Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Зачем нужна мифология сегодня. 3 page
Философ М.Фуко, рассматривая парадигмы мышления от средневековья до нашего времени, отмечает два важных вывода, к которым подходит знание последних веков: "Формы познания никак нельзя отделить от особенностей функционирования тела: существует некая природа человеческого познания, определяющего его формы. Познание имеет свои исторические, социальные и экономические условия: существует некая история человеческого познания, которая дается в эмпирическом знании и предписывает его формы."[24] Наука XX века обычно опиралась либо на природу, либо на историю — рассматривая эти две опоры как независимые. Но лишь включение в орбиту познания и природы, и истории — и статики, и динамики представления — даст нам целостную картину познания (способствующую активизации и образного, и логического полушарий мозга — если говорить о личном прорыве в неведомое). Нет и не будет более совершенного инструмента анализа человеческой культуры, чем тот, который предлагает нам сама природа. И пусть низкий уровень массового сознания сегодня отвел астрологии примитивную роль профанических спекуляций бытового теле-прогноза. Ведь столь же мало трогают основную массу людей и высоты всех остальных наук. Любая наука в своем дробном состоянии: как знание части без понимания целого — приходит в упадок, будучи либо отброшена на периферию жизни, либо подчинена утилитарным задачам. И разве не обидно с точки зрения высот человеческого ума, что даже замечательный физик знает о единстве ностратического праязыка ровно столько, сколько хороший филолог о теории единого поля, то есть ничего? Нам кажется, что всю реальность не охватить: рациональный ум отвык откликаться на все проявления жизни. Но умение пользоваться методом аналогий вооружает нас инструментарием, который дает возможность связать разрозненные грани бытия. Целостный взгляд на человека должен возродиться, и вместе с ним, надо надяться, прийдет понимание универсальных законов функционирования нашей мысли и души, которые описывают мифология и астрология. Метод аналогий поможет связать науку с жизнью так, как они были связаны в глубокой древности, духовным подходом (который у нас опять же существует лишь в отдельной от всего остального сфере религии). Синтетическое знание будущего не отвергнет высокую науку, ныне оторванную от бытового сознания людей и потому во многом утерявшую свой авторитет в глазах большинства населения. Но когда-нибудь сделает её близкой душе каждого человека и через это — общедоступной. Фуко конечной и перспективной фигурой мышления XX века видел связь энтологии и психоанализа. Она связывает динамический и статический, временной и вневременной аспекты: историю индивидов с бессознательным в культурах, а историчность культур — с бессознательным в индивидах: и тем выдвигает самые общие проблемы, которые можно поставить по поводу человека. Анализ архетипов мировой мифологии в космогонической, астрологической системе дает возможность описать оба эти компонента: общечеловеческие универсалии души и историю их формирования, как и географические особенности развития культур. Астрологические архетипы преломляют себя также в национальном характере стран, каждая из которых являет целостный образ жизни и мышления. Этнография — статика распределения архетипов на поверхности Земли, динамику влияния которых показывает история.
(археологические корни архетипов)
"Астрономию можно отнести к той же древности, что и сотворение человека". К.Фламмарион
В этой главе мы опишем общую эволюционную модель —историческую панораму развития сознания, как она представляется через астрологический срез мифологических представлений; в следующих 12-ти главах отдельно рассмотрим развернутую картину наиболее глобальных архетипов мировой мифологии. Мы мыслим во времени: логика мышления разворачивается в рамках времени. И хотя архетипы являют над-временное, вечное — но действительно описать их — значит описать историю складывания тех форм, в которых они предстают перед нами: эволюцию человечества и развитие сознания. Как мы уже говорили, архетипический подход снимает антитезу между научным представлением об эволюции и божественным сотворением логоса "прежде всех век". Логика нашего сознания основана на вечных архетипах — но они проявились в истории человечества определенным образом и сегодня, не теряя внутренней связи со своей вечной сутью, они эволюционируют во времени вместе с человеком. Эту идею иллюстрирует учение Шеллинга о мифологии как повторении в духовных областях культуры и истории изначальных процессов природы; или рассуждение Бердяева о смысле истории, который выявляет себя за гранью эмпирического, феноменального мира в тех сферах, где смыкается время и вечность: " История космогонического образования природы отражается и повторяется в человеческом духе на первоначальных стадиях сознания в форме мифологии; потому мифологическое сознание полно космическими мифами, в них раскрывается человек как природное существо, связанное с духами природы, раскрывается его связь с тем первоначальным процессом творения и образования мира, который лежит глубже самого отвердения материи, с которого научное сознание начинает рассматривать процесс эволюции мира." [25] И сегодня мы подходим к мифологическому наследию не с литературной и этнографической, а с глубинно-генетической позиции. Каково сродство мифов с самой человеческой природой? Каково первичное, преднаучное и предрелигиозное представление человека о мире? Анализируя мифологию в таком философско-обобщающем ключе, мы находим закономерности развития ее образов и сюжетов: общую логику мысли и чувства, которую лучше всего выявляют космогонические мифы. Они показывают, что существует не только совпадение отдельных образов богов, но и общая линия формирования человеческих представлений. Если выстроить историческую последовательность смены мифологических образов, то мы увидим, что история развития мифологии соотносится с годовым циклом — который сам по себе является одним из базовых архетипов человеческой психики: его описывают мифы всех народов. Не будет натяжкой сказать, что через цикл вращения Земли вокруг Солнца наша душа склонна воспринимать закономерный процесс как таковой. Однако элементарный цикл: такой, как утро-день-вечер или просто смена времен года — не раскрывает всей полноты мифологического развития. Это и понятно: хотя в прошлом веке были популярны попытки объяснить мифологию с помощью астральных теорий, она не сводится к явлениям природы. Потому и солнечный цикл не соотносится напрямую со сменой образов богов, и мифы о чередовании сезонов не помогут выстроить линию исторического развития. Лишь когда мы обращаемся к космогоническим мифам: основополагающим представлениям сознания о формировании жизни на Земле — становится виден универсальный ход развития человеческого мышления. Как мы уже говорили, этапам эволюции сознания и смене глобальных исторических эпох сопоставляется обратный ход знаков Зодиака. Это имеет физическую аналогию в самом большом из известных нам временном цикле прецессии, связанном с изменением наклона земной оси: смещении точки весеннего равноденствия относительно звезд. Его именуют также "платоновским годом", связывая с ним так называемую астрологическую смену эр, которая символизирует эволюцию исторических эпох. Другую аналогию мы находим в древней зодиакальной традиции Египта: календарь, найденный в Дендерах в 1 веке до н. э., описывая эволюцию, начинает с последнего знака Рыб. Одна из Рыб остается в первозданных водах, обеспечивая изначальную целостность мира и связь с первоистоком. Другая покидает родную стихию, начиная путь трансформаций, и в конце пути приходит к космической мудрости Овна — отданного на заклание Агнца. Подобную логику обнаруживает и история мировой мифологии — Дендерский календарь лишь подытоживает её в привычной нам форме, уже близкой христианству. Общая картина мифов разных народов показывает, что боги с характерными чертами одного типа закономерно уступают место божествам другого типа. Выявление древнейших архетипов позволяет в каждом шаге эволюции культуры различить то изначальное концептуальное ядро, вокруг которого формируются более поздние мыслеобразы. Но следует обратить внимание на то, что поскольку архетипы — метафизические трансцендентные сущности, то и цикл Зодиака описывает над-временной процесс, который не только произошёл однажды, но и происходит постоянно: сейчас так же, как и много тысячелетий назад. Потому развитие сознания нельзя описать так же хронологически чётко, как, скажем, начало выплавки металлов или изобретение колеса. Он нелинеен и совершает повторы: человечество периодически возвращается к одним и тем же образам мира, переосмысливая прежние символы и наделяя новым смыслом старые понятия. Поэтому когда мы говорим об историческом процессе, который описывает колесо Зодиака, мы имеем в виду последовательное обогащение смыслом древних праобразов, каждый из которых на определённом этапе достигает пика своей значимости и фиксируется в понятие, которое остаётся актуальным и по сей день. Это понятие проецируется в разные сферы: на жизнь общества, культуру и психику человека — но суть его остаётся неизменной. Если мы находим такую суть — некогда возникшую и доселе актуальную — мы и называем рассматриваемое понятие архетипом. Круг Зодиака в истории архетипов отражает общий путь мышления человечества. А каждый конкретный исторический случай в чём-то отходит от общей модели. Невидимый универсализм, который изучает астрология, не отрицает частных проявлений: исторических связей или влияния одной культуры на другую, отводя им место в целостной картине эволюционного движения. Однако это не мешает рассмотреть мифы разных народов в общем русле, потому что все архетипические образы так или иначе представлены у всех народов. Большую сложность представляет то, что каждый последующий архетип вбирает в себя предыдущие. Именно поэтому мы находим в мифологии ту видимую путаницу, в которой трудно разобраться не только любителю сказок, но даже специалисту. Суть в том, что включая в себя предшествующие архетипы, новое понятие организует их иной, лишь ему свойственной идеей. В этой идее — актуальный для нас смысл архетипа, она формирует его главный типаж мифологического божества. При этом сопутствующие же ему образы могут повторяться от одной стадии развития к другой, всякий раз наделяясь новым смыслом. Ещё раз подчеркнём, что историю пра-образов мы рассматриваем с точки зрения эвоолюции человека, развития его психики и мышления. Именно так архетипы выстраиваются в систему. Если же не проявлять настойчивого внимания к стержню развития, чуть не все типы богов можно так или иначе отнести к палеолиту (древнекаменному веку), и корни их теряются в элементарных представлениях о природе, которые существовали столько, сколько сам человек.
АРХЕТИП РЫБ
История людей как вида насчитывает 4 млн.лет[26]. Из них лишь 8 тысяч лет (1/500 часть времени) существует письменность, фиксирующая эту историю. 499 пятисотых остаются покрыты мраком времён, о которых могут рассказать лишь археологические раскопки. Они говорят о том, что и сам человеческий язык существует не так много — 350 тысяч лет (1/12 часть времени формирования человечества). А активное мышление существует дольше: первые орудия у людей появились 2,5 млн. лет назад, и лишь 700 тыс.лет назад началась образовываться речь. Значит, долгое время человечество мыслило... без языка. Гораздо дольше, чем оно мыслило словами. И в каждом из нас осталась эта древняя привычка — думать без языка. Где-то очень глубоко, в обширных сферах подсознания, которые охватывают островок сознания подобно тому, как океан омывает землю, в нас живёт телесный разум, хранящий память обо всей ненаписанной истории. В первые дни жизни он формирует улыбку ребёнка и другие эмоциональные, но бесспорно человеческие реакции бессловесного существа, которое становится человеком ещё до того, как рождается на свет. Такой бессознательный, но активный способ восприятия мира соотносится в астрологии со знаком Рыб и планетой Нептун. Она описывает подсознание и непроявленную историю человека, подобную жизни ребёнка в утробе матери. В организме планета Нептун относится к ступням ног, более активных у обезьян, чем у человека. На ступнях ног и ладонях рук есть активные точки, связанные со всеми органами тела,— и узоры, по которым гадатели определяют судьбу. Эти узоры, свойственные древесным жителям, хранят историю тех времен, когда предки людей ещё жили на деревьях (у других наземных существ папиллярных узоров нет). Планета Нептун — это историческая душа и наша психика, основу которой являют глубины коллективного бессознательного. И ей сопоставляется мифологический образ океана, в котором некогда возникла жизнь. Австралийские мифы сохранили воспоминания о "временах сновидения", которые они связывали с сотворением мира. В те времена сознание человечества как бы спало и видело сны, довольствуясь безмолвным соответствием своего взгляда на мир и самого мира. Это соответствие миру в каждый момент давало человеку выжить и являлось первым знанием: не заменой разумного знания, но им самим — просто в такой форме, в какой для знания не требуется слов. Поскольку знание человека о мире тогда не фиксировалось в слова и образы, оно и не удерживалось в памяти. Оно забывалось, и лишь формы мира хранили то впечатление, которое воздействовало на человека. Сознание лишь отражало их. И активное восприятие этих образов было первым представлением людей о мире, первым языком, отличающимся от космического безмолвия. Архетип Рыб обращает нас к самому истоку человеческой истории. И его исторической вершиной следует считать рождение человека: появление вида Homo sapiens, которое относят к 40-му тысячелетию до н.э. Но ещё до этого у неандертальцев существовало искусство: археологи находят наскальные изображения животных и сопутствующие им знаки. Следовательно уже в те времена у людей были некие представления о мире. Они ещё не являлись мифологией в нашем понимании, но уже закладывали основы архетипов — как божественно-бессознательных праформ, взятых непосредственно у природы. Копирование природы в наскальных рисунках было её первым внешним, а не внутренним осознанием, и в этом смысле первым оформленным мировоззрением. Это соответствует тому, что знак Рыб — место экзальтации (максимального проявления силы) Венеры — планеты формы и художественного творчества. В знаке Рыб слаб (в падении) Меркурий — планета интеллекта и языка. Но когда молчит язык, говорят естественные образы природы.
Откуда же возник мир, согласно древнейшим представлениям людей? В непосредственном мышлении человека образ начала всего неотделим от природного процесса рождения. И самый древний мифологический образ — это образ Матери, рождающей людей и все силы природы, которые впоследствии начинают мыслиться богами. Наиболее архаичные из найденных статуэток (30-15 тыс. до н.э.) часто изображают полную женщину с большими грудями: олицетворение мощи изначального материнства. Они возникают уже в период появления человека современной телесной организации — и это время является кульминацией архетипа Рыб, с которого и дошёл до нас древнейший мифологический образ великой Праматери. В астрологии Рыбы — знак стихии воды. Мы сегодня знаем, что жизнь зародилась в воде. "Знали" это и древние. Наши предки просто ощущали, что жизнь немыслима без воды, хотя может быть оторвана от земли и воздуха. Так живут в реке рыбы, без опоры и неба, так в лоне матери рождается ребёнок. Нам наука доказала, что он в своём развитии повторяет всю эволюцию жизни на Земле. Древним это не надо было доказывать. И мифы всех народов представляют колыбелью жизни первозданные воды, которые потом фиксируются в устойчивый образ Матери-МОРЯ. Этот образ доносят до нас аккадская праматерь Тиамат (" море ") или шумерская богиня океана Намму (" мать "), эскимосская Имап-Инуа (" море-мать ") или Мамакоча (" мать-море ") индейцев Перу. Древние сначала обратили внимание на процесс рождения жизни, создав культ Великой матери, которой некогда поклонялись все народы. Потом их взгляд стал шире, и они перенесли свои представления на Вселенную, истоком которой тоже предстало чрево праматери-моря. В новые времена прежняя эпоха туманного восприятия мира стала видеться как Хаос у греков и неоформленное смешение Хуньтунь у китайцев, что дало мифам о пра-состоянии мира философскую глубину. Люди познакомились со страшной силой лелеющей жизнь водной стихии, породившей мифы об ужасном облике праматери (так Тиамат предстала семиглавой гидрой) и чудовищах, населяющих глубины океана. В греческих морях живут Медуза, Химера, Ехидна и другие страшилища. О скрученности первозданного хаоса напоминает имя семитского морского змея Левиафана — " свернувшийся ". В скандинавских мифах мировой океан предстает как змей Ёрмундганд, опоясывающий землю своим телом. Подобные чудовищные образы и бессознательный страх перед ними рождают глубины подсознания Нептуна, когда их не освещает свет разума. Впоследствии море обретает свои мужские божественные ипостаси, подчинённые, однако, всеобъемлющему женскому материнскому началу, вспомогательные по отношению к нему. Так, имя греческого Посейдона переводится как "супруг вод Земли", а имя иранского Апам Напата означает "сын Вод". В поздних мифах морские боги нередко претендуют на изначальное мировое господство, но уже не могут сравниться с древнейшей праматерью, отражая лишь бури океана, угрожающие жизни людей. Они выступают как мятежники, и бог нового, устроенного и упорядоченного мира одерживает победу над ними, как Зевс — над Посейдоном, или Мардук — над Тиамат: творя свой мир из её тела. Теряя свой хаотический облик, а вместе с ним и изначальную силу, бог морей уходит на покой, подобно греческому праотцу Океану, и занимает в пантеоне богов последнее место, как египетский отец богов Нун. Ущербность морского бога в созданной из Хаоса Вселенной отражается в пассивной жизненной позиции знака Рыб, всегда остающихся немного вне этого мира. Но это дают им возможность связи с вечностью и прикосновения к неведомым тайнам, символом которых для нас до сих пор остается море. И мифы о бедствиях и вынужденном путешествии в мир иной заканчиваются обретением бессмертия или бесценных даров, превосходящих все существующее в мире. Ярким примером такого мифа служит история индо-иранского Триты: третьего, младшего брата, брошенного в воду и ставшего первым обладателем напитка бессмертия сомы. Соотносимое со сном, море становится аналогом смерти. Жизнь возвращается туда, где был её исток: эта мысль даёт начало связанным с водой похоронным обрядам и образу водной стихии, которая поглощает мир в конце времен, возвращая его в первозданное состояние сна, смешения жизни и смерти. Представления людей о водном хаосе, с которым перекликаются мифы о потопе в Европе, Азии, Америке и Океании, возможно, были связаны с последним таянием ледника (13 тыс.лет до н.э.). Оно стронуло людей со своих мест и побудило их осваивать новые просторы, дав последний толчок пробуждению сознания из спокойного природного сна. И этот процесс эволюции разума относится к следующему архетипу Водолея.
Знак Рыб описывает зарождение жизни и разума, архетип Водолея — толчок к их эволюции. Биологическая эволюция идёт медленно, поэтому по-разному можно ответить на вопрос, когда и как прошёл водораздел разума между поздними приматами и первым человеком. Известно, что 3 млн.лет назад в Африке южнее Сахары появились существа, телосложением отличавшиеся от прежних человекообразных обезьян: они были более изящными (грацильными) и жили уже не на деревьях, а на земле. Вряд ли они добровольно спустились с уютных деревьев, которые давали им кров и защиту, на открытые просторы земных саванн, где за каждым кустом подстерегало множество врагов, где было нечего есть, холодно спать и трудно укрыться от непогоды. Вероятно, племена более сильных обезьян вытесняли своих слабых сородичей с деревьев на землю, и те уступали и уходили, открывая для себя новую, прежде неведомую жизнь. Чтобы выкапывать из земли корни съедобных растений, они брали передними конечностями палку-копалку и для удобства передвижения вставали на две ноги. И это уже были люди — для которых дальновидная природа заранее сотворила их новый мир. Но может, всё было и не так просто: и с деревьев ушли именно те обезьяны, мозг которых не препятствовал такой радикальной перемене и уже отчасти был готов к восприятию нового образа жизни. Те, чьё более тонкое телосложение соответствовало другому способу приспособления к миру: не грубой силе, а большей ловкости ума. Те, чья общая аура сама почувствовала тесноту от населённости джунглей и предпочла уход борьбе. Есть гипотеза, что кардинальным изменения в мозгу способствовала радиация: 2,5 млн.лет до н.э. было временем активного горообразования, и человекообразные обезьяны жили в условиях землетрясений и повышенного радиационного фона. Сам процесс горообразования вёл к уменьшению количества деревьев и миграциям племён: и возможно, пралюди были вынуждены в поисках леса проходить такие расстояния, что привыкали к земле и переставали искать свою утраченную нишу на деревьях, просто забывая о ней. Природные катаклизмы и расселение по новым, непривычным для жизни территориям, несомненно, послужило толчком к развитию мышления иного типа, чем изначальное, точное и пассивное, подсознательное отражение природы в данный момент. Человек обрёл ясность интуиции, помогающей предчувствовать природные явления, как и результат своих действий. Потом она стала основой памяти: памяти образов внешнего мира, хотя ещё не самого себя. Этот тип мышления — интуицию и предчувствие — астрология сопоставила планете открытого простора Небес Урану и знаку глобальных перемен и новых открытий Водолею. Уран, планета неба, по которому ветер гонит облака, обозначает движение в самом широком смысле этого слова: движение мысли, как и физический охват просторов. Водолей, льющий небесные воды дождя на землю,— образ того, что посылает людям небо, символизирующее природу в целом. Подобно индийскому Варуне, боги Неба издревле были и богами небесных вод, также, как ночи и дня, и других природных явлений. Мы можем здесь выстроить целый ряд астрологических аналогий. В Водолее слаб Плутон, планета биологического потенциала и выживаемости: это соответствует тому, что именно грацильность первого человека и слабость его инстинкта самозащиты повела его путём эволюции, невиданной доселе. Водолей миролюбив, и это качество отличало первые племена людей, в те времена не боровшихся между собой. Водолей — знак ухода от земных удобств и полёта к недосягаемому. Встав на две ноги, человек, по сравнению с бегающей на четырёх обезьяной, оторвался от земли и поднялся к Небу. Планета Уран в организме отвечает за голени, которые развиваются именно при ходьбе, а также нервно-двигательную систему, которая при этом активизируется (хождение и сегодня нередко помогает думать). И если происхождение человека не было эволюционным процессом, то какой смысл в том, что человеческий детёныш в полгода учится бодро бегать на четвереньках — и это необходимый этап для его общего развития, а в год делает первые шаги и вовсе разучивается ползать (в то врёмя как жеребёнок, например, встаёт на четыре ноги сразу после рождения)? Научившись ходить, ребёнок теряет цепкость рук, которая отличала младенца, и его акробатическую выносливость: не обязательную для людей, хотя жизненно важную для обезьяны. Этапы развития ребёнка наглядно показывают трансформацию, символизируемую планетой Уран. А с радиацией небесного бога, ответственного за трансформацию жизни, соотносит не только астрология, но и язык науки (распад урания).
Выйдя из леса на простор саванны, человек впервые увидел над собой голубой шатёр НЕБЕС, который, заменив крону дерева, стал его новым домом. И миллионы лет голубизна Неба была ему надёжной гарантией хорошей погоды и защиты от природных катаклизмов. Изменение цвета неба предвещало дожди и бури, ночи и холода и подготавливало человека к тем испытаниям, которые выпадали на его долю, помогало ему выжить. Небо стало опорой человеческой интуиции. В светлом Небе человек видел свою защиту, которую миллионы лет спустя назвал Богом: таков образ пра-индоевропейского бога ясного Неба Deywos 'а, от имени которого происходит слово "бог" в индоевропейском языке (и в современных романских, греческом, индийском и др.). В мифах Небо нередко описывается как череп Бога, в котором движутся тучи-мысли. Мы и сегодня психологически уверены, что если высший разум где-то есть — и если человеческий Храм где-то и построен, то именно на небесах. Образ Бога, как всё идеальное и возвышенное, устойчиво ассоциируется с небом. Позднейшее развитие в истории человечества праобраза Неба до его божественной кульминации мы можем датировать мадленским периодом глобальных миграций (XV-X тыс.до н.э.), когда люди заселили все континенты. Причиной этих переселений, возможно, служило таяние ледника (образ потопа, который связывает архетип Рыб с архетипом Водолея). Находки мадленского периода говорят о мастерстве человека в изображении животных и о появлении символов, фиксировавших интуитивно воспринимаемые части мира, организуя пространство вокруг человека и его воззрения о Небе и Земле. Образ Водолея, как и символ созвездия — две струи воды, льющиеся с небес, которые могли рисоваться как вертикально, так и горизонтально. И боги Неба недаром были и хаотическими богами космических вод, о чем нам напоминают образы египетской Нут или индийского Варуны, а в астрологии — экзальтация Нептуна в Водолее. Древнее изображение небесных вод напоминает нам как струи дождя, так и волны: некогда для людей ещё не было актуальным различение вертикали и горизонтали, потом переросшее в контраст верха и низа. Когда мы говорим вслед за Гермесом Трисмегистом: "что наверху, то и внизу", мы подразумеваем изначальную равноположенность и неразличимость этих двух измерений — небесного, вертикального, и земного, горизонтального, которые вместе формируют наше жизненное пространство. Потом, когда люди сориентировались в пространстве, они обратили свой взор к неизменному Небу, и их любимым символом стал круг небосвода над головой. Палеолитический знак круга, символизирующего Небо, впоследствии стал атрибутом таких небесных богов как индийский Индра, греческий Зевс или кельтский Таранис и преобразился в громовой знак, символ Перуна у славян. Водолейский, безличностно-природный способ восприятия мира говорит о том, что сначала Небо обожествлялось не как бог, а как всеобъемлющее природное явление, вне каких-либо характеристик. Голубой свет небосвода, воплощающий для человека гарантию от непредвиденных опасностей, сохранил для нас наиболее верный образ этого высшего и самого абстрактного божества. Неслучайно имя пра-индоевропейского бога Неба Дейвоса означает " дневной свет, день ", и библейский Саваоф, творя мир словом, прежде всего создает свет. Небо стало первым ориентиром человека, движущегося по земле — и потому первым богом-демиургом, осуществляющим сотворение мира. С Небом связан в нашем сознании культ Творца. Вселенная, созданная им, проста и состоит из двух видимых половин: светлого Неба, говорящего с разумом человека, и твердой Земли, по которой ступают его ноги. Образ сотворения мира в мифологии предстаёт перед нами как отделение Неба от Земли. И если спросить мифы, откуда возникла такая большая Вселенная, они дружно ответят, что она родилась из брожения вод и возникшего в первозданном океане маленького комочка первовещества (что изначально имитирует процесс рождения человека). Но он возрос в размерах до бесконечности и впоследствии разделился на Небо и Землю: всё лёгкое устремилось вверх — точнее, вширь — создав оболочку небесного света и воздуха. А всё тяжелое осело вниз, сформировав устойчивую Землю. Так возникло Небо Тянь в мифах Китая. Возникнув, оно стало творцом всего остального. Эти мифологические образы поразительно подобны современным представлениям о формировании Вселенной: рождению мира из точки сверхплотного вещества и формированию Солнца и планет Солнечной системы из диффузного облака. Неслучайно они описывают архетип Водолея: сферу изначальной, единой, универсальной мысли человечества. Мысли, которая стоит вне времени. В мифах понятие Времени возникает потом, вместе с его земной тяжестью памяти о прошлом. Небо предшествует Земле. Сначала существует лишь мысль. ("В начале было Слово..."— Логос). Date: 2016-06-09; view: 658; Нарушение авторских прав |