Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль коллектива в развитии личности





Воспитание учащихся в коллективе, семье и социуме

1. Роль коллектива в развитии личности

2. Понятие «коллектив» и его признаки

4. Структура детского коллектива, функции коллектива

5. Стадии развития детского коллектива, их характеристика.

6. Семья как специфическая педагогическая система.

7. Стили семейного воспитания.

8. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся.

 

 

Роль коллектива в развитии личности

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от уровня развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. В то же время активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива.

Детский воспитательный коллектив отличается богатством и разнообразием видов, форм общественно полезной деятельности и общения. Через коллектив ребенок входит в жизнь общества. Профессор Б.Т. Лихачев в связи с этим раскрывает роль коллектива в развитии личности школьника в следующих аспектах.

Экономический аспект. Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на предприятиях, в кооперативных коллективах обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.

Социальный аспект. Коллектив развивает в детях такие социальные качества как стремление к справедливости и согласию, гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, доброжелательность, чувство взаимопомощи и др.

Нравственный аспект. Сущность открытых доброжелательных отношений в коллективе помогает школьникам осознать общественную мораль как ответственность за свои слова и действия друг перед другом, перед самими собой, коллективом и обществом.

Культурно-эстетический аспект. Организованное и свободное общение детей в коллективе стимулирует каждого ребенка к накоплению впечатлений, содержательному обмену духовными ценностями, повышению эстетического уровня отношений, эстетической организации всей жизни и деятельности.

Юридический аспект. Правовое просвещение, соединенное с практическим освоением детьми в коллективе прав и обязанностей, является важным фактором формирования и укрепления их правосознания.

Психологический аспект. Каждый ребенок испытывает потребность в коллективном общении, психологической совместимости с другими детьми в деловом и дружеском общении, поддержке со стороны коллектива в инициативе и творческих начинаниях.

Организационный аспект. Дети интуитивно стремятся к организации, которая ставит их в деловые отношения руководства и подчинения, взаимной требовательности и взаимопомощи.

Педагогический аспект. Коллектив оказывает воспитательное воздействие как всех составляющих его детей, так и на каждого ребенка в отдельности.

2. Понятие «коллектив» и его признаки

Слово «коллектив» происходит от латинских слов (лат. colligo означает «объединяю» и лат. collectivus – собирательный). Таким образом, своим значением слово коллектив показывает на объединение людей, на существование между ними определенных отношений. Рассмотрим сущность коллектива на основе его существенных признаков в философском, психологическом и педагогическом аспектах.

Философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного и общественного интереса и их учет в управлении развитием общества. Философ Н.И. Лапин дал следующее определение коллектива: «Сущность коллектива состоит в том, что в нем непосредственно соединяются общественные, групповые и индивидуальные потребности и интересы, формируются общие для большинства его членов цели, нормы и правила поведения». Отсюда можно вывести следующие признаки коллектива: 1) объединение свободных и равноправных людей; 2) отсутствие непримиримых противоречий; 3) наличие общественно значимых целей и организация совместной деятельности; 4) сочетание личных, групповых и общественных интересов.

Психология интересуется закономерностями коллективообразования, взаимоотношениями коллектива и личности на психологическом уровне, структурой и становлением системы деловых и личных отношений. По мнению психолога Л.П. Буева, коллектив – это «такой социальный организм, в котором люди объединены не только системой объективных взаимоотношений, но и возникающими на их основе прочными «психологическими связями». Отсюда можно заключить, что в коллективе есть своя специфическая «психология», проявляющаяся в особенностях коллективного мышления и коллективном мнении; в общности оценок, норм отношений, поведения; в характере требований коллектива к каждому члену. Исходя из этого можно вывести еще один признак коллектива: 5) наличие сложной психологической структуры (климата, атмосферы), объединяющей его членов, координирующей их действия, дополнительно стимулирующей и развивающей каждую личность посредством взаимного обогащения.

Педагогику интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для гармоничного развития личности, т.е. как инструмент для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив. В этом отношении интересно определение коллектива, данное: А.В. Мудриком: «Коллектив – сложное педагогическое явление, имеющее определенные цели, задачи, организационную структуру, систему жизнедеятельности, органы самоуправления». Это определение как нельзя лучше перекликается с характеристикой коллектива, данной в начале ХХ в. А.С. Макаренко: «Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимосвязь, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» (Макаренко А.С. Сочинения. Т.5. – С.229). Современная трактовка коллектива И.Ф. Козловым как научно-организованной системы воспитывающей детской жизни показывает, что только в процессе коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.

Исходя из этого, мы можем вывести еще один признак коллектива: 6) воспитательное влияние коллектива на личность. При этом воспитательная эффективность коллектива зависит от того, насколько отразились в нем ведущие отношения и ценности общества, насколько его жизнедеятельность становится базой для накопления школьниками положительного социального опыта, а сам коллектив превращается для каждого его члена в арену самовыражения и самоутверждения.

 

Date: 2016-02-19; view: 2238; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию