Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Безотметочное оценивание (1 - 2 классы)





 

Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей традиционной 5-балльной системы оценивания в начальной школе. Многочисленные теоретические и экспериментальные исследования проблемы безотметочного обучения направлены на преодоление травмирующего характера существующих отметок, на создание учебных ситуаций, которые способствовали бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. В научных педагогических исследованиях определены и сформулированы некоторые общие подходы к построению системы безотметочного оценивания, в педагогической практике нарабатываются конкретные формы ее организации.

К наиболее общим подходам к организации безотметочного обучения могут быть отнесены следующие:

1. Отслеживание динамики изменения достижений школьника и оценка его успехов осуществляется учителем, самим учащимся и родителями при помощи портфолио (папка учебных достижений, содержащая учебные и творческие работы ученика, характеристики учителей, психолога и т.д.)

2. Оцениванию должны подлежать не только уровни учебных достижений (знания, умения и навыки) учащегося, но и уровни сформированности ключевых компетентностей: коммуникативной и информационной и компетентности решения проблем.

3. Проявление творчества и инициативы ученика во всех сферах школьной жизни должно быть оформлено так же весомо, как и оценка знаний. Необходимо, чтобы оценка творческих проявлений ребенка была представлена и учителям, и учащимся разных классов, и родителям. Это могут быть выставки, участие в конкурсах и т.д. Важно, чтобы наряду с художественным творчеством находили социальное признание интеллектуальные творческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы, самостоятельный поиск детьми дополнительного учебного материала, интересные догадки и эксперименты.

4. Оцениванию не должны подлежать личные качества ребенка (темп работы; особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель. Все формы оценивания являются личным достоянием ребенка и его родителей. Учитель не должен делать их предметом сравнения. Оценки не должны становиться причиной наказания или поощрения ребенка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей.



5. Работая в рамках безотметочного обучения, учитель при оценивании знаний и умений ученика не должен употреблять заменителей отметочной системы: «кружочков», «звездочек» и т.п. При безотметочном обучении используются такие формы и средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не позволяют учителю сравнивать детей между собой, ранжировать учеников по их успеваемости. Это могут быть формы, которые фиксируют результат выполненной работы по определенному критерию, в которых отмечаются уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров. Желательно использовать средства, позволяющие самому ребенку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого, давать относительные, а не только абсолютные оценки (например, графики уменьшения количества ошибок в диктантах, в счете и т.п.).

6. Учительской оценке должна предшествовать самооценка ученика. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество ошибок в примере) и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота написания букв). Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками. Ребенок сам выбирает ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки, сам назначает критерий оценивания. Это приучает школьников к ответственности оценочных действий. Содержательное самооценивание неотрывно от умения себя контролировать. В обучении должны использоваться особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.

7. Младшие школьники имеют право на самостоятельный выбор сложности контрольных заданий.

Реализация безотметочного обучения требует выполнения определенных условий:

- Должна быть решена проблема соотношения безотметочного обучения и оценивания с применением отметок. В рамках обучения в начальной школе постепенное введение балльных отметок по некоторым предметам (по математике, языку обучения и т.д.), начиная с 3-4 класса, позволит сделать переход к оценочной системе основной школы менее травматичным для учащихся.

-Должны быть продуманы механизмы постоянного согласования и координации оценочных действий учителей и родителей школьника на всех этапах обучения.

- Должно быть осуществлено принятие школой единой оценочной политики: приведены в соответствие оценочные требования администрации и учителей всех ступеней, приняты приемлемые формы внутришкольного контроля (правила ведения классных журналов, ученических дневников и т.п.).



Организация работы учителей в режиме безотметочного обучения имеет особенности:

· Чтобы каждый учитель мог организовать качественный контроль, оценивание и анализ результатов деятельности учащихся, он должен четко понимать, какие результаты он должен получить к завершению каждого учебного цикла, каждой темы, каждого изучаемого модуля. С этой целью в школах, работающих в режиме безотметочного обучения, рекомендуется организовать специальную работу методических объединений. Ее цель – анализ содержания программ и четкое определение тех знаний и умений, которые должны быть сформированы на конец учебного года, на конец четверти, на конец изучения каждого модуля. В результате по каждому предмету составляется четкое планирование с предполагаемыми итоговыми результатами для каждого содержательного модуля программы и обозначением ожидаемых сроков усвоения этих блоков.

· По окончанию каждого содержательного модуля программы проводится тематическая диагностика, а в конце каждого учебного периода - периодическая диагностика качества подготовки учащихся. Диагностические работы содержат разноуровневые учебные задания, которые предъявляются учащимся в тестовой форме, в виде упражнений, расчетных и практических задач, проектов. На основе анализа и обобщения учителями результатов диагностических работ определяются уровни учебных достижений учеников, строится отчетная и аналитическая работа методического объединения и школы в целом, определяется направление корректировки в дальнейшей работе и осуществляется планирование изучения следующего содержательного модуля. Результаты оценки сообщаются ученикам в виде характеристики выполнения работы и рекомендаций по коррекции знаний и умений.

· Фиксирование продвижения младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, может осуществляться в специальном "Листе индивидуальных достижений" (приложение 1), который полезно завести для каждого ребенка в портфолио. Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в нем с помощью каких-либо значков, закрашивая клеточки и т.д. Любые используемые учителем формы оценивания должны быть согласованы с правилами, которые выработаны педагогическим коллективом. Оценивая ученические работы таким образом, учитель должен отмечать положительные сдвиги в работе каждого учащегося по сравнению с его предыдущими работами, не допуская какого бы то ни было сравнения успешности работ разных учеников между собой.

· Текущее поурочное оценивание не является диагностическим; оно имеет воспитательное, стимулирующее (для учащегося) и корригирующее значение, создает условия для формирования адекватной самооценки школьника и позволяет учитывать проявление индивидуальных свойств личности.

· В целях реализации гуманистического подхода к обучению и воспитанию рекомендуется при оценивании успехов учащихся по предметам, требующим наличия природных задатков (изобразительное искусство, музыка, физическая культура и т.п.), не определять уровни учебных достижений, а использовать оценки «зачтено/ незачтено». Использование такого способа оценки основано на том, что достижения в изучении данных предметов зависят не столько от знаний и умений, сколько от индивидуальных психологических возможностей и способностей ребенка, состояния его здоровья, дошкольного воспитания и окружения. В специализированных классах и школах, где данные предметы являются профилирующими, оценка подготовки учащихся по физической культуре, изобразительному искусству и музыке проводится так же, как и по другим обязательным предметам.

· В конце учебного года в 1 классе и далее (в начале и конце учебного года) будут проводиться проверочные работы (математика, русский язык, чтение, окружающий мир) с целью оценки достижения базовых требований к уровню подготовки школьников и диагностики уровней учебных достижений по предметам.

· Для обобщающей и аналитической деятельности учителя по оценке учебных достижений ребенка в конце годаможет быть предложен Оценочный листученика (заменяет табель). В нем могут быть отражены уровни учебных достижений по каждому предмету в соответствии с Приложением 2.

· Оценивание динамики процесса формирования ключевых компетентностей осуществляется учителем в ходе построения учебного сообщества (коллектива класса) и организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, когда создаются условия для развития способностей ребенка сотрудничать с другими людьми и становления самостоятельности каждого ученика. Необходимо при изучении отдельных учебных предметов включать развивающие задания, обучающие умениям использовать свои знания для решения проблем в разнообразных жизненных ситуациях, способам получения и представления информации, способам использования средств коммуникации и взаимодействия с другими людьми. Учитель может (по решению школы) проводить промежуточное выявление уровней сформированности компетентности решения проблем, коммуникативной и информационной компетентностей школьников, но не следует полученные результаты делать предметом обсуждения.

Приложение 1






Date: 2016-02-19; view: 401; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию