Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура детского коллектива, функции коллектива





В структуре детского воспитательного коллектива выделяются общешкольный коллектив и первичные коллективы. Общешкольный коллектив – это единая организация всего учебно-воспитательного учреждения, имеющая общие органы управления жизнью школы. Первичные коллективы формируются по возрастному признаку и по назначению. Их условно можно разделить на три группы: 1) организованные на основе учебной деятельности (классы, факультативные группы, группы взаимопомощи и т.д.), 2) организованные на основе видов деятельности по интересам в условиях школы (кружки, секции, клубы и т.д.); 3) организованные на основе каких-либо видов деятельности школьников по месту жительства (клубы, спортивные команды и т.д.).

Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов самоуправления, координирующих и направляющих его деятельность. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач в первичных коллективах выбираются старосты, и формируется актив. Во многих случаях для выполнения каких-либо мероприятий создаются временные органы (советы, штабы и т.д.), куда входят избираемые учащиеся, которым первичный коллектив поручает исполнение определенных функций. Сплачивающим ядром коллектива, по мнению А.С. Макаренко, является актив, так как в его состав должны подбираться наиболее деятельные и пользующиеся уважением своих товарищей школьники.

Перечисленные выше первичные коллективы, органы самоуправления, а также социальные роли, реализуемые детьми в процессе совместной деятельности (ученик, кружковец, староста и т.д.) представляют собой формальную структуру детского коллектива. Формальная структура коллектива, как правило, задается взрослыми, регистрируется и является результатом целенаправленных усилий педагогов. Для успешного существования звеньев формальной структуры коллектива школы (классов и т.д.) необходимо соблюдение следующих условий в процессе организации его жизнедеятельности: 1) перспектива, на осуществление которой направлена вся коллективная деятельность; 2) максимальная опора на принцип взаимопонимания и взаимообогащения; 3) включение школьников в различные по характеру и содержанию виды деятельности; 4) опора на детское самоуправление (в зрелом коллективе).

Помимо формальной существует и неформальная структура коллектива. Она образуется в процессе межличностного общения членов коллектива и основывается на гамме связей и отношений эмоционально-психологического характера. Неформальная структура коллектива представляет собой малые неформальные микрогруппы, на которые подразделяется детский коллектив на основе симпатии, дружбы, общих интересов и т.д. Такие неформальные микрогруппы могут занимать различное положение в коллективе. Одним могут пользоваться авторитетом и влиять на общее мнение коллектива. Другие – нет. Авторитет некоторых групп может быть ситуативен. Могут существовать группы, которые замыкаются только на своих интересах и не участвуют в жизни всего коллектива. Как правило, в состав микрогруппы входят несколько человек (от 2 до 5). Однако не все члены коллектива могут входить в такие неформальные микрогруппы. К таким учащимся относятся: 1) те, кто имеет основное общение вне класса (клуб, команда и т.д.) и не нуждается в дополнительном общении в классе; 2) дети робкие, закомплексованные, неуверенные в себе и не умеющие наладить с окружающими общение; 3) дети, отверженные коллективом по каким либо причинам.

Ребенок, одновременно являясь членом коллектива и какой-либо неформальной микрогруппы, испытывает на себе двойное влияние. Формирование его личности зависит не только от воспитательного воздействия коллектива, но и от его ориентации на принятые в его микрогруппе ценности, мнения, оценки и т.д. Педагогическая практика показывает, что коллектив лишь тогда является благоприятной средой для развития личности ученика, когда неофициальное положение его в коллективе благоприятно, когда его личный статус среди сверстников достаточно высок. Если же воспитанник не «вписывается» в систему неофициальных отношений коллектива, непопулярен в среде сверстников, коллектив перестает быть по отношению к нему полноценным инструментом его индивидуального всестороннего развития.

По мнению В.А. Сластенина, детский коллектив выполняет три ведущие функции: организационную (детский коллектив становится субъектом управления своей общественно значимой деятельностью), воспитательную (детский коллектив как носитель определенных нравственно-мировоззренческих убеждений); стимулирования (коллектив способствует формированию нравственно-ценных стимулов всех общественно значимых дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.







Date: 2016-02-19; view: 5292; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию