Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Антиобщественные действия и (или) преступления





Оба понятия разработаны в рамках наук уголовно-правового цикла, в Законе их определения отсутствуют. Под антиобщественными действиями обыкновенно понимают систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, бродяжничество, попрошайничество, проституцию, участие в азартных играх. Антиобщественным является любое преступление, административное правонарушение, в то время как антиобщественным действием может признаваться действие, не подпадающее под понятие правонарушения, что обычно объясняется либо юным возрастом совершающего его лица, либо исключительной аморальностью проступка при отсутствии признаков противоправности. Например, систематическое употребление спиртных напитков дома с точки зрения морали можно квалифицировать как антиобщественное действие (поведение), поскольку оно ведет к деградации члена общества, при этом "домашнее" пьянство правонарушением не является. Гадание (возмездное) в общественных местах в пределах города Москвы признается административным правонарушением на основании статьи 3.9 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях (Закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 (в ред. от 14.12.2011)). В отношении антиобщественного характера гадания, совершаемого вне общественных мест, например на дому, трудно дать четкое суждение, поскольку речь идет об услуге информационного характера с трудно предсказуемыми последствиями, к тому же услуге вполне законной.

Легальное определение антиобщественных действий содержится в статье 1 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ (в ред. от 03.12.2011) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних": "Действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц".

Среди детей запрещено распространение информации:

1) способной вызвать у них желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

2) отрицающей семейные ценности и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

3) оправдывающей противоправное поведение.

Все названные позиции содержатся в части 2 статьи 5 Закона. Понятия "азартные игры", "проституция", "бродяжничество", "попрошайничество", "семейные ценности" в Законе не раскрываются. Легальное определение азартной игры дано в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ (в ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011) "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации": "Основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры". Понятие проституции, употребляемое в уголовном и административном законодательстве, легально не определено, исходя, видимо, из отношения к нему как общеизвестному, что не мешает исследователям предлагать свои определения.

Вот некоторые из них, предложенные представителями различных наук:

"осознанное, многократное оказание лицами обоего пола всем желающим по договорной цене непосредственных телесных сексуальных услуг в целях получения регулярного дохода" (юриспруденция) <62>;

--------------------------------

<62> Шибанова Е.В. Выявление и расследование преступлений, связанных с проституцией: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Саратов: ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2005. С. 8.

 

"диалектически сложившийся социальный институт, обеспечивающий комплекс сексуальных потребностей в рамках товарно-денежных, т.е. рыночных, отношений, что закрепляет ее неизбежное существование" (история) <63>;

--------------------------------

<63> Мартыненко Н.К. Российское государство и общество в борьбе с проституцией (1843 - 1917 гг.): Автореф. дис.... докт. ист. наук. Воронеж: ФГБОУ ВПО "Воронежский государственный педагогический университет", 2011 // URL: http://www.dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-istoriya/a28.php.

 

сфера эмоционально обезличенных, внебрачных и беспорядочных половых отношений, которые осуществляются за плату (философия) <64>.

--------------------------------

<64> Быкадоров А.И. Ритуал в современной культуре: Автореф. дис.... канд. философ. наук. Ростов-на-Дону: РГУ, 2006. С. 21.

 

Понятие бродяжничества известно российскому административному, уголовному, уголовно-исполнительному законодательству, а также законодательству о социальном обеспечении, однако его легальное определение отсутствует. В качестве близкого по значению к слову "бродяга" в нормативных актах используются словосочетания "лицо без определенного места жительства", "лицо без определенного места жительства и занятий".

В понятийном аппарате Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" беспризорный определяется как безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания. В отношении лиц без определенного места жительства предусмотрен специальный порядок регистрации в системе обязательного медицинского страхования (письмо ФФОМС от 28.03.2012 N 1135/30-1), лица указанной категории имеют право на оказание специально разработанных для них социальных услуг и социальной помощи (Постановление Правительства РФ от 08.06.1996 N 670 (в ред. от 29.07.2010) "Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий", статья 28 Закона Санкт-Петербурга от 04.06.2007 N 230-42 (в ред. от 21.09.2011) "О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге"), однако законодательно знак равенства между отсутствием у лица определенного места жительства и признанием его занимающимся бродяжничеством не поставлен. Следовательно, правовая база для признания бездомного бродягой в настоящее время отсутствует.

Бродяжничество в России - особое социальное явление с глубокой историей, в которой были времена, когда оно попадало под защиту закона. Социологические исследования показывают, что в наши дни бродяжничество оценивается как форма отклоняющегося поведения, бродяга одновременно живет в обществе и вне его, но социологи рассматривают данное явление не только с позиций "территория - перемещение" (у юристов схема еще более формализована "место - регистрация").

Социолог А.В. Шляков классифицировал бродяжничество на добровольное, представленное странничеством, трудовой (социальной) миграцией, бродяжничеством по профессии (вахтовики, моряки, геологи...), путешествием, туризмом, и вынужденное, представленное бездомностью (лицами без определенного местожительства), вынужденной миграцией (беженцами). К особому типу бродяжничества автор отнес духовное бродяжничество, происходящее вне пространства и времени, включающее в себя творчество, научную деятельность, когда скитания (поиск) совершаются в сфере идеального при неопределенности маршрута и конечной цели <65>.

--------------------------------

<65> Шляков А.В. Бродяжничество как феномен культуры повседневности: Автореф. дис.... канд. социол. наук. Тюмень: Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2009. С. 17.

 

В отличие от проституции оценка того или иного факта бродяжничества требует от правоприменителя гораздо более пристального внимания к людям и обстоятельствам. И.З. Карлинский обратил в своем исследовании внимание на то, что для советской и постсоветской российской бюрократии традиционна подмена понятия "бездомность" понятием "бродяжничество". Чиновники уходят от необходимости содействия людям, к которым это понятие применяется. Подмена понятия "бездомность", отражающего состояние человека, его социальное положение, "бродяжничеством", выражающим действие, дает формальное основание для преследования людей, не имеющих прав на конкретные жилые помещения и, как следствие, регистрации в них, за ее отсутствие. Опыт такого преследования в России велик и обширен, отмечает автор <66>.

--------------------------------

<66> Карлинский И.З. Анализ социального и правового положения бездомных в современной России. Санкт-Петербург: Дельта, 2004 // URL: http:// homeless.ru/ index.php?Itemid= 201&id= 94&option= com_content&task=view.

 

Осуждая бродяжничество как факт, очередную позицию в списке антиобщественных действий, законодательство не учитывает многообразие причин этого явления, заранее представляя социально вредным любое бродяжничество.

Таким образом, давно назрела необходимость введения легального определения бродяжничества, которое включило бы в себя только его социально вредные (антиобщественные) формы. И пока это не будет сделано, под возрастные ограничения формально будут подпадать произведения, в которых уход героя от современного враждебного ему мира, сознательный отказ от благ цивилизации, собственности, странничество вызывают у несовершеннолетних зрителей симпатию по отношению к герою, одобрение его нравственного выбора, пробуждают желание совершить в своей жизни то же самое. Например, концепция и основная сюжетная линия художественного фильма "В диких условиях" (США, 2007 год, режиссер Шон Пенн) полностью соответствуют этому описанию.

Однако, если исходить исключительно из интересов безопасности ребенка, а также социальной и моральной ответственности родителей, действительно, представляется как будто бы разумным запрещение оборота среди несовершеннолетних любой информационной продукции, вызывающей у них желание уйти из дома. Только этот путь тоже не из легких и потребует серьезной оценки сюжетов, в основе которых лежат путешествия, странствия, поиски смысла и счастья.

Понятие попрошайничества известно уголовному, уголовно-исполнительному, административному законодательству, а также законодательству о социальном обеспечении, но, как и понятие бродяжничества, остается без легального определения. Словари определяют его как выпрашивание милостыни; постоянное, надоедливое приставание с просьбами о чем-либо <67>. Попрошайничать значит нищенствовать, надоедливо выпрашивать что-нибудь у кого-нибудь <68>. Профессиональное попрошайничество ближе всего к мошенничеству, поскольку основано на знании психологии подающих, манипуляции их сознанием, актерской игре, использовании выигрышных стратегий и моделей поведения. "Попрошайничество" - это практические действия, которые выполняются в соответствии со статусом "нищий", это поведение, опирающееся на статус нищего, отмечает М. Кудрявцева <69>.

--------------------------------

<67> Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный (онлайн-версия) // URL: http:// www.classes.ru/ all-russian/ russian-dictionary-Efremova-term-78703.htm.

<68> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка (онлайн-версия) // http:// www.classes.ru/ all-russian/ russian-dictionary-Ozhegov-term-25098.htm.

<69> Кудрявцева М. Драматургия попрошайничества. В статье представлены результаты социологического исследования попрошайничества, проведенного в Петербурге в 1998 - 1999 годах // URL: http:// www.gumer.info/ bibliotek_Buks/ Sociolog/ Article/ kudr_drpop.php.

 

Антиобщественный характер профессионального попрошайничества закреплен в священных текстах. Например, пророк Мухаммед говорил: "Попрошайничество того, кто не нуждается в этом [то есть он просит не потому, что ему нечего есть, пить или надеть, а по причине того, что паразитизм - это его род деятельности, профессия], будет позором на лице его в Судный День" <70>.

--------------------------------

<70> Цит. по: Попрошайничество - вынужденность или образ жизни // URL: http:// umma.ru/ fetvy-all/ 10455- poproshajnichestvo- vynuzhdennost- ili- obraz-zhizni.

 

Следовательно, попрошайничество с целью наживы в действительности использует нищенство лишь в качестве ширмы. Наиболее распространенный тип мнимого нищенства - попрошайничество цыган, исторически ведущих паразитический образ жизни.

В законодательстве нет деления попрошайничества на виды, не оперирует оно понятиями "нищий", "нищенство", а последнее также предполагает обращение за милостыней. Вместе с тем уточнения терминологии в законодательстве необходимы.

Понятие семейных ценностей является оценочным, в законодательстве не встречается, изредка упоминается в подзаконных актах, в том числе субъектов Федерации, но не определяется. Подзаконные акты содержат близкие, но не тождественные ему понятия "ценность семьи", "ценности семьи, имеющей нескольких детей", "социальные и экономические основы семейных ценностей", "семейные реликвии". Легальное определение семьи отсутствует.

Понятие семейных ценностей пришло из социологии и психологии. Пожалуй, самая важная особенность, которую следовало учитывать законодателю, состоит в их изменчивости и даже зыбкости, что особенно актуально в наши дни. Слово социологу: "Современное общество характеризуется материальным прогрессом, однако который, по мнению многих исследователей, порождает вирус потребительства и накопительства, постепенно разрушающий духовность и нравственность общества, формирует новые ценности. Индустриализация и урбанизация влияют не только на социально-экономические аспекты индивидуальной, семейной и общественной жизни, но и на характер и способ ведения домашнего хозяйства, внутрисемейные отношения, демографическое поведение, структуру и размер семей. В результате трансформационных процессов в обществе менталитет россиян претерпел определенные изменения, что привело и к изменениям структуры ценностей современной семьи" <71>.

--------------------------------

<71> Газизова Л.Ш. Религиозные ценности в структуре семейных установок студентов (региональный аспект): Автореф. дис.... канд. социол. наук. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2012 // URL: http://www.dissers.ru/avtoreferati-kandidatskih-dissertatsii1/a533.php.

 

Отношение к семье и ее ценностям отражает особенности времени и психологии человека, несет отпечаток условий жизни и нравственных принципов, которые сформировались в его социальном окружении, отмечается в одном из психологических исследований последних лет <72>.

--------------------------------

<72> Иванова И.В., Дударева Т.В. Семейные ценности в официальном и гражданском браке // Психологические исследования. 2009. N 2(4) // URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2009n2-4/29-ivanova4.html.

 

Если в этом заключается природа семейных ценностей, то законодатель допустил грубую ошибку, включив данное понятие в Закон об информационной защите детей. "Ценность семьи" выглядит куда более подходящей заменой "семейным ценностям", но не идеальной, поскольку формы совместного "семейного" проживания весьма разнообразны и не исчерпываются официальным браком и сожительством. Известны так называемые шведские, однополые, бездетные семьи - и в каждой такой семье (равно как и традиционной) может быть установлена своя шкала ценностей, выраженная в отношении к людям, детям, долгу, совместной деятельности супругов, к разводу, романтической любви, сексу, родственникам, деньгам и т.д., то есть ко всему тому, с чем связано существование семьи.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона об информационной защите детей распространение информации, представляемой в виде изображения или описания преступления или иного антиобщественного действия, ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

Указанная информация может быть распространена среди детей, достигших возраста шести лет, при соблюдении следующих ограничений:

1) жанровая и (или) сюжетная оправданность;

2) эпизодичность изображения или описания;

3) нет побуждения к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений;

4) не обосновывается и не оправдывается их допустимость;

5) выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Date: 2016-02-19; view: 5586; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию