Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы предвидения и прогнозирования





Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Прогноз-ие имеет 2 стороны: предсказательную (дескриптивную, описательную); предуказательную (предписательную). Предсказание означает описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего. Предуказание – решение этих проблем, путем испол-ия информации о будущем в целенапр-ой деят-ти. Т.о., в прогнозировании различают два аспекта: теоретико-познавательный и управленческий. Будущее несет в себе и элементы неопределенности, т.к. $ет не один, а мн-во вариантов возможного развития; Прогнозирование следует рассм-ть в комплексе с более широким понятием предвидением, кот дает опережающее отображение действ-ти, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Различают три формы научного предвидения: гипотезу, прогноз и план. Гипотеза хар-ет научное предвидение на уровне общей теории. На уровне гипотезы дается качественная хар-ка исследуемых объектов, выражающая общие закономерности их поведения. Прогноз в сравнении с гипотезой имеет значительно большую качественную и количественную определенность и отличается большей достоверностью. План - постановка точно определенной цели и предвидение конкретных, детальных событий исследуемого объекта. Его отличительные черты: определенность, конкретность, адресность, обязательность или индикативность. Между прогнозом и планом имеются существенные различия. Прогноз носит вероятностный, а план обязательный характер. План это однозначное решение, прогноз же по своей сущности имеет вероятное содержание. В то время как планирование направлено на принятие и практическое осуществление управленческих решений, цель прогнозирования создать научные предпосылки для их принятия. Т.о., задача прогнозирования: выяснить переспективы ближ-го или более отдаленного будущего в исследуемой области, а с другой стороны, способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования, опираясь на сост-ый прогноз.



Методы прогнозирования – [ть приемов и способов мышления, позволяющих на основе ретроспективных данных внешних и внутренних связей объекта прогн-ия, а т/ж их измерений в рамках рассм-го яв-я или процесса вывести суждения определенного и достоверного относительно будущего состояния и развития объекта. В настоящее время насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, из которых на практике используется 15-20. В числе общих методов м/о выделить следующие: - исторический метод (расс-ие каждого явления во взаимосвязи его исторических форм); - комплексный метод (рассм-ие яв-ий в их взаимозависимости, используя для этого методы исследования не только данной, но и других наук, изучающих эти яв-я); - системный метод предполагает исследование количественных и качественных закономерностей протекания вероятностных процессов в сложных экономических системах; - структурный метод позволяет установить причины исследуемого явления, объяснить его структуру; - системно-структурный метод (рас-ие {ы в качестве динамически развивающегося целого и расчленение {ы на составляющие структурные элементы и рас-ие их во взаимодействии). Вопрос об истинности прогнозирования тесно связан с проблемой критериев истинности, которые делятся на две группы: практические критерии (практика, как критерий истины на всех стадиях прогнозирования) и логические или косвенные критерии (проверяемость прогнозов, их адекватность, логическая непротиворечивость).

Типология прогнозов.

Критерии типология:

1) масштаб прогнозирования (макро и микро);

2) t упреждения или временной горизонт прогноза (опреративные до 1 мес, краткосроч от 1мес до 1 года, среднесроч 1-5 лет, долгосроч 5-20лет, дальнесроч 20-¥);

3) характер объекта;

4) функциональный признак (два типа: - поисковый прогноз, кот основан на условном продолжении в будущее тенденции развития исс-го объекта в прошлом и настоящем, и отвлечении от условий, способных изменить эти тенденции; - нормативный прогноз, кот представляет собой определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования, принимаемых в качестве цели);

5) степень детерминированности (определенности) объектов прогнозирования (детерминированные (определенные или предсказуемые), описание кот м/б представлено в детерминированной форме без существенных для задачи прогнозирования потерь информации; - вероятностные, при анализе и прогнозировании кот учет случайных составляющих необходим для удовлетворения требований точности и достоверности прогноза; - смешанные, описание кот возможно частично в детерминированном, частично в вероятностном виде.);

6) хар-р развития объектов прогнозирования во времени (дискретные (прерывные) объекты, регулярная составляющая (тренд) кот изменяется скачками в фиксированные моменты t; - апериодические объекты, имеющие описание регулярной составляющей в виде непрерывной функции времени; - циклические объекты, имеющие регулярную составляющую в виде периодической функции t);



7) степень информ-ой обеспеч-ти объектов прогн-ия. (объекты с полным обесп-ем кол-ой информацией, для кот имеется в наличии ретроспективная кол-ая информация в объеме достаточном для реализации метода экстраполяции, либо статистического метода; - объекты с неполным обеспечением количественной информацией; - объекты с наличием качественной ретроспективной информацией; - объекты с полным отсутствием ретроспективной информации (как правило, это проектируемые и строящиеся объекты)).

Основные функции прогнозирования.

В их числе можно выделить следующие функции.

1. Научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций. Он осуществляется по трем стадиям: ретроспекция, диагноз, проспекция. Под ретроспекцией понимается этап прогнозирования, на кот исследуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания. На этой стадии происходит сбор, хранение и обработка информации, источников, необходимых для прогнозирования, оптимизация как состава источников, так и методов измерения и представления ретроспективной информации, окончательное формирование структуры и состава характеристик объекта прогнозирования. Диагноз это такой этап прогнозирования, на котором исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденции его развития и выбора моделей и методов прогнозирования. На этой стадии анализ заканчивается не только разработкой моделей прогнозирования, но и выбором адекватного метода прогнозирования. Проспекция представляет собой этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатываются прогнозы развития объекта прогнозирования в будущем, производится оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза (верификация), а также реализация цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования (синтез). На стадии проспекции выявляется недостающая информация об объекте прогнозирования, уточняется ранее полученная, вносятся коррективы в модель прогнозируемого объекта в соответствии с вновь поступившей информацией.







Date: 2016-06-09; view: 359; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию