Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стили и методы семейного воспитания
Семейное воспитание – воспитательное воздействие на детей со стороны родителей и других членов семьи в процессе совместной деятельности и общения. Основные принципы семейного воспитания: Ø Гуманность и милосердие к ребенку; Ø Оптимистичность взаимоотношений в семье; Ø Открытость и доверительность отношений; Ø Помощь ребенку; Ø Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи; Ø Последовательность и согласованность требований к ребенку; Ø Социальная направленность (нельзя воспитывать ребенка, не погружая его в реальные проблемы жизни). На семейное воспитание влияют разнообразные внешние и внутренние факторы. Внешние: 1. политические, социально-экономические и экологические условия. 2. технизация и материальное потребительство. 3. увеличение числа разводов и снижение численности браков. 4. снижение рождаемости и рост смертности. 5. степень интеграции усилий семьи, учреждений образования, общества и государства. Внутренние: 1. жилищные и материально-бытовые условия семьи; 2. структура семьи и ее количественный состав; 3. наличие в семье обоих родителей; 4. отношение родителей к детям; 5. духовное единство семьи; 6. выполнение родительских функций материнства и отцовства; 7. моральное единство семьи; 8. трудовой характер семьи, атмосфера трудолюбия; 9. авторитет родителей; 10. семейные традиции; 11. культура общения; 12. уровень педагогической культуры родителей. Стиль семейного воспитания – устойчиво проявляющиеся способы общения родителей с детьми, демонстрирующие жизненные позиции взрослых и их ценностные ориентации. В педагогике выделяются следующие стили воспитания детей в семье. Гиперопека. Часто встречается в семьях с одним ребенком, особенно если он долгожданный. Имеет два проявления. В первом случае ребенок воспитывается по типу «кумира». Все его желания и прихоти выполняются родителями, им восхищаются, ему все дозволяют. В результате, повзрослев, ребенок представляет собой эгоиста, не желающего и не умеющего заботиться о других, ориентирующегося только на свои интересы. Во втором случае ребенок воспитывается под постоянным бдительным надзором взрослых членов семьи, чрезмерным контролем за его действиями. Он оказывается полностью лишенным самостоятельности, так как все проблемы за него решают его родители. В результате ребенок становится полностью нерешительным, неуверенным в своих силах, не умеющим постоять за себя. Гипопротекция. Также имеет два проявления. В первом случае ребенок воспитывается по типу «Золушки», т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Может проявляться по отношению к старшему ребенку при появлении младшего брата или сестры. Ребенок чувствует, что родители его не любят, или любят меньше, чем других детей. В результате переживаний на этой почве у ребенка могут возникать неврозы, комплекс неполноценности, озлобленность, агрессивность. Во втором случае ребенок, даже будучи одним в семье, воспитывается по типу «беспризорника» в семьях, где родители равнодушны к проблемам и интересам ребенка, не уделяют ребенку должного внимания, так как их волнует только собственная карьера, свои личные проблемы и т.д. В итоге такие дети растут социально заброшенными, предоставленными сами себе, часто попадают в асоциальные компании, пытаясь таким способом найти выход из своего одиночества. Часто бывают озлоблены и агрессивны, с недоверием относясь к взрослым. Бывают робки и безынициативны, испытывая страх перед жизненными трудностями и не зная, где искать поддержку. Жесткое воспитание. Возникает в семьях, где отсутствуют эмоциональный контакт с детьми, так как родители (или один из них) ориентируются на авторитарную лидирующую позицию. Также имеет два проявления. В первом случае родители чрезмерно используют приказы и запреты, не интересуясь мнением сына или дочери. Ребенку «все нельзя». Приказы родителей полностью ограничивают его самостоятельность действий и мыслей, а за малейшую провинность он получает суровое наказание. В такой семье может использоваться метод физических наказаний. Чаще всего это бывает в семьях, где отсутствует авторитет отца, где недостаточный материальный уровень жизни, низкий уровень педагогических знаний родителей. При такой родительской позиции у детей могут возникать невротические срывы, страх; развивается приспособленчество, угодничество, с помощью которых дети стремятся избежать наказаний. В других случаях дети в ответ могут проявлять агрессию, озлобленность, непослушание, протест против «несправедливых» требований. Все это приводит, как правило, к серьезным конфликтам; психическим, нравственным и физическим травмам детей. Во втором случае родители осуществляют воспитание в условиях повышенной моральной ответственности, предъявляемой ребенку. Для этого с малых лет ему внушают мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей (даже если у ребенка нет к этому явных способностей) или же на него возлагаются недетские непосильные заботы (чаще всего в многодетной семье). Родители в этом случае не понимают, что, если требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его возможностям, то они не только не содействуют развитию личности, а наоборот, тормозят это развитие. В итоге у таких детей появляются постоянные навязчивые страхи, боязнь не выполнить родительские планы и указания, при невозможности выполнения планов могут проявиться неврозы, разочарования, депрессия, самоагрессия. Сотрудничество. Стиль воспитания, приводящий к позитивным результатам в развитии личности ребенка. В такой семье родители проявляют к ребенку достаточно внимания, заботы и любви; поддерживают интересы и склонности ребенка, помогают в развитии и реализации его способностей, признавая его право на творческую самореализацию. Родители помогают ребенку разрешать сложные проблемы и ситуации, поощряя его самостоятельность в решении возникших трудностей; обсуждают поступки ребенка, помогая ему правильно оценить свои действия с нравственной точки зрения; демонстрируя такт и равенство во взаимоотношениях, устанавливают с ребенком доверительные доброжелательные отношения. Стоит заметить, что из всех представленных стилей воспитания конструктивным является только «Сотрудничество». Причины неконструктивного родительского воспитания, проявляющегося в трех предыдущих стилях, весьма различны. Выделяют несколько групп таких причин: 1. определенные негативные обстоятельства в жизни семьи (болезнь родителей, низкий материальный уровень жизни, аморальное поведение взрослых и т.д.); 2. низкая педагогическая и социальная культура родителей; 3. личностные нарушения и отклонения характера самих родителей (эгоизм, неустойчивость психики, истеричность, непоследовательность в действиях, слабоволие, деспотичность и т.д.); 4. личностные проблемы родителей, решаемые за счет ребенка (неоправданное расширение сферы родительских чувств; неразвитость родительских чувств – замкнутость на своих проблемах или чувство раздражения к нежеланному ребенку; конфликтность во взаимоотношениях между родителями; эмоциональные нарушения в отношениях к ребенку в зависимости от пола ребенка); 5. предпочтение в ребенке детских качеств и игнорирование его тенденции к взрослению; 6. воспитательная неуверенность родителей – уступки детям во всех их желаниях и неумение не «идти на поводу» у детей; 7. фобия утраты ребенка – преувеличенное представление о его слабости, болезненности, непрактичности и т.д.; проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств. Date: 2016-02-19; view: 1013; Нарушение авторских прав |