Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности служб от Недели святых жен-мироносиц до отдания Пасхи
Всего Недель до отдания Пасхи — шесть, а до Пятидесятницы – семь: 1-я Неделя — Пасхальная, 2-я — Фомина, 3-я — святых жен-мироносиц, 4-я — о расслабленном, 5-я — о самаряныне, 6-я — о слепом, 7-я — святых отцев Первого Вселенского Собора. По своим воспоминаниям эти Недели (воскресенья) и седмицы относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа, вознесшегося на небеса и ниспославшего Святого Духа Своим апостолам и ученикам. Третья Неделя по Пасхе носит название Недели святых жен-мироносиц. Святая Церковь в своем богослужении в эту Неделю побуждает нас мысленно перенестись от Голгофы ко Гробу Христову и Его славному Воскресению, которого удостоились увидеть первыми жены-мироносицы. В богослужении этой Недели из всех близких ко Христу учеников особенно трогательными чертами описывается великий подвиг преданности и любви к своему Учителю и Господу святых жен-мироносиц: «Почто мира с милостивными слезами, о, ученицы, растворяете?» Пример жен-мироносиц показывает, как много тепла, сострадания и любви Господь вложил в душу женщины, которая, благодаря этому, способна на великие дела любви и самопожертвования, если она будет жить во Христе и со Христом, как заповедует апостол, «в неистлении кроткаго и молчаливаго духа» (1 Петр. 5, 4)1. Евангелие, читаемое на утрени (Мк., зач. 71-е) и на литургии (Мк., зач. 69-е) этой Недели и повествующее о погребении Господа, Его Воскресении и явлении мироносицам, поучает нас, что вера и усердие не остаются без вознаграждения. Усердие мироносиц к Спасителю было вознаграждено прежде всего радостной вестью им о Воскресении Его, а затем и явлением Его Самого. Поступок же «благоразумного Иосифа, положившего тело Господа в новом гробе, — говорит св. Григорий Нисский, — да будет для нас правилом, чтобы мы, получив Дар Тела и Крови Христовых, не полагали их во гробе сердца, исполненном мертвых костей и всякой нечистоты». На воскресной утрени этой Недели после «Бог Господь» поются песнопения Великой Субботы — три тропаря: «Егда снизшел еси к смерти...» (дважды), «Слава»: «Благообразный Иосиф...», «И ныне»: «Мироносицам женам...». В четвертую Неделю — о расслабленном — Церковь воспоминает чудесное исцеление расслабленного Господом Иисусом Христом во второй год Его евангельской проповеди, в день иудейской Пятидесятницы. Вместе с тем, в исцелении расслабленного мы видим благовестие о силе и славе Христа распятого и воскресшего, Который озарил вселенную светом Своего Воскресения, и для всех Он — «Божия сила и Божия премудрость» (1 Кор. 1, 23-24). Вместе с воспоминанием об исцелении расслабленного в некоторых тропарях канона на утрени этой Недели прославляется св. Архистратиг Михаил, потому что Евангелие о расслабленном повествует о возмущении Ангелом Господним воды в купальне Силоамской. В среду 4-й седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы. В этот день воспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой разумевается благодатное учение Христово и благодатные Дары Святого Духа. Об этой воде говорится и в тропаре Преполовения: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе». Вся служба праздника Преполовения совершается по Триоди. Накануне праздника совершается великая вечерня, на которой стихословится не «Блажен муж», а рядовая кафизма, бывает вход с кадилом и читаются три паримии. На утрени полиелея нет. Канон — по Триоди. (Канон Пасхи не поется). Катавасия: «Море огустил еси…». Вместо «Честнейшую» (на утрени) и вместо «Достойно» (на литургии) поется ирмос 9-й песни канона: «Чужде матерем девство...». Поется великое славословие. В этот день после литургии бывает по обычаю водоосвящение в воспоминание учения Христа Спасителя о живой воде благодати Святого Духа. Преполовение празднуется 8 дней. Отдание — в среду 5-й седмицы. В отдание на литургии поется задостойник: «Чужде матерем девство…», но в промежуточные дни между Преполовением и его отданием — задостойник Пасхи: «Ангел вопияше» и «Светися, светися». В пятую Неделю — о самаряныне — святая Церковь воспоминает евангельскую беседу Господа Иисуса Христа с женщиной-самарянкой (Ин., зач. 12-е). В службе этой Недели говорится о том, как Господь Иисус Христос Своим благодатным словом, живой мудрой беседой перерождал души людей, восставлял духовно падших, возвращал на прямой истинный путь сбившихся с этого пути. Так, самарянка, «познав благосердие Господа», подавшего ей воду жизни, и «напившись обильно водой Премудрости Божией», унаследовала Царство Небесное и явилась «приснославной»1. Служба Недели о самаряныне поется четыре дня: в воскресенье, четверг, пятницу и субботу. В понедельник же и вторник — службы попразднства Преполовения, а в среду — отдание Преполовения. В шестую неделю — о слепом — воспоминается дарование зрения Христом Спасителем слепорожденному в Иерусалиме в третий год Его евангельской проповеди (Ин., зач. 34-е). Это чудо, подобно выше воспоминавшимся в предшествующие Недели событиям, также являет Божественную силу и славу Воскресшего Господа, Который есть «Света Податель, от Света сый Свет»2. Богослужебные песнопения отмечают и второе чудо — чудо духовного прозрения слепого, чудо постепенного нарастания веры исцеленного в Господа Иисуса Христа. Вся служба Недели о слепом, составленная богодухновенными отцами, проникнута глубокими мыслями и разнообразными святыми чувствами. «Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тьме Свет пресветлый». Отдание Пасхи совершается в среду 6-й седмицы по Пасхе. Одновременно начинается предпразднство (один день) Вознесения. Служба отдания совершается подобно тому, как бывает она в Господские двунадесятые праздники. Начало вечерни, утрени и литургии – такое же, что и в Светлую седмицу: священник с Крестом, пасхальным трисвечником и кадилом творит перед престолом начальный возглас и затем поет стихи: «Да воскреснет Бог…» и другие. Далее — прочее.(Но отпуст пасхальный бывает только после литургии: «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый...» с воспоминанием святого дня, а в конце других служб — воскресный обычный). На утрени после кафизмы поется «Воскресение Христово видевше». Канонов три: Пасхи, Недели о слепом и предпразднства Вознесения. На 9-й песни «Честнейшую» не поется, но поется ирмос 9-й песни пасхального канона с припевами, как на первый день Пасхи, и после канона — ексапостиларий пасхальный: «Плотию уснув…» (дважды), а второй — Недели о слепом. Часы читаются обычные, а не пасхальные. После литургии священнослужители снимают Св. Плащаницу с престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называемую гробницу). Особого чина для этого в Уставе нет.
Date: 2016-01-20; view: 1112; Нарушение авторских прав |