Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальный образовательный маршрут по коррекции речевых расстройств Бабаджанова Влада 3 page





Он хорошо и точно повторял за мной все слова из 13 классов (по Марковой), а также сам без ошибок называл, что изображено на картинках. Не возникло проблем и с выполнением задания со словами сложной слоговой структуры. После уточнения значений некоторых слов, о которых спросил Влад, он с легкостью повторил за мной слова и назвал их по картинкам.

Не составило труда сказать слова по слогам и отхлопать каждый слог в ладоши (он сопряженно воспроизводил ритмическую структуру слов и правильно производил подсчет количества частей слова (слогов)).

Наблюдались только незначительные затруднения при выполнении следующих исследований:

v Возможность повторения ряда слогов (для Влада сложно было только повторить за мной одинаковые слоги, произносимые с разной силой голоса (т.е. под ударением));

v Возможность воспроизведения ритмических структур (некоторые инструкции смог повторить только со второго раза);

v Возможность произнесения предложений со словами сложной слоговой структуры (повторение предложений больше выражалось замедленным воспроизведением слоговой структуры слов, чем скандированным или послоговым, т.е. слова, которые были трудны для четкого воспроизведения, Влад повторял за мной немного в замедленном темпе);

v Слоговая структура слов при ответах на вопросы (также как и в исследовании, описанном выше, Влад отвечал на вопросы медленно, думая, как правильно произносится слово).

 

Для полного устранения незначительных нарушений, возникших у Влада, можно выполнить следующие упражнения:

1. Выполнение различных упражнений на слоговую структуру слова:

  • Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо – один слог);
  • Упражнение с пальцами ''Пальчики здороваются'' (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произнести один слог);
  • Сосчитать, сколько слогов произнес логопед (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
  • Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
  • Наращивание слогов (''Скажи на один слог больше, чем я''): са-со….;
  • Уменьшение количества слогов (''Скажи на один слог меньше, чем я''): са-со-су-сы;
  • Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются тем же пальцем: са-со-со, со-са-со;
  • Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со, со-са-со,са-со-со, са-са-со, со-со-са;
  • Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
  • ''Скажи наоборот'' (игра с мячом): са-ас, тса – аст;

2. Произнесение предложений с использованием слов сложной слоговой структуры

♦ Дети видели в лесу дупло дятла.

♦ Космонавт управляет космическим кораблем.

♦ Ребята слепили снеговика.

♦ Водопроводчик чинит водопровод.

♦ Гимнасты выступают в цирке.

♦ Ткачиха ткет ткань.

♦ Фотограф фотографирует детей.

♦ Милиционер стоит на посту.

♦ Рыбки плавают в аквариуме.

♦ Петя пьет горькое лекарство.

♦ На перекрестке стоит милиционер.

♦ Тетя Нюра сварила кисель из клюквы.

♦ Лара разбила тарелку.

♦ Орел на горе, перо на орле.

♦ У наседки пять пушистых цыплят.

♦ Старушка сушила на солнышке шубу.

♦ Я расскажу стихотворение.

♦ Лыжи, коньки и санки —спортивные принадлежности для зимних развлечений.

♦ Термометр и градусник показывают температуру.

♦ 23 февраля —День защитника Отечества.

♦ Волосы подстригают в парикмахерской.

♦ Открыли дверь, подул сквозняк.

♦ Сыворотка из-под простокваши.

♦ Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

♦ Саша и Шура в первый раз спешат в первый класс.

♦ Птичница кормит птиц.

♦ Собачка Жучка сидела на крыльце и играла со своими щенятами.

♦ В зимнюю стужу бывают снежные заносы.

♦ Велосипедист едет на велосипеде.

♦ Мотоциклист заводит мотоцикл.

♦ Автомобилист чинит автомобиль.

♦ Регулировщик регулирует движение.

♦ Милиционер Валерий дежурил у железнодорожного моста.

♦ Лара у Вали играет на рояле.

♦ Мара и Мила пололи огород.

♦ Рыбу ловит рыболов, в реку весь уплыл улов.

♦ Жонглер жонглирует мячами.

♦ Ремонтник ремонтирует автомобиль.

♦ Верблюдица с верблюжонком живет в зоопарке.

♦ Портфель — школьная принадлежность.

♦ Экскурсовод проводит экскурсию и показывает экспонаты.

♦ Чистильщик чистит обувь.


♦ Стекольщик вставляет стекло.

♦ Балерина танцует на сцене.

♦ Экскаватор роет землю.

♦ Экскаваторщик работает на экскаваторе.

♦ Хоккеисты играют в хоккей.

♦ Футболисты вышли на футбольное поле.

♦ Парашютисты берут парашюты.

♦ Жаворонок поет песню.

♦ Чтобы пожарить котлеты, маме нужна сковорода.

 

Лексика

 

 

Для диагностики развития лексики были использованы следующие тесты, представленные в таблице:

 

№ п/п Название теста Баллы
I Исследование пассивного словаря
  Понимание существительных  
  Понимание глаголов  
  Понимание прилагательных  
II Исследование активного словаря
  Активный словарь существительных  
  Активный словарь глаголов  
  Активный словарь прилагательных  
III Исследование семантической структуры слова и лексической системности
  Классификация  
  Группировка существительных  
  Группировка глаголов  
  Группировка прилагательных  
  Подбор синонимов  
  Подбор антонимов  
  Объяснение значения существительных  
  Объяснение значения прилагательных  
  Объяснение значения глаголов  
  Добавление слова в предложение  
  Дополнение к глаголу  
  Дополнение слова в предложение  
IV Исследование словообразования
  Образование уменьшительно-ласкательных существительных  
  Образование относительных прилагательных  
  Образование качественных прилагательных  
  Образование притяжательных прилагательных  
  Образование уменьшительно-ласкательных прилагательных  
  Образование названий детенышей животных  
  Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов  
  Словообразование профессий женского рода  
  Словообразование по дифиниционному типу  
  Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом  

 

 

 


На основе проведенной диагностики по определению развития лексики у Влада были выявлены нарушения в следующих исследованиях:

  1. Классификация. Из двух классификаций, проводимых в данном обследовании, больше всего трудностей возникло при выполнении задания по раскладыванию на две группы предметных картинок, близких по семантике. С этим заданием Влад не справился даже после моих подсказок. Во время выполнения задания с карточками, где были изображены предметы семантически далекие, Влад сначала немного растерялся, но после моих подсказок выполнил упражнение.
    Для развития способностей различать предметные картинки, где изображены семантически далекие и близкие слова, можно выполнить следующие упражнения:
    1. Оборудование: Далекие по смыслу предметы (их изображения): роза, ромашка, гвоздика, троллейбус, трамвай, автобус. Комплект предметов (картинок) для демонстрации образца выполнения задания: чашка, блюдце, ложка, платье, кофта, шорты.
    Содержание: Взрослый предлагает детям рассмотреть и назвать предметы (картинки). Нужно разложить их на две группы. Взрослый показывает образец выполнения задания на материале одного комплекта предметов (картинок): «Чашку, блюдце и ложку я положу вместе, потому что это - посуда. Платье, кофту и шорты положу отдельно от посуды, потому что это - одежда». Когда дети поймут задание, взрослый демонстрирует второй набор предметов (картинок), и дети приступают к классификации самостоятельно.
    2. Найти лишнюю картинку. Предъявляется несколько картинок одной группы и одна картинка другой группы. Сначала предлагаются группы семантически далёкие (морковь, лук, самолёт, капуста), затем семантически близкие (лук, картошка, реп, груша).
    3. Оборудование: Близкие по смыслу предметы (их изображения): морковь, капуста, помидор, яблоко, груша, абрикос. Комплект предметов (картинок) для демонстрации образца выполнения задания: тюльпан, роза, астра, дуб, береза, тополь.
    Содержание: Взрослый предлагает детям рассмотреть и назвать предметы (картинки). Нужно разложить их на две группы. Взрослый показывает образец выполнения задания на материале одного комплекта предметов (картинок): «Тюльпан, розу и астру я положу вместе, потому что это - цветы. Дуб, березу и тополь положу отдельно от цветов, потому что это - деревья». Когда дети поймут задание, взрослый демонстрирует второй набор предметов (картинок), и дети приступают к классификации самостоятельно.
  2. Группировка существительных. В данном исследовании были предоставлены: задание с семантически далекими словами (три ряда слов по три в каждом); задание с семантически близкими словами (три ряда слов по три в каждом). Нужно было найти «лишнее» слово в строке. В обоих упражнениях Влад допустил ошибки. Успешнее ему удалось выполнить задание с семантически далекими словами. Но он не смог объяснить, почему слова, которые Влад выбрал, оказались лишними.
    Для развития способности группировать существительные по различным семантическим признакам можно выполнить следующие упражнения:
    1. Ребенку предлагается выбрать «лишнее» слово в ряду предъявленных.
    - семантически далекие:
    кружка, шапка, стакан
    тетрадь, стул, табурет
    лето, окно, осень
    дуб, шарф, береза
    картофель, капуста, диван
    - семантически близкие:
    малина, банан, рябина
    стол, стул, кресло
    роза, астра, тополь
    лук, картошка, груша
    собака, лиса, кошка
    2. Ребенку предлагается подобрать общее название для каждой группы слов.
    1) Москва, Санкт-Петербург, Волгоград.
    2) Иванов, Петров, Лавров.
    3) Тарелка, стакан, кастрюля.
    4) Груша, яблоко, мандарин.
    5) Буран, гром, тайфун.
    3. Ребенку предлагается назвать слово, которое является общим по значению для остальных.
    1) Футбол, волейбол, спорт, баскетбол.
    2) Стамеска, клещи, инструменты, пила.
    3) Учитель, профессор, преподаватель.
    4) Земляника, ягода, смородина, крыжовник.
  3. Группировка глаголов. В данном исследовании были предоставлены серии слов-глаголов (по три слова в каждой). Нужно было назвать «лишнее» слово в каждой строке. Влад не смог дать ни одного правильного ответа, а также не объяснил, почему лишние слова те, которые он назвал. Поэтому я поставила 0 баллов.
    Для развития способности группировки глаголов можно выполнить следующие задания:
    1. Ребенку предлагается выбрать «лишнее» слово в ряду предъявленных:
    Подошел, нарисовал, подбежал.
    Стоит, идет, бежит.
    Пишет, рисует, цветет.
    2. Ребенку предлагается выбрать, какое слово не подходит к глаголу:
    1) Бежит: человек, собака, стул.
    2) Растет: дерево, дом, цветок.
    3) Прыгает: мяч, заяц, диван.
    4) Летает: конфета, самолет, птица.
    5) Играет: ребенок, компьютер, котенок.
  4. Группировка прилагательных. В данном исследовании были предоставлены серии слов-прилагательных (по три слова в каждой). Нужно было назвать «лишнее» слово в каждой строке. Влад ответил правильно только 3 раза из 7. Объяснить свой выбор он не мог.
    Для развития способности группировки прилагательных можно выполнить следующие упражнения:
    1. Детям предлагается выбрать из ряда слов лишнее и объяснить почему.
    Грустный, печальный, унылый, глубокий.
    Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
    Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.
    Крепкий, далекий, прочный, надежный.
    Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
    2. Отгадывание по картинкам загадок – описаний.
    Я высокий, с тонкой шеей, пятнистый (жираф).
    Я низкий, толстый и серый (бегемот).
    Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).
    Я грозный, большой, с длинной гривой (лев).
    Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).
    3. Логопед называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы.
    Например: трава (какая она?) — зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая…
    Слова для упражнения: солнце (какое?), цветок (какой?), ёлка (какая?) и т.д.
  5. Подбор синонимов. В данном исследовании Влад не смог подобрать ни одного синонима к словам, даже после моих активных подсказок. Поэтому я поставила 0 баллов.
    Для развития способности подбора синонимов можно выполнить следующие упражнения:
    1. Ребенок должен подобрать синоним к данному выражению. К упражнению можно приступать только после того, как ребенок понял задание:
    тяжелое заболевание (болезнь); малое дитя (ребенок); длинный путь (дорога); спешить в детский сад (торопиться); бросить мяч (кинуть);
    быстро прыгает (скачет); погасить свет (потушить); глядеть в окно (смотреть); смелый человек (храбрый); грустные глаза (печальные).
    2. Ребенок должен подобрать синоним к отдельному слову. К упражнению можно приступать только после того, как ребенок понял задание:
    актер-артист; великан – гигант, верзила; аромат – запах; ерунда – чепуха; воин – боец; друг – товарищ; большой – крупный, огромный, громадный; трусливый – пугливый, боязливый, робкий; радостный – веселый, счастливый; старый – дряхлый, ветхий; ароматный – душистый; алый – красный; блестеть – сиять, сверкать, искриться;
    лезть – забираться; бросать – кидать, швырять; баловаться – шалить;
    возникнуть – появиться; смотреть – глядеть; бежать – мчаться, нестись;
    беречь – охранять; говорить – беседовать, толковать, разговаривать;
    волноваться – беспокоиться, тревожиться, заботиться; близко – рядом, поблизости, вблизи; быстро – скоро, проворно, мигом; верно – правильно; понятно – ясно;
    3. Взрослый называет три слова и просит ребенка выбрать из них два слова – «приятеля»:
    судно – волна – корабль; дрова – пламя – огонь; старушка – бабушка – дедушка; стрельба – война – обстрел; страх – смех – ужас; танцевать – плясать – петь; стараться – пытаться – трудиться; стучать – звонить – барабанить; твердый – мягкий – жесткий.
  6. Подбор антонимов. В данном исследовании Владу сначала было тяжело подобрать антонимы. Приходилось ему объяснять, что это такое. На протяжении всего исследования я напоминала ему пример слов-антонимов, который говорила в самом начале. Конечным результатом стало то, что Влад смог подобрать антонимы только, примерно, к 25% слов в задании.
    Для развития способности подбора антонимов можно выполнить следующие упражнения:
    1. Ребенок должен подобрать антонимы к данным словам. К упражнению можно приступать только после того, как ребенок понял задание:
    Существительные: день - …; утро - …; восход - …; зима - …; весна - …; добро - …; друг - …; герой - …; награда - …; холод - …;веселье - …; расставание - …;
    Глаголы: надеть - …; согреться - …; давать - …; влететь - …; забыть - …; говорить - …; въехать - …; выиграть - …; встать - …; волновать - …; белеть - …; найти - …;
    Прилагательные: умный - …; добрый - …; здоровый - …; новый - …; быстрый - …; гладкий - …; высокий - …; чистый - …; толстый - …; пустой - …; горячий - …
    2. Взрослый демонстрирует какое-либо действие (сел, опустил руки, поднял левую руку, выгрузил кубики из кузова машинки, развязал бант у куклы и т. д.). Детям задается вопрос: «Что я сделал (а?» Дети: «Вы сели». Взрослый: «Сел, а наоборот… Что можно сделать?» Дети называют слово-«неприятель»: «Сел, а наоборот - встал». Взрослый объясняет суть игры: «Я показываю действие, а вам нужно ответить на вопрос: «Что я сделал (а?», назвать слово-«неприятель» и показать действие «наоборот» (сел - встал)»:
    опустить руки – поднять; закрыть глаза – открыть; вдохнуть – выдохнуть; показать левую руку – показать правую руку; снять обувь – надеть; завязать бант – развязать; расстегнуть пуговицы – застегнуть;
    спрятать – найти; смять – разгладить; построить – сломать; говорить – молчать; кричать – шептать; бросать – ловить; радоваться – огорчаться;
    забирать – давать;
  7. Объяснение значений прилагательных. В данном исследовании Влад допустил около 50% ошибок. После объяснения задания он не сразу понял, как его делать. Пришлось приводить примеры. Но даже это не помогло ему справиться успешно с этим упражнением.
    Для развития способности объяснения значений прилагательных можно выполнить следующие упражнения:
    1. Логопед называет слово, а ребенок должен объяснить, что это слово значит:
    Красный (цвет); большой (размер); горячий (температура); сладкий (вкус); тяжелый (вес); добрый (характер) и т.д.
    2. Логопед называет обобщенное понятие группы слов, а ребенок должен перечислить, что может быть в этой группе:
    Высота (высокий…); ширина (широкий…); вес (легкий…); длина (длинный…); цвет (черный…); величина (маленький…); вкус (сладкий…); температура (теплый…); форма (квадратный…) и т.д.
    3. Ребенку предлагается подобрать общее название для каждой группы слов.
    Красный, черный, синий – цвет;
    Горячий, холодный, теплый – температура;
    Сладкий, горький, кислый – вкус;
    Добрый, злой, отзывчивый – характер;
    Круглый, треугольный, квадратный – форма.
  8. Объяснение значений глаголов. С данным заданием Влад справиться не смог. Даже после того, как я объяснила еще раз, что он должен сделать, и привела пример, у него не получилось дать правильного ответа. За данное исследование я поставила 0 баллов.
    Для развития способности объяснения значений глаголов можно выполнить следующие упражнения:
    1. Логопед называет слово, а ребенок должен объяснить, что это слово (глагол) значит:
    Бежать, прыгать, плакать, плыть, спешить, опаздывать, кружиться, обидеть, идти, терпеть, забирать, ухаживать и т.д.
    2. Логопед говорит животное, а ребенок должен назвать, что это животное может делать и объяснить, что это действие значит:
    Собака – бежит, спит, лает и т.д.
    Корова – жует, гуляет и т.д.
    Медведь – ходит, спит, охотится и т.д.
    Кошка – мяучит, вылизывается, мурчит и т.д.
  9. Дополнение к глаголу. При выполнении данного задания, почти на все глаголы, Влад говорил одни и те же существительные. К некоторым глаголам подобрать слова он не смог. Иногда называл существительные, которые не могли выполнять данные действия (например: к глаголу «умывается» он подобрал существительное «танк»).
    Для развития способности дополнять глаголы можно выполнить следующие упражнения:
    1. Ребенок должен назвать как больше слов к глаголу, который назовет логопед:
    Стоит= Спит= Горит=
    Плывет= Прячется= Растет=
    2. Логопед читает предложение, ребенок должен вставить глагол в предложение по смыслу:
    1) Весной…………..птицы.
    2) Девочки……………картину.
    3) Мама……….........суп.
    4) Ночью…………...луна.
    5) За окном…………снег.
  10. Образование относительных прилагательных. Данное задание для Влада далось тяжело. Самостоятельно он назвал правильно меньше 50% прилагательных. Остальные он называл либо неправильно, либо вообще не знал, какой ответ дать.
    Для развития способности образовывать относительные прилагательные можно выполнить следующие упражнения:
    1. Оборудование: картинки овощей.
    Описание: «Собрали много овощей, сейчас будем делать салаты. Какой салат сделаем из капусты?» (капустный) и т.п.
    Описание: Попросить ребенка: «Скажи, из чего приготовлены эти соки, как они называются?» (сок из моркови - морковный и.т.п.).
    2. Оборудование: картинки с изображением посуды.
    Описание: детям предлагается продолжить предложение.
    Это посуда из стекла, значит это (стеклянная) посуда.
    Мама купила новую (стеклянную) посуду.
    Это посуда из глины, значит это (глиняная) посуда.
    Мама насыпала муку в (глиняную) посуду.
    А это посуда из металла, значит это (металлическая) посуда.
    Мама ставит на плиту (металлический) чайник.
    Это солонка для соли. Она из дерева, значит солонка (деревянная).
    Это блюдо из пластмассы. Оно (пластмассовое).
    Этот сервиз из тонкого фарфора. Это праздничный (фарфоровый) сервиз.
    3. Оборудование: игрушечная одежда из разных тканей (джинсовая юбка, шелковая кофта, вельветовые брюки, шерстяная шапка, льняная рубашка, кожаная куртка).
    Описание: просим ребенка рассказать из чего сшита одежда, и какая она, например:«Эта шуба, сшита из меха, она меховая» и.т.п.
  11. Образование притяжательных прилагательных. При выполнении задания основной ошибкой было называние неправильного прилагательного, но иногда Влад говорил такие фразы как «Ухо зайца», и считал это правильным ответом. Правильно он назвал только 5 слов из 15.
    Для развития способности образовывать притяжательные прилагательные можно выполнить следующие упражнения:
    1. «Путаница»
    Оборудование: картинки с изображением животных, с чужими хвостами.
    Описание: «Здесь нарисованы животные с чужими хвостами, скажите: у кого лисий хвост (у медведя); у кого беличий хвост (у зайца); у кого медвежий хвост (у лисы); у кого заячий хвост (у белки).
    Описание: «Чей у медведя хвост? (лисий). Чей хвост у лисы? (медвежий). Чей хвост у белки? (заячий) Чей хвост у зайца? (беличий)».
    2. «Собери животное»
    Оборудование: картинки с изображением животных, где заменена одна часть тела.
    Описание: Ребенок смотрит на картинку и говорит: «У меня лошадь, а хвост кошачий. Мне нужен лошадиный хвост» или «У меня собака, а уши козьи, мне нужны собачьи уши».
  12. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов. Данное исследование Влад смог выполнить только после моей стимулирующей помощи. Но правильно сказать слова во всех примерах он так и не смог. Правильных ответов он дал около 50% процентов, поэтому я поставила 2 балла. Особенно тяжело ему дался пример «Этот вешает, а этот уже…»
    Для развития способности дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида можно выполнить следующие упражнения:
    1. Ребенок должен выбрать глагол правильной формы, чтобы он подходил для предложения:
    1) Ты сегодня вообще……………….? (покушали, кушал, кушали, покушал);
    2) Я………………эту книгу и был разочарован. (прочитала, читала, прочитал, читал);
    3) Как вы………………экзамены? (сдали, сдавали, сдавал, сдал);
    4) Мы………………..вам письмо. (написала, писал, писали, написали);
    5) Мы целый день……………………в саду. (работали, доработали, работала, заработали);
    6) Я……………………русский в школе, чтобы дома просто повторить (выучила, выучили, учила, учили);
    7) Он долго………….здание. (осматривала, осмотрела, осматривал, осмотрел);
    8) Что он у тебя………………? (спрашивало, спросило, спрашивал, спросил);
    9) Я………………….компьютер. (покупали, купили, купил, покупал);
    10) Ты……………..сок? Налить еще? (пил, выпивали, выпил, выпивал).

 



В заключение можно сказать, что половину исследований Влад выполнил на 3 балла, что можно считать неплохим результатом. Два исследования он выполнил на 4 балла («Понимание глаголов» и «Дополнение слова в предложение»).

Но, помимо высоких баллов, у Влада есть и нулевые результаты. Поэтому можно сделать вывод, что развитием лексики с Владом заниматься нужно! Особенно следует обратить внимание на работу с прилагательными, глаголами, синонимами и антонимами.

 

Грамматический строй речи

 

Для диагностики сформированности грамматического строя речи были использованы следующие тесты, представленные в таблице:

 

 

№ п/п Название теста Баллы
I Обследование синтаксического оформления высказывания (Выявление структурных аграмматизмов)
  Повторение предложений  
  Составление простой модели предложений по картинкам (Подлежащее + сказуемое + простое предложение)  
  Составление сложной модели предложений по картинкам с простыми и сложными предлогами  
  Составление предложений повышенной сложности с прямым и косвенным дополнением  
  Составление предложений из слов в начальной форме  
  Верификация предложений  
  Дополнение предложения предлогами  
  Завершение союзного предложения по двум картинкам с использованием союзов  
  Составление сложного предложения по двум картинкам с использованием союзов  
II управление (Выявление морфемных аграмматизмов)
  Именительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных  
  Родительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо  
  Родительный падеж с предлогами для обозначения места  
  Дательный падеж с предлогами для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения  
  Дательный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения лица  
  Винительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения объекта  
  Винительный падеж с предлогами для обозначения места  
  Творительный падеж для обозначения орудийности  
  Творительный падеж с предлогами для обозначения места, совместимости  
  Предложный падеж для обозначения места и объекта.  
III Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже
  Именительный падеж  
  Родительный падеж  
  Дательный падеж  
  Винительный падеж  
  Творительный падеж  
  Предложный падеж  
IV Согласование глагола с именем существительным, с местоимением
  Изменение глаголов в прошедшем времени по родам  
  Изменение числа глагола  
  Согласование глагола и местоимения в настоящем времени  
V Согласование имени существительного с притяжательным местоимением
  Составление словосочетаний  
  Составление предложений  
VI Согласование имени существительного и числительного
  Именительный падеж  
  Родительный падеж  

 

 

 


На основе проведенной диагностики по определению развития грамматического строя языка у детей со стертой дизартрией можно сделать вывод, что у Влада в большей степени затруднено:

  1. Дополнение предложения предлогами. Данное упражнение Влад смог выполнить только на 50% процентов. В некоторых предложениях он изменял последнее слово (от него зависит выбор предлога) и подставлял свой предлог.
    Для развития способности дополнять предложение предлогом можно выполнить следующие упражнения:
    1. Логопед на столе производит манипуляцию с игрушками (подкатывает машинку к кубику/от кубика; сова подлетает к фонтану/от фонтана), в работе используются различные игрушки. Затем он просит детей посмотреть на схемы и составить с каждым предлогом предложения по наглядной ситуации.
    2. Дети встают около своих стульчиков, вместе с логопедом выполняют движения и слушают стихотворение:
    На горе растут дубы (Руки вверх),
    Под горой растут грибы (Присесть),
    Мы в корзинки их собрали (Движения рук, имитирующие складывание грибов),
    Быстро к дому побежали (Бег на месте).
    При повторном выполнении упражнения дети уже повторяют текст за логопедом, а по окончании выполнения упражнения отыскивают (произносят акцентировано) предлоги.
  2. Завершение союзного предложения словосочетанием. Данное задание Влад выполнил правильно также как и предыдущее, наполовину. В некоторых случаях, смотря на картинку, Влад начинал фантазировать, забывая о смысле задания (закончить предложение словосочетанием).
    Для развития способности завершать союзное предложение словосочетанием можно выполнить следующие упражнения:
    1. «Закончи предложение»
    1) Мальчик заболел, потому что вчера…. (гулял под дождем);
    2) Машины остановились, потому что загорелся (красный свет светофора);
    3) Мы собрали много ягод, поэтому сегодня будем…(варить компот);
    4) Если на улице сильно жарко, то нужно (одевать головной убор).
  3. Именительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных. При выполнении данного задания Влад допускал больше всего ошибок из-за своей невнимательности. Мне приходилось несколько раз объяснять, какой ответ он должен мне дать.
    Для развития способности изменять число имен существительных в именительном падеже можно выполнить следующие упражнения:
    1. «У меня много одинаковых предметов, а у тебя один. Как правильно сказать, если у тебя один предмет?». Логопед называет слово во множественном числе, а ребенок, должен сказать, как будет звучать слово в единственном числе:
    Девочки, грибы, окна, деревья, ягоды, петухи, облака, воробьи, ведра, дети, реки, камыши, снега, яблоки.
    2. «Я читаю тебе загадку, а ты должен отгадать ее, а потом сказать, как будет звучать ответ, если его много»:
    1) Пьет бензин как молоко.
    Может бегать далеко. (Машина - машины)
    2) Сама не ем, а всех кормлю (ложка - ложки)
    3) Кто учит детишек читать и писать?
    Природу любить, стариков уважать? (учитель - учителя)
    4) С неба звездой,
    На ладошке водой. (снежинка - снежинки)
    5) Не часы, а тикает.
    Не мотор, а кровь гонит. (сердце - сердца)
  4. Дательный падеж с предлогами к, по для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения. С данным заданием Влад справился на 50%.
    Для развития способности использовать дательный падеж с предлогами к, по можно выполнить следующие упражнения:
    1. Логопед читает вместе с ребенком предложение и предлагает ему вставить нужный предлог:
    1) Сегодня мы сплавлялись …… реке на лодке.
    2) Он очень добрый …… натуре.
    3) Путь …… школе очень долгий
    4) Я один ходил …… городу.
    2. «Поставь слова в нужные формы и составь предложения»:
    Пример: Алена, подруга, к, больная, прийти – Алена пришла к больной подруге.
    1) Собака, к, подойти, конура
    2) Вечер, гулять, мы, аллея, по
    3) Школа, девочка, после, к, мама, пойти
    4) Скучать, папа, мальчик, по, очень
  5. Дательный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения лица. Сложность при выполнении данного задания была в том, что Влад, в основном, путал форму множественного числа, называя слово в именительном падеже. Некоторые слова он называл неправильно и в единственном числе. Но сказать, что он плохо справился с данным заданием, нельзя: упражнение достаточно сложно и Влад старался, выполняя его.
    Для развития способности использовать дательный падеж в единственном и множественном числах можно выполнить следующие упражнения:
    1. «Ответь на вопрос, к кому пришли в зоопарк»
    Котенок – котенку - котятам, собака – собаке - собакам, корова – корове - коровам, верблюд – верблюду – верблюдам, осёл – ослу – ослам, гусь – гусю – гусям, лошадь – лошади – лошадям.
    2. Игра «Кому, что нужно для работы»
    Раздаточный материал: 8 карточек с изображением людей разных профессий (милиционер, повар, врач, художник, пожарный, строитель, фотограф, летчик). Набор карточек с изображением предметов, принадлежащих данным профессиям (милиционер, повар, врач, художник, пожарный, строитель, фотограф, летчик).
    Ход игры: Ребенок самостоятельно выбирает любую карточку с изображением профессии, рассказывает логопеду о ней. Затем из маленьких карточек он выбирает те, на которых изображены предметы принадлежащих данной профессии.
  6. Винительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения объекта. При выполнении данного упражнения у Влада возникли только небольшие проблемы с формой множественного числа. С формой единственного числа он справился без ошибок.
    Для развития способности использовать единственное и множественное числа винительного падежа можно выполнить следующие упражнения:
    1. Игра "Кто самый наблюдательный".
    Ребенок должен назвать, что он видит: "Я вижу стол, стул, окно" и т.д.
    «А если их несколько, что ты тогда видишь?»
    2. «Сажаем грядку»
    Можно использовать муляжи овощей, которые нужно закапывать в черную фасоль; можно использовать овощи из пластилина, в зависимости от преследуемых целей.
    Задача ребенка "сажать" овощи по образцу взрослого, а взрослый комментирует действия ребенка (побуждает ребенка к повторению): сажаем морковкУ, капустУ, тыквУ, редискУ и т.д. Затем ребенок поливает из лейки. И снова: поливаем морковкУ...Важно! Выделяйте окончание склоняемого существительного ударением, интонацией, громкостью голоса.
  7. Родительный падеж. Основной проблемой, с которой мы столкнулись с Владом, при выполнении данного задания было то, что Влад забывал про прилагательное, либо не изменял его в нужную форму. Также он неправильно изменял некоторые существительные.
    Для развития способности использовать родительный падеж в нужной форме можно выполнить следующие упражнения:
    1. «Что забыл нарисовать художник»
    Ребенку предлагается для просмотра предметные картинки, на которых не дорисован какой-то элемент, часть предмета.
    Ребенок должен сказать, что забыл нарисовать художник.
    Можно задать вопрос: «Чего не хватает на картинке?»
    Например: корова – без рогов, дом – без окон, стол – без нлжки.
  8. Дательный падеж. С такой же проблемой, как и в предыдущем описанном задании, мы столкнулись при выполнении задания на дательный падеж.
    Для развития способности использовать дательный падеж в нужной форме можно выполнить следующие упражнения:
    1. «Расскажи, кому ты даешь корм?»
    На столе раскладываются различные игрушки – животные и предметные картинки (сено, зерно, кости, мясо, молоко и т.д.). Можно объяснить, что сейчас надо будет накормить всех животных, называя при этом кого и чем надо накормить.
    Например: «Это сено. Сено я отдам козе (козам), корове (коровам), лошади (лошадям)».

В заключение можно сказать, что сформированность грамматического строя Влада находится на среднем уровне. Если он будет активно заниматься в данной сфере обследования, то у него не возникнет проблем даже с заданиями, в которых есть сейчас ошибки и недочеты.







Date: 2016-02-19; view: 411; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию