Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальный образовательный маршрут по коррекции речевых расстройств Бабаджанова Влада 1 page





(6 лет)

 

Волгоград 2015

 

Основная задача методики Е. Ф. Архиповой – это выявление речевых нарушений у детей со стертой дизартрией. В ней представлены следующие пробы для обследования речевых дефектов:

· Моторное развитие;

· Звукопроизношение;

· Фонематический слух;

· Слоговая структура слова;

· Лексика;

· Грамматический строй речи;

· Просодическая сторона речи.

Для выявления речевых нарушений у детей используется четырех-балльная оценка функций. По материалам исследования предлагается графическое отображение структуры дефекта обследуемых сфер.

 

 

Моторное развитие

 

Для диагностики нарушений моторного развития были использованы следующие тесты, представленные в таблице:

 

№ п/п Название теста Баллы
  Обследование общей произвольной моторики  
  Исследование умения ориентироваться в сторонах собственного тела и в сторонах тела сидящего напротив  
  Исследование дифференциации пространственных понятий  
  Исследование зрительно-пространственной организации движений  
  Исследование развития кинестетической основы движений руки  
  Исследование оптико-кинестетической организации движений  
  Определение конструктивного праксиса  
  Выявление синкинезий  
  Исследование кинестетической основы движений руки  
  Исследование пространственного восприятия  
  Исследование зрительно-моторной координации движений  
  Монометрический тест «Вырезывание круга»  
  Исследование скорости движений  
  Обследование кинестетического орального праксиса  
  Обследование кинетического орального праксиса  
  Обследование динамической координации артикуляционных движений  
  Обследование мимической мускулатуры  
  Обследование мышечного тонуса и подвижности губ  
  Обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики  

 

 

 


На основе проведенной диагностики по определению моторного развития можно сделать вывод, что у Влада в большей степени затруднено:

1. Развитие кинестетической основы движений рук, то есть затруднялось выполнение отдельных движений руками (кистями, пальцами). Влад путал пальцы, когда выполнял те или иные упражнения, неправильно выполнял инструкции. Например: в упражнении требовалось кисть одной руки сжать в кулак, а кисть другой положить сверху. Мальчик путал руки, плохо сжимал пальцы, неправильно выполнял последовательность требуемых движений. В основном все инструкции в данном исследовании смог выполнить только с моей помощью.
Для развития кинестетической основы движений рук можно выполнить следующие упражнения:
1. Вытянуть руку вперед и вниз; все пальцы, кроме большого, сжать; большой палец поднять вверх.
2. Опустить кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать; большой палец вытянуть влево.
3. Опустить вниз кисть левой руки. Все пальцы, кроме большого, сжать; большой палец вытянуть вправо.
4. Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув большие пальцы вверх.
Вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.
5. Вытянуть одновременно (и на правой и на левой руке) указательный палец и мизинец, остальные пальцы сжать.
6. Вытянуть большой палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальца сжать.
7. Вытянуть одновременно (на правой и левой руке) большой палец и мизинец, остальные пальцы сжать.
8. Вытянуть указательный и средний пальцы правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.
9. Вытянуть одновременно (на правой и на левой руке) указательный и средний пальцы, остальные пальцы сжать.
"Курочка". Соединить концами большой и указательный пальцы (клюв). На клюв веерообразно друг на друга накладываются остальные пальцы (гребешок).
10. "Петушок". Соединить концы большого и указательного пальцев в (клюв). Остальные пальцы полусогнуты, не касаются друг друга (гребешок).
11. "Птичка пьет водичку". Левую руку неплотно сжать в кулак, оставив между пальцами и ладонью небольшое отверстие (бочонок с водой). Большой и указательный пальцы правой руки соединить в виде клюва, остальные пальцы сжать в кулак (птичка). Соединенные вместе большой и указательный пальцы правой руки вставить сверху в отверстие левой.
12. "Мостик". Средние и безымянные пальцы правой и левой рук расположить горизонтально так, чтобы они касались друг друга подушечками пальцев. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук поднять вверх. Большие пальцы прижаты к кистям.
13. "Слон". Указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона. Большой палец и мизинец – задние ноги. Вытянутый вперед средний палец – хобот.
"Очки". Кисти обеих рук располагаются вертикально. Указательные и большие пальцы образуют кольца, касаясь кончиками друг друга.
14. "Ворота". Сведенные пальцы рук кончиками прижать друг к другу, руки повернуть ладонями к себе, большие пальцы поднять вверх.
15. "Крыша". Кончики пальцев обеих рук соединить в наклонном положении ладоней.
16. "Дом". Разведенные к низу полусогнутые пальцы опираются на стол.
17. "Цветок". Соединить обе ладони, пальцы слегка согнуть и развести.
18. "Корень растения". Соединив кисти рук тыльной стороной, пальцы свободно опустить вниз.
19. "Кораблик". Кисти рук расположить горизонтально, ладони плотно прижать друг к другу, пальцы слегка развести.
20. "Елка". Кисти обеих рук повернуть ладонями к себе, пальцы переплести.

2. Определение конструктивного праксиса, то есть способность к выполнению целенаправленных двигательных актов не только по подражанию, но и самостоятельно. В данном исследовании Владу требовалось сложить кусочки паззла (из двух, трех и четырех частей). Влад справился с заданием, где нужно было сложить картинку из двух фрагментов, но были определенные трудности при попытке сложить картинку из трех и четырех фрагментов. Но с заданием он справился, от меня потребовалась минимальная помощь.
Для развития конструктивного праксиса можно выполнить следующие упражнения:
1. Складывание разрезанных картинок.
2. Сооружение несложных построек по образцу и представлению.
3. Моделирование букв из палочек, пуговиц, спичек.

3. Развитие кинетической основы движений рук, то есть выполнение движений рук, включающие «основные» и «фоновые» компоненты (по Л. Н. Бернштейну), или серии однотипных движений, составляющих единый двигательный навык. С выполнением некоторых инструкций Влад справлялся даже очень хорошо (например: поочередно коснуться большим пальцем руки ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам в обычном и максимальном темпе), а некоторые выполнить правильно так и не смог, даже с моей помощью («кулак-ладонь-ребро»).
Для развития кинетической основы движений руки можно выполнить следующие упражнения:
1. «Солнышко». Ладонь правой (левой) руки с раздвинутыми пальцами-лучиками положить на стол. Производить поочередные постукивания пальцами по столу.
2. «Болото». Большой палец правой (левой) руки устанавливается на «кочку». Остальные пальцы поочередно «перепрыгивают с кочки на кочку». (Аналогичные движения осуществляются, начиная с мизинца).
3. Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с большого:
Сидит белка на тележке.
Продает она орешки:
Лисичке-систричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
4. Сжать пальцы правой (левой) руки в кулак; поочердно их выпрямлять, начиная с большого пальца:
Ну-ка, братцы, за работу,
Покажи свою охоту:
Большаку – дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе детей кормить.
5. Положить кисть правой (левой) руки перед собой (как при игре на рояле), выполнять последовательно движения первым и вторым, первым и пятым пальцами и т. д.
6. Скомкать пальцами правой (левой) руки лист папиросной бумаги в компактный шарик, не помогая при этом другой рукой.
7. На столе раскладываются бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разного цвета, или разного размера и разного цвета).


В заключение можно сказать, что Влад выполнял все инструкции довольно хорошо.

4 балла я поставила в обследованиях общей произвольной моторики, зрительно-пространственной ориентации движений, динамической координации артикуляционных движений, мимической мускулатуры, мышечного тонуса и подвижности губ.

В остальных я поставила 3 балла, так как инструкции выполнялись немного медленно и неуверенно.

 

 

Звукопроизношение

 

Для диагностики состояния звукопроизношения группы свистящих звуков были использованы следующие тесты, представленные в таблице:

 

№ п/п Название теста Баллы
  Обследование возможности изолированного произнесения звука  
  Обследование возможности произнесения звука в слогах разной конструкции  
  Обследование возможности произнесения звука в словах в разных позициях по отношению к началу, концу, середине слова  
  Обследование возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры  
  Обследование возможности произнесения звука в предложении  

 

 

На основе проведенной диагностики по определению состояния группы свистящих звуков в речи у Влада не было выявлено каких-либо нарушений. Он произносит звуки правильно изолированно, в слогах, словах, предложениях.

 

 


Для диагностики состояния звукопроизношения группы заднеязычных звуков были использованы следующие тесты, представленные в таблице:

 

№ п/п Название теста Баллы
  Обследование возможности изолированного произнесения звука  
  Обследование возможности произнесения звука в слогах разной конструкции  
  Обследование возможности произнесения звука в словах в разных позициях по отношению к началу, концу, середине слова  
  Обследование возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры  
  Обследование возможности произнесения звука в предложении  

 

 

На основе проведенной диагностики по определению состояния группы заднеязычных звуков в речи у Влада не было выявлено каких-либо нарушений. Он произносит звуки правильно изолированно, в слогах, словах, предложениях.

 

 


Для диагностики состояния звукопроизношения группы сонорных звуков были использованы следующие тесты, представленные в таблице:

 

№ п/п Название теста Баллы
  Обследование возможности изолированного произнесения звука  
  Обследование возможности произнесения звука в слогах разной конструкции  
  Обследование возможности произнесения звука в словах в разных позициях по отношению к началу, концу, середине слова  
  Обследование возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры  
  Обследование возможности произнесения звука в предложении  

 

 

 


На основе проведенной диагностики по состоянию группы сонорных звуков в речи у Влада были выявлены следующие нарушения:

1. Отсутствие звуков [р] и [р’]
Для постановки звуков [р] и [р’] можно использовать следующие способы:
1. для начала попросите ребенка, приоткрыв рот пошире, произносить звук «ж-ж-ж», постепенно сдвигая язычок ближе к основанию верхних зубов. Дайте ему освоиться пару секунд, а затем осторожно введите ребенку под язык шпатель и начните ритмично (но не сильно!) колебать его вправо-влево, создавая вибрацию. В это время ребенок должен сильно дуть на свой звук «ж-ж-ж» - таким образом он почувствует создаваемую воздухом и колебаниями шпателя вибрацию.
2. Попросите ребенка широко открыть рот и при этом произнести слог «з-з-за», отодвинув язык максимально назад. В это время подсуньте ему под язычок шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если это логопедическое упражнение выполняется правильно — вы должны услышать довольно отчетливый звук «Р».
3. Попросите ребенка произносить звук «з-з-зи» открытым ртом, а сами проделывайте те же манипуляции шпателем, что и в предыдущем способе. В этом случае идет постановка более мягкого звука Р, который используется в словах типа «рифма», «рис», «рисунок»...
Для улучшения состояния артикуляционной мускулатуры можно провести логопедический массаж.
В случае Влада, в первую очередь нужно заняться массажем языка и подъязычной связки.
Массаж языка можно осуществлять различными способами:
- Зондовый массаж (используются зонды Е. В. Новиковой или постановочные зонды Рау);
- Пальцевый массаж (в напальчнике или через марлевую повязку);
- Массаж деревянным или металлическим шпателем;
- Массаж зубными щетками (различными по материалу, форме, жесткости щетины, размеру). При массаже используется щетина, так и палочка щетки.
Перед началом массажа языка нужно выяснить степень и границу глоточного (рвотного) рефлекса. В случае его повышения во время каждого последующего массажа необходимо понемногу заходить за границу глоточного рефлекса. Массаж языка не следует проводить после кормления ребенка.
Во время массажа языка рот ребенка открыт. Логопед сначала делает массаж в полости рта, затем вне полости рта (попросив высунуть язык), и, наконец, удерживая язык марлевой салфеткой.
Приемы массажа языка (направление массажных движений):
1) Поглаживание языка в различных направлениях:
- от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы);
- от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы);
- круговые, спиралевидные движения.
2) Похлопывание языка (начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно (ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы)).
3) «Прокачивание» - легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд (шпатель или щетку).
4) Покалывание языка (игольчатым зондом).
5) «Перетирание» языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком (в случае повышенной чувствительности к марле).
В случае укороченной уздечки языка прибегают к массажным движениям, способствующим ее растяжению, взявшись за кончик языка, поднять вверх. Рот при этом раскрыт. Указательным и большим пальцами правой руки растягивающим движением скользить по уздечке языка снизу вверх.
Для правильного произношения звуков можно провести артикуляционную гимнастику:
1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.

Щеки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

3. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять -
Гриб мне надо удержать.

4. «Гармошка» (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.

Внимание: Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

На гармошке мы играем.
Рот пошире открываем,
Челюсть вверх, челюсть вниз,
Ты, смотри, не ошибись.

5. «Качели» (отработка умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении согласных с гласными).

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Внимание: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Эх, раз! Еще раз!
Мы качаемся сейчас.
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим.

6. «Чистим зубки 2» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)

Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Рот окрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние - смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

7. «Индюк» (отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка).

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк).

Внимание: Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Движения языком должны быть вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Широко открыт мой рот,

Язычок – назад-вперед.

Лижет «чашечкой» губу

И болтает на бегу.

8. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

Скачем, скачем на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.

10. «Маляр» (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность).

Описание: Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Внимание: Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, но не высовывался изо рта.

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

11. «Барабан» (отрабатывать подвижность языка в верхнем положении).

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох).

Внимание: Произносить «д-д-д» часто («как пулемет»), с усилием, напрягая мышцы не только языка, но и шеи, плеч.

В барабан мы бьем
Нашим язычком.
Громкий, громкий звук
Слышен звонкий стук.

12. «Комар»

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж).

Для автоматизации звуков [р] и [р’] после их постановки можно выполнить следующие упражнения:
1. Закрепление звуков [р] и [р’] в словах с прямым слогом, игра «Телефон»: рак, река, рама, рис, роза, рейка, ромашка, Рита, рыба, рыба, рысь.

2. ар(ь), ор(ь), ур(ь), ыр(ь), ир(ь), яр(ь), эр(ь), ер(ь).

3. Отраженное проговаривание слов с обратным слогом: вар, дар, бар, пар, шар, базар, загар, повар, Макар, бор, сор, вор, хор, двор, мухомор, топор, помидор, забор, норка, коркаорден, зоркий, дозор, нора, бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, Мурка, дежурный, чурка, дырка, сыр, фыркать, ярко, ярче, доярка, актер, боксвер, монтер, шофер, костер, пятерка…юрта, Юрий, верба, герб, серп, ферма, шерсть, первый, термос, пионер, милиционер, парикмахер, кондитер, мир, пир, тир, жир, кефир, командир, пассажир, кирпич, Ира, Ирма, вирус, мираж…
4. Автоматизация в слогах типа: ПРЕ – БРЕ: премия, прятки, предмет, прятать, прекрасно, бревно, бредит, прежде, природа, бригада, привычка, бритва, приказ, брить, прическа, бригадир, пряник, брюква, прямо, брюки.

5. Автоматизация в слогах типа: КРЕ - ГРЕ: крем, гребень, крепко, греть, крик, гречка, крикнуть, грива, криво, гриб, крюк, крючок, Гриша, грядка, крякали, грязь

6. Дополни стихи:

Носорог бодает рогом, не шутите с (носорогом).
Красные щечки, пестрые платочки. Хлопают в ладошки веселые (матрешки).

Панцирь носит черепаха, прячет голову от (страха).
И сейчас же щетки – щетки затрещали как (трещотки).

Роет землю старый крот, разрывает (огород).

Не хотел котенок мыться, опрокинул он (корытце).

7. Отгадывание и заучивание загадок:

Сам, алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)

Кланяется, кланяется, придет домой - растянется.(топор)

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь)
8. Заучивание скороговорок:

В аквариуме у Харитона 4 рака и 3 тритона.

Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

Три дерева, три тетерева.

За деревней, за поселком пела, пела перепелка.

Перепел прилетел, перепелку перепел.

2. Палатализация звука [л]. При проведении методики было замечено, что Влад смягчает звук [л], что повлияло на его правильное произношение данного звука не только изолированно, но и в слогах, словах, предложениях. Для исправления смягченного произнесения звука [л] можно проводить артикуляционную гимнастику, описанную выше.
Для автоматизации звука [л] можно использовать следующие упражнения:
Прежде, чем приступить к автоматизации, ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук.

1. Произносить (читать) слоги.

Ла - ло - лу – лы; ло - лу - ла – лы; лу - лы - лы – ло; лы - лу - ло - ла
ла - лы - лу – ло; лы - ла - ло – лу; ал - ол - ул – ыл; ял - ёл - юл - ил – ел;
ал - ял - ол - ёл

2. Произносить (читать) слова.

Ла: лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка,

Ло: лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка.

Лу, лы: лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица, лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка,

Ал: бал, вал, дал, жал, зал, мал, галка, палка, скалка, фиалка, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл,

Ол: вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, укол, чехол, щегол, футбол.

Ул: гул, дул, стул, аул, булка, гулко, подул, обулся, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул,

Ыл: ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий, бутылка.

Ял: мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, боялся, смеялся, веял, сеял, таял, веялка, сеялка.

Ёл: вел, шел, шелк, елка, телка, челка, пчелка, осел, козел, котел, новосел, щелкать, метелка.

Ел: ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко, узел, видел, вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел.

Ил: бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, жилка, пилка, поилка,

3. "Трудные" слова с двумя звуками л:
лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал.

4. Слова со стечением согласных:
благодарить, глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кладовая, пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, Слава.

5. Произносить (читать) предложения.

Мила ела салат. Луша взяла лопатку. Ласточка свила гнездо. Мама сделала молочную лапшу. Мила вымыла ладони. Около палаток лопухи и полынь. Наступила зима. Готовь лыжи и салазки. Луша полола лук и свеклу. Мила видела слона. Слава идет в кладовую за веслами. В глубоком колодце вода холодная. В лавке спелые и сладкие яблоки. Володя - смелый пловец и не боится глубины. Клава надела на голову белый платок.

6. Отгадать загадки.

Белое одеяло землю одевало.
Солнце напекло, одеяло потекло. (Снег)

Отстегал по ушам, отхлестал по щекам,
шапку с головы сорвал и… удрал. (Ветер)

В заключении можно сказать, что из всей группы сонорных, у Влада не нарушен только звук [л’].

 

Для диагностики состояния звукопроизношения группы шипящих звуков были использованы следующие тесты, представленные в таблице:

 

№ п/п Название теста Баллы
  Обследование возможности изолированного произнесения звука  
  Обследование возможности произнесения звука в слогах разной конструкции  
  Обследование возможности произнесения звука в словах в разных позициях по отношению к началу, концу, середине слова  
  Обследование возможности произнесения звука в словах разной слоговой структуры  
  Обследование возможности произнесения звука в предложении  

 

 

 


На основе проведенной диагностики по состоянию группы шипящих звуков в речи у Влада были выявлены следующие нарушения:

1. Палатализация звуков [ш] и [ж]. При проведении методики было замечено, что Влад смягчает звуки [ш] и [ж], что повлияло на его правильное произношение данных звуков не только изолированно, но и в слогах, словах, предложениях.
Для исправления смягченного произнесения звуков [ш] и [ж] можно провести артикуляционную гимнастику:
Блинчик
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удер­живать его широким, распластанным.
Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, по­ложить широкий передний край языка на нижнюю губу, пошлепывая язык губами, произносить звуки пя-пя-пя... (месим тесто). Удерживать широкий язык в спо­койном положении при открытом рте под счет от одного до пя­ти — десяти. (жарим блинчик), Втягиваем распластанный язык за нижние зубы (убираем на тарелочку). Прикусываем язык (кушаем блинчик)
Указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык дале­ко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Похлопы­вать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Date: 2016-02-19; view: 400; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию