Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 2. Психология познавательных процессов
(ощущение, восприятие, память, внимание, воображение) Общее понятие об ощущении. Место ощущения в ряде других познавательных процессов. Проблема адекватности и специфичности ощущений в свете философской теории отражения. Классификация ощущений. Психофизика ощущений. Чувствительность и ее измерение. Абсолютные и относительные пороги чувствительности. Методы их определения. Закон ВебераФихнера. Изменчивость абсолютного и относительного порогов чувствительности. Адаптация и сенсибилизация. Понятие «субсенсорной зоны». Феномен синестезии. Специфика ощущений различной модальностей. Зрительные ощущения. Механизмы дневного и сумеречного зрения. Цветовое зрение, его механизмы. Слуховые ощущения. Теории слуховых ощущений. Вибрационные, кожные, осязательные и проприоцептивные ощущения; вкусовые, обонятельные и органические ощущения; вестибулярные ощущения. Понятие о восприятии. Основные характеристики образов восприятия. Структурная целостность восприятия. Предметность восприятия. Понятие «гештальта». Вклад гештальтпсихологии в изучение феноменов восприятия. Целостность восприятия. Категориальность восприятия. Роль речи и личного опыта в формировании разных видов категориальности. Константность восприятия. Методы изучения восприятия. Понятие апперцепции. Роль установки в процессе восприятия. Восприятие пространства и времени. Восприятие человека человеком. Иллюзии восприятия. Общая характеристика памяти. Специфика памяти как психологического процесса. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Определение памяти. Память как запечатление, сохранение и восприятие прошлого опыта. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Биохимические основы памяти. Память как совокупность процессов приема, трансляции и хранения информации. Структурные блоки памяти. Сенсорный регистр. Понятие об иконической памяти. Кратковременная (оперативная) память, ее особенности и объем. Долговременная память. Основные виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материалы: двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая. Память, восприятие и представление. Характеристика представлений. Явление эйдетизма и «ложного узнавания». Непроизвольное и произвольное запоминание. Исследование соотношения непроизвольного и произвольного запоминания (А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко). Психологические условия и факторы, влияющие на эффективность непроизвольного и произвольного запоминания. Забывание и реминисценция. Кривая забывания Эббингауза и ее модификации. Ретроактивное и проактивное торможение. Психофизические механизмы забывания. Методы изучения памяти. Основные теории и концепции памяти в зарубежной и отечественной психологии. Понятие о внимании. Особенности внимания по психическими явлениями и процессами. Многозначность Внимание и деятельность. Внешние и внутренние Психофизиологические механизмы внимания. Внимание как действие контроля (П.Я. Гальперин). Теории внимания. Виды внимания. Непроизвольное и произвольное внимание, их особенности, условия возникновения и поддержания. Психологические механизмы произвольного внимания. Послепроизвольное внимание. Основные свойства внимания: концентрация, распределение, устойчивость, направленность и переключаемость. Экспериментальное исследование свойств внимания. Колебания и отвлечение внимания. Факторы, способствующие отвлечению внимания. Развитие внимания. Стадии развития внимания. Пути развития высших форм внимания. Изучение внимания в отечественной психологии (Н.Ланге, Н. Добрынин, Ф. Гоноболин). Методы и методики исследования внимания. Воображение как психический процесс, его отличие от восприятия и памяти. Роль воображения в трудовой, учебной и творческой деятельности. Физиологические механизмы воображения. Взаимодействие воображения с органическими процессами. Понятие об идеомоторных актах. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное. Сновидения, галлюцинации и грезы как виды воображения. Функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, регуляция познавательных процессов. Построение и реализация внутреннего плана действий, прогнозирование и программирование деятельности и поведения, управление физиологическими состояниями. Использование воображения в аутотренинге и в психотерапии. Виды творческого воображения. Приемы и «техника» творческого воображения как показатель личности человека. Методы изучения воображения.
Литература: 1.Гальперин П. Я., Кабыльниuкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974. 2.Гальперин ПЯ. Введение в психологию. - М., 2000. 3.Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М, Прогресс,1988. 4.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Учеб. пособие для вузов. - М., 2000. 5.Джеймс У. Психология. - М., 1991. 6.Исследование памяти/ Под ред. Н.Н. Корж. -М.: Наука, 1989. 7.Климов Е.А. Общая психология: общеобразовательный курс. Учеб. пособие для вузов. - М, 1999. 8.Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М., 1968. 9.Общая психология. Учебное пособие/ Под ред. А.В. Петровского. -М.: Просвещение, 1986. 10.Познавательные процессы. Ощущение и восприятие/ Под ред. А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова, ВЛ. Зинченко. -М, 1982. 11.Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романива. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976. 12.Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.В. Гиппенрейтер, в.я. Романова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
Date: 2016-02-19; view: 467; Нарушение авторских прав |