой теории. В науке осущ-ся постоянный обмен м\у Н обл и м\у самостоят-ми блоками внутри дисциплины.=>2 вида НР: 1. Р, в кот доминируют процессы внутридисциплинарного развития знаний. 2. -//- междисциплинарные связи. Они сосуществуют. 2 типа НР в зависимости от обширности преобразований: 1. Р, связанные с изменениями дисциплинарной онтологии, без сущ-го изменения идеалов и норм иссл-я. (переход от механист к электродинамич картине мира). 2. более радикальные, кот х-ся сменой идеалов и норм, а также Ф-х оснований Н. (переход от классич к неклассич Н). Смена типов рациональности. На НР влияют не только внутренние Н, но и социоК факторы. Т.Кун: продвижение Н состоит из накопления малых успехов и изменений. Термин микрореволюция – неб изменение образцов Н деят-сти. Приверженцы эволюционистской концепции (Дж.Сартон) – отрицание НР – понимались как убыстренное эволюционное развитие\ переход от лжи к истине, от доН представлений к Н. К.Поппер (истоирикоН концепция) – перманентный х-р НР. История Н – непрерывная цепь революций. Подлинно фундамент, глобальные – лишь 2 революции: -Р17в; НТР 20в (созд-е теории отн, квантовой механики). Разрушительная функция НР под? (возникновение нового знания на основе разрушения старого). Сейчас – созидат функция (возникновение нового знания без разрушения старого). 3 вида НР, кот тесно связаны др с др. 1. новые теор фундамент теории (концепции). Напр, Коперник, Дарвин, Ньютон, Эйнштейн, Дарвин 2. новые методы исследования. Изобретение микроскопа =>микробиология 3. открытие новых миров. Великие геогр открытия (мир микроорганизмов, вирусов, мир атомов и молекул). Открытие др галактик. 59,61. Типология НР. Типы научной рациональности: класс, некласс, постнекласс. Становление проблемы НР в ФН. В 60-70г 20в – дискуссия по проблеме НР м\у представителями «большой 4». (проблема НР) – парадокс – т.к Н знание считается образцом рацион мышления. Т.Кун – интерес как действительно ведут себя ученые, а не как должны. Изучение Н сообщества. Развитие социологии Н => дискриптивн подход => не на разработке норм Н деят-сти, а на описание действит поведения сообщества. Т.о, Кун опровергает сведение Р-сти к сумме однозначных правил и признание нерац х-ра Н => подход – идея мягкой регуляции Н деят-сти. К.Поппер. Н- непрерывная революция. Термин «роста Н знания». Утверждал традиц универсалистский Р-м. Сущностное качество Рац мышления – его критичность. Рационализм есть критицизм. И.Локатос – синтез позиций Куна и Поппера. Метод рац-х конструкций. П.Фейерабенд – радик антинормативизм. Отрицание любых канонов и регулятивов Н деят-сти. Принцип вседозволенности (anything goes). Опровергает идею единства метода, стандарты Рац-сти. Принцип плюрализма теор знания. Историч типы НР Глоб Н Рев → 3 крит стадии историч развития Н = 3 истор типа НР: -Классич Р (соотв классич Н в ее 2-х состояниях: - додисциплинар - дисциплинарно орг -Неклассич Р (некласс Н) - Постнекласс Р (постнекласс Н) Каждый этап х-ся особым состоянием Н деят-сти, направл на рост объективно-истинного знания. Если представить эту деят-сть как отношения «субъект – средства – объект», то описанные этапы революции Н, выступающие в качестве разных типов НР, х-ся разл глубиной рефлексии по отн к самой Н деят-сти. Класс тип НР (монотеоретизм) – центр внимание на О. Отбрасывает все, что отн к S и средствам, чтобы получить объективно-истинное знание о мире. Некласс тип НР – учитывает связи м\у знаниями об О и средствами => объективно-истинное описание и объяснение мира. Политеоретизм Постнекласс тип НР – расширяет поле рефлексии над деят-стью. Учитывает: связь м\у знаниями об О, средства и ценностно-целевыми структурами. Преемственность м\у ними. Критерии рациональности: 1. разумность 2. логичность – рац-но то, что подчиняется универс нормам логики. 3. критичность 4. согласованность 5. прогресс 6. истинность 7.значение соц контекста. Date: 2016-06-09; view: 1081; Нарушение авторских прав |