Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологические условия и факторы формирования самоотношения в коллективе





Каждый начальник, находясь в организации, должен учитывать нормы и правила коллектива, к которому он принадлежит.

В современных условиях, когда человеческий ресурс становится основным источником предприятия, деятельность каждого члена коллектива приобретает большую значимость. Исходя из этого, очень важно рассматривать поведение каждого работника через призму всего коллектива в целом. Значительное внимание психологов уделяется проблеме влияния самоотношения на поведение человека, а главным образом на его асоциальные формы.

Отношение человека к себе является одним из главных отношений социального бытия, так как всякое проявление человека как социального личности сопровождается включением в данный процесс его самоотношения.

Термин самоотношение используется для обозначения индивидуального отношения личности к себе, к собственному «Я» [9,с.59].

Несмотря на то, что нет единого подхода к определению феномена, как отношение человека к себе, он активно исследуется в современной психологии как зарубежными, так и отечественными психологами.

Большое разнообразие психологических категорий посвящаются изучению отношения человека к себе. К ним относятся такие понятия как самоуважение, эмоционально-ценностное отношение к себе, самооценка, собственное самоотношение, отношение к себе, самоудовлетворение, самоуверенность, аутосимпатия и т.д. Более подробно данные понятия раскрываются с помощью разнообразных психологических исследований, например: «личностный смысл» (А.Н. Леонтьев), «установка» (Д.Н.Узнадзе), «отношение» (В.Н. Мясищев), «чувство» (С.Л. Рубинштейн), «социальная установка» (И.С. Кон, Н.И. Сарджвеладзе) [49, с.215].

Недостаток точных терминологий привело к тому, что значения применяемых терминов большинством авторов не разводятся, так как часто они употребляются как синонимы. Однако, анализ психологической реальности, которая маскируется за данными понятиями, позволяет более подробно разобраться в феноменологии отношения человека к себе.

Доминирующей категорией в отечественной психологии является «эмоционально-ценностное самоотношение». Акцентирование на эмоционально-ценностное самоотношение личности как на самостоятельный объект психологического анализа вызвано его особенной природой и индивидуальными функциями в общей системе самосознания. Из этого следует, что анализ понятия самоотношения предусматривает пояснения ряда вопросов. Например таких как:

- определение самоотношения личности как относительно устойчивую характеристику субъекта. Для этого нам необходимо рассмотреть основные источники его формирования которые, с одной стороны, благодаря своей специфике обеспечивают устойчивость самоотношения, а с другой, по существу определяют содержание данного понятия.

- представление о том, что природа самоотношения тесно связана с проблемами самосознания в целом, и поэтому анализ самоотношения вынуждает обращения к более широкой системе, а именно к вопросам строения и функций самосознания.

- необходимо затронуть вопросы о строении самого самоотношения.

Отношение человека к себе определяется как установочное образование и представителями школы Д.Н.Узнадзе. Н.И. Сарджвеладзе наиболее детально разработал концептуальную модель самоотношения как социальную установку. Он впервые ввел «самоотношение» в научный обиход как специальное понятие, классифицируя его как подкласс социальной установки. Самоотношение определяется как отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, которое направленно на самого себя. С точки зрения Н.И. Сарджвеладзе, содержание системы «личность – социальный мир», которая является одной из структурных единиц диспозиционального ядра личности, состоит из отношения человека к себе наряду с его социальным статусом и определением личности к внешнему миру. Под диспозицией автор понимает «предрасположение к определенному взаимодействию личности с социумом и самим собой, как некоторая готовность или фиксированная установка субъекта жизнедеятельности» [49, с.197].

В психологии, большим количеством исследований, была выявлена прочная связь между поведением и отношением личности к себе как к субъекту жизненных отношений. В данных исследованиях отмечается, то что высокое самоуважение личности является условием для ее максимальной активности, продуктивности в деятельности, а так же для реализации творческого потенциала, влияющих на свободу выражения чувства и уровень самораскрытия в общении. Позитивное стойкое отношение личности к себе лежит в формировании веры человека в свои возможности, самостоятельность, энергичность, а так же создает оптимизм в отношении ожидания успешности своих действий в ситуации неопределенности. Люди с позитивным самоотношением меньше заостряют внимание на свои внутренние проблемы, в результате они гораздо реже страдают психосоматическими расстройствами.

В тоже время при негативном самоотношении человек заранее уверен в том, что люди, которые его окружают, плохо к нему относятся и это является источником различных трудностей в общении. Критичное отношение к собственному «Я» охватывает почти все его внимание, в связи с этим, человек старается повысить свою активность, тем самым затрудняя выбор адекватного способа взаимодействия. Поведение данной личности становится ригидным. Отрицательное, конфликтное самоотношение человека к себе определяет его неадекватное поведение: совершение правонарушений, наркоманию, алкоголизм, проявление агрессии. Все это связано с неадаптивными, асоциальными формами поведения и является одной из причин девиации, которая положительно взаимодействует с депрессией.

В психологии самоотношению традиционно приписываются две прямо противоположные функции: функция адекватного выражения смысла «Я» и эго – защитная функция, которая направлена на поддержание самоуважения и стабильного образа «Я», даже ценой искажения восприятия себя и других[15, с.31].

Защита самоотношения чаще всего сопровождается такими процессами, которые искажают восприятие субъектом собственного опыта, находят свое разрешение в аффектах неадекватности, аддитивном или асоциальном поведении. Вместе с тем, она же «охраняет» личность от саморазрушения, потери самоидентичности. В способах защиты структурных компонентов самоотношения обнаруживается существенные различия. Так, для защиты самоуважения более характерны рациональные способы, в то время как для повышения аутосимпатии – аффективные.

Из этого следует, что в психологии существуют три разных подхода к познаванию отношения человека к себе:

-понимание самоотношения как аффективного компонента самосознания (самоотношение в структуре самосознания).

-как черты личности (самоотношение в структуре личности)

-как компонента саморегуляции (самоотношение в системе саморегуляции) [9, с.165].

Исходя из вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что коммуникация – это процесс обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию. Коммуникация имеет большое значение для успеха деятельности организаций и представляет одну из сложных проблем менеджмента. По существу это, так называемая «кровеносная система» единого организма фирмы. Хорошими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях. Так как менеджеры предприятий выполняют работу «чужими руками», то они должны безупречно владеть искусством коммуникации.

Общение является главным условием общественной жизни. Организационная деятельность становится достижимой благодаря тому, что люди, объединенные общими целями и идеями, общаются друг с другом.

Результативность общения увеличивается, если мысли формулируются ясно и понятно. Эффективность общения повышается, если партнер уверен в том, что он хочет сказать своему собеседнику.

При негативном общении руководителя, подчиненные заранее уверенны в том, что к нему плохо относятся и это является источником различных трудностей в общении.

Позитивное общение руководителя с подчиненными оказывает воздействие на формирование веры человека в свои возможности, самостоятельность, энергичность, влияющих на свободу выражения чувства и уровень самораскрытия в общении. Положительное самоотношение работника обеспечит эффективность труда на предприятии.

Date: 2016-02-19; view: 499; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию