Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности богослужения на Светлой седмице
Вся седмица, называемая Светлой, есть как бы один великий праздник Пасхи1. Отцы Церкви и 66-е правило VI Вселенского Собора повелевают верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в псалмах и пениях духовных, торжествуя и радуясь о Воскресшем Господе. Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах — в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, начиная с первого дня Пасхи, во всю седмицу и закрываются только в субботу перед 9-м часом. Во всю Пасхальную седмицу начало и конец церковных служб совершается так же, как и в первый день (но крестный ход бывает в последующие дни не перед утреней, а после литургии). На утрени к каждой песни пасхального канона прибавляются Богородичны (творение Феофана и Иосифа), напечатанные в Цветной Триоди. Каждение священник совершает с Крестом и трисвечником (или свечой), а малые ектении произносятся только после 3-й, 6-й и 9-й песни. Литургия 2 совершается точно так же, как и в первый день. Прокимен, Апостол, Аллилуиарий и Евангелие на каждый день Светлой седмицы – особые, причем Евангелие читается только одним диаконом (то есть на одном языке). Причастен во все дни — один и тот же: «Тело Христово приимите...». В субботу после литургии разрезается и раздается молящимся артос. Перед этим читается молитва (из Требника) на раздробление артоса. Вечерня предваряется пасхальным 9-м часом и имеет то же последование, что и в первый день, только на ней совершается вход с кадилом, а не с Евангелием. (Евангелие не читается). Глас стихир каждого дня разный. Примечание. Если в Светлую седмицу (за исключением первого дня) случится праздник великого святого, например, св. великомученика Георгия (23 апреля) или храмовой праздник, то к песнопениям Пасхи присоединяются стихиры, тропарь, канон и другие песнопения в честь святого. На вечерне читаются пареимии, на утрени бывает полиелей, степенна — 1-й антифон 4-го гласа, читается Евангелие и молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» Канонов два: пасхальный на 8 и святого на 6. Катавасия — ирмосы пасхального канона. Великое славословие не бывает. По 9-й песни — светилен Пасхи, «Слава» – святому, «И ныне» — Пасхи. На хвалитех — стихиры воскресные — 3 и святого — 3. Затем – стихиры Пасхи со стихами их, «Слава» — святого, «И ныне» — «Воскресения день...», «Христос воскресе...» (трижды), «Слава» — тропарь святого, «И ныне» — Богородичен воскресный. Далее — ектении и отпуст с Крестом, как в первый день (поминается и святой)1. На литургии — Апостол, Евангелие и причастен дня и святого. Есть обычай в пятницу Светлой седмицы совершать последование в честь обновления храма Пресвятой Богородицы «Живоносный (Живоприемный) Источник». На вечерне и утрени присоединяются особые стихиры в честь Богородицы, а также канон Никифора Каллиста (XIV в.). На литургии — прокимен, Апостол и Евангелие дня и Богородице. После литургии обычно совершается освящение воды. Порядок таков (в практике Троице-Сергиевой Лавры). После литургийного отпуста священнослужители выходят к сосудам с водой, и диакон произносит: «Благослови, Владыко». Возглас священника: «Благословен Бог наш...», и священнослужители поют трижды «Христос воскресе…», а затем стихи: «Да воскреснет Бог...» и другие с тропарем Пасхи. В это время совершается малое каждение. Затем — «Бог Господь», тропари «К Богородице прилежно…», «Еже радуйся, Ангелом приимшая...» и другие. Далее – прочее последование малого освящения воды. При погружении Креста в воду поется: «Спаси, Господи, люди Твоя...». И сразу бывает крестный ход. По другой практике, освящение воды совершается после заамвонной молитвы. Хор поет (трижды) «Христос воскресе». Настоятель произносит возглас: «Благословение Господне на вас...», и сразу хор поет: «Еже радуйся Ангелом приимшая...» и т.д.
Неделя Антипасхи (Фомина) Светлая седмица заканчивается воскресеньем, являющимся как бы заменой (повторением) самого дня Пасхи, отчего оно и названо Антипасхою (в переводе с греческого — «вместо Пасхи»). В Уставе Неделя Антипасхи именуется также Новой, так как в этот день как бы обновляется память Воскресения Христова, т.е. воспоминаются события, когда Христос являлся апостолам и женам-мироносицам. В девятый день Господь благоволил обновить радость Своего Воскресения новым явлением апостолам, в том числе и Фоме, который осязанием язв Господа удостоверился в действительности Его Воскресения. В воспоминание этого события Неделя Антипасхи получила еще название Недели о Фоме, или Фомина воскресенья. Наименование Фомина воскресенья Новой Неделей указывает и на необходимость нашего собственного внутреннего, духовного обновления. В тропаре праздника явившийся Фоме воскресший Господь прославляется как «всех Воскресение», как Тот, Кто обновляет в нас «дух правый» («дух правый теми — т.е. апостолами — обновляя нам...»). Крест Христов завершился преславным Воскресением Господа, «отгнавшим мрачную зиму нашего греха», соделавшим нас «новою тварью». Наступила весна обновления душ наших. Вся служба в Неделю Фомину побуждает верующих пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды – Христу и с укрепленной верой искренно, радостно воскликнуть вместе с Фомой: «Господь мой и Бог мой».
Date: 2016-01-20; view: 2475; Нарушение авторских прав |