Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семья как специфическая педагогическая система
Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка. А.Герцен. Роль семьи в обществе несравнима по свое силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека. В семье закладываются основы нравственности, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность. Семья – основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональным отношениями и обязанностями друг перед другом. Семейно-брачные отношения прослеживаются в истории человечества с довольно ранних эпох. Уже в неолите (15 – 20 тысяч лет назад) существовали устойчивые общности людей, основанные на естественном половозрастном разделении функций, совместно ведущие хозяйство и воспитывающие детей. В глубинной подоснове семьи лежат физиологические потребности, которые в мире животных носят название инстинкта размножения. Но кроме биологических законов в жизнедеятельности семьи существуют и социальные. Семья – социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свои традиции и специфику. Функции семьи: 1. Репродуктивная. Сложная демографическая ситуация в Беларуси характеризуется довольно короткой средней продолжительностью жизни (69 лет). Для сравнения средняя продолжительность жизни в США, Великобритании – 75 лет. Швеции – 78 лет, Японии – 79 лет. Отношение числа умерших к числу родившихся (уровень депопуляции) в 2000 г. равнялся 1,44, т.е. отсутствует простое замещение поколений. Уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей и, как следствие, увеличение числа однодетных семей вызвано многими причинами: занятость родителей на работе, рост материальных затрат на воспитание ребенка, неблагоприятные бытовые условия, растущие материально-экономические трудности, духовно-материальный кризис и т.д. В Беларуси наблюдается увеличение числа разводов, что влечет увеличение количества неполных семей. Однако здесь также проявляется двойственный характер ситуации, так как во многих случаях устраняется источник негативного влияния на психику ребенка, аморальный пример для подражания. 15% семей в Беларуси являются неполными. Этот показатель включает в себя и семьи, которые стали неполными в связи со смертью матери или отца. Количество детей в Беларуси, родившихся в незарегистрированном браке, в процентном отношении от числа всех рожденных в 2000 г. равнялось 23%. 2. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Традиционно в семье наблюдалось разделение функций: женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремеслами, торговлей и т.п. Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе, активизируют экономическую функцию в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, жилья, наследования и т.д. 3. Функция первичной социализации. Семья является первой и главной социальной группой, которая влияет на формирование личности. Семья обеспечивает раннюю социализацию, формирование психики ребенка, оказывает влияние на его развитие. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, обучение тому социальному опыту, которое накопило человечество, культуре той страны, в которой он живет, ее традициям, нравственным нормам. 4. Воспитательная. Родители были и остаются первыми воспитателями детей. Воспитание в семье – сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности. Личный пример родителей – важнейшее средство воспитания. Характер отношения родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости, способы решения проблем, тон и характер разговоров – все это воспринимает ребенком и становится образцом для его собственного поведения. Опыт, приобретенный в семье, становится подчас единственным критерием отношения человека к окружающему миру. 5. Рекреационная и психотерапевтическая функции. В семье человеке должен быть абсолютно защищенным, принятым, несмотря на статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т.п. Изречение «мой дом – моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая крепкая семья – наиболее надёжная опора, наилучшее убежище, где можно укрыться от проблем внешнего мира, отдохнуть и восстановить силы. Совместный отдых – фактор, благотворно влияющий на крепость семьи. Типы семьи классифицируются по различным признакам: 1. По количеству детей: многодетные, малодетные, однодетные, бездетные. 2. По составу: однопоколенные (только супруги); двухпоколенные (родители и дети); межпоколенные (совместно проживают дети, родители, и родители родителей), неполные (один из родителей). 3. По характеру взаимоотношений: идеальная, средняя, негативная или скандально-раздражительная. 4. По устойчивости семейных отношений: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся. 5. По уровню благополучия: благополучная, псевдоблагополучная, неблагополучная.
Date: 2016-02-19; view: 1046; Нарушение авторских прав |