Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Это комментарий второй главы «Драгоценной Сокровищницы Дхармадхату» о восхождении всего проявляющегося и существующего в виде просветлённого мира
Глава 3. Показав природу пробуждённого ума, сейчас я объясню, как все явления заключены в его состоянии в великом совершенстве: (1). Все явления происходят и возникают в состоянии пробуждённого ума. Так же как пространство включает в себя всю вселенную, а один кусок сахара содержит в себе вкус всего сахара, в этом состоянии заключена сущность самсары и нирваны, равно как и реализация всех Будд. Этот пробуждённый ум следует понимать с помощью трёх аспектов, — аналогии, смысла и наглядного знака. Вначале рассмотрим его аналогию: (2). Природа ума, или самосуществующая пробуждённость, не имеет субстанции и характерных признаков. Будучи лишь пустотной ясностью, свободной от сложностей, она не может быть определена как «то» или «это». Хотя её показывают на примере пространства, при рассмотрении этой аналогии пространства оказывается, что у него нет ни цвета, ни формы, ни различимой сущности. Если же используемая аналогия отсутствует как явление, то как вообще может существовать обозначаемый ею смысл, — естественно чистая природа ума? В какой-то степени (пространство) следует понимать как пример того, что невозможно обозначить концептуальными средствами. Что касается смысла, подразумеваемого под этой аналогией, то (3) он заключается в самосуществующей пробуждённости. Спонтанно присутствуя в сути Дхармакаи, она свободна от умственных и речевых сложностей. Тот факт, что природа пробуждённого ума или осознавания полностью чиста как пространство, не впадая в крайности и ограничения, может быть подтверждён при помощи наглядного доказательства: (4). Непрерывный процесс возникновения (явлений) в состоянии осознавания схож с отражением (звёздного) неба в прозрачном океане. Хотя кажется, что возникают разнообразные вещи, на самом деле отсутствует как место их возникновения, так и сами возникающие объекты, поэтому определитесь в их пустотности и исчезновении в неделимой Дхармакае. При помощи наглядного доказательства неделимой великой равностности возможно установить, что природа ума подобна пространству. Если взять сущность осознавания, то её запредельность воображению и описанию можно условно выразить как нерождённое пространство. Это возможно потому, что как эта сущность, так и обычный ум, возникающий в виде её энергии, не имеют никакой различимой субстанции, будучи изначально пустотными и лишённым сложностей, как пространство. Всё это показывает чистоту осознавания по отношению к объектам восприятия вне зависимости от их возникновения и освобождения. Таким образом осознавание полностью охвачено «океаном» или пространством природы явлений. Смысл этих положений заключается в состоянии природы явлений, лишённой центра и периферии: (5). Свободное от крайностей осознавание находится за пределами описаний и воображения. Тот факт, что оно не покидает состояния природы явлений, доказывается с помощью трёх определяющих аспектов 1) аналогии, 2) смысла, 3) наглядного знака. Осознавание, показываемое на примере пространства, превосходит все мысленные и выразительные средства и сложности. Его сущность является реализацией Самантабхадры, Ваджрасаттвы и остальных Будд. Такое осознавание схоже с солнцем: (6). Говоря вкратце, великое и беспрепятственное осознавание — это несотворённая и спонтанно присутствующая Дхармакая, обладающая природой ясного света. Если объяснить это более подробно, (7) то пустотный аспект природы ума именуется «Дхармакаей», светоносный аспект называется «Самбхогакаей», а её проявленный аспект носит название «Нирманакаи». Несмотря на эту терминологию, она абсолютно не существует в виде некого явления с различимой субстанцией. Это просветлённое измерение спонтанно присутствует на протяжении трёх времён без изменений, являясь квинтэссенцией, пронизывающей всю самсару и нирвану. Как сказано: «Сугатагарбха полностью распространяется на всех существ». Все эти описания показывают пустотную светоносность самосуществующей пробуждённости. В этом состоянии возникает всё проявляющееся и существующее: (8). В зеркалоподобной природе осознавания его собственная энергия является основой возникновения всех вещей, подобных отражениям. Несмотря на разнообразие возникающих переживаний проявляющегося и существующего во вселенной, сущность осознавания не меняется от этого, подобно зеркалу, которое не загрязняется от своих отражений. С самого момента возникновения эти вещи лишены независимой природы: (9). Сновидения не существуют до тех пор, пока вы не заснули, равно как и после того, как проснулись, — они проявляются в том промежутке времени, когда вы спите. Точно так же и омрачённые переживания самсары не существуют ни в изначальной основе природы явлений, ни в конечном плоде нирваны. Хотя на данном этапе они воспринимаются заблуждающимся рассудком, они лишены существования с самого момента появления, будучи лишь кажущимися обликами пустоты, которые ясно проявляются и в то же время отсутствуют. Не возникая, не пребывая и не исчезая, все явления лишены независимой природы. Все вещи не покидают природы явлений: (10). Как бы ни проявлялись самсара с нирваной, они никогда не покидали сущностного состояния пробуждённого ума с самого момента возникновения. Всё является великим совершенством, так как совершенно в основном пространстве: (11). Все вещи, проявляющиеся и существующие в самсаре и нирване, спонтанно совершенны в сущности осознавания, К слову сказать, осознавание не является одной лишь пустотой типа вакуума, — мало того, что оно не существует, оно в то же время совершенно как сущность двух истин, трёх аспектов чистоты, природы явлений и самих явлений. Поэтому оно носит название «великое совершенство» (Дзогчен). Поскольку его сущность не может быть определена каким-либо образом, но проявляется в чём угодно, то очевидно, что вещи не могут исчезать, ибо возникают из нерождённого состояния. Будучи лишь прозрачным и незагрязнённым в своей сущности, кристалл может излучать изобильный радужный свет, когда в нём преломляются солнечные лучи. Такова аналогия осознавания. Хотя сущность осознавания находится в ясной пустоте чистой Дхармакаи и не является чем-либо вообще, его энергия выражается в разнообразных проявлениях кажущегося и существующего нирваны или самсары в зависимости от наличия или отсутствия реализации. Природа ума «так как есть» обладает сущностью неразличимого пространства в своей великой и полной чистоте. Всё многообразие воспринимаемых явлений спонтанно присутствует в ней совершенным образом, — это именуется «великой пустотностью, наделённой всеми высшими аспектами». В то время как она проявляется в виде шести объектов чувств, эгоцентричный ум пытается их присвоить, создавая тем самым разнообразие кармических видений счастья и страдания, привычные тенденции и переживания мира и существ, которые тем не менее совершенны в своей сущности. Так как собственная сущность осознавания не является чем-либо вообще, она находится за пределами пустоты и яви и не может быть обозначена или описана. Этот ключевой принцип показывает, что обманчивые проявления, возникающие в этом состоянии, никогда не ведали существования: (12). С помощью логики неоспоримой природы явлений устанавливается, что вещи подобны иллюзии, потому что сам факт их проявления доказывает отсутствие независимой природы. Вы должны понять их природу таким образом, что они не возникают, хотя кажется, что возникают; что они не пребывают, хотя кажется, что пребывают; что они не исчезают, хотя кажется, что исчезают; что они не приходят и не уходят, хотя всё кажется наоборот. Сущностный смысл этого заключается в том, что как бы они ни проявлялись, в той же степени они лишены независимой природы: (13). Когда мы говорим, что самсара и нирвана возникают из энергии осознавания, — это лишь условное утверждение, так как фактически не существует никакого обособленного возникновения и ничего возникающего в виде самсары и нирваны, которые не покидают состояния равностности природы явлений. Хотя отражения звёзд и планет могут возникать в ясной глади океана, на самом деле не происходит никакого возникновения, потому что место кажущегося возникновения - это лишь прозрачная вода океана, а возникающие в нём планеты и звёзды и не думали покидать небосвод. Их совокупность не существует как обособленное явление, следовательно, они лишь кажущиеся, но пустотные отражения. Точно так же все явления не возникают и не исчезают, не приходят не уходят, не длятся вечно и не отсутствуют вообще, не существуют единым образом и не существуют по отдельности. Поймите, что они лишь иллюзии, опирающиеся на взаимозависимость. Date: 2016-06-08; view: 318; Нарушение авторских прав |