Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Факты нарушений
Обзор материалов правоприменительной практики ФАС России позволяет привести в качестве примеров некоторые реальные виды нарушений Закона о рекламе, посягающих на информационную безопасность детей. По мнению антимонопольного органа, нарушают законодательство о рекламе: - размещение в подростковых журналах рекламы сигарет, содержащей образы несовершеннолетних и утверждения о том, что курение способствует улучшению эмоционального состояния; - использование в рекламе образа Деда Мороза, который находится в стойке боксера, готовящегося нанести удар, и курящего сигару; при этом на пальцах его левой руки в виде татуировки изображены цифры 2012; - демонстрация в рекламе разочарования молодого человека при встрече с девушкой, носящей брекеты (предположительно несовершеннолетних), формирующего у несовершеннолетних комплекс неполноценности, связанный с их внешней непривлекательностью, так как в рекламе наличие у девушки брекетов вызывает у молодого человека неприязнь и нежелание знакомиться; - изображение на обложке рекламируемого музыкального альбома девочки с пистолетом в руке; - использование в наружной рекламе ресторана выражения "При заказе родителей - дети бесплатно", поскольку указанный текст может восприниматься как побуждение родителей приводить в пивную детей; - использование в рекламе мобильного контента выражения "У твоего папы аллергия и он никогда не купит тебе щенка? Шли SMS на номер 5555 и в твоем телефоне появится щенок!", т.к. оно побуждает несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар, и т.д. Рассмотрим подробнее один из фактов. В соответствии со статьей 23 Закона о рекламе реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна, в частности, использовать образы несовершеннолетних и содержать утверждение о том, что курение способствует улучшению физического или эмоционального состояния. Постановлением ФАС России от 27 июня 2011 года был наложен административный штраф в размере 100 тысяч рублей на ОАО "Донской табак" за распространение рекламных материалов следующего содержания: 1. В рекламе сигарет "Kiss", распространявшейся в периодических печатных изданиях за определенный период, было приведено изображение молодой девушки с улыбкой на лице и леденцом во рту. Леденец располагался в самом центре рекламного макета рядом с изображением открытой пачки сигарет, из которой выступали три сигареты. Леденец, пачка сигарет и сигареты были выполнены в одинаковом бело-розовом цвете. В верхней части изображения располагалась надпись "Мысли в стиле Kiss!", в нижней - "Люблю все новое, вкусное и круглое!", ниже содержалось предупреждение о вреде курения. 2. В рекламе изображалась молодая девушка с улыбкой на лице и котенком в руках. В верхней части изображения располагалась надпись "Мысли в стиле Kiss!", в нижней - "Я как кошка: мурлычу и реагирую на Kiss... Kiss", ниже содержалось предупреждение о вреде курения. Проанализировав установленные факты, антимонопольный орган пришел к выводу о несоблюдении обществом вышеуказанных требований статьи 23 Закона. Закон о рекламе: 1) в статье 5 определяет признаки недобросовестной и недостоверной рекламы, закрепляет целый ряд содержательных ограничений, а также перечень действий, явлений и предметов, изображать которые в рекламе запрещается. В соответствии с этой статьей реклама, в частности, не должна: побуждать к совершению противоправных действий; призывать к насилию и жестокости; формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц; демонстрировать процессы курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе; 2) в той же статье запрещает использовать в рекламе бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия; 3) в той же статье запрещает размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях; 4) в статье 6 устанавливает специальные требования по защите несовершеннолетних, запрещая в рекламе: - дискредитацию родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних; - побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар; - создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка; - создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками; - формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром; - показ несовершеннолетних в опасных ситуациях; - преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен; - формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью; 5) в статье 7 называет товары, реклама которых не допускается, в том числе наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; 6) в статье 14 устанавливает ограничения рекламы в телепрограммах и телепередачах, в частности: - запрещает прерывать рекламой и совмещать с рекламой способом "бегущей строки" телепередачи продолжительностью менее чем 15 минут, за исключением спонсорской рекламы непосредственно в начале и непосредственно перед окончанием таких телепередач при условии, что общая продолжительность такой рекламы не превышает 30 секунд; - в детских и образовательных телепередачах, продолжительность которых составляет не менее чем 15 минут, распространение рекламы разрешается непосредственно в начале телепередачи продолжительностью одна минута и непосредственно перед окончанием телепередачи продолжительностью 1 минута; - в детских и образовательных телепередачах, продолжительность которых составляет не менее чем 25 минут, распространение рекламы разрешается непосредственно в начале телепередачи продолжительностью 1,5 минуты и непосредственно перед окончанием телепередачи продолжительностью 1,5 минуты; - в детских и образовательных телепередачах, продолжительность которых составляет не менее чем 40 минут, распространение рекламы разрешается непосредственно в начале телепередачи продолжительностью 2,5 минуты и непосредственно перед окончанием телепередачи продолжительностью 2,5 минуты; - в детских и образовательных телепередачах, продолжительность которых составляет 1 час и более, распространение рекламы разрешается непосредственно в начале телепередачи продолжительностью 3 минуты и непосредственно перед окончанием телепередачи продолжительностью 3 минуты; 7) в статье 15 устанавливает аналогичные ограничения рекламы в радиопрограммах и радиопередачах; 8) в статье 17 запрещает при кино- и видеообслуживании прерывать рекламой демонстрацию фильма, а также совмещать рекламу с демонстрацией фильма способом "бегущей строки" или накладывать ее на кадр демонстрируемого фильма иным способом; 9) в статье 18 закрепляет гарантии защиты абонентов от навязывания рекламы в сетях электросвязи; 10) в статье 21 устанавливает требования к рекламе алкогольной продукции, которая, в частности, не должна: - содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния; - осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции; - содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека; - содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды; - обращаться к несовершеннолетним; - использовать образы несовершеннолетних; 11) в той же статье запрещает размещение рекламы алкогольной продукции: - на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов; - в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции; - в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании; - на всех видах транспортных средств общего пользования; - с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их; - в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений; - в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений; 12) в той же статье разрешает проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, только в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, и запрещает привлекать несовершеннолетних к участию в раздаче образцов алкогольной продукции, а также запрещает предлагать им такие образцы; 13) в статье 22 предъявляет требования к рекламе пива и напитков, изготавливаемых на его основе, которые частично совпадают с перечнем, содержащимся в статье 21, но имеют и свои особенности, например: - если реклама алкогольной продукции не должна использовать образы несовершеннолетних, то реклама пива не должна содержать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации); - если реклама алкогольной продукции не должна размещаться в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании, то реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не размещается: в телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени и в радиопрограммах с 9 до 24 часов местного времени; при кино- и видеообслуживании с 7 до 20 часов местного времени (существуют и другие отличительные особенности, см. статью); 14) в статье 23 закрепляет правовой режим рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, которая, в частности, не должна: - содержать утверждение о том, что курение имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния; - осуждать воздержание от курения; - обращаться к несовершеннолетним; - использовать образы несовершеннолетних; 15) в той же статье запрещает размещение рекламы указанной продукции: - в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании; - в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции; - на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов; - с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их; - на всех видах транспортных средств общего пользования; - в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений; - в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений. Помимо этого, следует обратить внимание на следующие запреты и ограничения, установленные Законом о рекламе: 1) не должна обращаться к несовершеннолетним реклама лекарственных средств, реклама основанных на риске игр и пари, а также реклама оружия и реклама продукции военного назначения, распространяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 24, пункт 2 части 6 статьи 26, пункт 1 части 1 статьи 27); 2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции, а также в детских, образовательных, санаторно-курортных, оздоровительных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях, в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений, не должна размещаться реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности (пункты 1 и 6 части 11 статьи 24); 3) реклама гражданского оружия, в том числе оружия самообороны, спортивного, охотничьего и сигнального оружия, допускается в теле- и радиопрограммах только с 22 до 7 часов местного времени (пункт 3 части 5 статьи 26); 4) реклама оружия и реклама продукции военного назначения, распространяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации, не должна использовать образы несовершеннолетних (пункт 3 части 6 статьи 26). Перечислены далеко не все нормы Закона о рекламе, призванные защищать информационное пространство детей. Феномен современной рекламы состоит в том, что формально реклама - информация о товаре, а в реальности - способ манипулирования сознанием потребителей. Необходимость защиты детей от вредного воздействия рекламы обусловлена их возрастными психологическими особенностями, о которых уже говорилось выше и которые совершенно справедливо были учтены разработчиками Закона о рекламе. Так, в статье 6 прямо сказано о том, что установленные ею требования необходимы для защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и связаны с недостатком опыта в рекламе. Date: 2016-02-19; view: 424; Нарушение авторских прав |