Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация нервных нарушений у детей, их проявления и распространенность
Печатается по изданию: Захаров А. И. «Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателей дет. садов и родителей» – 2-е изд. доп.– М.: Просвещение, 1983, с; 7-19. В пособии рассматриваются виды и причины нервно-психических нарушений. Описаны отклонения в поведении ребенка при различных нарушениях, знание которых необходимы воспитателям и родителям для решения задач укрепления здоровья детей и правильного формирования личности растущего человека. Нервно-психические нарушения у детей, обозначаемые для краткости как нервные нарушения, или нервность, содержат разнообразный спектр своих проявлений. По степени распространенности их можно разделить следующим образом: 1. Минимальная мозговая недостаточность (дисфункция). 2. Невропатия. 3. Невротические реакции, неврозы, психосоматические заболевания. 4. Органические нарушения нервной системы. 5. Психическое недоразвитие, умственная отсталость. 6. Психопатии (патологические характеры) и пато-характерологическое развитие. 7. Психические заболевания. Из этого списка невротические реакции, неврозы и психосоматические заболевания относятся к такой сфере деятельности врача, как психоневрология. Минимальная мозговая недостаточность, невропатия и органические нарушения нервной системы отойдут к невропатологии. Психическое недоразвитие, психопатии и психические заболевания находятся в компетенции психиатрии. Следовательно, по крайней мере необходимы три врача в области нервно-психических заболеваний – психоневролог, невропатолог и психиатр. В настоящее время имеются только два последних специалиста, что делает невозможным своевременную диагностику и помощь детям со столь распространенными невротическими реакциями, неврозами и психосоматическими заболеваниями. На практике невропатологи считают, что неврозами должны заниматься психиатры, а последние отсылают больных к невропатологам, мотивируя это отсутствием психического заболевания. Частичным решением этой проблемы стало привлечение психологов для оказания помощи детям, находящимся в неблагополучных условиях, испытывающим личностные проблемы и состояние стресса. Сегодня очень медленно, но все же расширяется сеть медицинских психологов, более тесно соприкасающихся с вопросами неврологии и психотерапии. Заметим, что психотерапия в своей основе–метод не столько психического, сколько психологического воздействия на больного с целью устранения функциональных нервно-психических нарушений и наслоений, возникших в результате психических травм, длительных переживаний и конфликтов, т. е. состояния дистресса. Психотерапевтическое влияние может быть полезным как со стороны невропатолога, так и со стороны психиатра. Но как основной метод лечения психотерапия находит наибольшее применение в психоневрологии, позволяя успешно воздействовать на неврозы и психосоматические заболевания (функциональные расстройства внутренних органов и кожи на почве стресса). Психотерапевт–это, по существу, специалист по лечению неврозов, о которых мы поговорим позже, посвятив им большую часть книги. Пока же рассмотрим другие виды нервности, с которыми часто сталкивается воспитатель по роду своей работы. Минимальная мозговая недостаточность (сокращенно ММН) – наиболее распространенный, хотя и не самый тяжелый вид нервности. Причины ее разнообразны. Это тяжелое течение беременности, особенно первой половины: токсикозы, угроза выкидыша. Это вредное воздействие на организм беременной женщины химических веществ, радиации, вибрации, инфекционных болезней, а также некоторых микробов и вирусов. Это преждевременные или переношенные роды, слабость родовой деятельности и ее длительное течение, недостаток кислорода (гипоксия.) из-за сдавления пуповины, обвития вокруг шеи. После родов неблагоприятное воздействие на мозг оказывают плохое питание, частые или тяжелые заболевания и инфекции, сопровождающиеся различного рода осложнениями, глистные инвазии и лямблиоз, ушибы мозга, отравления и, конечно же, экологическая обстановка в регионе. Срабатывает и генетический фактор, когда большая вероятность рождения нервно ослабленных, невыносливых и часто болеющих детей будет у родителей с аналогичными проявлениями. Симптомы ММН: повышенная умственная утомляемость, отвлекаемость внимания, затруднения в запоминании нового материала, плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты, укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты. Возможны головные боли, перевозбуждение ребенка к концу дня пребывания в детском саду при наличии холерического темперамента и заторможенность при наличии флегматического темперамента. Сангвиники возбуждаются и затормаживаются почти одновременно. ММН не является постоянным видом нервности: существуют значительные колебания в связи с ухудшением или улучшением соматического состояния, временем года, возрастом, сочетанием с другими видами нервности. 42% родителей детей 4 лет положительно отвечают на вопрос: быстро ли устает, отвлекается, становится вялым или раздражительным при занятии ваш ребенок? В максимальной мере признаки ММН проявляются в начальных классах школы. В литературе вместо ММН можно встретить аббревиатуру ММД–минимальная мозговая дисфункция. Нам представляется практически более удобным обозначать ММД следующий комплекс нарушенного поведения: повышенную возбудимость, непоседливость, разбросанность, расторможенность влечений, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины и переживаний, а1 также доступной возрасту критичности. Нередко эти дети, что называется, «без тормозов», ни секунды не могут посидеть на месте, вскакивают, бегут, «не разбирая дороги», постоянно отвлекаются, мешают другим. Они легко переключаются с одного занятия на другое, не доводя начатое дело до конца. Утомление наступает гораздо позже, и оно менее выражено, чем у детей с ММН. Легко даются и тут же забываются обещания, характерны шутливость, беспечность, озорство, невысокое интеллектуальное развитие. Осла ленный инстинкт самосохранения выражается в частых падениях, травмах, ушибах ребенка. Далеко не обязательно дети с ММД имеют холерический темперамент, как это может показаться на первый взгляд. Скорее, их непоседливость, отвлекаемость и есть проявления ММН–общей ослабленности мозга. Вместе с тем, это и недостаток самоконтроля, сдерживающих начал вследствие врожденной, генетически обусловленной неразвитости лобных отделов мозга, ответственных за функции контроля, волевого сосредоточения и критики. Непосредственно органически церебральной (мозговой) подоплекой ММД в подавляющем числе случаев будет хронический алкоголизм родителей, оказывающий повреждающее воздействие на эмбриональную (начальную) стадию внутриутробного развития. Вместе генетические и церебрально-органические изменения мозга и создают описанные выше особенности характера и поведения этих детей. Невропатия–другой распространенный вид нервности детей, определяемый как болезненно повышенная нервная чувствительность. Она может быть врожденного плана, поскольку у нервно-соматически ослабленных родителей вероятность появления детей с подобными нарушениями высока. Это конституционально-генетический фактор в происхождении невропатии. Наследоваться могут: аффективная неустойчивость и чуткий или чрезвычайно глубокий сон; склонность к головным болям; колебаниям артериального давления, аллергии и спазмам желудочно-кишечного тракта на нервной почве; повышенная чувствительность к действию метеофакторов и многое другое, объединяемое нервно-вегетативной регуляцией внутренней среды организма. Другим фактором невропатии будут различные отклонения в течении беременности, преимущественно во второй ее половине, в виде нефропатии–позднего токсикоза беременности (повышенное артериальное давление, отеки, белок в моче). Наряду с конституциональню-генетическим фактором большое значение в происхождении невропатии имеет фактор острого или хронического стресса при беременности. Стресс вызывается рядом неблагоприятных жизненных обстоятельств: трудности с учебой в институте, отсутствие нормальных жилищных условий, конфликты с родственниками, неуверенность в прочности брака, нежелательная беременность, страх перед родами и т. д. Стресс, обусловленный отрицательными переживаниями,–дистресс приводит к гормональным изменениям в организме матери. Выбрасываемый при этом гормон беспокойства и страха–адреналин через общую кровеносную сеть с плодом легко попадает в его развивающийся мозг, и в частности в так называемую диэнцефальную область, где находятся нервные (вегетативные) центры управления работой внутренних органов и кожи. Соответствующим образом начинает беспокоиться и плод или же он затихает на некоторое время, инстинктивно успокаивая себя сосанием большого пальца руки (это отчетливо видно на снимках начиная с 4,5–6 месяцев внутриутробного периода). После рождения такой ребенок вздрагивает от малейшего шума, беспокойно спит, часто срыгивает, его мучают метеоризм (пучит животик) и боли в кишечнике из-за периодически возникающих нервных спазмов (колики в З–5 месяцев). К году проявления невропатии становятся более заметными, к 2–3 годам достигают своего максимума, затем при благоприятном стечении обстоятельств постепенно уменьшаются и сходят на нет к 10 годам. Именно с 10 лет нервная система ребенка начинает функционировать на качественно новом уровне своего развития, нервные клетки при этом покрываются миелиновой защитной оболочкой, устанавливается приближенный к взрослому биоритм сна. Наиболее устойчивые, выраженные проявления невропатии выглядят следующим образом: 1. Эмоциональная неустойчивость–лабильность, в том числе легкость возникновения аффектов, плача, беспокойства, расстройств настроения. 2. Вегетососудистая дистония в виде колебаний артериального давления преимущественно в сторону его понижения (гипотония), головокружений, повышенной потливости, ознобов, сердцебиений и неустойчивости пульса, плохого самочувствия при колебаниях барометрического давления (метеопатия). Вегетативная неустойчивость выражается легкостью возникновения спазмов лица (покраснение или побледнение), головы (головные боли), дыхательных путей (ложный круп у детей первых лет жизни, астма в последующие годы), пищевода («комок в горле», «каша во рту»), желудка и кишечника (срыгивание у грудных детей, тошнота и рвота, боли в животе в области пупка, расстройство стула на нервной почве), желчевыводящих путей (дискинезия). Сочетание эмоциональной лабильности и вегетососудистой дистонии порождает легкость возникновения. эмоционального стресса и вегетативных расстройств со стороны внутренних органов или систем, ослабленных подобно местам «наименьшего сопротивления организма» неблагоприятным воздействиям конституциональных (врожденных) и приобретенных факторов. 3. Нарушения сна: затрудненное засыпание, чуткий с пробуждениями или чрезмерно глубокий сон с непроизвольным мочеиспусканием, плохое самочувствие утром, ранний (до 4 лет) отказ спать днем. 4. Нарушения обмена веществ преимущественно в виде диатезов: экссудативно-катарального (опрелость, мокнущая кожа, зуд с последующим развитием под влиянием стресса, нейродермита), лимфатико-пластического (одутловатость, пастозность, аденоиды в дошкольном и ангины в младшем школьном возрасте), нервно-артритического (повышенная чувствительность костей и суставов к охлаждению, сырости, полиартрит– воспаление суставов и ревматизм в подростковом возрасте). Отдельно и в связи с диатезами следует сказать об аллергии–болезненно заостренной реакции организма на запахи, лекарства, пыль и некоторые пищевые вещества в виде раздражения слизистых (кашель) кожи (зуд, крапивница), отеков лица. Детям с невропатией присущи недостаточная ферментативная активность в первые годы жизни, плохой аппетит, сниженная масса тела. Заставить их есть всегда проблема для родителей, нередко перерастающая в конфликт. Насильное же кормление сопровождается нарастающим отвращением к пище, а то и рвотами и чревато ввиду низкого количества выделяемого желудочно-кишечного сока развитием желудочно-кишечных расстройств типа гастрита. 5. Минимальная мозговая ослабленность–ММО. Напоминает ММН с большим акцентом на утомляемости нервных клеток при шуме и длительном психическом напряжении. Через 2–3 часа пребывания в однообразной атмосфере группы ребенок становится все менее сосредоточенным, все более вялым и раздражительным одновременно. Ему необходимо побыть одному, поиграть, отдохнуть, отвлечься, переключиться на привычный ритм жизнедеятельности. По возвращении домой из детского сада требуется не менее 1–2 часов для снятия нервно-психического напряжения и восстановления естественного состояния. Поэтому вечерние часы не самое подходящее время для бесед с ребенком о его поведении. 6. Соматическая ослабленность организма, обусловленная общим снижением его реактивности, защитных, иммунных сил и отмеченной выше вегетативной дисфункцией в управлении внутренними органами. Выражается частыми заболеваниями прежде всего со стороны верхних дыхательных путей, их хроническим течением. Имеется отчетливая связь с действием нервных, стрессовых факторов, подтверждаемая заболеванием вскоре после посещения яслей и детского сада. 7. Психомоторные нарушения в виде нервных тиков, заикания, ночного и дневного недержания мочи, энкопреза (недержания кала). Психомоторные нарушения невропатической природы большей частью не осознаются, не замечаются ребенком. Они зависят от времени года, утомления, нервного напряжения (стресса). Не нужно думать, что эмоциональная лабильность, вегетососудистая неустойчивость, нарушения сна, обмена веществ, ММО, соматическая ослабленность и психомоторные нарушения встречаются только при невропатии. Они могут существовать как отдельно, так и быть проявлениями других нервно-психических заболеваний. О невропатии как общей нервной ослабленности организма можно говорить при наличии по крайней мере трех из перечисленных выше признаков. Чем их больше, тем более выражена невропатия. К распространенному виду нервности относятся и неврозы, нередко протекающие на фоне невропатии и тех или иных неполадок в соматической и физической сфере организма. Главное, что отличает неврозы от других видов нервности,–это предопределяющая роль в их происхождении психогенных факторов – психических травм, переживаний и напряжений, с которыми не может справиться ребенок и которые подобно дистрессу приводят к болезненному расстройству нейрорегуляторных и адаптационных функций организма. Психогенный, психологически мотивированный характер происхождения неврозов подразумевает их функциональность и обратимость при условии оказания своевременной квалифицированной помощи со стороны воспитателя, психолога и врача. Помимо неврозов как заболеваний различают невротические реакции – относительно кратковременные аффективные переживания в ответ на действие психотравмирующих факторов. К невротическим реакциям относятся: повышенная возбудимость, капризность или заторможенность в первое время посещения дошкольного учреждения; страхи, ухудшающие временно настроение и сон; состояние подавленности (депрессии) при расставании; заостренные переживания в связи с наличием заболевания или физического дефекта и т. д. Невротические реакции требуют скорее не лечения, а правильного педагогического и психологического подхода со стороны взрослых. Важно понять источники переживаний детей, что невозможно без способности родителей к анализу и самокритике. При наличии эмоционального контакта с детьми и авторитета родителей, взаимопонимания в семье невротические реакции копируются (проходят) достаточно быстро. Если же они повторяются и имеют тенденцию с возрастом не уменьшаться, а увеличиваться по своей интенсивности, то не исключено состояние хронического эмоционального стресса, легко перерастающее в невротическое состояние (когда невротические реакции сливаются друг с другом) и невроз как нервно-психическое заболевание, подразумевающее определенное своеобразие формирующейся личности. В этом случае уже требуется профессиональная психологическая и психотерапевтическая помощь. Если объединить невротические реакции и неврозы в одну группу, то в статистическом отношении она будет встречаться не реже, чем невропатия, и практически наравне с ММН. О сочетании невротических реакций и неврозов с акцентом на последние можно говорить при наличии следующих проявлений: повышенная возбудимость, нервность; капризность; неустойчивое, легко меняющееся настроение; заостренная эмоциональная чувствительность и впечатлительность; ранимость, склонность легко расстраиваться, много волноваться; плаксивость; неспособность защитить себя; боязливость, пугливость, неуверенность в себе. Если брать только такую характеристику, как «эмоционально чувствительный и впечатлительный, ранимый, легко расстраивается», то она говорит не о неврозе и невротической реакции, а о сензитивности – эмоционально заостренной чувствительности. По оценке родителей, сензитивность присуща больше всего девочкам 4 и мальчикам 5 лет. Это подтверждают и воспитатели. Они же отмечают увеличение у мальчиков 5 лет помимо сензитивности лабильности настроения, робости, нерешительности и боязливости. Это уже можно расценить как невротические отклонения в поведении тормозимого круга. В менее выраженном виде они будут иметь место у девочек 6 лет. Именно в старшем дошкольном возрасте (по данным интервью с детьми) встречается наибольшее количество страхов, отражающих возросшее понимание опасности и осознание конечности жизненного пути–смерти. Недаром в этом возрасте типичен невроз страха, в то время как у младших дошкольников чаще встречается истерический невроз и в 3 года – неврастения в ответ на неразрешенные проблемы адаптации в детском саду. Мы видим, по оценке родителей и воспитателей, большую вероятность появления невротических отклонений в поведении у мальчиков 3 и 5 лет, у девочек 4 и 6 лет. Эти возрасты будут по-своему чувствительны к появлению невротических расстройств, что уже и само по себе требует оказания своевременной психологической помощи, предотвращающей развитие невроза как заболевания и невротическое формирование личности. Перейдем к рассмотрению органических нарушений нервной системы, имеющих опять же наследственный и приобретенный характер. Наибольший интерес для нас будет, представлять резидуальная церебральная органическая недостаточность (остаточная мозговая органическая недостаточность). Появление органических нарушений чаще всего связано с тяжелой патологией родов, нарушающей поступление кислорода в мозг новорожденного (состояние асфиксии–удушье, отсутствие крика или вызывающей механическое повреждение и кровоизлияние в мозг (кефалогематома). В ряде случаев органические изменения являются следствием тяжелых вирусных поражений плода, начавшегося, но остановленного выкидыша или сильного ушиба с частичным отделением при этом плаценты (плодное место, через которое проходят сосуды, снабжающие мозг плода кислородом и питательными веществами). Повреждающее действие оказывает и резус-конфликт при появлении антител вместе с патологической (в отличие от физиологической) желтушностью и отсутствием своевременной медицинской помощи. Следует упомянуть о сепсисе (микробное заражение крови) и воспалении легких (пневмония) в период новорожденности с осложнениями на мозг. Одной из частых причин органических нарушений мозга является выраженная недоношенность ребенка вследствие преждевременных родов или реже переношенность из-за их задержки. Все эти дети раньше, как правило, не выживали; сейчас же случаи смертности при родах стали значительно более редким, но, к сожалению, еще не исключенным явлением. Соответсвенно увеличилось число детей, причина нервности которых – отдаленный результат патологии родов и периода новорожденности. К органическим нарушениям мозга могут привести и более поздние повреждающие факторы, главным образом до 2 лет, когда мозг особенно раним и незрел. Среди них на первом месте – механические повреждения мозга при сотрясении и ушибе, на втором - воспалительные явления типа менингита. По мере своего развития организм в той или иной степени компенсирует наследованные и особенно приобретенные нарушения центральной нервной системы, но, пока это не произошло полностью, мы можем квалифицировать их как остаточные явления, как резидуальную церебральную недостаточность. Внешне это достаточно часто проявляется так называемым психопатоподобным поведением, т. е. напоминающим психопатию, но не являющимся таковым в своей сущности. Повышенная возбудимость, гнев, ярость, агрессия легко возникают по любому поводу или без него на фоне плохого настроения, раздражительности и злости. У детей с выраженными органическими нарушениями мозга обычно отсутствуют сдерживающие начала, чувство вины и переживания случившегося. Они бесцеремонны и расторможены, у них рано пробуждается и приобретает патологические формы сексуальное влечение. При общении со сверстниками им свойственны постоянная конфликтность и драчливость, заметно выраженные к концу дня пребывания в группе. Лучшее, чтоможно сделать для этих детей,–забирать их как можно раньше из детского сада или не водить в него вообще. В группе им нужно предоставить дополнительную возможность для снятия патологически накапливающегося нервного напряжения. Например, разрешить поиграть самостоятельно в спортивном зале. Не следует забывать о возможности и даже необходимости оказывать этим детям медицинскую помощь, включая назначение общеукрепляющих, успокаивающих и уменьшающих внутричерепное давление средств. В другом варианте органические нарушения мозга проявляются быстрой утомляемостью и истощаемостью на занятиях, заторможенностью чувств и влечений; общей пассивностью и вялостью, что обозначается как церебрастенический синдром. Подобные изменения поведения напоминают ММН, но они значительно более выражены, особенно в плане истощаемости, заторможенностн и вялости, возникающих даже без каких-либо ощутимых нервно-психических нагрузок. Иногда утомляемость бывает настолько выражена, что этим детям просто противопоказано нахождение длительное время среди большого количества сверстников. Главное, о чем должны помнить взрослые: дети с органическими нарушениями мозга нуждаются в психологической помощи. Нельзя считать их вредными, упрямыми, ленивыми и вести борьбу с этими негативными качествами, так как тем самым можно нанести большой вред здоровью детей. Несколько слов нужно сказать и о психопатиях – патологических характерах, проявляемых устойчивыми отклонениями в поведении. В отличие от органических нарушений нервной системы возникновение психопатий детерминировано не внешними (экзогенными) факторами, а внутренними (эндогенными) или генетическими психическими неполадками. Другими словами, это влияние аномального склада характеров у родителей или прародителей. Патологическая наследственность нередко дает о себе знать у приемных детей, поведение которых начинает отклоняться уже в первые годы жизни, несмотря на самое хорошее отношение к ним в семье. Тем более способствуют усилению или проявлению генетических отклонений в поведении у детей неправильное воспитание или отсутствие его как такового. Это случаи, когда дети брошены на произвол судьбы родителями, ведущими аморальный и нередко асоциальный образ жизни, когда ребенок является лишним, отвергнутым, когда он забит в буквальном смысле слова и видит постоянные примеры жестокости, конфликтов и фальши со стороны взрослых. Причем последние не замечают или реагируют неадекватно на свои отклонения в обращении с детьми. Естественно, что такие родители не обращаются за психологической и тем более психотерапевтической помощью, а если ребенок находится под наблюдением невропатолога или психиатра, не только не выполняют предписания врача, но и всячески сопротивляются им. Патология, порождает патологию, подобно тому, как родители, страдающие алкоголизмом, чем больше изменены характерологически и лишены чувства ответственности за здоровье и воспитание детей, тем больше имеют отклонений в отношениях с ними. Различные аномалии воспитания способны и сами по себе привести к существенным нарушениям в формировании характера ребенка, обозначаемым как патохарактерологическое развитие. Фактически оно является откликом на патологически измененное поведение родителей, продиктованное их неадекватными установками на воспитание, а также психопатическими особенностями характера и личности. В этом ряду будут: авторитарное, подавляющее волю ребенка воспитание; чрезмерная принципиальность; попустительство любым прихотям и капризам ребенка; непоследовательность, импульсивность и жестокость; отсутствие ухода и заботы. Патологическое воздействие оказывают и постоянные конфликты между родителями, их грубость и агрессивность, так. как ребенок непроизвольно усваивает такой стиль общения. Психопатия как патологический склад характера в полной мере заявляет о себе в подростковом и юношеском возрасте. Но уже в первые годы жизни дети с психопатическими чертами обращают на себя внимание расторможенностыо или реже тормозимостью вместе с конфликтностью, недружелюбием и агрессивностью, а также устойчивостью патологических проявлений, некритичностью в их восприятии, трудностью психолого-педагогичсской коррекции и психотерапии. Оказать помощь этим детям все же можно в первую очередь именно в дошкольном возрасте, но только в комплексе продуманных социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий. На практике иной раз нелегко разделить и четко, однозначно дифференцировать рассмотренные виды нервности и отклонений в поведении. Но уже само по себе понимание воспитателями болезненного, неестественного характера их происхождения позволяет по возможности как можно раньше использовать весь доступный арсенал психологических и воспитательных мероприятий. Некоторые критерии отграничения невропатии и психопатии, неврозов и психопатий приведены в таблицах 1, 2.
Таблица 1. Различия между невропатией и психопатией
Если попытаться определить процент нервных детей дошкольного возраста, включающий в себя все рассмотренные виды нервности, то наиболее подходящим для этой цели будет утвердительный ответ родителей на вопрос: имеются ли нервные нарушения у ребенка, по поводу которых вы обращались или хотели бы обратиться к невропатологу? У мальчиков этот процент будет равен 34, у девочек–26,5 (данные анализа 1267 анкет родителей детей 3–7 лет). Проблемы с нервной системой или то или иное неблагополучие в нервно-психической сфере свойственны, таким образом, в большей степени мальчикам (каждый третий), чем девочкам (каждая четвертая). Таблица 2 Основные различия неврозов и психопатий
Нервность мальчиков более выражена в неполной семье. У них чаще проявляются или агрессивность в общении со сверстниками или несамостоятельность, зависимость, инфантилизм, страхи. Как у мальчиков, так и у девочек из неполной семьи чаще проявляются повышенная возбудимость и неустойчивость настроении, конфликтность, упрямство и негативизм. К тому же они испытывают большие проблемы в адаптации и общении со сверстниками. Во всех случаях дети из неполной семьи требуют особого внимания со стороны воспитателя ля, так как при неудачах в общении легко становятся еще более нервными и негативными к помощи извне.
Лебединский В. В. Date: 2016-06-09; view: 733; Нарушение авторских прав |