Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Роль коллектива в развитии личностиСтр 1 из 16Следующая ⇒
Воспитание учащихся в коллективе, семье и социуме 1. Роль коллектива в развитии личности 2. Понятие «коллектив» и его признаки 4. Структура детского коллектива, функции коллектива 5. Стадии развития детского коллектива, их характеристика. 6. Семья как специфическая педагогическая система. 7. Стили семейного воспитания. 8. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся.
Роль коллектива в развитии личности Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от уровня развития коллектива, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. В то же время активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. Детский воспитательный коллектив отличается богатством и разнообразием видов, форм общественно полезной деятельности и общения. Через коллектив ребенок входит в жизнь общества. Профессор Б.Т. Лихачев в связи с этим раскрывает роль коллектива в развитии личности школьника в следующих аспектах. Экономический аспект. Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на предприятиях, в кооперативных коллективах обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду. Социальный аспект. Коллектив развивает в детях такие социальные качества как стремление к справедливости и согласию, гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, доброжелательность, чувство взаимопомощи и др. Нравственный аспект. Сущность открытых доброжелательных отношений в коллективе помогает школьникам осознать общественную мораль как ответственность за свои слова и действия друг перед другом, перед самими собой, коллективом и обществом. Культурно-эстетический аспект. Организованное и свободное общение детей в коллективе стимулирует каждого ребенка к накоплению впечатлений, содержательному обмену духовными ценностями, повышению эстетического уровня отношений, эстетической организации всей жизни и деятельности. Юридический аспект. Правовое просвещение, соединенное с практическим освоением детьми в коллективе прав и обязанностей, является важным фактором формирования и укрепления их правосознания. Психологический аспект. Каждый ребенок испытывает потребность в коллективном общении, психологической совместимости с другими детьми в деловом и дружеском общении, поддержке со стороны коллектива в инициативе и творческих начинаниях. Организационный аспект. Дети интуитивно стремятся к организации, которая ставит их в деловые отношения руководства и подчинения, взаимной требовательности и взаимопомощи. Педагогический аспект. Коллектив оказывает воспитательное воздействие как всех составляющих его детей, так и на каждого ребенка в отдельности. 2. Понятие «коллектив» и его признаки Слово «коллектив» происходит от латинских слов (лат. colligo означает «объединяю» и лат. collectivus – собирательный). Таким образом, своим значением слово коллектив показывает на объединение людей, на существование между ними определенных отношений. Рассмотрим сущность коллектива на основе его существенных признаков в философском, психологическом и педагогическом аспектах. Философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного и общественного интереса и их учет в управлении развитием общества. Философ Н.И. Лапин дал следующее определение коллектива: «Сущность коллектива состоит в том, что в нем непосредственно соединяются общественные, групповые и индивидуальные потребности и интересы, формируются общие для большинства его членов цели, нормы и правила поведения». Отсюда можно вывести следующие признаки коллектива: 1) объединение свободных и равноправных людей; 2) отсутствие непримиримых противоречий; 3) наличие общественно значимых целей и организация совместной деятельности; 4) сочетание личных, групповых и общественных интересов. Психология интересуется закономерностями коллективообразования, взаимоотношениями коллектива и личности на психологическом уровне, структурой и становлением системы деловых и личных отношений. По мнению психолога Л.П. Буева, коллектив – это «такой социальный организм, в котором люди объединены не только системой объективных взаимоотношений, но и возникающими на их основе прочными «психологическими связями». Отсюда можно заключить, что в коллективе есть своя специфическая «психология», проявляющаяся в особенностях коллективного мышления и коллективном мнении; в общности оценок, норм отношений, поведения; в характере требований коллектива к каждому члену. Исходя из этого можно вывести еще один признак коллектива: 5) наличие сложной психологической структуры (климата, атмосферы), объединяющей его членов, координирующей их действия, дополнительно стимулирующей и развивающей каждую личность посредством взаимного обогащения. Педагогику интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для гармоничного развития личности, т.е. как инструмент для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив. В этом отношении интересно определение коллектива, данное: А.В. Мудриком: «Коллектив – сложное педагогическое явление, имеющее определенные цели, задачи, организационную структуру, систему жизнедеятельности, органы самоуправления». Это определение как нельзя лучше перекликается с характеристикой коллектива, данной в начале ХХ в. А.С. Макаренко: «Коллектив – это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимосвязь, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» (Макаренко А.С. Сочинения. Т.5. – С.229). Современная трактовка коллектива И.Ф. Козловым как научно-организованной системы воспитывающей детской жизни показывает, что только в процессе коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков. Исходя из этого, мы можем вывести еще один признак коллектива: 6) воспитательное влияние коллектива на личность. При этом воспитательная эффективность коллектива зависит от того, насколько отразились в нем ведущие отношения и ценности общества, насколько его жизнедеятельность становится базой для накопления школьниками положительного социального опыта, а сам коллектив превращается для каждого его члена в арену самовыражения и самоутверждения.
Date: 2016-02-19; view: 2378; Нарушение авторских прав |