Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие коммуникации в психологии управления





Коммуникация – явление, которое изучается различными науками, в том числе политологией, социологией, теорией коммуникации, психологией. Существуют такие виды коммуникации, как организационная, массовая, групповая, межличностная и др. в связи с такой разносторонностью данного явления встает задача отбора материала, соответствующая адекватным интересам и традициям социологического анализа. Эта задача поможет теориям и эмпирическим исследованиям в области массовой коммуникации, а также затронуть ту область неформальной коммуникации, которая ближе всего к межгрупповым взаимодействиям и обычно называется «функционирование слухов» [5, с.256].

Существует различные определения коммуникации. Представим несколько из них, наиболее близких социологическому пониманию.

- Коммуникация – это передача информации, идей, эмоций, навыков и т.п посредством символов: слов, картин, графиков и др.

- Коммуникация – это процесс, который связывает отдельные части мира друг с другом.

- Коммуникация – это процесс, который делает общеизвестным то, что было монополией одного или нескольких.

- Коммуникация – это механизм, посредством которого реализуется власть [49, с.205].

Можно выделить наиболее ярких представителей, которые занимались изучением коммуникации, а так же их сформулированные определения.

С точки зрения И.П. Яковлева, под коммуникацией, как наукой, следует понимать научную дисциплину о месте и роли коммуникации в обществе, ее структуре и развитии, коммуникационных процессах и средствах [26, с.140].

М.С. Адрианов утверждал, что под коммуникацией следует понимать смысловой аспект социального взаимодействия [4, с.167].

Согласно Никласу Луману, под коммуникацией следует понимать «некое исторически-конкретное протекающее, зависимое от контекста событие», специфическую операцию, характеризующую исключительно социальные системы, в ходе которой происходит перераспределение знания и незнания, а не связь или передача информации или перенос «семантических» содержаний от одной обладающей ими психической системы к другой [37, с.61].

По утверждению Бакстера, коммуникация – это средство, с помощью которого люди создают и поддерживают свои отношения [4, с.167].

Исходя из выше представленных определений наиболее точное, на взгляд автора, принадлежит С.В. Борисневу, так как он в наибольшей степени раскрывает суть понятия коммуникация.

По мнению Бориснева С.В, коммуникация – это процесс взаимодействия людей друг с другом. Эффективная передача информации осуществляет следующие цели:

1. Обеспечивает действующий обмен информации между субъектами и объектами управления.

2. Совершенствует межличностные отношения в процессе обмена информацией.

3.Создает информационные каналы для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий [2, с.102].

Коммуникация имеет большое значение для успеха деятельности организаций и представляет одну из сложных проблем менеджмента. По существу это, так называемая «кровеносная система» единого организма фирмы. Хорошими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях. Так как менеджеры предприятий выполняют работу «чужими руками», то они должны безупречно владеть искусством коммуникации [49, с.125].

Коммуникация, на практике – это процесс обмена информацией и идеями, ведущий к взаимному пониманию. Коммуникационный процесс может происходить не только между двумя, но и более людьми. Цель данного процесса это обеспечение понимания и передачи информации, которая является предметом обмена. Если стороны не будут играть активную роль, то коммуникация не состоится, а это значит, что взаимное понимание не будет достигнуто. Практически процесс общения можно рассматривать, как взаимодействие комплексных элементов, в качестве которых выступают отправитель (человек, передающий информацию), сообщение (собственно информация), канал (средство передачи информации) и получатель (лицо, которому предназначалась данная информация) [2, с.58].

Качественные особенности и механизм действия каждого из перечисленных элементов влияют на продуктивность коммуникации. Отправитель и получатель зарождают идеи коммуникации, так как именно они определяют форму кодирования информации, выбирают канал для передачи сведений.

Процессы коммуникации осуществляются в деятельности управления постоянно, так как функционирование объекта проходит в необходимом режиме.

Постоянные контакты между руководителем и его подчиненными связанны с природой управленческой деятельности, а так же с ее «субъект – субъектным» характером. Широкая представленность коммуникации в деятельности руководителя определяет большой объем самого понятия


«коммуникации», где необходимо различать ряд аспектов:

– коммуникативная функция как одна из наиболее значительных, а так же своеобразных функций управления в целом.

–коммуникативное поведение руководителя, направленное на реализацию этой функции, в котором, особое место принадлежит речевому – вербальному поведению.

–коммуникативные явления и закономерности, психологические эффекты, возникающие в ходе общения и межличностных контактов.

–коммуникативные процессы, являются психологическими механизмами обеспечения общения[8, с.50]..

Психология вербального поведения, так же как и психология коммуникаций являются значительной и самостоятельной областью управленческой психологии. По своему масштабу она вполне соизмерима с психологией управленческой деятельности в целом: основными понятиями, которые характеризуют процесс управления и поведение руководителя, являются деятельность и коммуникация.

Коммуникация – непосредственная практика для наиболее очевидной и внешне представленной стороны управления, поэтому они более доступны изучению и это является причиной значительного количества материала, полученного при их исследовании. Ни одна другая сторона управления не изучена в такой мере, как коммуникативная; ни об одной иной сфере не написано такого большого количества книг, начиная от академических и кончая научно-популярными[12, с.204]..

Более ярким и интересным общение становится, тогда когда данный процесс включает в себя различные интервью и беседы. Процессы, возникающие с помощью предлагаемых телетекста и видео текста, во внутриличностных коммуникациях становятся более выраженными. Телетекст способствует получению информации избирательным субъектом, заинтересованным и вынужденным в получении информации через

специальные адаптеры. При помощи кабельной линии передается видеотекст, заложенный в память компьютера, а также при необходимости осуществляется обратная связь с субъектом информации. Выбор канала коммуникаций, в которых коммуникационный процесс протекал бы в правильном направлении, чрезвычайно ответственная задача [7, с.117].

Коммуникация, является сложным социально – психологическим процессом взаимопонимания между людьми, который осуществляется по нескольким основным каналам: вербальный (речевой) – информация передается в словесной форме, невербальный (неречевой) – дается объяснение при помощи различных жестов и документальный. Речь, как средство общения между людьми, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Древний поэт Саади говорил: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал» [48, с.140].

В структуру речевого общения входят:

1.Значение и смысл слов, фраз. Большую роль играет точность в употреблении слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы, произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2.Речевые звуковые явления, такие как темп речи, модуляция высоты голоса, дикция речи, тональность голоса, ритм, тембр, интонация. Наблюдения доказывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3.Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, которые возникают при общении: смех, плач, вздохи, шепот и др; раздельные звуки – это кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации.

К невербальным средствам общения относятся следующие науки такие как:

1.Кинестика - наука, изучающая внешние проявления человеческих чувств и эмоций. Например: мимика, изучающая движение мышц лица, исследование движения жестов отдельных частей тела с помощью жестики, а так же пантомимика, которая изучает моторику всего тела: поза, осанка, походка.

2.Такесика – наука изучающая различные прикосновения, которые происходят при общении, например: рукопожатие, поцелуи, отталкивание.

3. Проксемика – наука, которая исследует расположения людей в пространстве при общении.

 







Date: 2016-02-19; view: 1365; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию