Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Индивидуальный образовательный маршрут по коррекции речевых расстройств Бабаджанова Влада 1 pageСтр 1 из 7Следующая ⇒
(6 лет)
Волгоград 2015
Основная задача методики Е. Ф. Архиповой – это выявление речевых нарушений у детей со стертой дизартрией. В ней представлены следующие пробы для обследования речевых дефектов: · Моторное развитие; · Звукопроизношение; · Фонематический слух; · Слоговая структура слова; · Лексика; · Грамматический строй речи; · Просодическая сторона речи. Для выявления речевых нарушений у детей используется четырех-балльная оценка функций. По материалам исследования предлагается графическое отображение структуры дефекта обследуемых сфер.
Моторное развитие
Для диагностики нарушений моторного развития были использованы следующие тесты, представленные в таблице:
На основе проведенной диагностики по определению моторного развития можно сделать вывод, что у Влада в большей степени затруднено: 1. Развитие кинестетической основы движений рук, то есть затруднялось выполнение отдельных движений руками (кистями, пальцами). Влад путал пальцы, когда выполнял те или иные упражнения, неправильно выполнял инструкции. Например: в упражнении требовалось кисть одной руки сжать в кулак, а кисть другой положить сверху. Мальчик путал руки, плохо сжимал пальцы, неправильно выполнял последовательность требуемых движений. В основном все инструкции в данном исследовании смог выполнить только с моей помощью. 2. Определение конструктивного праксиса, то есть способность к выполнению целенаправленных двигательных актов не только по подражанию, но и самостоятельно. В данном исследовании Владу требовалось сложить кусочки паззла (из двух, трех и четырех частей). Влад справился с заданием, где нужно было сложить картинку из двух фрагментов, но были определенные трудности при попытке сложить картинку из трех и четырех фрагментов. Но с заданием он справился, от меня потребовалась минимальная помощь. 3. Развитие кинетической основы движений рук, то есть выполнение движений рук, включающие «основные» и «фоновые» компоненты (по Л. Н. Бернштейну), или серии однотипных движений, составляющих единый двигательный навык. С выполнением некоторых инструкций Влад справлялся даже очень хорошо (например: поочередно коснуться большим пальцем руки ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам в обычном и максимальном темпе), а некоторые выполнить правильно так и не смог, даже с моей помощью («кулак-ладонь-ребро»).
4 балла я поставила в обследованиях общей произвольной моторики, зрительно-пространственной ориентации движений, динамической координации артикуляционных движений, мимической мускулатуры, мышечного тонуса и подвижности губ. В остальных я поставила 3 балла, так как инструкции выполнялись немного медленно и неуверенно.
Звукопроизношение
Для диагностики состояния звукопроизношения группы свистящих звуков были использованы следующие тесты, представленные в таблице:
На основе проведенной диагностики по определению состояния группы свистящих звуков в речи у Влада не было выявлено каких-либо нарушений. Он произносит звуки правильно изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Для диагностики состояния звукопроизношения группы заднеязычных звуков были использованы следующие тесты, представленные в таблице:
На основе проведенной диагностики по определению состояния группы заднеязычных звуков в речи у Влада не было выявлено каких-либо нарушений. Он произносит звуки правильно изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Для диагностики состояния звукопроизношения группы сонорных звуков были использованы следующие тесты, представленные в таблице:
На основе проведенной диагностики по состоянию группы сонорных звуков в речи у Влада были выявлены следующие нарушения: 1. Отсутствие звуков [р] и [р’] Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз. Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались. Тянем губы мы к ушам, Улыбнемся малышам. А потом тяни вперед, Как у слоненка хоботок. 2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи). Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота». Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой. Щеки я не надуваю, Мяч в ворота загоняю. 3. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки). Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку. Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот. Вырос гриб большой в лесу, 4. «Гармошка» (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. Внимание: Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка. На гармошке мы играем. 5. «Качели» (отработка умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении согласных с гласными). Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз. Внимание: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. Эх, раз! Еще раз! 6. «Чистим зубки 2» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка) Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Рот окрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубы верхние - смотри: Чищу «чашкой» изнутри. 7. «Индюк» (отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка). Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк). Внимание: Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Движения языком должны быть вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед. Широко открыт мой рот, Язычок – назад-вперед. Лижет «чашечкой» губу И болтает на бегу. 8. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх). Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх. Скачем, скачем на лошадке. 10. «Маляр» (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность). Описание: Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад. Внимание: Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, но не высовывался изо рта. Язык – как кисточка моя, И ею нёбо крашу я. 11. «Барабан» (отрабатывать подвижность языка в верхнем положении). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох). Внимание: Произносить «д-д-д» часто («как пулемет»), с усилием, напрягая мышцы не только языка, но и шеи, плеч. В барабан мы бьем 12. «Комар» Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж). Для автоматизации звуков [р] и [р’] после их постановки можно выполнить следующие упражнения: 2. ар(ь), ор(ь), ур(ь), ыр(ь), ир(ь), яр(ь), эр(ь), ер(ь). 3. Отраженное проговаривание слов с обратным слогом: вар, дар, бар, пар, шар, базар, загар, повар, Макар, бор, сор, вор, хор, двор, мухомор, топор, помидор, забор, норка, коркаорден, зоркий, дозор, нора, бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, Мурка, дежурный, чурка, дырка, сыр, фыркать, ярко, ярче, доярка, актер, боксвер, монтер, шофер, костер, пятерка…юрта, Юрий, верба, герб, серп, ферма, шерсть, первый, термос, пионер, милиционер, парикмахер, кондитер, мир, пир, тир, жир, кефир, командир, пассажир, кирпич, Ира, Ирма, вирус, мираж… 5. Автоматизация в слогах типа: КРЕ - ГРЕ: крем, гребень, крепко, греть, крик, гречка, крикнуть, грива, криво, гриб, крюк, крючок, Гриша, грядка, крякали, грязь 6. Дополни стихи: Носорог бодает рогом, не шутите с (носорогом). Панцирь носит черепаха, прячет голову от (страха). Роет землю старый крот, разрывает (огород). Не хотел котенок мыться, опрокинул он (корытце). 7. Отгадывание и заучивание загадок: Сам, алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (арбуз) Кланяется, кланяется, придет домой - растянется.(топор) Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь) В аквариуме у Харитона 4 рака и 3 тритона. Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят. Три дерева, три тетерева. За деревней, за поселком пела, пела перепелка. Перепел прилетел, перепелку перепел. 2. Палатализация звука [л]. При проведении методики было замечено, что Влад смягчает звук [л], что повлияло на его правильное произношение данного звука не только изолированно, но и в слогах, словах, предложениях. Для исправления смягченного произнесения звука [л] можно проводить артикуляционную гимнастику, описанную выше. 1. Произносить (читать) слоги. Ла - ло - лу – лы; ло - лу - ла – лы; лу - лы - лы – ло; лы - лу - ло - ла 2. Произносить (читать) слова. Ла: лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, Ло: лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка. Лу, лы: лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица, лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, Ал: бал, вал, дал, жал, зал, мал, галка, палка, скалка, фиалка, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл, Ол: вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, укол, чехол, щегол, футбол. Ул: гул, дул, стул, аул, булка, гулко, подул, обулся, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, Ыл: ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий, бутылка. Ял: мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, боялся, смеялся, веял, сеял, таял, веялка, сеялка. Ёл: вел, шел, шелк, елка, телка, челка, пчелка, осел, козел, котел, новосел, щелкать, метелка. Ел: ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко, узел, видел, вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел. Ил: бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, жилка, пилка, поилка, 3. "Трудные" слова с двумя звуками л: 4. Слова со стечением согласных: 5. Произносить (читать) предложения. Мила ела салат. Луша взяла лопатку. Ласточка свила гнездо. Мама сделала молочную лапшу. Мила вымыла ладони. Около палаток лопухи и полынь. Наступила зима. Готовь лыжи и салазки. Луша полола лук и свеклу. Мила видела слона. Слава идет в кладовую за веслами. В глубоком колодце вода холодная. В лавке спелые и сладкие яблоки. Володя - смелый пловец и не боится глубины. Клава надела на голову белый платок. 6. Отгадать загадки. Белое одеяло землю одевало. Отстегал по ушам, отхлестал по щекам, В заключении можно сказать, что из всей группы сонорных, у Влада не нарушен только звук [л’].
Для диагностики состояния звукопроизношения группы шипящих звуков были использованы следующие тесты, представленные в таблице:
На основе проведенной диагностики по состоянию группы шипящих звуков в речи у Влада были выявлены следующие нарушения: 1. Палатализация звуков [ш] и [ж]. При проведении методики было замечено, что Влад смягчает звуки [ш] и [ж], что повлияло на его правильное произношение данных звуков не только изолированно, но и в слогах, словах, предложениях. Date: 2016-02-19; view: 435; Нарушение авторских прав |