Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Это комментарий одиннадцатой главы «Драгоценной Сокровищницы Дхармадхату», показывающей чистоту обусловленных проявлений, равных пространству





Глава 12.
[Комментарий двенадцатой главы «Драгоценной Сокровищницы Дхармадхату»,
демонстрирующей изначальную свободу всех явлений в пробуждённом уме.]

ПЛОД

Обусловленные проявления, рассмотренные выше с точки зрения отношения, должны быть очищены в основном пространстве. Это сводится к ключевому пункту реализации плода изначальной свободы, находящегося в естественном присутствии. Чтобы подтвердить это, я вначале покажу, что основное пространство является всеобъемлющим состоянием изначальной свободы:

(1). Под воздействием гипнотических мантр и взаимосвязи галлюциногенных средств вам могут казаться мужичины, женщины, животные и что угодно, однако всё это изначально свободно (от бытия) в иллюзорном состоянии. Будучи лишь несуществующими ясными проявлениями, эти животные лишены независимой природы. Так же и всевозможные явления самсары и нирваны не существуют на самом деле, возникая лишь в виде иллюзорной манифестации Основы из состояния осознавания. Поэтому их именуют «иллюзорным разнообразием». Проявляясь без обособленной природы, они изначально свободны в состоянии осознавания.

Я начну подробное объяснение этой свободы с того, что явления изначально свободны из-за своей беспочвенности и необоснованности:

(2). Просто такова природа вещей, что они проявляются только потому, что пусты, — это можно условно назвать «изначальной свободой». То есть мы их так именуем, исходя из того, что они по природе лишены истинного существования, ибо кажущаяся самсара и нирвана — это лишь хорошее или плохое проявление, возникающее из основы осознавания в виде её манифестации. Они аналогичны плохим или хорошим сновидениям.

Если говорить о том, как проявляется самсара, то её внешнее объективное измерение состоит из «сосуда и содержимого», что также называется «проявляющимся и существующим». «Сосуд» в данном случае относится к «проявляющейся» вселенной в неодушевлённых формах пяти элементарных энергий. «Содержимое» относится к «существующим» жизнеформам, испытывающим разнообразные приятные и мучительные переживания в силу кармы и беспокоящих эмоций. Внутреннее измерение ума включает два принципиальных ментальных состояния, — ум существ мира Желаний, закомплексованный всевозможными мыслями, и ум существ верхних миров самсары, лишённый мысленных сложностей, которые вытеснены медитативными состояниями. Всё это подобно сновидениям, потому что кажется и не существует в одно и то же время. Следовательно, эти ясные несуществующие проявления полностью свободны в изначальной пустоте, лишённой характерных признаков.

Поскольку собственные проявления (осознавания) возникают наподобие иллюзий и сновидений, то счастье и страдание изначально свободны в чистом равностном состоянии, не имеющем основания. Все омрачённые переживания существ или даже чистые переживания просветлённых миров беспочвенны в этом сновидении. Все эти приятные, неприятные и нейтральные переживания изначально свободны, так как лишены фактической причины возникновения с самого начала. Будучи лишь непрерывными проявлениями, они отражаются в виде пустоты из-за своего зеркального характера. В данный момент они свободны от бытия, ибо лишены пребывающей сущности. В силу непрерывного проявления сострадательного резонанса, у них нет ни причины, ни условия для исчезновения, поэтому они возникают как приходящие и уходящие привидения. Они свободны от крайностей, вследствие чего непрерывны, чисты и аналогичны восьми типам иллюзии. Они свободны в волшебной игре проявлений и пустоты.

Поскольку путь чист как пространство, то он считается изначально свободным и запредельным действиям и усилиям:

(3). В сущности осознавания нет ни духовных путей, ни уровней реализации, ни воззрения, ни медитации и прочего. Вы должны уяснить, что всё это изначально свободно в великом состоянии бездействия. А если вы будете осуществлять это в состоянии осознавания, то ваши попытки будут противоречить желаемому результату.

В этом разделе содержатся как определяющие положения, так и заключительные выводы с ключевыми пунктами. Так как Дхармакая находится в вас самих, то нет смысла добиваться или искать её где-то ещё, ибо воззрение, медитация, поведение, плод и прочее только помрачают нагое и беспрепятственное осознавание. Поэтому определитесь в небоподобном осознавании, запредельном явлениям.

Испытав просветлённое измерение во всеохватывающем светоносном пространстве, вы ощутите, что неспособны описать или определить осознавание с помощью умственных или вещественных аналогов, которые, кстати сказать, произведены тем же осознаванием. Оно спонтанно присутствует в уникальном состоянии естественного покоя, не требуя никаких действий. Если бы явления могли его обозначить, то можно было бы сделать такой ошибочный вывод, что в нас отсутствует великое совершенство Дхармакаи. Поэтому, не пытаясь определить его какимлибо образом, вы сами определяетесь в нём, оставив все действия и поиски.


Произведя такое различение, вы обретаете переживание смысла неизменной сущности. Поскольку внутреннее пространство не расстаётся с состоянием ясного света, то вам следует оставить внешние проекции своего обычного ума в направлении объектов, если вы хотите испытать самосуществующую пробуждённость. Вместо этого смотрите внутрь, — в неподдельную суть естественной ясности, и вы безусловно её обнаружите.

Вы приходите к принципиальному заключению:

(4). Реализация сущности единственного осознавания освобождает всё, — такова природа вещей, которые никогда не существовали. Поэтому вполне оправданно, что свобода происходит из реализации одного лишь этого. Попробуйте провести аналогию со следующим примером: давнымдавно в Вайшали (район в Индии) некто воспроизвёл иллюзорное войско вблизи края пропасти. Те, кто не знали об иллюзорности этого, были страшно напуганы и, пытаясь убежать, попадали в пропасть. Те же, кто знали о происходящем, остались невредимы и даже не напряглись. Мораль сей басни такова — если вы не теряетесь сами, то никакая армия не сможет сбросить вас в пропасть.

Говоря о противопоставлении существования и несуществования, существующими обычно считаются материальные явления, а несуществующими — нематериальные и пустые. Однако и те и другие запредельны как существованию, так и несуществованию, подобно проявляющимся и в то же время пустым сновидениям. В отношении воззрений нигилизма и постоянства можно сказать следующее: этерналисты считают вещи постоянными и существующими независимо, тогда как нигилисты придерживаются мнения, что вообще ничего нет в едином моменте времени. Ни то, ни другое не соответствует истине, — поскольку не существует ни времени, ни независимой субстанции, не может быть установлена ни длительность, ни даже один момент (существования или несуществования).

Подлинным считается путь добродетели, ведущий к освобождению, а неподлинным — неблагой путь самсары. Однако на самом деле не существует ни того, ни другого, потому что они лишены независимой природы, обладая сущностью сновидения. Что касается кармы, её последствий, беспокоящих эмоций и привычных тенденций, то они вообще не могут существовать, ибо по определению аналогичны восьми типам иллюзорности. Если вы думаете, что они существуют в уме, то исследуйте, откуда они появляются, где пребывают и куда исчезают. Так как вы не обнаружите ни опорного ума, ни опирающихся на него эмоций, то можете быть уверены, что они не существуют. Если вам кажется, что они существуют в теле, то проанализируйте и это, мысленно расчленив тело вплоть до атомов, и вы не обнаружите ни опорного тела, ни опирающихся на него кармических эффектов. Вероятность существования у всех этих вещей не больше, чем у цветка вырасти в небе.

Вы должны выйти за пределы навязчивых идей духовного пути и практических противодействий:


(5). Практические противодействия — это факторы, зависящие от объектов, требующих преодоления или отвержения. Но так как в этом контексте нет никакой самсары, требующей отвержения, то не может существовать и практических противодействий, преодолевающих её. Как отвергаемое, так и используемые для этого противодействия приписаны области обычного ума, и поскольку у него отсутствует независимая субстанция, то не существует ни того, ни другого.

Освобождение зависит от скованного состояния, но в отсутствии сковывающих факторов нет повода что-либо освобождать. Даже если бы и существовало некое «несвободное» явление, то, будучи явлением, оно уже было бы лишено независимой природы, поэтому теоретически не может существовать ни скованного, ни свободного состояния. Изначальная свобода раскрывается в раскрепощении, но на самом деле нечего раскрепощать и не от чего раскрепощаться. Состояние раскрепощённого присутствия свободно испокон веков, и поскольку никогда не существовало ни факта присутствия, ни присутствующего, ни повода для присутствия, то таковость изначально лишена всякой двойственности.

Теперь я подведу итог этим определяющим заключениям:

(6). Все проявляющиеся и существующие вещи относятся к сфере концептуального рассудка. То, что не проявляется и не существует, относится к нирване, лежащей за пределами области интеллекта, ибо, как сказано (в «Бодхичарьяаватаре»): «Абсолют не лежит в сфере действия интеллекта». Вкратце, все явления самсары и нирваны уже полностью свободны в изначальном пространстве, запредельны описанию и воображению и пусты испокон веков. Так как они изначально свободны, то нет нужды напрягаться, чтобы освободить их заново, ибо у них всё равно нет независимой природы. Бесполезность усилий и напряжения также относится и к логическим доказательствам:

(7). В этом месте коренного текста я повторяю по два раза запрещающие слова ввиду того, что беспрепятственная сущность осознавания не является чем-либо вообще, и вы должны прекратить двойственность объективно-субъективного восприятия. Так как в этой сущности нет ни воспринимаемого объекта, ни воспринимающего субъекта, то я приказываю: «Не делайте! Не делайте!» в отношении объекта усилий и того, кто в нём усердствует.

Я вам дам следующий совет. Поскольку в сущности осознавания нечего рассматривать и некому смотреть, то не смотрите своим умом на осознавание как на объект. Так как в осознавании не над чем медитировать и некому медитировать, то не медитируйте вообще! Не соблюдайте поведение, не добивайтесь ничего, ни избегайте и не присваивайте, не цепляйтесь и не занимайтесь! Осознавание запредельно существованию и несуществованию, равно как и двойственному восприятию.

Предыдущие ключевые пункты сводятся к шестнадцати сущностным категориям с их соответствующими подразделами:


1. Три ключевых пункта, являющихся принципиальными наставлениями по сущности осознавания, запредельного заблуждению и его отсутствию, — это сущность, природа и сострадательный резонанс.

2. Три способа присутствия взгляда — это раскрепощённое присутствие во внешних явлениях, раскрепощённое присутствие во внутренних движениях (мыслей) и раскрепощённое присутствие в тайном осознавании.

3. Три ключевых принципа самоосвобождения беспристрастного поведения — это непосредственное освобождение проявлений, самоосвобождение мысленных движений и изначальная свобода осознавания.

4. Четыре аспекта изначально существующей и самодостаточной медитации — это свобода от ментальной опоры:

а) во внешних явлениях,
б) во внутреннем восприятии,
в) в тайном осознавании и
г) в естественном состоянии таковости.

5. Две тайных квинтэссенции распознавания ясности, присущей мыслям, заключаются в отождествлении беспрепятственного самоосознавания во время спокойного состояния ума и во время мысленных движений.

6. Единственный пункт прибытия неконцептуального естественного присутствия — это нагая изначальная чистота.

7. Два измерения спонтанно пребывающей сути осознавания — это изначально чистая сущность и природа спонтанного присутствия, что делает его запредельным постоянству и нигилизму.

8. Три наставления по спонтанно присутствующему плоду включают пустотность, ясность и непрерывность (осознавания).

9. Пять случаев прямого столкновения содержатся в обнажённой сущности естественной чистоты пяти эмоциональных ядов.

10. Шесть прозрачных аспектов просветлённого измерения пустоты и ясности таковы:

а) оно изначально пустотно, в связи с чем лишено мысленных проекций;
б) оно естественно пустотно, в связи с чем покоится в собственном состоянии;
в) оно ясно и пустотно, в связи с чем в нём не блокируются объекты восприятия;
г) оно пустотно в сущности, в связи с чем не покидает естественного состояния;
д) оно пустотно от бытия, в связи с чем в нём невозможно ухватиться за субстанцию или характерные признаки;
е) оно пустотно от небытия, в связи с чем присутствует в непрерывной прозрачности осознавания.

11. Место прибытия (осознавания) характеризуется отсутствием цепляний за восемь крайностей: существования, несуществования, яви, пустоты, самсары, нирваны, скованного и свободного состояния. Вы прибываете к изначальной чистоте безымянного истощения явлений, в великое открытое пространство, свободное от крайностей.

12. Три мандалы — это мандата просветлённого Тела, включающая все формы, мандала просветлённой Речи, включающая все звуки, и мандала просветлённого Ума, включающая всю мысленную активность. Отвержение и присвоение не имеет места в их реализации.

13. Двадцать один метод — это двадцать один способ прямого введения, базирующийся на соответствующем количестве градаций интеллекта.

14. Три «затмения» — это восемь аналогий иллюзорности, затмевающих стереотипное восприятие вещей; прохладный ветер открытого пространства, затмевающий сознание, которое исчезает без следа; и беспрепятственная пустотность, подобная пространству, затмевающая осознавание.

15. Три аспекта сердечной сути — это её пустотность в смысле изначальной наготы; её ясность в смысле наготы освобождения; её непрерывность в смысле наготы её свободного пребывания.

16. Три видения — это видение радужного света излучения (осознавания в практике Тогал); видение прозрачной ясности осознавания (в Трекчо) и видение подлинной природы, где исчерпаны явления и оставлены все цепляния (в конечном результате обоих практик).

Пять путей (Дзогчена) обозначают видения пяти изначальных мудростей. В частности, путь мудрости Дхармадхату — это видение «Истощения в Дхармате», а именно естественная сущность абсолютной простоты. Из него происходит путь зеркалоподобной мудрости — видение «Осознавания, Достигшего Кульминации», что есть непрерывная йога дня и ночи в великом ясном излучении самоосознавания, свободного от ограничений и крайностей. Из него происходит путь мудрости равностности, являющийся видением «Возрастающих Качеств и Переживаний». Собственная манифестация (осознавания как такового), свободная от крайних цепляний за медитативные переживания, есть путь различающей мудрости, соответствующий видению «Дхарматы Воочию». Это показывает непоколебимость самоосознавания из первоначальной Основы бытия. Из этого происходит путь осуществляющей мудрости, на котором осознавание освободилось в изначальной чистоте, и беспрепятственная нагота природы явлений пребывает в собственной сущности. Говоря в контексте Трекчо, видения, свойственные практике Тогал, происходят в обратном порядке. Это и имел в виду Вималамитра, сказав:

«Посредством того же самого, но в обратном порядке,
Вы прибываете к изначальной Основе самоосознавания».

В момент безусловной реализации вы проникаете в великое состояние безымянного истощения явлений:

(8). Реализовав подлинную природу своего собственного осознавания в его беспрепятственном состоянии, исчерпывающем явления, цепляния за истинность всех кажущихся и существующих явлений самсары и нирваны исчезают в равностности. Это происходит в силу ключевой реализации их единой чистоты и равностности, подобной неосязаемому пространству. Но происходит это без упорядоченных усилий и достижений, связанных с преодолением одного и усвоением другого, без стремления к достигаемым целям и без путаницы в определяемых ориентирах. Благодаря этому вы избавляетесь от воззрений, базирующихся на интеллектуальных измышлениях и убеждающих вас в свободе от крайностей. Ваше несориентированное и неограниченное осознавание выходит за пределы сферы описаний и обозначений. Освободившись от медитаций Шаматхи и Випашьяны, удерживающих обычный ум, вы сходите с пути самоуспокоения и самопрояснения. С исчезновением рубежей в неограниченной природе явлений теряются промежутки и перерывы в просветлённом измерении естественного спонтанного присутствия. С разрушением плода, воспринимаемого в призме двойственности страхов и надежд, осознавание остаётся в наготе изначальной чистоты, где исчерпаны все явления. Это состояние истощения в самосуществующей пробуждённости, за которым не надо далеко идти, находится в естественном покое, и вы чувствуете себя счастливыми изнутри. Отбросив цепляния за хорошее и плохое, требующее присвоения и отвержения, вы преодолеваете ограниченность обретений и потерь. Явления и их восприятие охватываются равностностью вашего понимания. Вы знаете, что у них абсолютно отсутствует всякая реальность.

Рубежи самсары и нирваны исчезают в состоянии осознавания. Мысли типа «осознавание — это абсолютный смысл Дхармадхату» даже не посещают беспрепятственное состояние природы явлений. Не ориентируясь в том, как это и что это, вы выходите за пределы всякого распознавания. Оставив обычный ум, цепляющийся за внешние явления, ранее казавшиеся отчуждёнными вещи превращаются в шоу пустых форм. Что вы с ними будете делать? Когда больше не возникают цепляния и фиксации на том, что творится, вы с наслаждением наблюдаете за этими беспочвенными сновидениями. Вытащив «клин» внутреннего цепляющегося ума, спадает «привязь» эгоцентричного восприятия, и вы уже не найдёте «жеребца» беспрепятственного и просторного осознавания, даже если будете искать. Даже я не в курсе где оно. Я не могу сказать, что я достиг или прибыл в то или иное место, на тот или иной уровень. Если раньше я думал, что естественная ясность обнажённой Дхармакаи — это какая-то поразительная вещь, то теперь всё это исчезло, ушло в неизвестном направлении. Отбросив понятия «да» и «нет», равно как и цепляния в естественном состоянии, все мои предыдущие идеи исчезли в естественном покое природы явлений. И что тут делать с освобождением и заблуждением, с плодом Дхармакаи? Когда я смотрю на внешние явления, они прозрачны, беспрепятственны, беспорядочны и несвязанны. Я не могу даже точно сказать, есть ли они или нет, а если есть, то где. Глядя внутрь на самоосознающее восприятие в естественном покое, оно чисто, неделимо, свободно от мыслей, абсолютно нематериально, бесследно и угасает в пустотности. Я слился с природой пустотного и открытого пространства. Я никто и ничто вообще! А вы-то кто?! Ха! Ха! Ха!

На этой стадии мысли возникают без нужды в освобождении, ибо их природа спонтанно присутствует в виде проявления собственной манифестации (осознавания):

(9). С истощением всех фиксаций и цепляний в осознавании, ваше заблуждающееся восприятие проявляющегося и существующего во вселенной терпит полный крах. Отбросив целенаправленные цепляния за истинность условных понятий типа «Это заблуждение, а это нет...», всё видимое освобождается от уз в единой непрерывной открытости. Даже такие вещи, как временные промежутки, измерения и параметры теряют свою почву в беспрепятственном переживании. Явления возникают самопроизвольно как в беззаботном восприятии младенца, лежащего в колыбели, или как в блаженном восприятии сумасшедшего. Ваши дневные переживания естественно чисты и ярки. Ваши ночные переживания естественно чисты и мерцающи. И день и ночь естественно чисты и открыты в Основе бытия. Ваше переживание дней и месяцев чисто, полностью чисто и равностно. Вы воспринимаете в чистоте и годы и кальпы, - они неограниченны. В чистоте единичности и множества вы переживаете вещи в нетронутой наготе. Так как основа заблуждения чиста в изначальном пространстве, то всё чисто и пустотно. Поскольку очищены цепляния за основное пространство как место конечного прибытия, всё становится открытым и беспрепятственным.

Нечего достигать вообще — это «ограда» пустоты. Не в чем усердствовать вообще — это «долина» природы явлений. Все стремления и рвения исчерпаны — это «всеисполняющая драгоценность». Отсутствие уз страждущего ума — это «небо» истощения явлений. Великая просторность целостной равностности — это беспрепятственная открытость.

Благодаря всеохватывающей целостности, переживаемой в состоянии, лишённом крайностей и ограничений, ваши комплексы освобождаются в «четвёртом времени», спонтанно присутствующем в мире природы явлений. В результате этого ваше восприятие естественно чисто, мысленная активность исчерпана сама собой, в то время как ваша ясность непрерывна, ибо просветлённое измерение присутствует изначально. Всё чисто и равно, всё возникает в виде собственнрго проявления (осознавания). Поскольку вы не видите ничего другого, вы чувствуете, что самовозникшая реализация родилась в потоке вашего бытия.

Итак, прошлое, настоящее и будущее не меняют сути дела, когда вы находитесь в «крепости» просветлённого измерения, где исчерпаны все явления:

(10). Ввиду того, что ничто не возникает с самого начала, не пребывает и не исчезает, все проявления опорной вселенной и трёх миров существ, опирающихся на неё, уже полностью чисты, беспочвенны и лишены существования испокон веков. Поэтому всё появляющееся и возникающее в «небесной крепости» пустоты «заземлено» в великом состоянии изначально пустотной сущности. Несуществующие проявления, — отражения пустоты, естественно ясны в «драгоценной крепости» непрерывной светоносности. В едином пространстве «основной крепости» источника осознавания нет ни прошлого, ни будущего, нет нужды что-либо устранять или устанавливать, — таково его врождённое единство. Все явления спонтанно присутствуют в своём же истощении, во всеобъемлющем состоянии пустотной равностности. Вы определяетесь в чрезвычайно открытом пространстве, свободном от крайностей, в неограниченной и беспристрастной реализации.

Теперь я рекомендую устранить факторы, противоречащие определённости вашей реализации:

(11). Так как все явления едины в состоянии пробуждённого ума, они не впадают ни в крайности, ни в ограничения. Однако люди с ничтожной заслугой, интересующиеся лишь низшими духовными путями, а также духовно недоразвитые обыватели измышляют и потом цепляются за идеи о воззрении, медитации, философии, о себе и других, о друзьях и врагах. Они сковывают своё осознавание, хватаясь за свои и чужие крайности. Не понимая небоподобную природу, свободную от крайностей, они извращаются над собственным осознаванием, и хотя самоосознавание является Дхармакаей, они дурачат себя, не зная, что она присутствует в них самих. Те обычные люди, погружённые в заблуждающееся восприятие, подобны детворе, играющей в куличики и подражающей слушателям и проповедникам учений. Как они заблуждаются, принимая всё за истину, суетясь и пытаясь что-то достичь или избежать! Как это всё-таки утомительно — играть в заблуждение в его отсутствии, цепляясь за своё «Я» и за независимость бессмысленных явлений! Ошибаясь и отвлекаясь подобным образом, они заблуждаются в самсаре, которая схожа со сновидением.

Вследствие того, что заблуждение происходит из-за восприятия «Я» в его отсутствии, я вам советую оставить свои цепляния и фиксации:

(12). Поскольку в сущности осознавания нет ни самсары, ни нирваны, сковывающие и свободные состояния тоже отсутствуют, равно как и всё самсарное заблуждение. Однако проявление энергии этого (осознавания) возникает в виде самсары и нирваны соответственно восьми типам иллюзорности и сковывает вас постоянными цепляниями за их реальность. Тем не менее с самого момента возникновения этого проявления у него нет никакой абсолютной сущности, — такова природа пустоты, в которой никогда не было ни объектов, ни цепляющегося за них ума и сковывающего состояния. Как я сказал, не соблазняйте своё собственное осознавание цепляниями за существование. На самом деле вы заблуждаетесь в самсаре именно благодаря двойственному восприятию явлений и своего ума, которые возникли в результате неведения сущности того же ума. Таким образом, заблуждение уходит своими корнями в цепляние, которое в свою очередь зависит от размышления над объектами. В этом кроется ключевой пункт их бесследного освобождения при столкновении (с осознаванием), что очень важно применять на практике. Избавиться от заблуждения можно многими способами, но в данном контексте их три:

1. Искоренение заблуждения в основе. Осознав основу заблуждения, оно разрушается само собой. Это подобно обнаружению воров и изгнанию их из своего дома, после чего у вас нет забот и проблем. Таков метод Великого Совершенства.

2. Устранение заблуждения на пути. Поскольку заблуждение связано с беспокоящими эмоциями, то их использование на пути приносит освобождение, — считается в обычной традиции Секретной Мантры. Это подобно тому, как потерянная тропа находится при возвращении обратно и следовании в правильном направлении.

3. Избавление от заблуждения в конечном плоде. Это метод «характерных» колесниц, где считается, что все аспекты заблуждения устраняются в результате достижения просветления. Это сравнивается с тем, как царь захватывает владение, после чего уже может покорять другие земли.

Различные пути и философские системы этих подходов основываются на варьирующихся интеллектуальных способностях. В то время как низшие пути постижимы для высших, высшие недоступны для низших. Поэтому определяющие ключевые пункты естественного великого совершенства держатся в тайне, ибо ограниченность слабого интеллекта может привести к унижению величия Учений и обусловить грешное поведение. Эти учения передаются в виде сокровищницы царского таинства.

Когда я советую оставить все цепляния, некоторые чересчур заумные деятели спрашивают: «Да как же можно оставить все цепляния, если на них всё только и держится?» Чтобы устранить такие сомнения, я дам вам подробное объяснение:

(13). Собственная сущность осознавания свободна от мысленных сложностей. С точки зрения его полностью чистой природы, являющейся изначальным просветлением, самсара никогда не ведала существования и подобна пространству. В связи с этим я вам советую не заточать его в клеть преходящих и вездесущих мыслей. Существует бесконечное множество духовных ловушек, заточающих осознавание, которые можно свести к десяти категориям:

1) западня цепляний за условности,
2) западня стерильного безмыслия,
3) западня одержимости напряжёнными усилиями,
4) западня цепляний за истинность явлений,
5) западня промаха мимо определяющего смысла,
6) западня фиксаций на характеристиках пустотных форм,
7) западня пустотных воззрений, упускающих (смысл) подлинной природы,
8) западня пустословия о реализации, (которой у вас нет),
9) западня медитации на пустоту, схожая с киданием камней в темноте, и
10) западня страдания из-за незнания ключевого пункта.

Великий Ачарья Гараб Дордже сказал следующее:

«Как эмоциональны воззрения, построенные на интеллектуальных оценках!
Как скучны опирающиеся на них медитации!
Как утомительно соответствующее им поведение!
Как ошибочны предвкушения каких-либо плодов от этого!»

Я вам советую победить демонов (Мар) двойственного восприятия:

(14). В то время как беспрепятственное осознавание является уникальным бинду, свободным от умственных комплексов, всякие утверждения по поводу существования и несуществования, воззрений и медитации, единства и различия пустоты и явлений — это не что иное, как ошибочные идеи. Хотя бы потому, что самосуществующая пробуждённость не является ничем вообще. Считая, что самсара и самсарные явления существуют в вашем собственном уме, вы препятствуете реализации абсолютного смысла природы явлений, потому что цепляетесь за независимую субстанцию и характерные признаки. Утверждая, что одно существует, а другое отсутствует, что одно есть, а другого нет, вы омрачаете сущность простоты преходящим вмешательством рассудка, так как подобные утверждения сплетены из разнообразных умственных комплексов.

Вкратце, все мысленные и словесные цепляния обусловлены ошибочными, вездесущими понятиями. Они омрачают реализацию беспрепятственной сущности и поэтому именуются «тёмной дырой самсары». Цепляния за характерные признаки — это Мара, который сковывает вас. Чтобы избавиться от пагубного влияния Мар, важно знать, что они из себя представляют, поэтому я дам их краткое описание. Мара — это отсутствие осознавания, сопровождающееся заблуждающимся мышлением, основанным на двойственном восприятии. Само слово «Мара» означает препятствие освобождения. Их основная классификация — это субъективное и объективное подразделение двойственного восприятия. Вдобавок они подразделяются на Мару скандх, Мару, повелевающего смертью, Мару беспокоящих эмоций и Мару божественного отпрыска. Если их классифицировать дальше, то насчитывается двадцать восемь внешних и других Мар. А их частные подразделения не поддаются исчислению. Их столько же, сколько есть крайних понятий, разновидностей кармы и эмоций. Но всех их можно свести лишь к одному — концептуальному мышлению. Если кто-то освободился от мыслей в состоянии осознавания, постигнув его беспрепятственную суть, то он носит имя «йоги, победивший всех Мар».

Теперь попробуйте проникнуть в пространство пробуждённого ума, в природу явлений:

(15). Что бы ни возникало из внешних проявлений пяти объектов чувств, типа видимых форм и прочего, и не происходило во внутреннем восприятии, отвергающем или присваивающем эти объекты, — всё это не что иное, как проявление энергии самосуществующей пробуждённости. Определитесь в состоянии осознавания, где эти несуществующие явления лишь отражения пустотности. Определитесь в безымянном истощении явлений в самосуществующей пробуждённости беспрепятственного осознавания. Не усложняйте свою жизнь умственными и словесными комплексами.

Сейчас я дам вам общее представление об этимологии слов «основное пространство», «сфера бытия» и «(пробуждённый) ум»:

(16). Пустотное и равностное осознавание называется «основным пространством» в связи с тем, что оно является потенциальным источником всего. Оно именуется «Основой», потому что раскрывает спонтанно присутствующие качества просветления. Оно называется «пробуждённым умом», так как является сутью всего. Все эти аспекты на самом деле неделимы как пространство. Смысл этого содержится в фразе (сказанной в тантре «Всемогущий Творец»):

«Я, самосуществующая пробуждённость, — суть всех явлений».

Этимология слова «пробуждённый ум» будет объяснена более детально:

(17). Так как самсара никогда не ведала существования в изначально непорочной природе осознавания, то оно названо «очищенным» (джанг). Поскольку просветлённые качества спонтанно присутствуют в этой сути, то она именуется «пленительной» (чуб), ибо совершенно проявляется в чём угодно. Ввиду того, что его светоносный и всеобъемлющий сострадательный резонанс охватывает всю самсару и нирвану, присутствуя в качестве личного самоосознавания, он называется «умом» (сэм). К пробуждённому уму не относится концептуальный комплекс обычного ума и ментальные факторы, возникающие в качестве нечистого проявления энергии (осознавания). Они относятся к самсарному, а не к пробуждённому уму, ибо имеется принципиальное различие между (чистой) энергией (осознавания) и проявлениями, возникающими из этой энергии.

Теперь я подведу итог определяющим причинам:

(18). Естественно чистая энергия пробуждённого ума, схожего с безукоризненной драгоценностью, проявляется таким образом, что даже просветление, свободное от временных концептуальных загрязнений, не покидает самого осознавания. А вселенная, наполненная существами, заблуждающимися в неведении из-за отсутствия реализации и обладающими восемью сознаниями, и подавно не выходит из состояния осознавания.

В этом смысле говорится, что ни одно индивидуальное переживание не покидает состояния осознавания. Но это не значит, что все ощущают единый вкус осознавания и не расстаются с этим переживанием, — такая ситуация теоретически невозможна.

Всеоснова представляет из себя нейтральное отсутствие осознавания. На ней базируется подсознание всеосновы — тонкая неконцептуальная психическая активность; пять сознаний органов чувств, которые тоже неконцептуальны и природно ясны; ментальное сознание, которое может быть как концептуальным, (когда цепляется за объекты), так и неконцептуальным, (если находится в однонаправленном спокойствии); плюс эмоционально окрашенное ментальное сознание, производящее вариации трёх (эмоциональных) ядов. Все эти сознания представляют собой проявление энергии осознавания, выражая эмоциональные самсарные состояния, которые лишь ясно кажутся, но не существуют.

Являясь потенциальным источником всего на свете, осознавание сравнивается с драгоценностью, сокровищницей, зеркалом, кристаллом, парчой, львом, океаном, пространством и основанием. Но вам не следует понимать эти метафоры буквально, потому что и осознавание и явления самсары и нирваны, (используемые для иллюстрации), запредельны крайностям существования и несуществования.

Сейчас я поясню подлинную сущность естественно присутствующей природы бытия:

(19). Хотя её можно условно обозначить по-разному, сама сущность абсолютного осознавания запредельна всяким позитивным и негативным описаниям. Поэтому ей неведомы такие понятия, как самсара и нирвана, плохое и хорошее, присвоение и отвержение, преодоление и достижение, эмоции, крайности, ограничения, энергия, проявление, возникновение или место возникновения.

Если вы спросите, почему несуществующей энергии (осознавания) и её потенциальному источнику неизбежно приписываются ярлыки и названия, то я дам вам такое объяснение:

(20). Все эти ярлыки приписываются лишь потому, что ничего не существует вообще, и на самом деле нет никакой связи между словами и реальностью их смысла. Так как у реальности нет никакой субстанции, то приписываемые ей названия не могут быть обнаружены даже при повальном обыске. А раз не существует ни названий, ни реальности их смысла, то с какой стати вы размышляете о связи между ними? Даже слова «осознавание», «его энергия», «проявление» и «самоосвобождение» — это не что иное, как ярлыки, способствующие символическому пониманию, основывающемуся на факте их отсутствия. Если даже у самого осознавания нет сущности, то как могут существовать те состояния, которые возникают, происходят и появляются из него?

В то время как процесс возникновения несуществующих проявлений непрерывен, приписывая им названия, вы делаете то же самое, что и с иллюзиями. Конечно же, если не разобраться в комбинации иллюзорных проявлений разных животных, воспроизведённых волшебником с помощью гипнотических мантр, то эти галлюцинации могут происходить непрерывно, возникая одна за другой. Так же и в отсутствии правильного понимания осознавания и его энергии может происходить самсара и нирвана со всевозможными переживаниями, возникающими из той же энергии в качестве её кинетических проявлений. Если же разобраться в происходящем, то вышеупомянутые иллюзорные животные — это лишь ясные проявления, лишённые существования, гипнотические мантры — это бесследные пустые звуки, а тело волшебника состоит из атомов, которые можно расщеплять до бесконечности. Не.существует даже ума, (которому всё это мерещится), так как он не является чем-то обособленным или независимым. Подобно этому, все миры и жизнеформы самсары и нирваны, возникающие в качестве выражения (энергии осознавания) — это не что иное, как несуществующие ясные проявления. Энергия (осознавания) естественно ясна и пустотна, а само осознавание — это беспрепятственное состояние истощения явлений. Превосходя умственные и речевые сложности, оно свободно от крайностей единичности и множества.

По этим причинам отсутствует всякая связь между названиями и реальностью их смысла. Вследствие того, что всё проявляющееся уже лишено независимой природы, нет ни названий, ни реальности, которой они приписываются. Вы должны уяснить, что все проявления обусловлены пустотой, как бы они не назывались.

Теперь я подробно поясню принцип изначальной свободы с точки зрения сущности потенциального источника (осознавания) и природы его энергии:

(21). Сущность осознавания обладает двумя типами свободы — сама сущность свободна в изначальной чистоте, в то время как все явления свободны в его состоянии. В связи с тем, что его собственная сущность не представляет из себя что-либо вообще, то такое отсутствие материальности и характерных признаков условно называется «свободой от явлений самсары и нирваны». Что касается свободы самих явлений в этом состоянии, то в силу реализации неприкрытого осознавания происходит «очищение» явлений от их объективной материальности. Хотя условно говорится, что осознавание «обнажилось воочию» и что (явления) «освобождены в его пространстве», это вовсе не означает, что оно перешло в другое состояние или освободилось от чего-то, как некая вещь, утонувшая в озере. Так как ни осознавание, ни явления не имеют независимой сущности, то такое освобождение не более реально, чем сын бесплодной женщины, утонувший в мираже воды.

В контексте обнажённого самоосознавания насчитываются три стадии достижения мастерства — вначале вы осознаёте свою сущность, затем поддерживаете это состояние и тренируетесь в энергии. Получив прямое введение в изначально свободное пространство спонтанно присутствующего осознавания, в котором нечего устранять и исключать, в лучшем случае вы начинаете осознавать свою сущность. Благодаря этому вы прибываете к обнажённому «месту встречи» со своим естественным состоянием изначальной чистоты, — природой явлений. Даже если вы захотите продвинуться куда-то дальше, вы никуда не уйдёте, ибо, как сказано: «В небе нет дорог». В результате такой реализации вы освобождаетесь от целенаправленных цепляний в пространстве уникального светоносного бинду, неотделимого от чистого состояния осознавания. Видя эту чистую ясность в наготе, вы обретаете уверенность в медитации спонтанно присутствующей природы. Место, к которому вы прибываете, — это не что иное, как реализация.

Прозрачный аспект энергии (осознавания) возникает в явлениях и уме непрерывным образом, подобно зеркальному отражению. Тренируя эту энергию в беспочвенном и неопределённом пространстве её естественного состояния, вы привыкаете к ключевому принципу самоосвобождения, не требующего отвержения, и определяетесь в бесследном самоисчезновении. Если вы доверяете подлинной пробуждённости беспрепятственного (осознавания), то эти три принципа помогут вам без усилий занять место в открытости спонтанного присутствия великого совершенства.

Теперь я покажу, что все восприятия органов чувств, происходящие в виде проявлений энергии (осознавания) свободны в сфере естественного состояния, не имея независимой природы:

(22). Шесть типов объектов восприятия - это ясные и несуществующие проявления, облики пустоты, которые изначально свободны по причине отсутствия независимой природы. Вследствие того, что шесть органов чувств вместе со своими сознаниями пустотны в своей сущности, они свободны в основном пространстве пустотности и лишены бытия. Так как ум и явления изначально свободны в самой сущности незаземлённого пространства, то нет ни малейшего атома, у которого можно было бы установить истинную и независимую субстанцию. За исключением своего ложного проявления вещи не существуют даже ложно. Следовательно, все эти несуществующие и ясно проявляющиеся облики пустоты, лишены независимой природы с самого момен-та возникновения в «лоне» пространства великой пустотности, подобно отражениям луны в воде. От вас не требуется их отвергать, присваивать, исследовать, оценивать, бояться или предвосхищать.

Они пусты, потому что всё проявляющееся обладает пустотной сущностью, запредельно истине и лжи и непредсказуемо в своём разнообразии. Их непредсказуемое разнообразие ясно проявляется без существования на основе взаимозависимости причин и условий, вытекающих из энергии (осознавания). Прямая причина этих проявлений омрачённого восприятия кроется в безначальных привычных тенденциях (т.е. архетипах), содержащихся в (подсознании) всеосновы и активизирующихся условиями кармы и беспокоящих эмоций. Косвенная причина — это лишь совпадение случайных обстоятельств. Так, например, прямой причиной враждебного восприятия Девадатты была его карма и привычные тенденции, тогда как косвенной причиной послужило его временное недовольство, в результате чего он воспринимал (Будду Шакьямуни) как врага. Все приятные и мучительные переживания во вселенной происходят аналогичным образом. Поскольку они возникают случайно из-за взаимосвязи причин и условий, такие пустотные облики не могут быть истинными. Для того, чтобы они были истинными, им следует происходить независимо от причин и условий. А раз они проявляются во взаимозависимом разнообразии, то они просто пустотны, и это факт.

Некто может спросить: «А разве не являются настоящими неконцептуальные состояния ума или сиддхи, возникающие в результате медитации и визуализации божеств? Ведь их образование кажется чем-то новым...» А я разве непонятно объяснил, что все новообразования, возникающие временно и случайно, не являются истинными?! Они не могут быть истинными, если отсутствуют, когда вы не медитируете, несмотря на то, что они безусловно возникают в процессе медитации. Вы, конечно, можете исследовать разные вещи, напрягая свой ум, и в силу тех или иных причин и условий вещи \14\ будут меняться и трансформироваться, однако ничто не способно изменить абсолютную природу явлений.

Играющим детям тоже кажется, что с их «куличиками» что-то происходит, однако это не меняет сути дела. Волшебное представление также может меняться и преобразовываться, но тем не менее на самом деле ничего там не меняется, оно не может даже длиться в течение долгого времени. Во время омрачённых и неомрачённых переживаний может создаваться впечатление, что осознавание тоже меняется, но можете быть уверены, что в абсолютном смысле с природой явлений не происходит ни малейшего изменения. Всё происходящее возникает в виде проявления пустоты.

Некто может заявить: «Так как вещи можно пощупать, увидеть и услышать, то они не пусты». Ну-ну... Если вы подразумеваете под пустотой то, что невозможно увидеть вообще, то такая интерпретация пустоты называется «нигилизмом». Мы здесь не занимаемся дебатами с проповедниками такой «пустоты». Споры с теми, кто (придерживается нигилистических воззрений школы) Чарвака, — это лишь трата сил и времени. Используя восемь аналогий иллюзорности, вы легко поймёте принцип самовыражения пустоты и согласитесь с тем, что всё видимое, слышимое, проявляющееся и существующее в самсаре и нирване пустотно. Если бы вещи не проявлялись, то о чём вообще можно было бы рассуждать? Думаете, о подлинной природе Дхарматы? Но поскольку этой природы вообще не существует, то она не является даже пустотой. Да, явлениям приписываются названия, но это только потому, что они не существуют. Вы должны усвоить эти важнейшие положения нашего учения (Дзогчена).

Теперь я покажу, что эти названия изначально свободны благодаря своей пустотной сущности:

(23). Все вещи свободны в едином состоянии пустотности, потому что они нерождены. Они свободны в едином осознавании, так как не покидают его сущности. Несмотря на то, что объекты и цепляющийся за них ум создают видимость двойственности, они свободны в едином состоянии осознавания, лишённом всякой двойственности. Более того, самосуществующая пробуждённость осознавания не впадает ни в какие крайности и ограничения, являясь уникальной свободой от сложностей, присущей абсолютной мудрости. Уникальное бинду спонтанного присутствия свободно в беспрепятственном пространстве, запредельном описаниям и обозначаниям. По этой причине вы не сможете установить или опровергнуть самсару и нирвану в великой сущности открытого пространства, свободного от крайностей. Омрачения очищены, ибо им нет места. Самосуществующая пробуждённость изначально присутствует в виде просветлённого измерения, которое не омрачается ничем.

Другой определяющий принцип состоит в том, что проявление (энергии осознавания) свободно в природе явлений:

(24). Поскольку все явления, возникающие в неограниченном разнообразии, пребывают без независимой сущности и основания, то они уже свободны в собственном пустотном состоянии. Когда йоги реализует это, его ум освобождается от оков цепляний и «в нём наступает постижение того, что пустота и явление — это его собственное пустотное осознавание». Такова природа вещей, но если вашему уму не дано её постичь, то вы не получите от этого пользы. Если вы её реализуете, то эта природа явлений принесёт абсолютную пользу. Она чиста без отвержений, установлена без поисков, достигнута без преследования.

Если говорить ближе к практике, то что бы ни происходило и ни возникало, вы оставляете это в естественном течении, оставаясь в раскрепощённом присутствии. Благодаря этому ваша практика не покинет состояния естественно чистого осознавания. Другими словами, оставаясь в раскрепощённом присутствии, происходит самоосвобождение всех явлений. Во время самоосвобождения ваше осознавание непоколебимо, ибо его чистая и обнажённая сущность видна вам непосредственно. Это основное практическое наставление.

В тантре «Самосуществующее Совершенство» говорится:

«В течение четырёх этапов понимания
Самоосвобождение непоколебимо в раскрепощённом присутствии».

В этой цитате «четыре этапа» относятся к пониманию беспочвенности проявлений, к пониманию беспредметности восприятия, к пониманию незаземлённости осознавания и к пониманию безымянности истощения явлений.

Объяснив природу изначальной свободы, сейчас я покажу, что всё чисто в непоколебимой пустотной ясности:

(25). «Свобода в сфере солнца и луны» означает, что светоносная природа ума свободна в любой момент, будучи осознаванием, у которого никогда не было обособленной сущности. Определяющий принцип состоит в реализации ясного света самосуществующей пробуждённости, привыкая к которому, вы достигаете освобождения. \15\

Так называемая «великая пустотность природы явлений» уже полностью свободна в «небесном пространстве» изначально открытого осознавания. Определяющий принцип этого состоит в реализации нерождённого осознавания, запредельного описанию и воображению, привыкая к которому, вы достигаете освобождения.

Непрерывное проявление, непрестанно возникающее из потенциального источника энергии, уже полностью свободно в «сфере океана» чрезвычайно чистого и ясного осознавания. Ключевой пункт этого определён в реализации самоосвобождения в раскрепощённом присутствии, привыкая к которому, вы обретаете свободу.

Великая реализация неизменного взгляда, в котором нечего устанавливать и устранять, уже полностью свободна в «сфере царской горы (Сумеру) «, то есть в изначально непоколебимом осознавании. Ключевой пункт этого состоит в реализации смысла бездействия, запредельного усилиям и достижению. Свобода наступает благодаря привыканию к всеобъемлющему состоянию совершенной равностности, в котором присутствует Основа бытия.

Определяя ключевые пункты практики в свете тройного принципа основы, пути и плода, мы рассмотрим их по отдельности. Когда вы поддерживаете собственное состояние Основы, то в силу одного лишь отождествления неприкрытого осознавания все вариации явлений и ума освобождаются в естественной чистоте, переживаются непосредственно и остаются в изначальной чистоте собственного состояния.

Когда вы поддерживаете самодостаточное состояние пути, то в силу одного лишь отождествления непрерывной сущности и энергии (осознавания) вы оказываетесь в естественной чистоте, в своём естественном положении и в присутствующей Основе бытия.

Когда вы поддерживаете беспрепятственное состояние плода, вы реализуете возникающие проявления (энергии) как волшебство осознавания. Благодаря этому всё теряет свою опору и оказывается в изначальной чистоте, в изначальном совершенстве и изначальном открытии, чистом как мираж.

Теперь я сведу смысл всех этих положений к единой природе явлений изначального просветления в пробуждённом уме, подобном пространству:

(26). Пробуждённый ум осознавания изначально свободен в нерождённом пространстве уникальной Дхармакаи. Превосходя всякие опровержения и утверждения, цепляющиеся за то и это, его сущность очищена (джанг) в исконно чистом (санг) пространстве. Спонтанно присутствуя в качестве потенциального источника всего возникающего, (осознавание) пребывает в пленительном совершенстве (чуб), которое развито (гье) испокон веков. Великое совершенство по своей природе спонтанно присутствует как «изначальное просветление (санг гье) в пространстве Ваджрадхату».

Это осознавание и есть самосуществующая пробуждённость, которая пустотна и ясна. Она не впадает в крайность постоянства из-за свой пустотной сущности. Она не имеет отношения к крайнему нигилизму благодаря своей ясной природе. Она неподвластна этим обеим крайностям и их противоположностям из-за своего непрерывного сострадательного резонанса, потенциального источника явлений. Так как она не является ничем вообще, то находится за пределами области интеллекта. Поскольку её можно обозначить как угодно, то она раскрывает врата для тайных средств (упая). Тем не менее её беспрепятственность освобождает её от концептуальных описаний и обозначений. Вы можете назвать её существующей, но у неё нет сущности. Вы можете описать её несуществующей, но она непрерывна по природе. Находясь за пределами воззрений и медитации, она открыта и беспрепятственна. Кая самосуществующей пробуждённости природы явлений широка и необъятна. Она является самоосознаванием, запредельным обычному уму. Её ясность и прозрачность неописуема и невообразима. Хотя она неразлучна ни с кем, она не предстаёт в материальном восприятии. Несмотря на то, что она одновременно имеется у каждого, далеко не всем доступно её переживание. Хотя она всегда присутствует в наготе, не каждому дано это увидеть. Она является великой чистотой, запредельной ограниченности и свободной от крайностей.

Йоги энергии великого пространства (Лонгченпа играет со своим собственным именем) постигает её следующим образом. Он обретает её без поисков, достигает без достижений, видит без созерцания, прибывает к ней без преследования, постигает её в чистоте без очищения, понимает без обучения, — он освобождается без медитации. Он равностно присутствует в естественном покое без отвержения, без присвоения, без достижения, без сопротивления, без осмысления, без описания и без движения. И помимо этого нет явлений, нет ума, нет кармы, нет усилий, нет воззрения, нет медитации, нет поведения, нет плода, нет основного пространства, нет пробуждённости, нет самсары, нет нирваны и нечего делать. Когда вы испытываете это состояние в естественной прозрачности, естественной пустоте, естественной чистоте, в самоистощении и в самодостаточности, вы не цепляетесь даже за уникальную открытость изначального совершенства. Освободившись от уз, явления исчерпаны в беспрепятственной наготе.

На этом этапе вы прибываете к реализации великой открытости Самантабхадры. Просветлённое измерение естественного великого совершенства присутствует спонтанным образом, когда ваша реализация, распахнутая как небо, объединяется с пространством. В это время всё сливается в великой равностности блаженного пространства, где исчерпаны явления.







Date: 2016-06-08; view: 472; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.043 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию