Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Имре Локатос. Фальсификационизм и смена научно-исследовательских программ





(1922-1974). Англ математик, логик и Ф-ф Н. Родился в Венгрии, с 1958 жил и работал в Великобритании.

- критикует неопозитив концепцию Н. Рассматривает ее (науку) как целостную развивающуюся систему.

- очевидные недостатки фальсиф-зма Поппера пытался преодолеть в концепции исследоват-х программ. Полагает, что при дост находчивости можно на протяжении длит времени защищать любую теорию, даже если она ложна. => отказ от попперовской модели, где за выдвижением некоторой гипотезы следует ее опровержение.

Научно-исследовательская программа – осн понятие концепции ИЛ.

- исходный пункт – не выдвижение фальсифиц гипотезы, а исслед программы.

- Н-И программа – совокупность опред теорий. Данная программа – осн еденица развития знания.

Структура ис-ой программы включает: жесткое ядро, фундамент-ые допущения, правила «полож-ой» эвристики (предписывающие, какими путями прокладывать дальнейший ход исс-ий) и правила «отриц-ой» эвристики (говорящие о запрещениях, о том, каких путей следует избегать). Фунд-ые допущ приним-ся за условно неопровержимые. Жесткое ядро – совокупность конкреоно-науч-х принципов, сохран без изменения во всех теориях научной программы. Для сохр жесткого ядра образуется «предохран пояс» дополнит гипотез, кот адаптируются к аномалиям.

Правила «полож-ой» эвристики показывают, как модифицировать гипотезы «пред-го пояса», какие new модели необ-мо разработать для расшир-я области примен программы.

В развит исслед программ выделяют две стадии: прогрессивную и вырожденческую (регрессивную). На прогрессив стадии полож-ая эвристика стимулирует образование вспомогат-х гипотез, расшир-х сферу примен программы. По достижении «пункта насыщения» развит исс-х программ резко замедляется. Парадоксы, несовместимые факты, противоречия обрушиваются на данную ис-ую программу. Это симптомы стадии ее вырождения. Науч-исс-ая программа регрессирует. Вырож-ся теории заняты в основном самооправданием. Когда появл-ся соперничающая исслед программа, кот в состоянии объяснить эмпирический успех предыдущей и превосходит её по своему эвристич-му потенциалу, можно говорить об отказе от предшественницы.

Науч рев-ии как раз и полагают вытеснение прогрессивными исс-ми программами своих предшест.

Важн черта этого подхода – плюралистич х-р: в каждой Н обл сущ не единственная теория, непрерывно совершенствуемая, а некотор кол-во (обычно 2) альтернативных концепций, часто дост длительно противостоящих др др. => исследователь может работать одновременно в обеих конкурирующих программах.

ð научно-исслед программа – это достаточно устойчивый комплекс Н идей, реализующийся в серии сменяющих др др теорий. Устойчивость исслед программы позволяет ученым придерживаться опред стратег направления, не отвлекаясь на множество случайных отклонений. Развитие Н познания связано с конкуренцией Н-И Пр, в ходе кот побеждают те программы, кот обнаруживают более успешное овладение эмпирич-го материала, демонстрируя значит объяснит и предсказат потенциал.


7. Критический рационализм К.Поппера. (1902-1994) – брит Ф, логик, социолог. Работал в Вене, Новой Зеландии, с 1946 – в Лондоне.

Свою концепцию КП разрабатывал путем преодоления логического позитивизма => постпозитивизм.

- одной из важных задач Ф – проблема демаркации – «мягкого» отделения Н знания от неН и нахождения критерия, кот давал бы возможность разграничить эмпирич науки и метафизич системы (Ф) + матем и логика.!Не соглашался с позитив, что любая теория научна, если она выводится из опыта!. Считает, что наблюдение уже предполагает некот теор установку.

Идея Поппера.

Критерий Н статуса теории – ее фальсифицируемость, опровержимость, проверяемость (метод демаркации).

- подтвердить фактами можно любую теорию, если специально искать такие подтверждения. Но хорошая теория д прежде всего давать основания для ее опровержения.

=> вся концепция Поппера носит ярко выраж нормативный х-р. Фактически Поппер утверждает «Н – это я» и задает границы научности (Степин). Вскоре обнаруживается, что критерий П не работает, т.к Н – нечто большее, чем сумма согласованных человеческих действий.

История показывает, что теории живут, развиваются и даже процветают, невзирая на противоречия с эксперимент данными (уравнения Эйлера).

Сущность метода К.Поппера.

- на 1 план выдвигает гипотетико-дедукт модель Н исследования.

- разрабатывает концепцию «роста знания» - это не кумулятивный (накопит) процесс и не просто коллекционирование наблюдений, а это ниспровержение теорий, их замена лучшими, процесс устранения ошибок, «дарвиновский отбор».

Необх средства роста знания: язык, четкая формулировка проблем, наличие конкурирующих теорий, их взаимокритика.

3 осн требования к росту, развития знания:

- новая теория д исходить из простой новой идеи

- новая теория дб независимо проверяемой и более эффект в качестве инструмента исслед-я

- теория д выдерживать новые и строгие проверки.

=> ориентация на историю Н как объект критического методологического анализа.








Date: 2016-06-09; view: 586; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию